Недостатки отечественной налоговой системы заключаются в том, что она включает наряду с налоговыми и такие формы принудительного изъятия денежных средств, которые не имеют никакого отношения к налогу как объективной категории. Подобное построение налоговой системы противоречит принципам налогообложения, и оно не реализует экономический потенциал налога как экономической категории. Различать налоговые и неналоговые формы изъятия необходимо, чтобы строить оптимальную налоговую систему. Это необходимо принимать во внимание при исследовании налоговых проблем. Налоговые отношения формируются на стадии распределения стоимости созданного совокупного дохода. И здесь возникает вопрос — какие конкретно распределительные отношения можно классифицировать как налоговые. На него должна дать ответ отечественная финансовая наука.
В финансовой науке существует еще один пробел. Первичное распределение стоимости объективно порождает такие элементы, как капитал, рента, зарплата, — именно на их базе, по определению классиков теории налогов, должны формироваться перераспределительные отношения, относимые к налоговым. Современные теории налогообложения должны базироваться на фундаментальных исследованиях факторов воспроизводства: капитала, земли и труда. И только на этой базе должны создаваться методические положения, определяющие практику использования конкретных налоговых форм и налоговых методов управления воспроизводством. К сожалению, практика налогообложения нередко отходит от использования этих основополагающих факторов производства и базируется на субъективном использовании конкретных налоговых форм и методов, приводящих к необоснованному увеличению налогового бремени хозяйствующих субъектов.
Теория налогообложения является составной частью теории финансов. Исследование налогообложения не требует какой-либо особой информации, кроме той, которая имеется в арсенале экономической теории, чтобы перевести эти знания в плоскость постижения экономической природы налоговых отношений.
Но знаний о том, что налоговые отношения выражают лишь специфическую сферу перераспределения стоимости при отчуждении части доходов собственников в общегосударственное пользование, явно не достаточно для того, чтобы на практике конструировать налоговый механизм, отвечающий следующим фундаментальным требованиям:
* налогообложение выражает смену форм собственности. Только тогда форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой, когда стоимость в денежном выражении переходит из корпоративной или индивидуальной собственности в государственное пользование;
* по своей экономической природе оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей, то есть не зависит от происхождения добавочного дохода (от использования земли, недр, труда или капитала);
* вся система налогообложения должна строиться в пре-де-лах вновь создаваемой стоимости. Налоговые отношения не могут распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ и услуг;
* вся сумма обобществленных через налогообложение финансовых ресурсов должна быть использована исключительно на общегосударственные нужды под строгим конституционным надзором.
Именно данные положения являются общей принципиальной установкой теории налогообложения, которой неукоснительно должна следовать налоговая практика. Теория налогообложения призвана конкретизировать эту общую установку и создать принципы научно-практической организации налоговых отношений. На основе теоретических и организационно-правовых принципов современная наука может конструировать концепции налогообложения, определять состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и с внешней средой.
Экономические основы налоговой теории наполняют реальным содержанием присущие налоговому платежу элементы, среди которых: плательщики, объект обложения, ставки, сроки, льготы и др. Такое наполнение осуществляется в зависимости от принятых в законодательном порядке видов налогов и задач, стоящих перед налоговой системой. Как правило, выработка концептуальных основ налогообложения опирается на внутренние экономические интересы каждой страны. За основу берутся параметры экономического роста, определяется возможный налоговый потенциал, моделируются схемы последующего влияния выбранной концепции налоговой системы на эффективность производства.
Налогообложение самым непосредственным образом связано с государственными расходами. Поэтому при анализе налоговых отношений необходимо исследовать состав государственных расходов и установить их соответствие общественно необходимым потребностям. Это весьма трудная задача, поскольку по-разному трактуется понятие общественно необходимых потребностей. По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах. Тем не менее в зарубежной практике налогообложения широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются соотношения государственных доходов и расходов. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования, все элементы которого напрямую связаны с вновь созданной стоимостью и перераспределяют ее с учетом сохранения паритета между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами.
Исторически сложилось мнение о налогах как об элементе общегосударственных финансов. Таково следствие одностороннего подхода к определению природы, роли и места системы налогообложения, подчеркивающего фискальное содержание налогообложения. Но, как уже отмечалось, природа налогов предопределена законами воспроизводства. Как категория перераспределения налоги зависят, прежде всего, от условий роста или снижения всего совокупного дохода общества. Их нельзя связывать только с использованием бюджетных ресурсов. Роль налогов как фактора экономического роста доказана великими мыслителями еще в XVI в.
Выясняя содержание, место, функции системы налогообложения, необходимо установить взаимосвязь налогов и госбюджета, а также ответить на вопрос, правомерно ли рассматривать налогообложение лишь в системе бюджетных отношений. До сих пор органы власти относятся к нему как государственно определяемому и неистощимому источнику пополнения доходов бюджета.
Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена в большей мере фискальным характером налогов. Но, с другой стороны, состояние бюджета определяют налоги и займы, и именно они являются субстанцией воспроизводственного процесса, их стимулирующей функцией. И в этой своей ипостаси налоги являются самостоятельной экономической категорией. Более того, именно от налогов зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете, который, как известно, есть основной финансовый план государства, позволяющий контролировать процесс зачисления средств в доходы государства и процесс их использования согласно бюджетной росписи доходов и расходов.
