Рефераты. Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области






В 2007 году объем платных услуг населению увеличится на 4% к уровню предыдущего года, за 2008-2009 годы – на 11,3%.

Малое предпринимательство. По итогам 2005 года на территории Ленинградской области осуществляли деятельность 1174 тысяч малых предприятий, на которых работали с учетом вторичной занятости 150,6 тысяч человек (106% к уровню прошлого года), в том числе на условиях постоянной занятости – 138,7 тысяч человек (108%). Кроме того, на 1 января 2006 года по сведению УФНС России по Ленинградской области прошли перерегистрацию и встали на налоговый учет 25,1 тысяч индивидуальных предпринимателей. Всего, включая 6,1 тысяч фермерских (крестьянских) хозяйств малый бизнес обеспечивает работой каждого третьего от числа занятых в экономике Ленинградской области.

В структуре малых предприятий наибольший удельный вес занимали предприятия оптовой, розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 34%, предприятия обрабатывающих производств составляли 16%, строительные организации - 12%.

Оборот малых предприятий за 2005 год составил 62,9 млрд. руб. или 16% от общего оборота организаций Ленинградской области. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2005 году остался на уровне 2004 года и составил 1 млрд. рублей.

Фактические налоговые поступления по ЕНВД и упрощенной системе налогообложения в 2005 году составили 571 млн. рублей, что на 48% больше, чем в 2004 году. Специальные налоговые режимы используют более 40% малых предприятий и около 75% индивидуальных предпринимателей области.

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области активно участвует в программах Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которым разработаны мероприятия по поддержке малого предпринимательства. На реализацию этих мероприятий предусматриваются средства из федерального бюджета с софинансированием со стороны субъектов Российской Федерации. В 2006 году Ленинградская область признана победителем конкурсов по направлениям «Развитие системы кредитования малого предпринимательства» и «Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные на экспорт», на реализацию которых из федерального бюджета будет привлечено 4,2 млн. рублей.

По предварительной оценке к концу 2006 года по сравнению с 2005 годом прогнозируется сокращение числа малых предприятий до 10,9 тыс. единиц в связи с введением в действие в текущем году порядка исключения юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2005 года № 83-ФЗ. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составит 138,6 тысяч человек.

Оборот малых предприятий в 2006 году составит 70 млрд. рублей (101,5% к 2005 году в сопоставимых ценах), из которых 30,4 млрд. рублей или 43% будет приходиться на предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 15,7 млрд. рублей (22,5%) - на предприятия, занимающиеся промышленной деятельностью; 9,5 млрд. рублей (13,6%) – на строительные организации.

Государственные меры поддержки малого предпринимательства, предусмотренные региональной целевой программой «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006–2008 годы», утвержденной областным законом от 21.02.2006 года №6-оз, содействуют более динамичному развитию малого предпринимательства в Ленинградской области. Так в рамках ключевого направления программы - ресурсной поддержки субъектов малого предпринимательства за 1 полугодие 2006 года ОАО «Агентство кредитного обеспечения» заключено 8 договоров поручительства на общую сумму 11,6 млн. рублей, что позволило привлечь в сферу малого предпринимательства 63 млн. рублей. Всего с 2004 года за время деятельности Агентства заключено 37 договоров поручительства. Общая сумма выданных обязательств составила 26,8 млн. рублей, в сферу малого предпринимательства привлечено 105,7 млн. рублей.

Востребованными являются такие мероприятия, предусмотренные Программой, как компенсация части затрат субъектам малого предпринимательства, связанных с произведенными ими выплатами в счет погашения денежных обязательств по кредитным и лизинговым договорам, предоставление муниципальными организациями льготных займов субъектам малого предпринимательства.

В среднесрочной перспективе программно-целевой подход при формировании и реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства окажет существенное влияние на сохранение положительных тенденций развития малого бизнеса в Ленинградской области.

В рамках региональной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006–2008 годы» будет продолжена работа по всем основным направлениям поддержки субъектов малого предпринимательства в целях устойчивого роста уровня развития малого бизнеса в регионе, усиления влияния малого предпринимательства в условиях реформы местного самоуправления на социально-экономическое развитие депрессивных муниципальных образований, более активного вовлечения в сферу малого предпринимательства социально незащищенных слоев населения и молодежи, ускорения развития малого бизнеса в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства.

