Рефераты. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса






Научная политика правительства направлена на:

·     создание резерва фундаментальных научных идей и способствование подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий,

·     снижение финансового риска научно-технических проектов,

·     осуществление посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки,

·     в выправление диспропорций в научной сфере, ликвидацию отставания материально-технической базы науки, развитие информационной базы научных исследований [Кокурин Д.И, 1998]

Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность (ИД) как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах Правительства РФ, министерств в ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2 % ВВП, причем более 50 % этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6–2,7 % ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7 % до 3,1 % от ВВП [1].

В нашем исследовании считаем целесообразным обозначить, что многоплановыми были задачи и приоритеты 2006 года направленные на научно-исследовательские работы:

•     проблема тематического планирования и единого заказ-наряда;

•     поддержка ведущих научно-педагогических коллективов вузов;

•     реорганизация системы головных научных советов;

•     развитие приборной базы в интересах фундаментальных исследований;[[1]]

•     развитие системы грантовой поддержки ученых, в том числе на основе долевого участия регионов;

•     поддержка молодежной политики в науке и развитие НИРС;

•     развитие исследований в интересах модернизации образования;

•     формирование федеральной сети высокопрофессиональных научно-образовательных центров и МИОНов;

•     развитие сотрудничества с администрациями регионов в сфере образования и науки на региональном уровне;

•     развитие сотрудничества с академическими научными учреждениями в рамках программы «Интеграция» и на другой основе;

•     совершенствование системы аспирантуры, докторантуры и подготов­ки кадров высшей квалификации;

•     проблема финансирования исследований с учетом того нового, что мы планировали реализовать в истекшем году. Научный потенциал системы образования представлен в таблице 1.

Таблица 1 Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России


Количество высших учебных заведений

334

Количество научных организаций

159

Общая численность работников

435153

Профессорско-преподавательский состав

186132

Научные работники, специалисты, работники сферы научного обслуживания

32203

Доктора наук

23128

Кандидаты наук

98184


Далее обратимся к комплексу мер по стимулированию науч­ной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе:

• меры финансовой поддержки научной, научно-технической и ин­новационной деятельности. Итоги финансирования за десятилетний период в относительных единицах доли ВВП и расходной части бюджета приведены на рис.1 и в абсолютных единицах в сопоста­вимых ценах — на рис. 2. Более крутой наклон на втором рисунке говорит о том, что экономика растет быстрее, чем бюджетные затраты на науку. И это хорошо, потому что только на бюджетные затраты ориентироваться просто невозможно. Перспектива определена Президентом РФ в «Основах...» (в частности, бюджетный рост науки — 06 раздел бюджетной классификации — с 39,9 до 46,0 млрд. руб. с 2003 до 2004 г).

Научно-технический потенциал России: финансирование


Рис. 1


Научно-технический потенциал России: финансирование (в постоянных ценах 1991.,млн.руб.)


Рис.2

На рис. 3 представлена структура затрат на науку по годам: с 1991-го по нынешний год. Видно, что от чисто бюджетного финансирования мы отходим, появляется ряд внебюджетных источников: собственные средства, средства фондов, финансирование из реального сектора экономики.


Научно-технический потенциал России:

затраты на ИР по источникам финансирования


Рис.3


Доли затрат на науку по источникам финансирования показывают, что мы стремимся к мировой структуре соотношения бюджетной и внебюджетной части, но достигнем ее еще не скоро. Это станет возможным тогда, когда совершится переход от сырьевого типа нашей экономики к экономике, основанной на знаниях (рис. 4)


Рис. 4


•    меры по повышению престижа научно-технической деятельности в вузах, безусловно, эти меры могут быть реализованы в широких масштабах;

•    меры по совершенствованию государственного сектора науки — оптимизация структуры, повышение эффективности использования бюджетных средств и пр.;

В перечень организаций, выполняющих исследования и разработки, со­гласно действующей статистике, включаются государственные и негосудар­ственные структуры, всего их более четырех тысяч (таблица 1). Очевидно, что структура научно-технического комплекса также нуждается в совершен­ствовании и оптимизации.

