Рефераты. Театры Омска







4. Театр актера, куклы, маски «Арлекин»


Театр актера, куклы, маски «Арлекин» - один из старейших кукольных театров России. В начале 90-х годов коллектив попытался создать театр нового типа - универсальный, синтетический, обращенный к зрителю всех возрастов.

Театр "Арлекин" - это театр рассказчика. Это просто: актер рассказывает о чем бы то ни было с помощью куклы. Вот и все! Художник делает это с помощью красок, скульптор - по-своему, композитор - с помощью нот, писатель - создавая мир через звуки, сплетая их в слова... Почему бы не попытаться сделать это же самое с помощью того, через что происходит освоение и познание мира у самых маленьких? Через предмет, которым мы играем. Если принять это за руководство к действию все становится на свои места: кукла начинает быть инструментом. Актер играет Человека, которому для рассказа необходима та или иная кукла, предмет, маска. Человека, а не ежика, зайчика, лягушонка, пенек, деревце и так далее, должен играть актер! История театра "Арлекин" - история Человека, играющего в куклы.

События в жизни театра:

1936 год. Открытие Омского областного театра кукол. "Выделить из концертно-эстрадного сектора Управления театральными зрелищными предприятиями областной кукольный театр в самостоятельную хозяйственную административную единицу". Приказ по управлению № 47 от 15 августа 1936 г. Первая труппа театра: Зикунова О., Литинский Б., Молоктина А., Откачунус П., Сонина А., Шейна А. Первые руководители театра - Д. Аша - Парфеньев и Н. Кузьменко

По воспоминаниям О.И. Зикуновой в июле был сыгран первый спектакль "Каштанка" по рассказу А.П.Чехова, режиссер - Е. Д. Аша-Парфеньев. Куклы для спектакля выписаны из Московского театра Сергея Владимировича Образцова. Куклы и фото не сохранились.

На сцене театра эта пьеса ставилась еще 2 раза: 1956 г., режиссериссер - А. Путевой - Богомолов, в 1986 году к 50-летию театра режиссериссер Р. Виндерман и художник - Л. Петрова поставили новую версию спектакля "Каштанка".

1937 год. Состоялась премьера спектакля по пьесе Н. Гернет "Гусенок", режиссериссер - Л. Готлиб. На сцене театра "Арлекин" эта пьеса ставилась в 1942 г. режиссериссер - Н. Висловская, 1955 г режиссериссер неизвестен, 1978 г. режиссериссер - Е. Незлученко, художник - М. Торопова, в 1987 г восстановлен артистом театра Б. Бусоргиным. До сегодняшнего дня в репертуаре театра.

1943 год. "Более шестисот спектаклей в школах, детских садах, в колхозных клубах, на полевых станах и в госпиталях дал за последний год Омский кукольный театр под руководством тов. Готлиба, особенной любовью у зрителей пользуются ... русские сказки "Репка", "Колобок", "Гусенок", "Заяц-портной", " Дед Мороз"... На днях театр выступил в клубе Н-ского госпиталя с новой программой. Зрителю были показаны две агитпьесы - "В последний час" и "Доннерветтер".

1944 год. "Омский областной театр кукол показал своему юному зрителю русскую народную сказку "Очарованная сабля"... В работе постановщика М. М. Иловайского приятно отметить печать сценической культуры. При всей лубочности, неизбежно вытекающей из специфики кукольного театра и фольклорного характера сказки, спектаклю придан яркий исторический колорит... Дети с большим удовольствием следят за похождениями бравого русского солдата (арт. Б. Белов), их прельщает образ царя-плотника Петра I (арт. Н. Тимощенко), их смешат неудачи злого воеводы (арт. С. Еселевич) и скупой хозяйки корчмы (арт. А. Шейна). Спектакль "Очарованная сабля", как и ряд предыдущих постановок (политической сатиры "Доннерветтер", сказок "Волшебная калоша" и "Коза - дереза", свидетельствует о больших творческих возможностях театра кукол".

