Однако НИР этого типа несут для университетов как выгоды (дополнительные к бюджету средства), так и опасности (высокая вероятность возникновения конфликта этих НИР с целями университета). Поэтому решение о проведении подобных НИР должно выноситься в зависимости от характеристик каждого конкретного проекта. Главным критерием, на наш взгляд, должна быть совместимость с основными целями и функциями университета. Здесь имеет смысл сформулировать условия, гарантирующие соблюдение интересов университета (право исполнителей на публикацию результатов, право на адекватное вознаграждение, право студентов на полноценное, "качественное" обучение и пр.).
Исходя из данной установки, что касается студентов и аспирантов, принимаемых в университетских комплексах, то они, наряду с необходимым багажом знаний и интеллектуальной смекалки, должны быть весьма сильно внутренне мотивированы на получение высококлассного образования, исследовательских и инновационных навыков.
Учитывая, что в настоящее время для отбора студентов в нынешних условиях проводится система тестов, которая вытекает из признания трех непреложных фактов:
1) биологической обусловленности способностей к исследованиям;
2) наличия сильных различий между индивидами по степени одаренности и силе мотивации;
3) дифференциации системы школьного образования, с одной стороны, и столь же резкой стратификации населения по уровню дохода, что является основой отбора интеллектуальной элиты будущей отечественной экономики.
Резюмировать сказанное можно с уточнением, что передача результатов науки и техники обучаемым, включает их в научно-творческий процесс университетского комплекса. Речь идет о мощной и высококачественной системе научно-образовательного трансферта, требуя особого внимания процедуре защиты диссертационных исследований и новых технологий обучения.
В настоящее время в значительной части случаев вероятность диссертационного успеха тем выше, чем выше внешние условия для проведения научных изысканий соискателя, т.к. главная цель в современном университете формирование творческой личности, креативного исследователя, способного к самореализации в созданных научных школах университета и возможности своего дальнейшего участия в их развитии.
Инновационно-образовательная деятельность в вузе требует системного подхода, поддержки, управления.
Университетский комплекс, опираясь на свои высококомпетентные научные кадры осуществляют технологические, экономические и социальные инновации, и в условиях современной информационной базы создают данный продукт, соответствующий стандартам мировой науки и делают его конкурентоспособным.
Управление интеграционными процессами и организационных формах в системе "наука – высшее образование" с учетом зарубежного опыта основывается, прежде всего, на наборе стимулов, поддерживающих создание и функционирование исследовательских университетов. Интеграция академических НИИ и вузов в России отвечает интересам общества и государства, а также собственным, рационально понятым интересам науки и высшего образования. Поэтому данный корпоративный союз имеет право выбора форм, темпов и конкретных партнеров по интеграции, а в рамках взаимосоглашений создает необходимые для реализации этого права предпосылки.
На наш взгляд в своей основе корпоративная деятельность в университетских комплексах должна строиться на следующем содержании этого процесса:
Ø цели, достижение которых желательно с точки зрения общенациональных интересов;
Ø критерии приоритетности государственной поддержки;
Ø принципы регулирующего государственного воздействия, адекватные новым условиям функционирования науки и производства.
Ø целями интеграционного процесса, с точки зрения государства, могут быть:
Ø реструктуризация национального исследовательского потенциала;
повышение эффективности государственных капиталовложений в сферу науки и образования;
Ø обеспечение национальной экономики новыми идеями и инновационно-мыслящими кадрами.
Под реструктуризацией мы подразумеваем два самостоятельных процесса (хххххх):
1. Изменение дисциплинарной структуры исследований, а именно расширение обучения и исследований в тех областях знания, которые являются основой высокотехнологичных отраслей, составляющих ныне "костяк" любого жизнеспособного национального экономического организма.
2. Изменение территориальной структуры национального потенциала, а именно: усиление региональных научно-учебных центров.