Налоги и займы предопределены законами воспроизводства: от качественных параметров совокупного дохода общества, сформированного в производстве и обмене, зависят размеры налоговых поступлений и займов. Бюджет имеет опосредованное отношение к воспроизводству (через налоги и займы). Все экономические проблемы в бюджете предопределены проблемами доходных источников, то есть состоянием налоговых и кредитных отношений. Под таким углом бюджет можно рассматривать как надстроечную категорию, поскольку кризис бюджета, как правило, связан с кризисом производства и обращения и его преодоление требует анализа зависимостей между воспроизводством, действующей системой налогообложения и условиями размещениями займов.
На прочную научно-практическую основу исследование внутренних и внешних взаимосвязей бюджетно-налоговых проблем было поставлено еще Ф. Кенэ, разработавшим экономическую таблицу, которая позволяла с системных позиций подойти к фазам воспроизводства. В своих работах он четко сформулировал зависимости между производством и обложением. Позднее зависимости, но только между обложением и доходами государства, математически установил А. Лаффер. Современники ссылаются именно на эти труды, рассуждая о проблемах налогового гнета. Тяжесть налогообложения должна анализироваться, прежде всего, с воспроизводственных позиций и с позиций оценки стимулирующего или антистимулирующего воздействия налогообложения на производство. Зависимости между производством и налогообложением — вот та теоретическая проблема, без решения которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему.
Исходя из отмеченного, можно сделать вывод о том, что налоги в равной степени имеют непосредственное отношение как к доходной части бюджета, так и к системе корпоративных финансовых отношений. Другими словами, система налогообложения — это связующее звено между госбюджетом и корпоративными финансами. История развития экономической мысли и практики подтверждает органичную связь налогообложения с воспроизводственными процессами.
Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюция происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.
Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом было создано учение об эволюции государственных финансов, утверждавшее, что формирование налоговой системы происходит в государстве с достаточно высоким уровнем развития. Шотландский экономист определил налоговую систему как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов. Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей и английские экономисты Д. Рикардо, Дж. Тилль считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение и при переизбытке того или другого происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Налогам они отводили роль источников дохода бюджета государства, а полемику вели по поводу принципов справедливости их взимания (равномерно или прогрессивно) и размеров части изъятия, обусловленной фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, под действием объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, уточнении его влияния на экономические процессы, а также в регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые научные теории.
Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителя относительно капитальных вложений. Одним из важных положений его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений в условиях полной занятости. В противном случае большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, который не вкладывается в производство. Следовательно, излишние сбережения надо изымать. А для этого требуется государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.
Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы; при кризисе налоги уменьшаются быстрее, чем падают доходы, — тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Колебания происходят автоматически; они более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.
Английское правительство успешно применило теорию Дж.М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были привлечены на развитие военного промышленного производства.
В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения эффективного спроса перестала отвечать требованиям экономического развития. Произошло это по следующим причинам:
* инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, и необходимо было вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них;
* с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешнего рынка. Стимулирование спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции, поэтому на смену кейнсианской концепции эффективности предложения пришла неоклассическая.
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различия в этих основных концепциях заключаются в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же концепция утверждала, что динамическое равновесие неустойчиво, из этого следовал вывод о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.
Дж. Мид (лауреат Нобелевской премии), построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков и не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты уповают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению, обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.
В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения возникла вначале 80-х годов XX в. в США. Она предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории экономики предложения — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают у них различное отношение к инвестиционным процессам.
Еще А. Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог (доход). При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказанием и вымогательством.
Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов. Так, анализ связи между экономическим ростом и налогами в 20 странах в 70-х годах свидетельствует о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения почти в десять раз. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Но чтобы ее найти, необходимо провести всестороннее эмпирическое исследование активности предприятий в зависимости от тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, должен быть минимальным, чтобы соблюдались требования бюджета и не ставилось под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, иначе сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.
Таким образом, главная идея теории экономики предложения, развитой М. Уэйденбаумом, М. Бернсом, Г. Стейном, А. Лаффером, заключается в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, что, по мнению американских экономистов, понижает прогрессивность налогообложения при одновременном увеличении собственных источников накопления.
Практически все современные авторы выделяют те же критерии налогов, что были предложены А. Смитом, и считают, что если налоги не отвечают этим критериям, то имеет место нарушение границ налогообложения. Профессор А. Лаффер наглядно показал количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую, и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятель ность частного сектора. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., — говорил он, заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них». Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, «работает данный человек или сидит на пляже». Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или функционирование рынка сталкивается с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких прогрессивных налогов, то экономическая активность падает. Вовлечение предпринимателя в производство в этом случае — пустая затея. Заинтересованность хозяйствующих агентов, по мнению А. Лаффера, является движущей силой процветания экономики.
Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и даже идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, то есть увеличивает размеры теневой экономики, легальные и нелегальные укрытия от налогов, при которых большая часть имеющегося дохода не декларируется. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30 % суммы доходов, в этих границах увеличивается сумма доходов бюджета. А вот при 40-50%-м изъятии доходов, когда ставка налога попадает в запретную зону действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12