Рефераты. Бюджетная система Российской Федерации и ее развитие






При формировании доходной части всех бюджетов использо­вался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предпри­ятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союз­ных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, город­ского подчинения) — в соответствующие бюджеты. В свою оче­редь из соответствующих бюджетов финансировались предпри­ятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из кото­рых были отчисления от прибылей предприятий союзного под­чинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автоном­ных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она зало­жила основы налоговой системы, главные элементы которой суще­ствуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократ­ность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый кон­троль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соот­ветствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирую­щими источниками для сбалансирования территориальных бюд­жетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распро­страняться на другие общегосударственные источники. Он ис­пользуется и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами госу­дарства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в го­сударственный бюджет СССР были включены местные бюдже­ты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был вклю­чен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.1):


рис.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.


В зависимости от степени централизации распределение фи­нансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно про­следить по следующим данным:


                                                      1928/29 г    1938 г      1946 г       1965 г      1988 г

Государственный бюджет СССР (расходы)

100%

100%

100%

100%

100%

в том числе союзный бюджет

60,7%

72,2%

79,5%

42,5%

56,9%

Бюджеты союзных республик

39,3%

27,8%

20,5%

57,5%

43,1%

из них бюджеты АССР и ме­стные бюджеты

26,5%

21,5%

13,9%

20,8%

15,9%


2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых  налогов в %:

·                   налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;

·                   налог на добавленную стоимость - 100 %;

·                   акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;

·                   акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;

·                   акцизы на табачную продукцию - 100 %;

·                   акцизы на автомобильный бензин - 40 %;

·                   акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;

·                   налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;

·                   сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;

·                   сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;

·                   водный налог - 100 %;

·                   единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;

·                   государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.

Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:

·                   доходы от использования государственного имущества и платных  услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;

·                   часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

·                   лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;

·                   прочие лицензионные сборы - 100 %;

·                   таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;

·                   плата за пользование водными объектами - 100 %;

·                   плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;

·                   консульские сборы - 100 %;

·                   патентные пошлины - 100 %;

Динамика доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млн. рублей)[5]

Табл. 1.3.2

Виды доходов

2000

2001

2002

2003

2004

Налоговые доходы

1131802

1460398

2035598

2394160

3154341

в том числе:

 

 

 

 

 

Налоги на прибыль

205 650

217 366

512 924

537 303

648 209

Налоги на товары и услуги

504 932

845 547

970 977

1135752

1188151

Таможенные пошлины

229 224

331 340

323 369

452 789

859 737

Платежи за природные ресурсы

18 569

49 693

214 237

249 508

434 253

Прочие налоги

6 407

16 452

14 091

18 808

23 991

Неналоговые доходы

74 104

119 069

153 123

176 724

221 996

в том числе:

 

 

 

 

 

Доходы от государственного имущества

31 274

56 991

79 624

112 687

169 394

Доходы от внешнеэкономической деятельности

37 406

51 506

65 423

52 924

38 470

Прочие неналоговые доходы

5 424

10 572

8 076

11 113

14 132

Доходы целевых бюджетных фондов

92 915

14 512

15 130

14 349

14 075

ВСЕГО ДОХОДОВ

1131 802

1593978

2204726

2586197

3426334


В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Структура доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах)[6]

Табл. 2.3.2

Виды доходов

2000

2001

2002

2003

2004

Налоговые доходы

85

92

92

92

92

в том числе:

Налоги на прибыль

18

14

23

21

19

Налоги на товары и услуги

44

53

43

43

35

Таможенные пошлины

20

21

15

18

24

Платежи за природные ресурсы

2

3

10

10

13

Прочие налоги

1

1

1

1

1

Неналоговые доходы

7

7

7

7

7

в том числе:

 

 

 

 

 

Доходы от государственного имущества

3

4

4

4

5

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3

3

3

3

1

Прочие неналоговые доходы

1

1

1

1

1

Доходы целевых бюджетных фондов

8

1

1

1

1

ВСЕГО ДОХОДОВ

100

100

100

100

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.