 В 2007 году прогнозируется сохранение числа малых предприятий на уровне 2006 года – 10,9 тыс. единиц. На это повлияют такие факторы, как ликвидация юридических лиц в соответствии с порядком исключения юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, и, одновременно, увеличение количества юридических лиц, связанное с тем, что с 1 июля 2006 года поставка и продажа алкогольной продукции осуществляются только юридическими лицами[7]. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличится до 140 тысяч человек. Прогнозируемое число работающих на одном малом предприятии в среднем останется постоянным – около 13 человек.

Рост оборота малых предприятий на 5,2% прогнозируется за счет увеличения объемов предприятий в обрабатывающих производствах, в строительном комплексе и в сфере социальных и бытовых услуг населению.

В 2008-2009 годах количество малых предприятий будут ежегодно увеличиваться на 300 единиц при среднегодовом росте среднесписочной численности занятых на малых предприятиях на 3,6-4,0 тыс. человек. Рост оборота малых предприятий в 2009 году составит 11% к 2007 году.

Инвестиционная деятельность. В 2006 году в результате благоприятного инвестиционного климата в области объемы российских инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на развитие экономики и социальной сферы области возросли до 78,3 млрд. руб. (96,8% к уровню 2005 года) и иностранных - до 351,2 млн. долл. США (рост в 2,2 раза); 87% от общего объема инвестиций приходится на производственную сферу.

Введены в эксплуатацию крупные производственные объекты: во Всеволожском районе - завод по производству автомобильных шин ЗАО «Нокиан Тайерс», производство бытовых и промышленных электрических водонагревателей ООО «Мерлони ТермоСанитари Русь», 2–я технологическая линия производства алюминиевой банки для напитков ООО «РОСТАР-Всеволожск», в Выборгском районе - 2-ая очередь распределительно-перевалочного комплекса РПК ОАО «Лукойл» в порту «Высоцк», нефтеналивной терминал (БТС) и комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов (расширение до 50 млн. т нефти в год) в порту «Приморск» и др. Реконструированы и модернизированы многие действующие производства. В полном объеме реализованы адресные программы капитального строительства жизненно важных социальных объектов.

Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот Ленинградской области за 2006 год составил 8610,9 млн. долларов США, что на 32% больше уровня предыдущего года. При этом импорт товаров увеличился на 48%, экспорт – на 26%. Экспорт товаров превысил импортные поставки в 2,4 раза, сальдо торгового баланса составило 3550 млн. долларов США.

Торговые операции осуществлялись с партнерами из 123-х стран. Доля стран дальнего зарубежья в общем товарообороте области составила 96%.

Внешнеэкономическую деятельность осуществляли 879 участников, наиболее крупными из них явились следующие предприятия: ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ЗАО «Филип Моррис Ижора», ЗАО «Форд Мотор Компани», ОАО «Светогорск», ООО ПГ «Фосфорит», ООО «Катерпиллар Тосно», ООО «Нокиан Шина».

Экспортные поставки составили 6080,3 млн. долларов США. Стоимостной объем экспортных поставок в страны дальнего зарубежья увеличился на 24%, в страны СНГ – на 83%. В структуре экспорта лидирует экспорт минеральных продуктов – 79,4% от всего объема экспорта Ленинградской области. Второе место по экспорту занимает товарная группа «древесина, бумага и изделия из нее», доля этой группы товаров составляет 6,4%.

Импортные поставки составили 2530,7 млн. долларов США. На страны дальнего зарубежья приходится 98,7% всего объема импорта области. В импорте области лидирует машиностроительная продукция, стоимостной объем которой увеличился на 79%, доля этой группы товаров составила 37,6% от всего объема импорта и продовольственные товары, доля которых составила 33,4%, стоимостной объем импорта продовольствия увеличился на 42%.

В первом квартале 2006 года внешнеторговый оборот составил 2077,4 млн. долларов США, что на 12,4% больше уровня соответствующего периода прошлого года. По оценке 2006 года внешнеторговый оборот составит 10400 млн. долларов США, что на 20,8% превысит уровень 2005 года, возрастут как импортные (на 26,5%), так и экспортные поставки (на 18,5%).

Тенденция роста внешнеторгового оборота в прогнозируемом периоде сохранится, в 2007 году – на 19%, в 2009 году – на 34% к уровню 2007 года. Структура и направленность экспортных и импортных поставок сохранится.