Наращивание исследовательского потенциала – общее направление эволюции университетов, равно как и стремление многих академических НИИ к образовательной деятельности. Однако по различным причинам разные университеты и НИИ России находятся на разном удалении от их возможного интеграционного статуса – исследовательского университета. Из этого, на наш взгляд, вытекают три вывода:
- признание необходимости поэтапного осуществления процесса сближения вузов и академических НИИ – с учетом степени их готовности к преобразованиям. Обоснованность такого подхода подтверждается зарубежным опытом, в частности, опытом Латвии, где новые органы по руководству наукой взяли курс на интенсивную интеграцию этих двух секторов.
В 1991-1992 гг. ведущие научно-исследовательские организации Дании (исследовательские советы и национальная академия технических наук) по просьбе своих коллег из Латвии изучили состояние латвийской науки. В итоговом документе эксперты не только оценили качественный уровень работы исследовательских организаций Латвии, но и изложили свое видение задач, стоящих перед латвийской наукой и возможных путей их решения. Среди прочих проблем была затронута и интеграция вузовских и академических структур. Эксперты отметили кризисные явления в вузовской науке, слабую связь между вузовским и вневузовским секторами, а также существование объективной необходимости в интеграции этих секторов в будущем. Однако в нынешних условиях они во избежание возможных конфликтов рекомендуют не форсировать этот процесс, а проводить его поэтапно, постепенно расширяя кооперацию;
- создание условий для "честной" конкуренции. В динамичном обществе элита (в том числе и вузовская) – это не замкнутая группа, привилегии которой искусственно охраняются, а открытая общность, войти в которую a priori может любой субъект, достигший успеха и действующий в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе стандартами и нормами. Исходя из этого система поощрения вузов и НИИ должна быть достаточно подвижной и учитывать не только "статические" (достигнутые ранее), но и "динамические" (возникшие в новых условиях) преимущества тех или иных вузов;
- необходимость выбора совместной стратегии. В соответствии с этим главная задача вуза и НИИ заключается в том, чтобы определить свои конкурентные преимущества и начать их развивать, либо, если до сих пор подобных преимуществ не было, начать оперативно их создавать и наращивать. Если вуз и НИИ совместно в рамках, хотя бы одного из избранных ими направлений добьются лучших в регионе или в стране в целом результатов, это, вероятно, уже гарантирует им выживание в конкурентной среде.
Вопрос о поиске средств для поощрения процесса интеграции, вероятно, следовало бы решать с учетом роли исследовательских университетов в достижении целей структурной и региональной политики.
Одним из источников ассигнований могли бы стать, например, программы структурной перестройки науки, образования и промышленности, в т.ч. типа программы развития критических технологий. Например, предпочтение при выдаче исследовательских грантов можно было бы отдавать коллективным проектам, совместно выполняемым вузами и НИИ РАН. В рамках программы можно было бы предоставлять вузам средства для приглашения малых дееспособных коллективов из РАН для разработки новых учебных курсов и проведения исследований в вузах. В принципе здесь, по-видимому, возможны два варианта: либо работа по совместительству, либо (после прохождения определенного "испытательного срока") гарантированное зачисление в основной штат.
Возможность предпочтительного поощрения совместных проектов следовало бы взвесить и действующим ныне фондам, в том числе Российскому фонду фундаментальных исследований.
Параллельно с этим уместны были бы специализированные программы, поощряющие:
- мобильность персонала (например, программы стажировки "внешних" диссертантов в академических НИИ и т.д.);
- создание на базе вузов и НИИ РАН новых структурных подразделений, решающих исследовательские задачи в интересах промышленности.
Опыт осуществления программы по интеграции вузовских и академических структур имеется в Германии. В 1992 г. здесь в рамках комплексной "Программы обновления высшей школы" была принята "Программа интеграции ученых (ПИУ) из бывших академических НИИ в вузы в новых землях Германии". Программа решает задачи трех уровней.
Первый – вузовский. В этом плане «Программа интеграции ученых» позволит:
- укрепить контингент вузовских преподавателей путем включения в него профессионалов высшей квалификации;
- расширить объем вузовских исследований, прежде всего фундаментальных, и в результате существенно повысить качество подготовки молодых специалистов для всех сфер деятельности (науки, экономики, управления).
