Рефераты. Телекоммуникационные проекты в образовании






• актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Метод проектов всегда предусматривает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой -необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Учебный проект определяется как определенным образом организованная целенаправленная деятельность. Результатом проектной деятельности учеников под руководством учителя является новое знание.


1.3.Что мы называем телекоммуникациями


Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)».

В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хра­нение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это ком­пьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и при­ем информации в КТК могут быть прямыми — с ком­пьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользова­телями.

Синхронная телекоммуникационная связь.

В этом слу­чае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных времен­ных поясах.

Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки со­общения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обра­тится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришед­шую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пере­сылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.

В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала так же широко использоваться, как и телефон, радио, факс или пери­одическая печать. Общаться между собой по электрон­ной почте могут пользователи, находящиеся в пределах одного учреждения или находящиеся в различных угол­ках планеты.

Электронная почта используется для пересылки тек­стовых сообщении или файлов (содержащих компьютер­ную программу,  графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, элект­ронную таблицу иди даже аудио- и видеоинформацию) одному иди нескольким адресатам; распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».

КТК также используется как средство доступа к про­граммам удаленных компьютеров и сетевым службам, например, для получения файлов определенных доку­ментов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранив­шей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции.

Существует два вида электронных конференций, про­водимых в Интернет: «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука и видеоизобра­жения (это — дорогой и организационно относительно сложный вид услуг), и отсроченные во времени дискус­сии, которые чаще всего и называются электронными конференциями или телеконференциями.

Электронные конференции обычно разбиты на не­сколько «сюжетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бываю! «открытыми» — доступными для любого пользователя сети или «закрытыми», дос­туп к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, пригла­шенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они использовались и для учебных целей, и для орга­низации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся.

Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производ­ство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая и КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).

Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс). Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появля­ются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг теле­фонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, по­зволяют не только получать и хранить, но и обрабаты­вать информацию.


1.4.         Особенности применения компьютер­ных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития


Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, вносить изменения непосредственно в полученный мате­риал. Таким образом, учебный текст становится одновре­менно рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распрост­раняемым в сетях учебным материалам: можно выб­рать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или кино­клипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ ин­форматизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая с точки зрения эргономики ситуа­ция; учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 — 11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик можеч по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюст­рируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргу­менты, выстраивая их в определенную логику доказа­тельности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционно­го обучения. Часто дистанционное обучение рассматри­вается как автономный вид обучения, противопоставля­емый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов рабо­ты с разнообразными программами, программы для ра­боты в сетях тесно увязываются с остальными стандарт­ными прикладными программами (офисными приложе­ниями) в плане унификации (графического) интер­фейса пользователя. В результате учебные курсы, со­зданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обу­чение.

Мультимедийность создает психологические мо­менты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реак­ций учащегося: например, подведение итогов или вы­дача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться определенным звуком или мело­дией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе под­готовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ог­раничения для мультимедийньгх КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи ин­формации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естевтвеиныи темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимает­ся человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпа­ми, что не следует считать эти ограничения непреодоли­мыми в ближайшие 5 лет.

Перспективы развития компьютерных телеком­муникаций

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствова­ние средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение мультиме­дийной Интернет в школе.

С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от разроз­ненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином потоке разно­образную и чрезвычайно богатую содержательно ин­формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясня­ется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интер­нет, недостаточно эффективны, выдают много доку­ментов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но на­дежным системам иерархической классификации доку­ментов, имеющихся в громадных информационных за­лежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийное™ перекладываются на машину абонен­та, что сокращает объемы передаваемой по сети инфор­мации и позволяет создавать очень богатые изобрази­тельными элементами и структурно сложные мультиме­дийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет стреми­тельно и сдерживается в основном плохим качеством те­лефонных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программного обеспечения, способного повлиять на эффективность преподавания школьных предметов, следует отметить, что многие достаточно сложные па­кеты программ распространяются условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции.

Загрузка крупных пакетов программ может занять не­сколько часов, однако плата провайдеру в этом слу­чае, конечно, несравнимо мала в сравнении с реаль­ной стоимостью программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис­пользовать ее в течение некоторого времени (как пра­вило, не более 30 дней), после чего предполагается, что абонент должен либо заплатить сравнительно не­большой регистрационный взнос и получить програм­му в полную собственность, либо стереть программу со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется боль­шое количество так называемых демо-версий про­грамм, представляющих собой программы, в которых не реализованы некоторые важные функции, без кото­рых программа не представляет для абонента реально­го интереса, одна демо-версия позволяет получить полное представление о возможностях программы. Демо-версии, как правило, можно свободно распрост­ранять и использовать, они рассматриваются как рек­лама продукции.

Эти три основных направления распространения про­грамм в Интернет, по-видимому, будут интенсивно раз­виваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отме­тим, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное распространение про­грамм в Интернет приносит фирмам миллионные дохо­ды за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Совре­менный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.