Таблица 1. Организации, выполняющие исследования и разработки


Год

 1997

1999

2001

Всего

 4137

4089

4037

Государственный сектор

в том числе:

 1223

1221

1248

Академические — всего

 804

782

819

из них




РАН

443

454

453

РАСХН

291

266

300

РАМН

70

62

66

Предпринимательский сектор

 2336

2305

2213


•    меры по укреплению материально-технической базы научно-технического комплекса и повышению эффективности использования государственного имущества — Закон о государственных унитарных предприятиях, ряд других мер;

•    меры по эффективному использованию результатов научной и научно-технической деятельности — особенно важное значение имеют вопросы определения правового статуса результатов НИОКР, использования результатов интеллектуальной деятельности;

•    меры государственного регулирования развития науки и технологий (создание федеральных центров науки и высоких технологий, развитие федеральных целевых программ, важнейшие инновационные проекты государственного значения и пр.).

С позиций научных исследований важно, что продолжается дискуссия в толковании таких понятий, как: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «инвестиции производственного назначения» и т.д. На наш взгляд, многими авторами справедливо подчеркивается, что многообразие толкований этих понятий имеет место в силу различных форм их проявления в соответствии с изменяющимися условиями рынка.

Во-первых, инвестиции - это, безусловно, вложение капитала в любую деятельность с целью получения прибыли или другого положительного эффекта. Эта обобщенная формулировка в принципе раскрывает понятие «инвестиции», однако не дает комплексного представления о сложном, многофункциональном, многоцелевом движении материальных и нематериальных активов, трансформирующихся при определенных обстоятельствах в объекты инвестиций. Во-вторых, было бы не точным и не полным определять инвестиции лишь как определенную совокупность затрат в долгосрочной перспективе, ибо затраты эти могут и не носить инвестиционный характер. В-третьих, их нельзя отождествлять с капитальными вложениями и только, хотя оба эти понятия близки по смыслу.

Таким образом, совершенно очевидно, что при всех дефинициях данного понятия, сложно дать точное, емкое и одновременно полное определение инвестиций. Вместе с тем, с позиций теории финансов, инвестиции можно определить как совокупность экономических отношений по поводу привлечения и размещения капитала в инвестиционные проекты, способствующих более динамическому развитию экономики страны и ее социальной сферы. Данная формулировка дана с позиций макроэкономических интересов, поскольку ни одна предложенная ранее не раскрывает полноты инвестиционных процессов, связанных, прежде всего, с финансовыми основами формирования инвестиций, с инновациями, новейшими технологиями, ноу-хау, задающих в конечном итоге более высокие темпы экономического и социального развития страны.

Проведенное исследование показало, что понимание сущности инвестиций не ограничивается их способностью зарабатывать деньги. Например, как в этом случае, относится к венчурным инвестициям, риск которых в условиях нашей страны предопределен. Естественным образом возникает вопрос: для чего государство ищет всевозможные способы привлечения средств предприятий и частных лиц, как самого дешевого источника финансирования любых инвестиционных проектов. В то же время понимание сущности инвестиций важно, но может ограничиться несколькими выводами:

1. Инвестиции экономические отношения, характеризующиеся особыми способами привлечения и размещения финансового капитала, с целью достижения макроэкономического эффекта.

2. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли и достижения другого положительного эффекта.

3. Инвестиции - самый доступный и дешевый способ инновационного развития.

В диссертации раскрыта сущность инвестиций через определение инвестиционного рынка и модели инвестиционного процесса, соответствующих закономерностям и особенностям движения современного финансового капитала и социально-экономического развития страны. Инвестиционный рынок, как совокупность инвестиционного спроса и предложения, сбалансированность которых определяется уровнем цен на инвестиции, точен в условиях совершенного рынка, где роль государства как регулятора этих отношений минимальна. Однако данная модель не совсем адаптивна к условиям российской экономики и ее регионам. Исследовав специфику современного развития российской экономики и ее регионов, нами сделан вывод о том, что инвестиционный рынок следует определять еще и по функциональному признаку. В таком ракурсе инвестиционный рынок представляет собой совокупность различных способов (бюджетных, кредитных, фондовых) привлечения инвестиционных ресурсов с целью достижения положительного эффекта на макро и микро-уровнях.

Инвестиционный рынок в России может быть представлен в настоящее время только с позиций данного определения, поскольку находится еще на стадии формирования. В этой связи в работе усилены акценты на роли, формах и границах государственного финансового вмешательства в инвестиционный процесс. Модели инвестиционного процесса, схожие по сущности (совокупность движения инвестиций различных форм и уровней), могут отличаться по формам, структуре в зависимости от приоритетов и целей проводимой экономической политики. В диссертации аргументируется, что различную систему хозяйствования, соответствующую определенному этапу развития, эти модели могут отражать (планово-распределительную, рыночную, смешанную).

