Положительным фактором является снижение с 2000 г. доли по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов Федерального бюджета.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, законодательно установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
· ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
· средств на оплату по государственным или муниципальным контрактам;
· трансфертов населению;
· ассигнований на обязательные выплаты населению;
· ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий;
· ассигнований на компенсацию дополнительных расходов по решениям органов государственной власти;
· бюджетных кредитов юридическим лицам;
· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
· инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
· межбюджетных трансфертов;
· кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
· кредитов иностранным государствам;
· средств на обслуживание долговых обязательств.
Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного акта частично обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете, в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов, заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров, принятия федеральных законов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита Федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Федеральные законы, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Федерации (местным бюджетам).
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения финансирования расходов, которые не предусмотрены законами о федеральном бюджете или не обеспечены поступлениями доходов и федеральными займами. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Санкционирование расходов Федерального бюджета включает:
· утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета;
· утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
· принятие денежных обязательств получателями средств Федерального бюджета;
· подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета представлены в таблице 6.3.2, а их структура – в таблице 7.3.2.
Динамика расходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в млрд. рублей)[10]
Таблица 6.3.2.
Вид расходов
2000
2001
2002
2003
2004
Государственное управление
25
42
56
67
81
Национальная оборона
192
248
295
356
430
Правоохранительная деятельность
105
149
190
315
Фундаментальные исследования
17
24
31
47
Промышленность
35
44
69
Сельское хозяйство
13
28
32
Образование
38
54
82
100
122
Здравоохранение
23
39
49
Социальная политика
68
112
485
139
154
Обслуживание государственного долга
249
231
230
221
205
Финансовая помощь бюджетам других уровней
101
318
796
904
ВСЕГО расходов
1 019
1 322
2 054
2 359
2 696
Структура функциональных расходов Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах)[11]
Таблица 7.3.2.
2
3
19
14
15
16
10
11
9
12
5
1
4
7
8
6
34
За прошедшие пять лет расходы на национальную оборону и обеспечение правоохранительной деятельности государства составляли примерно 27 % от всей суммы расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 24 % в 2000 г. до 8 % в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив росла – с 10 % в 2000 г. до 34 % в 2004 г.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и возникают в результате:
- принятия законов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Федерации;
- принятия законов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
- принятия нормативных правовых актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6