Экспорт в 2007 году увеличится на 16% по сравнению с 2006 годом; в 2009 году – на 23% к уровню 2007 года. Импортные поставки в 2007 году возрастут на 26% к уровню 2006 года, в 2009 году – на 56% к уровню 2007 года. Рост импорта более высокими темпами ожидается в соответствии с реализацией инвестиционных проектов на территории области, предусматривающих приобретение импортного оборудования и комплектующих.

Финансы. Прогноз сводного финансового баланса Ленинградской области на 2007–2009 годы разработан в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.

В расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также погашение недоимки по налоговым платежам и ряда других обстоятельств, влияющих на объем доходов.

Несмотря на сложившиеся позитивные тенденции в экономике области, прогнозировать существенное увеличение доходной части бюджета Ленинградской области не представляется возможным вследствие активного реформирования налогового и бюджетного законодательства, изменения структуры и пропорции распределения основных бюджетообразующих налогов, концентрации существенной доли доходов в федеральный бюджет.

Доходы (без учета взаимоотношений с другими уровнями власти) в 2007 году составят 138,9 млрд. рублей или 52,3% от валового регионального продукта.

Прогнозируется, что налоговые доходы в области составят 38,3% от доходной части баланса, прибыль прибыльных организаций – 32,5%, амортизационные отчисления – 14,7%, средства единого социального налога – 12,6%.

Из собранных на территории области в 2007 году финансовых средств в федеральный бюджет будет направлено 27,1 млрд. рублей или 19,5% от доходов баланса.

Доходы с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти составят 110,7 млрд. рублей или 41,7% от валового регионального продукта.

Общая сумма расходов в 2007 году прогнозируется в размере 112,3 млрд. рублей, из них 19,4% - расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета области.

Общие расходы Ленинградской области на 2007 год прогнозируются с дефицитом 1,66 млрд. рублей. В 2008-2009 годах доходы территории составят соответственно 122,8 млрд. рублей и 134,96 млрд. рублей (111,0% и 109,9% по отношению к предыдущему году).Доля прибыли прибыльных организаций в доходах 2008-2009 годов составит соответственно 40,6% и 40,4%, амортизационных отчислений – 17,9% и 17,6%, налогов и взносов на социальные нужды – 16,6% и 17,1%.

Из собранных на территории области в 2008-2009 годах финансовых средств в федеральный бюджет соответственно будет передано 31,4 млрд. рублей (25,6% от доходов баланса) и 34,6 млрд. рублей (25,7%). Общая сумма расходов в 2008-2009 годах прогнозируется соответственно в размере 125,3 млрд. рублей и 135,9 млрд. рублей, из них 19,1% и 19,2% - расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета области. Общие расходы Ленинградской области на 2008-2009 годы прогнозируются с дефицитом 2,45 млрд. рублей и 1,01 млрд. рублей соответственно.

Уровень жизни населения. На фоне устойчивого экономического подъема стабильно повышается жизненный уровень населения Ленинградской области.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом темп роста денежных доходов населения (126%) превысил инфляцию, уровень которой в области составил 112%. Ожидается, что такая же тенденция сохранится и в 2007 году (темп роста денежных доходов населения - 120,6%, уровень инфляции - 113,2%) и на период до 2009 года (115,8% и 109% соответственно).

Реально располагаемые денежные доходы населения по оценке 2007 года возрастут по сравнению с 2006 годом на 7%. В среднесрочной перспективе денежные доходы населения в реальном выражении будут увеличиваться и составят 106,7% в 2009 году к уровню предыдущего года.

Основным и стабильным источником доходов населения являются доходы, получаемые по месту работы, - это заработная плата и выплаты социального характера, рост которых, по-прежнему, является важнейшим фактором обеспечения повышения жизненного уровня населения.

В Ленинградской области имеет место динамичный рост заработной платы[8]. Таким образом, заработная плата в 2009 году по сравнению с 2005 годом вырастет в 2,1 раза.

Динамика роста обусловлена как высоким уровнем заработной платы на предприятиях, размещающих свои производственные мощности на территории Ленинградской области в результате реализации инвестиционных проектов, так и проводимой Правительством Ленинградской области активной политикой повышения заработной платы, своевременности и легализации выплат.

