Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться, что, в конечном счете, они правы. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.
Опыт многих школ, участвовавших в проведении телекоммуникационных проектов, позволил сформулировать десять золотых правил общения школ друг с другом:
1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.
2. Когда вы отправляете подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем, когда вы собираетесь отправить свой ответ.
3. После приветственного письма пошлите школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.
4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2 — 3 человека.
5. Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими фотографиями.
6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают больше друг о друге, о своих планах и работе.
7. Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размешена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.
9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.
10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.
При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны.
Индивидуальные проекты (внутри другого проекта).
Парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре.
Групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.
Проекты могут проводиться с использованием электронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае — это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
Проект может быть разной степени сложности. Например, проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.
Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а может быть, и для всего человечества. Очень существенно, чтобы участники проекта не замыкались личностными интересами, а сумели увидеть проблемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте.
Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определению гипотезы ее решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы.
Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы общими усилиями всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.
Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается исследовать данный вопрос. Свои подходы к выполнению задания группа защищает перед всем классом, и, если весь класс вместе с учителем решает, что избранные методы достаточно надежны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, их подход утверждается. Только после того, как подходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказываются утвержденными в ходе общей дискуссии, участники проекта могут приступать к работе.
Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская работа проводится па базе школьной медиатеки — информационного центра школы, где собрана информация на разных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, на базе которых можно получить
нужные данные. Разумеется, в целях исследования можно и следует использовать и все возможные и доступные для ребят источники информации, экспериментальные площадки, проведение социологического опроса, интервью, работу с удаленными базами данных, запросы информации у своих зарубежных партнеров. Другими словами, самые разнообразные способы поиска нужной информации по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребятами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, доступный им по сложности решаемой проблемы, используемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты. Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным решением группы совместно со своими зарубежными партнерами или партнерами из других регионов. При этом в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за помощью, советом, консультацией.
Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к аргументированному выводу, они вновь обращаются к общему проекту и устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так далее, со всеми группами, участвующими в данном общем проекте. В итоге все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический вывод это решение может иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего человечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Ранее мы показали этапы работы над любым проектом. Соответственно и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Исследовательские же методы оказываются приемлемыми для многих и многих проектов, предусматривающих ту или иную форму исследования. Важно каждый раз искать наиболее эффективные формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются однозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы интеграции их в учебно-воспитательный процесс
2.3. Координация проектной работы в сети.
С каждым годом все больше российских школ подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, и превратились в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией в специфике организации работы с телекоммуникациями в школе. Для того чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по его внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую будет зависеть от того, насколько вы продумаете начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулируете задачи.
Первый шаг на этом пути — определить, кто из учителей или других сотрудников школы (а возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Следует иметь в виду, что вся работа по внедрению и дальнейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы одновременно хорошо разбирался и в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи, и сетевым программным обеспечением, а также был асом в методике организации и проведения телекоммуникационных проектов. Поэтому речь может идти о выборе нескольких лип, ответственных за телекоммуникации в школе.
Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить ваш телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки, медиаспециалисту, взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникационными технологиями.
Медиатеки появились уже во многих школах. Что они собой представляют? Это одно из структурных подразделений современной школы, дающее учителям и учащимся возможность доступа к различным информационным носителям. В медиатеке, где сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный иентр, а также телекоммуникационный центр (на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы), замкнутая телевизионная система, радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут прийти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую им информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Телекоммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в медиатеке есть возможность обратиться к книге, видеофильму, фонозаписи. Здесь есть все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточных или конечных результатов исследовательской, проектной работы.
По мнению экспертов, деятельность медиатек, создаваемых в последние несколько лет в различных школах страны, и имеющих к настоящему времени опыт работы, позволяет говорить о том, что модемы и соответственно возможность работы в телекоммуникационных сетях необходимо предусмотреть не только в кабинетах вычислительной техники (это само собой разумеется, поскольку телекоммуникационные технологии входят теперь в курс информатики), но и в медиатеке.
Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда представляется возможным работать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поиска и творческого применения информации в самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время, для подготовки учителя к урокам, к работе над проектами, в непрерывном их самообразовании, приобретении навыков «навигации» в безграничном море информации. В медиатеке в течение всего дня работают квалифицированные мадиаспециалисты, поддерживающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учителю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования различными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помощью различных мультимедийных, издательских технологий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации данных и области поиска, их умением пользоваться ключевыми словами, анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде: доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодельный школьный журнал или газету как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, предполагает наличие у школьников целой гаммы сформированных навыков и умений.
Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но прежде всего в кабинете информатики с текстовым и графическим редактором, в телекоммуникационных сетях с удаленными базами данных и др., чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.
Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспециалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и телекоммуникационных), при котором крайне необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготовку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем качеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотрудник медиатеки в силу того, что первый знает способности каждого ученика и желаемый результат, а второй знает информационный фонд медиатеки, на этапе подготовки к проекту должны работать вместе. Учитель определяет образовательные цели, которые он предполагает решить в ходе исследовательской деятельности своих учащихся. Учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов.Учитель и медиаспециалист согласовывают предполагаемые источники информации, способы доступа к ним. способы обработки, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и работы с ней.Таким образом, в ходе совместной работы учитель и медиаспециалист при подготовке и проведении проектной работы учащихся определяют предмет информационного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдвинутым гипотезам). Учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом. Совместно определяют возможную (предполагаемую) поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств.
В ходе практической поисковой деятельности учащихся в медиатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в способах поиска информации и ее обработки, консультирует, если возникает необходимость, как оформить результаты исследования, творческой работы с помощью средств новых информационных технологий.
В некоторых школах функции технического специалиста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, проявивших наилучшие результаты по информатике и интересующихся данным направлением. В основные функции технического специалиста по телекоммуникациям будет входить следующее.
- Выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы.
— Приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра.
- Изучение программного обеспечения, используемого при работе в сети.
- Обучение учащихся и учителей работе в сети.
- Оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами.
- Работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка школьной корреспонденции.
Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти "постмастера» (от англ. postmaster — специалист по почте), который начнет регулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические проблемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.
Помимо технической работы по организации телекоммуникационного центра необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удовольствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который бы являлся настоящим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педагогическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек всех в проектную работу и помог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. Подобных специалистов принято называть координатор телекоммуникационных проектов.
Если телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих целей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.
Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятельность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду — предметную направленность: естественнонаучную, гуманитарную, литературно-творческую, спортивную, музыкальную и др.). Как координатор (директор) программы, так и координатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но это должны быть профессиональные педагоги. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организаторы.
При этом в задачи координатора (директора) программы входит:
связь при необходимости с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;
ведение полного списка всех участников проектов;
координация и развитие телекоммуникационных проектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддержка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помощью, методическими материалами и информацией, необходимой для конкретного проекта в режиме электронной почты, автоматической рассылки);
связь с другими регионами, сбор информации о потенциальных партнерах с учетом их интересов;
связь с общественными организациями, средствами массовой информации по оказанию помощи участникам проектов, по внедрению результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5