1945 год. Состоялась премьера первого комедийно-фарсового спектакля для взрослых "Адвокат Патлен" П. Когана, режиссериссер - А. Трапани, художник - В. Емчинов. Особая благодарность за работу над постановкой была объявлена - Н. Висловской, С. Еселевич, В. Емчинову, М. Уфимцевой

Состоялась премьера спектакля "Золотой петушок" по сказке А. С. Пушкина, режиссериссер - М. Иловайский, художник - В. Емчинов, Н. Меньшутин.

"Омская критика тех лет высоко оценила режиссериссерскую работу Михаила Иловайского, а так же выдержанные в стиле русской старины декорации и костюмы. Отмечено также удачное включение в спектакль музыки Н. А. Римского-Корсакова, а из актеров рецензент выделил Н. Тимощенко (царь Дадон), Б. Белова (звездочет), С. Есилевича (воевода), Л. Ахряпину (шамаханская царица)".

1960 год. Состоялась премьера спектакля по пьесе Я. Дрды, И. Штока "Чертова мельница", режиссериссер - А. Варжало, художник - Н. Абакумова. Спектакль для взрослых "Чертова - мельница" - пьеса-сказка. В ней имеются все элементы присущее этому жанру. Содержание пьесы не сложно: бывалый бесстрашный солдат расстраивает козни чертей, делает счастливыми юных влюбленных. Но рассматривать сюжет только с этой, чисто внешней стороны было бы грубейшей ошибкой. Актерский коллектив нашего театра сумел правильно прочесть пьесу и донести до зрителя мягкий юмор и едкую антирелигиозную сатиру Яна Дрды. Это и обеспечило постановке большой успех".

1961 год. Состоялась премьера спектакля по пьесе Л. Браусевич "Колокола - лебеди, или Град Лебединец", режиссериссер - А. Варжало. Спектакль на смотре театров для детей награжден Диплом II степени Министерства культуры РСФСР. Пьеса Л. Браусевич еще дважды ставилась в театре в 1977 г. под названием "Сказание о Граде Лебединце", режиссериссер - А. Варжало, художник - Гольфштейн и в 1984 г. под названием "Колокола - Лебеди", режиссериссер - А. Свириденко, художник - А. Корытный. Коллектив театра награжден Почетной грамотой Исполкома Куйбышевского районного Совета депутатов трудящихся и Куйбышевского райкома КПСС г. Омска Коллектив театра награжден Почетной грамотой Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся и Омского городского комитета КПСС

1967 год. Актриса Земс А. А. награждена Почетной грамотой Бюро Куйбышевского райкома КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся. Спектакль "Руслан и Людмила" награжден Дипломом второй степени на Всероссийском смотре драматических, музыкальных театров и театров для детей. Коллектив театра награжден Дипломом к 50-летию Советского театра для детей "За плодотворную работу более трех десятилетий". Коллектив театра награжден Почетной грамотой Исполкома Тюменского городского Совета депутатов трудящихся

1968 год. Звание "Заслуженный артист РСФСР" присвоено Варжало Тадеушу Мечиславовичу. Спектакль "Золотая девочка" награжден Грамотой Министерства культуры СССР и ВТО, как участник фестиваля Болгарской драматургии. Коллектив театра награжден Почетной грамотой Бюро Омского областного комитета КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся. Коллектив театра награжден Почетной грамотой командира войсковой части 65425

1972 год. Поставлен первый спектакль с планшетными куклами С. Прокофьева "Волк в сапогах", режиссериссер - Е. Незлученко, художник - М. Торопова.

"... Впервые на сцене Омского кукольного актеров не скрывает ширма. Вся органика своеобразной связи актера и кукол создается на глазах у зрителя. И взрослые, и дети видят, сколько требуется таланта, фантазии, работоспособности, чтобы кукла ожила и заговорила. Поневоле начинаешь размышлять, в чем суть истинного творчества актера-кукольника, какие качества необходимы для этого совсем особого, но и стоящего вровень с любым другим художества, искусства. Способность извлечь из куклы заложенный в ней определенный динамический потенциал - особый дар кукольника - зрима в новом спектакле, и это усиливает зрительскую радость и ощущение чуда. Актеры не просто заставляют кукол выполнять ряд движений, каждый из них стремится создать яркую пластическую мелодию жизни своей куклы. У одних это получается более звучно, выпукло, соразмерно, у других куклы живут менее органично, но честное стремление добиться из раздельных "поз" куклы слитного общего существования действует заразительно, увлекает, восхищает".