Второй уровень – индивидуального ученого. Тяжелая ситуация, в которой находится большинство ученых бывшей ГДР, обусловлена несколькими факторами: радикальной перестройкой научно-исследовательской системы, сокращением, которое, хотя и в разной степени, затронет все группы, и пока еще слабым развитием рынка труда работников научной сферы. На этим наиболее критическом этапе ПИУ обеспечит для части ученых относительную стабильность, гарантирует им профессиональное выживание и даст им шанс найти свое место в новой структуре.
Третий – государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению национальных задач.
Задача вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые будут:
- дифференцированы в соответствии с различными функциями ИУ;
- увязаны не только с количественными, но и с качественными параметрами деятельности ИУ.
Если говорить о функциях ИУ, то можно назвать три:
1. Учебная функция, для которой "качество" подразумевает качество "человеческого капитала" (студентов и преподавателей) и собственно качество обучения. В качестве стимулов здесь, возможно, имеет смысл использовать новые модификации финансирования, а именно: введение "надбавок" к базовому финансированию при условии:
- разработки и использования ИУ на вступительных экзаменах системы тестов, позволяющих с высокой вероятностью выявить абитуриентов с выдающимися исследовательскими способностями;
- разработки новых учебных и учебно-научных курсов;
- открытия специальностей, отвечающих приоритетным направлениям государственной научно-технической политики;
- привлечения к преподаванию выдающихся исследователей со стороны и т.д.
2. Исследовательская функция, для поддержки которой также желательно совершенствование методов финансирования. Заслуживает внимания вариант, предусматривающий разделение бюджетных средств на три "потока": базовое, целевое, резервное. По третьему каналу средства могут распределяться двумя способами: либо для финансирования запланированных проектов на основе конкурса заявок (т.е. до начала проекта), либо для поощрения особенно успешных, уже завершенных проектов – в виде своего рода премии.
Для исследовательского университета важно, чтобы объектом анализа была исследовательская деятельность не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов.
Важным индикатором может, например, быть количество совместных публикаций научного руководителя и студентов.
В целях привлечения в университеты выдающихся исследователей со стороны, возможно, имело бы смысл опробовать процедуры, используемые за рубежом, а именно:
- создание новых вакансий по представлению соответствующего университета (по примеру Швеции);
- систему приглашений (или призваний), которая практикуется в университетах и институтах Общества Макса Планка в Германии;
- широко распространенную в США и Западной Европе практику предоставления тенюре – контракта на бессрочное исполнение должности. Последняя мера, т.е. предоставление тенюре (по дисциплине с устоявшейся, временно "спокойной" парадигмой), могла бы стать первым шагом к формированию научной школы.
3. Инновационная функция также должна стать объектом государственной поддержки. В интересах расширения трансферной деятельности университетов за рубежом, в частности, в США, используется долевое участие государства в финансировании деятельности соответствующих специализированных университетских структур, передача университетам права на коммерческую реализацию результатов, полученных на государственные средства, и т.д. В целом такая система стимулов создает у университетов побудительные мотивы для перехода в новое качество и для поиска индивидуальной стратегии такого перехода. Целесообразно разработать стимулирующие меры для поддержки и других функций исследовательского университета.
Как показывает практика зарубежных государств объединение исследовательских потенциалов вузовской, академической вневузовской и промышленной науки может происходить в рамках следующих структур.
Временные объединения исследовательских коллективов разной ведомственной подчиненности по типу немецких "особых программ" и программ "коллективных исследований".
Так называемые особые программы Немецкого научно-исследовательского общества предназначены для поощрения кооперации между исследователями, занятыми в различных подразделениях одного вуза, или учеными нескольких вузов. (В российских условиях это могут быть вузы и НИИ РАН.) Достоинство программы – удачное сочетание централизации и автономии.