2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

 

2.1. Организация проектной деятельности учащихся в сетях. Этапы

работы над телекоммуникационным проектом.

 

Отечественные и зарубежные школы имеют уже почти 20-летний опыт проведения телекоммуникационных про­ектов. За это время ученые и педагоги-практики разрабо­тали, провели и проанализировали эффективность не­скольких тысяч различных по тематике, срокам проведе­ния, количеству учащихся и используемым учебным ма­териалам проектов. На основе этих данных учеными были выделены некоторые типы наиболее часто проводимых телекоммуникационных проектов, знание которых может оказать существенную помощь педагогам при разработке новых проектов и координации деятельности учащихся в группах. К ним относятся прежде всего исследовательские проекты, чаще в сочетании с типическими особенностя­ми практико-ориентированных проектов. Большой попу­лярностью у учащихся пользуются творческие проекты. Однако и такие проекты, равно как и приключенческие, предусматривают в качестве обязательного компонента проектной деятельности исследования в той или иной об­ласти. Ребятам нравится видеть практический результат своей совместной деятельности: будь то газета, альбом, видеофильм, компьютерная программа, реферат, сцена­рий фильма или драматизации, аналитический материал или еще что-либо, но обязательно оформленное в конеч­ный продукт, представляющий собой материальное воп­лощение их совместной творческой, исследовательской, аналитической деятельности.

Мы привели здесь типологию проектов (см. ч. I, гл. 2, занятие 6) с общедидактических позиций. По каждому учебному предмету может быть разработана собственная классификация возможных проектов, далее детализиру­ющая дидактическую классификацию с учетом специфи­ческих особенностей каждого предмета. Такая классифи­кация позволяет, не блуждая в потемках, четко опреде­лив тот или иной тип намечаемого проекта, правильно структурировать его, четко определить цели, как конеч­ные, так и промежуточные, определить методы исследо­вания, виды творческой или игровой деятельности, оп­ределить те знания, умения, навыки, которые потребу­ются учащимся для выполнения совместной проектной работы. Другими словами, знание типологии проектов дает учителю возможность наиболее рационально и эф­фективно организовать совместную деятельность учащих­ся. Особенно это касается телекоммуникационных проек­тов, в которых задействованы многие и многие учащиеся из разных школ, регионов, а подчас и стран. Здесь нужна четкая согласованность действий разных коллективов, и одним из инструментов, помогающих понять сущность планируемой работы над проектом, обеспечить взаимо­понимание между партнерами, является общепринятая типология проектов.

Для примера можно привести разработанную канд. пед. наук М.Ю. Бухаркиной типологию проектов по ино­странным языкам.

I. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты.

1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных ре­чевых навыков и умений.

2. Лингвистические, направленные на изучение языко­вых особенностей; изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.), изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение этимо­логии слов, литературные исследования,  исследования историко-фольклорных проблем, творческие.

II. Культурологические (страноведческие) проекты.

Культурологические (страноведческие) проекты пред­полагают развитие языковых и речевых умений и навыков на более продвинутом уровне владения языком посред­ством организации межкультурного общения с целью оз­накомления с культурой, историей, этнографией, геогра­фией, экономикой, политикой, государственным устрой­ством стран-партнеров, искусством, литературой, архи­тектурой, традициями и бытом народов и т.д. Проекты этого типа носят ярко выраженный исследовательский ха­рактер. Их целесообразно проводить с носителями языка, т.е. эти проекты больше подходят именно для телекомму­никационных международных проектов. Иностранный язык здесь выступает в роли средства общении; естествен­ная языковая среда способствует формированию потреб­ности использования иностранного языка как средства коммуникации. С точки зрения содержания культурологические про­екты могут иметь разные тематические направления.

1. Историко-географические, знакомящие с историей страны, города, местности; с географией страны, горо­да, местности.

2. Этнографические, нацеленные на изучение традиций и быта народов, народного творчества, этнического со­става народа, проживающего на данной территории, на­циональных особенностей культуры разных народов и т.д.

3. Политические, цель которых — ознакомление с госу­дарственным устройством стран, политическими партия­ми и  общественными  организациями,  со  средствами массовой информации и их влиянием на государствен­ную политику, законодательством страны и т.д.

4. Посвященные проблемам искусства, литературы, ар­хитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономические, посвященные проблемам финансо­вой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т.д.

III. Игровые и ролево-игровые проекты.

Ролево-игровые и игровые проекты, так же как и культурологические, предполагают развитие языковых и речевых умений и навыков владения языком посред­ством организации межкультурного общения на двух последних уровнях усвоения языкового материала (уро­вень применения по аналогии, уровень творческого при­менения). Такие проекты также наиболее интересны, когда они организуются как международные телекомму­никационные.

С содержательной точки зрения игровые и ролево-иг­ровые проекты могут быть следующих типов.

Воображаемые путешествия, которые могут преследо­вать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалого­вым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умени­ям и навыкам из других областей знаний.

Имитационно-деловые, моделирующие профессиональ­ные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречаю­щейся в жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.