1975 год. Состоялась премьера спектакля по пьесе А. Антокольского "Сказ про слово сильное, звезду алую, барабаны громкие", режиссериссер - Е. Незлученко, художник - М. Торопова

"... Наши дети - разумеется, по-своему - задумываются над проблемами, которые тревожат нас, взрослых. И разговор, который ведет с детьми театр, должен быть, следовательно, не ниже уровнем, чем эти недетские детские проблемы. "Сказ про слово сильное, звезду алую, барабаны громкие" и является таким спектаклем. Он рассказывает самым юным гражданам историю борьбы за власть Советов. И малыши, которые только что носились от стенда к стенду в фойе театра, замирают". Спектакль награжден Дипломом Всероссийского смотра спектаклей в ознаменование 30-летия со дня победы в ВОВ.

1977 год. Звание "Заслуженный артист РСФСР" присвоено Ураковой Эмире Константиновне.

1979 год. Март - коллектив театра награжден Дипломом Министерства культуры, ЦК профсоюза работников культуры, ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок "За активное участие в культурно - шефской работе на селе"

Декабрь - коллектив театра награжден Почетной грамотой Областного управления культуры за неделю "Театр и дети"

1983 год. На I региональном фестивале театров кукол Сибири и Дальнего Востока, г. Абакан, спектакль по пьесе Т. Габбе "Золушка", режиссериссер - Е. Борисова, художник - О. Веревкина получил приз "За сохранение традиций". Октябрь - коллектив театра награжден Почетной грамотой райкома КПСС р. ц. Павлоградка, Омской области

1984 год. Звание "Заслуженный артист РСФСР" присвоено Евстратенко Василию Ивановичу. Состоялась премьера спектакля по пьесе Х. Мякеля "Жуткий господин Ау", режиссериссер - Л. Шуринова, художник - О. Веревкина. В течение 22 лет бессменный исполнитель главной роли - заслуженный артист РФ Э. Ураков.

"Познакомьтесь: господин Ау. Совершенно жуткий! Совершенно страшный! Как раскричится на разные голоса, как напугает, ... все бояться будут. Это он так считает. Только никто не боится. Потому что, Ау - совсем не страшное, безобидное, милое и смешное существо. И такое же беззащитное перед злом, как другие лесные обитатели...

Сказочно-реальный мир Хану Мякеля подсказал авторам спектакля стилистику: действие разыгрывают как куклы, так и артисты, выступающие в живом плане. Такому прочтению сказки соответствует и оформление. Ширма, за которой обитают птицы и звери, предстает одновременно как одна из стен жилища Ау - почти человеческого, с всамделишной, соответствующей характеру персонажа обстановкой.

Особо надо сказать о самом господине Ау - этаком очеловеченном существе. И здесь режиссериссер, и актер Э. Ураков нашли тактичное и оправданное решение образа. Артист то "сливается" с куклой, то действует несколько отстраненно от нее"[19].

1985 год. Состоялась премьера первого теневого спектакля по мотивам рассказа К. Паустовского "Теплый хлеб", режиссериссер - А. Свириденко, художник - О. Рыбковская.

Спектакль - участник II регионального фестиваля театров кукол Сибири и Дальнего Востока, г. Томск (1986 г.).

1986 год. 50 лет театру.

Коллектив театра награжден Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР, Центрального комитета профсоюза работников культуры к 50-летию со дня основания.

Коллектив театра награжден Почетной грамотой Омского областного управления культуры к 50-летию со дня основания.

Коллектив театра награжден Почетной грамотой Омского обкома ВЛКСМ к 50-летию со дня основания.

Коллектив театра награжден Почетной грамотой Бюро Омского областного комитета КПСС и исполкома областного Совета народных депутатов к 50-летию со дня основания.

Коллектив театра награжден Грамотой городского комитета ВЛКСМ к 50-летию со дня основания.