В настоящее время инвестиционный процесс в России предполагает использование смешанных форм привлечения инвестиций. В этой связи его модель должна отражать, прежде всего, государственные интересы в области развития отраслей, как перспективных источников и потребителей инвестиций, а также способствовать решению социальных задач в рамках целостного государства. В этой связи государству необходимо четко опре­делить приоритеты, методы, формы и границы своего финансового и иного вмешательства в инвестиционный процесс, установить жесткий контроль за исполнением инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично из бюджетных средств, обеспечить гарантии (страховые, кре­дитные, налоговые, административные) для частных инвесторов. Вместе с тем необходимо развивать и рыночный сектор привлеченных инвестиций посредством расширения функций и статуса финансовых инвестиционных институтов, закрепленных законодательно. Эффективной может считать­ся та модель инвестиционного процесса, которая отражает совокупность интересов всех субъектов инвестиционной деятельности на определенном этапе развития общества.

Перейдём к анализу понятия «инновация», которое появилось в научных исследованиях в XIX веке и первоначально означало проникновение некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации жизнедеятельности, в том числе производства).

В современной литературе весьма распространенным является двоякое толкование сущности инновации. Так, например, по мнению Д.М. Гвишиани и В.И. Громека, нововведение, с одной стороны, «есть процесс доведения технического изобретения до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект», а с другой стороны - «конечный результат этого процесса, т.е. изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования продукта или товара, появившегося в результате процесса нововведения в первом значении этого понятия»[19, С. 5].

Инновации есть результат деятельности по обновлению, то есть преобразованию предыдущей деятельности, приводящему к замене одних элементов на другие либо дополнению уже имеющихся новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности: определяются цели изменения, разрабатывается новшество, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически или морально. При преодолении инерции сложившегося порядка почти всегда возникает проблема последствий – ожидаемых, желаемых и вредных.

Так, Е. Дихтль и Х. Хершген утверждают, что под «инновацией понимается ввод новых продуктов, причем следует различать подлинно инновационные продукты и новые лишь в производственной программе данного предпринимателя. Подлинные инновации предполагают новое решение потребительской проблемы или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было товара....» [36 ,С. 58-59].

Весьма распространенным является определение инновации как «процесса внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов» [101, С. 21]. В этом отношении характерным является суждение В. Кингстона о том, что инновация – «это процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями или преобразование идей в конкретные предметы» [43, С. 18].

Исследуя «большие циклы» (на западе их называют «длинные волны»), Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что такие циклы образуются от каждого базового нововведения и представляют собой множество вторичных совершенствующих нововведений. Его теория позволила увидеть возможность ускоренного преодоления очередного циклического кризиса в экономике посредством внедрения радикальных технико-экономических инноваций.

Основной недостаток подобного подхода к трактовке инноваций состоит в том, что их ассоциируют с процессом освоения новой продукции или технологии, не учитывая происходящие изменения в социально-экономической сфере. Между тем, их значение постоянно возрастает в силу того, что сами улучшения в технической базе производства в значительной мере определяются качеством организации и управления деятельностью промышленного предприятия.

Аналогичное суждение высказывает Л.С. Бляхман, который рассматривает нововведение (техническое, технологическое, организационное, социально- экономическое) как «целенаправленное изменение сознательно вносимое в процесс воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. Под нововведением имеется в виду процесс его создания, освоения, распространения, а результат - новые изделия, технологии, формы и методы организации производства, труда и управления, приносящие социально-экономический эффект» [14, С. 3].

По определению Н.И. Лапина, нововведение или инновация - это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» [71, С. 150].

Двойственность трактовки термина «инновация» приводит к смещению понятий, что затрудняет процесс целеполагания. Это, в свою очередь, влечет за собой разные подходы к пониманию эффективности инновационной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, необходимо четкое разграничение понятий.

В то же время многие исследователи полагают, что инновации следует рассматривать как изменение состояния того или иного объекта (системы). Впервые такой подход к определению инновации предложил И. Шумпетер, который ввел в научный оборот понятие «осуществление 11 новых комбинаций». Согласно И. Шумпетеру, новые комбинации представляют собой изменение производства и рынка и осуществляются в следующих случаях:

-    производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага, или создание нового качества того или иного блага;

-    использование нового, т.е. в данной отрасли промышленности практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в новом способе коммерческого использования существующего товара;

-    освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.