|
|||
2 |
Счет-фактура № 554 |
Вместо собственноручной подписи руководителя и главного бухгалтера стоят оттиски факсимильной подписи, у данного документа нет юридической силы |
Переделать счет-фактуру у поставщика |
При предоставлении поставщиками товаросопроводительных документов было замечено, что в некоторых счетах-фактурах не заполнены все необходимые реквизиты, такие как ИНН/КПП продавца или его адрес, таким образом данный счет-фактура не может служить основанием для предоставления налогового вычета по НДС, так как налоговое законодательство требует для получения вычета по НДС заполнения всех обязательных реквизитов в счете-фактуре.
Проверка соблюдения графика документооборота.
На предприятии нет утвержденного графика документооборота, что затрудняет работу бухгалтерских работников, потому что не всегда сразу удается найти нужный документ.
Проверка
реальности дебиторской и кредиторской задолженности
(табл. 2.6). Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что
задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на
счетах учета в реальных значениях. Табличные данные сформированы по остаткам
следующих счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами».
Таблица 2.6
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности (руб.)
Сумма задолженности по учетным данным на 15.09.05
Сумма задолженности по данным контрагентов на 15.09.05
Расхождения
С-до по Д-ту: 225074
С-до по К-ту: 458225
С-до по Д-ту: 225 074
С-до по К-ту: 458 225
Расхождений не обнаружено, сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Поскольку на предприятии бухгалтерский учет автоматизирован, то несложно проследить все операции, которые группируются в различных ведомостях аналитического и синтетического учета по каждому контрагенту.
Как видно из таблицы 2.7 данные аналитического учета совпадают с данными синтетического учета. К данному разделу учета замечаний нет. При проверке корреспонденции счетов замечаний не было обнаружено, каждая хозяйственная операция отражается на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Таблица 2.7
Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (руб.)
№
п/п
Счет аналитического учета
Сумма
Счет синтетического учета
Сумма
Соответствие данных синтетического и аналитического учета
1
2
3
4
5
6
1
60.1
428 655
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
614379
Соответствуют
2
60.2
57024
Соответствуют
3
60.3
128 700
Соответствуют
4
76.4
25 067
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
81952
Соответствуют
5
76.5
56885
Соответствуют
Согласно данным аналитического учета за проверяемый период было совершено всего 3 операции с использованием векселей (табл. 2.8). Ошибок в правильности отражения расчетов векселями не замечено, для учета векселей выданных предназначен счет 60.5 «Векселя выданные».
Учет налога на добавленную стоимость. Бухгалтер по расчетам не всегда верно отражает операции по счетам бухгалтерского учета: при авансовых платежах должна делаться проводка по дебету счета 60.2 «Авансы выданные» и кредиту 51 «Расчетные счета», а после поступления товаров делается
Таблица 2.8
Проверка правильности отражения расчетов с использованием векселей
Содержание операции
Вид оплаты
Сумма
Отражение на счетах бухгалтерского учета
Нарушения
Оплата за товары
Вексель (АА № 496231)
250000
60.5
Не обнаружено
Оплата за товары
Вексель (АА № 815438
120000
60.5
Не обнаружено
Оплата за товары
Вексель (АВ№ 478569)
100000
60.5
Не обнаружено
бухгалтерская запись по дебету счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и кредиту счета 60.2 «Авансы выданные». Бухгалтер же при осуществлении подобных операций делает запись сразу по счету 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях». Ошибочность данной операции заключается в том, что при уплате аванса плательщик не вправе взять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику за полученные ТМЦ. Таким образом, бухгалтер, занимающийся исчислением налогов из-за данной ошибки в сентябре 2005 года взял к вычету НДС в сумме 9158 рублей.
Таким образом по результатам аудиторской проверки было установлено, что хозяйственные договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в полной мере соответствуют реальной задолженности. Также отсутствует утвержденный график документооборота. В остальном замечаний обнаружено не было.
В целом учет расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, состояние расчетов характеризуется как удовлетворительное, соблюдается законность совершаемых операций и операции своевременно и в полном объеме отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Таким образом по результатам аудиторской проверки было установлено, что хозяйственные договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в полной мере соответствуют реальной задолженности. Также отсутствует утвержденный график документооборота. В остальном замечаний обнаружено не было.
В целом учет расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, состояние расчетов характеризуется как удовлетворительное, соблюдается законность совершаемых операций и операции своевременно и в полном объеме отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Оценивая данную ситуацию руководству можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
1. К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:
- 60.1 «Расчеты с поставщиками»,
- 60.3 «Расчеты с подрядчиками»
- 60.4 «Неотфактурованные поставки»;
2. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
- 19.1 «НДС по приобретенным товарам»,
- 19.2 «НДС по оказанным услугам»,
- 19.4 «НДС п неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппируем для наглядности данные рекомендации в таблицу 3.1:
Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента (таблица 3.2).
Таблица 3.1
Открытие субсчетов
Субсчета, использующиеся в настоящее время
Субсчета, рекомендованные к применению
Выгода от предложенных рекомендаций
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
60.1, 60.2
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
60.1, 60.2, 60.3, 60.4
Сокращение времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда.Позволяет систематезировать учет расчетов.
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:
19.3
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:
19.1, 19.2, 19.3, 19.4
Таблица 3.2
Разработка учетных регистров
Период
Содержание операции
Контрагент
Дебет
Кредит
Сумма
25.09.05
Поступление товаров
ООО «Уралтехснаб»
41.1
60.1
56 277
ООО «Комус»
41.1
60.1
15 250
НДС
ООО «Уралтехснаб»
19.3
60.1
10 129
ООО «Комус»
19.3
60.1
2 745
27.09.05
Поступление материалов
ООО «Челоблсбыт»
10.1
60.1
5 789
НДС
ООО «Челоблсбыт»
19.3
60.1
1 042
28.09.05
Оказание услуг
ЗАО «Востокмонтаж»
26
60.1
10 100
НДС
ЗАО «Востокмонтаж»
19.3
60.1
1 818
Итого:
103 150 рублей, в том числе НДС 15 734 рублей
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
На предприятии используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Бухгалтерия», но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.
На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.
Регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок хранения первичных документов и учетных регистров.
Порядок хранения первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Сроки хранения учетных документов
Вид документов
Срок хранения
Примечание
1
2
3
1. Организационные основы управления
Устав организации
5 года
После замены новыми
Штатные расписания
5 года
После замены новыми
Должностные инструкции
5 года
2. Правовое обеспечение управления
Судебно-арбитражные дела (исковые заявления, доверенности, претензии, акты и др.)
5 года
После вынесения решения
Переписка претензионная о поставках
5 года
По экспорту и импорту – 10 лет
3. Бухгалтерский учет и отчетность
Бухгалтерские отчеты и балансы, пояснительные записки к ним
1. Годовые
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.