1987 год. Состоялась премьера спектакля - шоу "Месс - Менд" М. Шагинян, режиссериссер - Ю. Фридман, художник - И. Уварова.

"Детективная история (детективный сюжет) романа М. Шагинян решается как цирковое шоу. Все пространство театра (зрительного зала) превращается в арену. Зрителей размещают по бокам зрительного зала. В цирковом шоу есть иллюзионисты, клоуны - эксцентрики и, как положено в цирке, ведет представление шпрехшталмейстер. Звучит "живая" музыка, актеры поют "живыми" голосами. Спектакль шел около трех часов, в нем была занята вся труппа театра, вокально-инструментальный ансамбль, и артист ТЮЗа, ныне художественный руководитель театра "Галерка" Владимир Витько. Это представление, подобно взрыву, всколыхнуло театральную общественность России, имеющую отношение к искусству театра кукол. Достаточно сказать, что при показе спектакля на сцене московского театра Ленком, вход в театр охраняла конная милиция"[]. Спектакль был высоко оценен критикой и стал участником Всесоюзного фестиваля театров кукол, г. Москва (1988 г.)

1988 год. Состоялась премьера спектакля по пьесе Х. Бойчева "Как говорят французы", режиссериссер - Ю. Фридман, художник - П. Шенхоф

"Спектакль - притча о вечном поиске счастья. Собака и Кот, Волк и Овца, эти антиподы вместе ищут счастье на Земле, под Землей, и даже в безвоздушном пространстве Космоса. Каждый из них представляет это счастье по-своему, т. к. та жизнь, что они уже прожили, не удовлетворила их потребностей. В финале они понимают то, что они искали, не существует. Идеальное счастье - иллюзия. Достигнуть недостижимого невозможно. Самое главное - это стремление, дорога, путь! Поиск счастья и есть сама жизнь! Действие сопровождалось чтением стихов известных поэтов... Пастернака, Высоцкого, Башлачева. Художник и режиссериссер определили пространство сцены как железнодорожное полотно, заканчивающееся тупиком. За действиями в этом тупике наблюдают Люди-манекены. Можно даже угадать их лица: "похожие на лица руководителей страны". Волк и Овца, Пес и Кот - актеры в масках персонажей в свою очередь манипулируют куклами - копиями своих персонажей. Прозрачен и легок только главный иллюзионист - персонаж под именем НЛО (или неопознанный летающий объект). Спектакль с успехом шел несколько сезонов".

Спектакль стал участником III регионального фестиваля театров кукол Сибири и Дальнего Востока "Сибирская кукломания", г. Абакан (1990 г.)

Был поставлен спектакль по сказке Д. Мамина - Сибиряка "Серая шейка", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина

"... Куб или безводный аквариум насквозь просматривается зрителем с двух сторон. Но сетчатая обтяжка стен прозрачна лишь с одной стороны, вторая, удаленная, становится матовой амальгамой. Замкнутый мирок сказки театра "экологически чистой" природы. А так же тут замкнута энциклопедия знаков кукольного дела. Непрерывная вязь разных кукол-знаков для одних и тех же персонажей чуть монотонная, неровная, иногда восхитительная! И мудрая, и тонкая. Когда в утицу наливают воду и пускают в воду плавать уточку... Ах, господа кукольники, художники, режиссериссеры, метафоричнейшие из поэтов!".

Спектакль участник фестивалей: III регионального фестиваля театров кукол Сибири и Дальнего Востока "Сибирская кукломания", г. Абакан (1990 г.), Всероссийского фестиваля "Улитка", г. Архангельск (1991 г.)