По сравнению с неформальными объединениями, программы – более жесткая структура. Они получают особый юридический статус. Для реализации программы создается специальная организационная структура: общее собрание членов, правление, спикер. Однако функции этих органов сознательно сведены к минимуму: разработке программы, общему финансовому планированию, организации коллективного использования оборудования, текущему управлению. В остальном партнеры действуют независимо друг от друга. НИИ высокосложных прикладных исследований по типу немецких "институтов, ассоциированных университетам". "Институты, ассоциированные университетам" (ИАУ) получили в ФРГ распространение в основном в области высоких технологий. Безотносительно к тематике НИР, все они выполняют одну функцию: доводят нововведения от стадии научного эксперимента до стадии коммерчески оправданного применения.
Главное преимущество ИАУ по сравнению с аналогичными организациями – это сочетание динамизма со стабильно высоким научным уровнем. Динамизмом институты обладают благодаря своему независимому статусу: ИАУ наделены правами юридического лица и располагают собственными ресурсами. А качество решений обеспечивается тесными связями с базовым университетом, преподаватели которого принимают активное участие и в руководстве ИАУ, и в осуществляемых здесь проектах.
Институты финансируются на паевых началах. Инвестиции в строительство осуществляют, как правило, региональные власти. А текущие расходы ИАУ покрывают за счет двух источников:
1) ассигнований региональной администрации и
2) поступлений за выполнение контрактных ИР. Сотрудничать в ИАУ могут ученые из вузов и академии.
Организации подобного типа могли бы стать полезным функциональным звеном в отечественной системе НИР.
Исследовательские парки. Исследовательские парки осуществляют трансфер результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных НИОКР. Основным объектом деятельности парков являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие обладать или обладающие прикладным значением, нередко в долгосрочной перспективе. Ввиду исключительной сложности решаемых здесь задач, к участию в деятельности парка целесообразно привлечь исследовательскую элиту из всех трех секторов науки: вузовского, академического и промышленного.
Следующая разновидность научной кооперации – так называемые коллективные исследования. В принципе здесь используется та же модель, но в модифицированном виде, поскольку в коллективных исследованиях принимают участие не только организации "академической" науки, но и промышленность. Управляющее воздействие здесь несколько жестче, хотя и не входит в противоречие с интересами вузов.
Преимущество данных форм с точки зрения государства - это возможность сфокусировать внимание различных субъектов исследования на проблемах государственной важности – при приемлемом уровне дополнительных финансовых и организационных издержек, что делает коллективные ИР эффективным инструментом проведения структурной политики.
Университеты исследовательского типа существуют как различные национальные модели учебно-научных комплексов. Выбору модели, наиболее адекватной отечественным условиям, должно предшествовать их детальное изучение.
Стационарные исследовательские центры на базе университетов по типу американских центров науки и техники (ЦНТ) и центров инженерных исследований (ЦИИ). Задача центров – формирование базы для развития принципиально новых технологий путем проведения ориентированных фундаментальных исследований. Между центрами много сходства. Центры обоих типов существуют на базе университетов, хотя и обладают исследовательской и финансовой автономией. Финансирование ЦНТ и ЦИИ на начальном этапе (на разных условиях) берет на себя государство. Однако по истечении установленного срока, они переходят на самофинансирование. К участию в работе центров (в форме смешанного финансирования, делегирования специалистов и пр.) активно привлекается промышленность, которая со временем должна стать их главным деловым партнером. Требование к профессиональному уровню исследователей в центрах очень высоки. Наряду с исследовательскими, центры могут брать на себя и образовательные функции, в частности, разработку принципиально новых учебных курсов.
На наш взгляд, отечественные аналогичные структуры могли бы шире создавать совместные коллективы ученых из высшей школы и российской академии наук. В МГИУ в 2002 году создан университетский комплекс с участием академических институтов ИМАЩ.ИМЕТ и с промышленными объектами, одним из которых является Мосгортранс.
Для университетского комплекса в технопарке открыты, прежде всего, четыре сферы деятельности.
1. Управление. НИИ РАН выступают в качестве соучредителей парка, соавторов концепции и генерального плана развития, совладельцев технической инфраструктуры, на базе которой создается парк, управляющих и экспертов.
2. Исследования. Академические НИИ располагают на территории технопарка филиалы или отдельные подразделения.
3. Инновации. Участие в работе парка принимают фирмы, созданные учеными академии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7