Высокий рост заработной платы обеспечивается за счет внедрения трудосберегающих производственных технологий и значительным повышением производительности труда в ведущих отраслях производственной сферы, что потребует высококвалифицированных специалистов.

Вместе с тем, в 2004-2006 годах приняты нормативные акты, регулирующие отношения оплаты труда, обеспечивающие уровень минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума в Ленинградской области, а также предусмотренные социальные выплаты отдельным категориям граждан (пособия и социальная помощь, возмещение расходов инвалидам и т.п.).

Сохраняющаяся инфляция обуславливает устойчивую динамику роста величины прожиточного минимума, как в среднем на душу населения, так и по отдельным социально-демографическим группам.

Несмотря на устойчивую тенденцию роста величины прожиточного минимума (2005г. – 2766 руб., оценка 2006г. – 3294 руб., по прогнозу на 2007г. – 3633 руб., на 2009г. – 4210 руб.), доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается (2005г. – 21,2%, оценка 2006г. – 21%, по прогнозу на 2007г. – 21%, на 2009г. – 19%).

В 2007 году доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума сохранится на уровне 2006 года. Это обусловлено ростом стоимости потребительской корзины с 1 января 2007 года в результате расширения перечня товаров и услуг, входящих в состав потребительской корзины, в соответствии с новым областным законом о потребительской корзине в Ленинградской области на 2007-2011 годы. Кроме того, в области наблюдается тенденция опережающего роста цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину.

По оценке 2006 года расходы и сбережения населения достигнут 133,2 млрд. руб. или 113,4% к предыдущему году. Наиболее существенная часть расходов населения направляется на покупку товаров и оплату услуг. В 2005 году на эти цели было направлено 69%, к 2009 году их доля увеличится до 71,3%.

Прирост вкладов в банках, расходы на приобретение недвижимости, валюты являясь показателем роста благосостояния, в то же время выражают и наличие отложенного спроса. По прогнозу на 2007 год прирост составит 21%. В дальнейшем тенденция роста сохранится.

Социальная сфера. В области уделяется значительное внимание повышению качества жизни населения посредством развития социальной сферы. Программно-целевой метод планирования и многоканальность финансирования региональных целевых программ социальной направленности позволяют экономично решать приоритетные задачи и наиболее острые проблемы социальной сферы. В 2006 году укреплялась материально-техническая база учреждений, повышен уровень, качество, доступность различных видов социальных услуг, возросла эффективность работы социальных учреждений. Ленинградская область – один из трех регионов страны, где для работников бюджетной сферы осуществляется губернаторская надбавка к зарплате.

В 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье».

Здравоохранение. Главная задача сегодня в реализации национального проекта «Здоровье» – укрепить первичное звено в сфере здравоохранения, снизить смертность среди населения области от социально значимых заболеваний, повысить качество и доступность первичной медицинской и скорой помощи и др.

Весьма значительное повышение заработной платы участковым врачам дало свои результаты – начали устраиваться на работу молодые специалисты.

В каждой крупной поликлинике уже в этом году для льготников открываются пункты отпуска лекарств по федеральным и региональным спискам. Выполняется большая программа по диспансеризации населения. Для ликвидации очереди изменен режим работы всех поликлиник – они переведены на шестидневный график. Устанавливается медицинское оборудование, компьютеры с программным продуктом.

Благодаря системе сертификатов появилась возможность отслеживать эффективность работы родильных отделений и консультаций. Проведенная работа по переоснащению областных учреждений и районных больниц позволяет всех рожениц принимать в своих районах. По статистике, в области лучшие в России показатели по сохранению новорожденных и недопущению детской смертности. Это – результат работы персонала, технической оснащенности стационаров и женских, детских консультаций.

Проводится дальнейшая реструктуризация стационарной базы в сторону наращивания стационарозамещающих технологий. Количество коек клинического плана (более дорогостоящих) постепенно снижается, даже с учетом ввода строящихся новых объектов. Этому процессу способствует дифференциация имеющихся мощностей стационаров, продолжающееся сокращение сроков лечения в больницах с применением новейших технологий и развертывание коек сестринского ухода, отделений восстановительного и интенсивного лечения, отделений долечивания (дневные стационары), развертывание медикосоциальных коек, что в свою очередь позволяет более экономично использовать выделенные финансовые средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.