1990 год. Состоялась премьера спектакля "Сказ про Коша Бессмертного, Красу Ненаглядную да Ваньку-царевича, или сказка про Ваню" (Триптих "Большая сказка"), режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина

"... Сказки об Иванушках любят рассказывать наши бабушки и, возможно, всякий раз выдумывают все новые похождения. А сказка началась так: "Давным-давно это было, когда корова на танцы ходила" Откуда берутся сказки? "Ветер сказки разносит, а у кого рот открыт, тому в рот она залетит, тот и расскажет" А как сказка была рассказана! Хотя ветра в театре и не было, рты у ребят были открыты, сказка и залетела. Возможно, многие сказку ту дома бабушкам, мам да сестренкам рассказывали, а то и показывали. Ведь ставилась она еще и для того, чтобы детишки увидели, как обыкновенными игрушками можно интересно играть в сказку. И в ней все закончилось благополучно и поучительно. Победили зло - добро, правда и любящее горячее сердце. А истины, усвоенные с детства, остаются с нами всегда".

Спектакль участник фестивалей: регионального фестиваля театров кукол, г. Петропавловск - Казахский (Казахстан) (1992 г.), международного театрального фестиваля театров кукол, г. Минск (Беларусь) (1993 г.), ХХ международного фестиваля театров кукол, г. Плезень (Чехия) (1994 г.), Международного театрального фестиваля театров кукол "У Петрушки", г. Москва (1995 г.), международного фестиваля "Рождество народов в Риме", г. Рим (Италия) (1996 г.)

1992 год. Состоялась премьера спектакля "Морозко", режиссериссер - Б. Саламчев, художник - О. Веревкина

"... Режиссериссер и художник создают своеобразную прозрачную ротонду прямо в зрительном зале. В ней-то и происходит поистине сказочное действие. В этом спектакле главное действующее лицо - актер... Артисты в старинных народных костюмах (кажется, что это музейные экспонаты, так точно они выполнены), прекрасно исполняющие русские на-родные запевки, производят впечатление фольклорного ансамбля, обладающего не только музыкальной культурой, знанием традиций, но и умением создавать кукольный спектакль, в котором сосуществуют человек, куклы, чучела, предметы быта, наделенные магической силой.. Актеры играют куклами, как это делают дети. Они на глазах у зрителя надевают на нелепый манекен одежды, превращая его в персонаж с определенной психологической характеристикой. Оживленный актером, он начинает действовать по законам кукольного театра, осуществляя взаимопроникновение куклы и актера, придавая всему спектаклю изобразительно - динамическое начало. И в результате зритель оказывается вовлеченным в удивительное, прекрасное зрелище, сказка же предстает перед ним в неповторимом театральном обличии".

Спектакль участник фестивалей: международного театрального фестиваля "Невский Пьеро", г. Санкт - Петербург (1994 г.), III международного фестиваля театров кукол стран Балтии "Новые времена", г. Хаммиенлинна (Финляндия) (1994 г.)

1993 год. Состоялась премьера спектакля по повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной", инсценировка Ю.Сидорова и А.Черновой, режиссериссер - Ю. Фридман, художники - В. Дургин, А. Чернова. Все роли в моноспектакле "Еврейское счастье" исполнял - заслуженный артист РФ Э. Ураков (см. подробнее Кто есть кто, Ураков)

И он ворвался в зрительный зал, буквально пролетел над ошеломленным зрителем, очень спокойно приземлился на маленьком клочке сценического пространства, отгородив себя от всего окружающего мира обыкновенной стремянкой. Но вот чудо: она, эта стремянка, моментально приобрела и многозначность, и многомерность, и силу точно найденной метафоры. Артист Эдуард Ураков, забыв о сломанной ноге и боли, которая просочилась вскоре через блокаду, был уже далеко от бригады врачей, превратившись в героя повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной". Он наделил своего героя Шимена-Эле и остальных озвучиваемых им персонажей - кукол таким потенциалом юмора, душевной теплоты, что их хватило бы с избытком на целый творческий коллектив. Неповторимость созданного артистом образа в пластическом единстве изображения и слова. Он, как и автор повести, умеет смехом сочувствовать персонажу. Удивительный вкус, с которым сделан спектакль (режиссериссер Юрий Фридман), позволил актеру передать тонкость юмора, сквозь который просвечивает его трагическая основа.

В этом спектакле Эдуард Ураков потрясает удивительным умением одухотворять вещь, превращать ее в действующее лицо, общаться с куклой как с живым партнером, доводить роль маленького человека Шимена - Эле до социального обобщения".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.