При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, городского подчинения) — в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Следовательно, доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.
Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.1):
рис.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.
В зависимости от степени централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось, что можно проследить по следующим данным:
1928/29 г 1938 г 1946 г 1965 г 1988 г
Государственный бюджет СССР (расходы)
100%
в том числе союзный бюджет
60,7%
72,2%
79,5%
42,5%
56,9%
Бюджеты союзных республик
39,3%
27,8%
20,5%
57,5%
43,1%
из них бюджеты АССР и местные бюджеты
26,5%
21,5%
13,9%
20,8%
15,9%
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых налогов в %:
· налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;
· налог на добавленную стоимость - 100 %;
· акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
· акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
· акцизы на табачную продукцию - 100 %;
· акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
· акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
· налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
· сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
· водный налог - 100 %;
· единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;
· государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.
Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:
· доходы от использования государственного имущества и платных услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;
· часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
· лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;
· прочие лицензионные сборы - 100 %;
· таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;
· плата за пользование водными объектами - 100 %;
· плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;
· консульские сборы - 100 %;
· патентные пошлины - 100 %;
Динамика доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млн. рублей)[5]
Табл. 1.3.2
Виды доходов
2000
2001
2002
2003
2004
Налоговые доходы
1131802
1460398
2035598
2394160
3154341
в том числе:
Налоги на прибыль
205 650
217 366
512 924
537 303
648 209
Налоги на товары и услуги
504 932
845 547
970 977
1135752
1188151
Таможенные пошлины
229 224
331 340
323 369
452 789
859 737
Платежи за природные ресурсы
18 569
49 693
214 237
249 508
434 253
Прочие налоги
6 407
16 452
14 091
18 808
23 991
Неналоговые доходы
74 104
119 069
153 123
176 724
221 996
Доходы от государственного имущества
31 274
56 991
79 624
112 687
169 394
Доходы от внешнеэкономической деятельности
37 406
51 506
65 423
52 924
38 470
Прочие неналоговые доходы
5 424
10 572
8 076
11 113
14 132
Доходы целевых бюджетных фондов
92 915
14 512
15 130
14 349
14 075
ВСЕГО ДОХОДОВ
1131 802
1593978
2204726
2586197
3426334
В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.
Структура доходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах)[6]
Табл. 2.3.2
85
92
18
14
23
21
19
44
53
43
35
20
15
24
2
3
10
13
1
7
4
5
8
100
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6