Рефераты. Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь






В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно-территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета.

Значительная часть налогов и доходов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов.

Таким образом, следуя указанным принципам, доходы государственного бюджета за 2001 год распределились следующим образом: республиканский бюджет – 51,8%, местные бюджеты – 48,2% (см. табл. 2.2.7).

Таблица 2.2.7.

Структура распределения доходов в консолидированном бюджете по уровням бюджетной системы за 2001 г. (в %) (Рассчитано на основании данных статистического сборника)


Республи­канский бюджет

Местные

бюджеты

Доходы

51,8

48,2

  В том числе:

Налоговые доходы

52,6

48,9

Из них:

Налог на прибыль и доходы

65,3

34,7

Подоходный налог

-

100,0

Налог на добавленную стоимость

65,7

34,3

Акцизы

72,2

27,8

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

100,0

-

Налоги на собственность

-

100,0

Налоги за использование природных ресурсов

-

100,0

Неналоговые доходы

56,1

43,9

Из них:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

76,3

23,7

Административные сборы и платежи

56,7

43,3

Доходы государственных целевых бюджетных фондов

51,2

48,8


За 2001г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2002г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям, а так же новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника – НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.

В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 1999 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2001году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2000г.

Динамика еще одного значительного источника – акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС – 97,2% по сравнению с 2000г.

Наиболее сложная ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль – 79,7% от установленного задания. Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2001 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 200 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли – на 28,7%.

По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2001 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам – 99,5%./17, с. 9/

Кроме того, нельзя не обратить внимания, что в бюджете 2002 года заметно вырос удельный вес доходов государственных целевых бюджетных фондов – 20%, в то время как в уточненном плане на 2001 год на их долю приходилось 15,7%, а в бюджете 2000 года – 18,3% (приложение 2).

На основании бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджетов РБ делятся на три категории:

1. Текущие доходы -  все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а так же добровольное и компенсируемое поступление средств от предоставления государственными учреждениями услуг; платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций. Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы – налоговые доходы, социальные отчисления (обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной зашиты населения) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от оказываемых государством платных услуг и продажи товаров, а так же полученные штрафы или иные санкции за нарушение законодательства).

2. Капитальные доходы – невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, предназначенных для многократного использования в процессе производства на протяжении более одного года и связанные с их приобретением, передачей, сооружение или продажи. Эта категория доходов включает так же поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и др. Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые доходы (налоги на имущество) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от реализации основных фондов, нематериальных активов и др.).

3. Безвозмездное поступление (от юридических и физических лиц, из бюджетов других уровней, от стран-участников международных организаций и соглашений). Безвозмездные поступления могут быть текущими и капитальными (приложение 3).

Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки ры­ночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в

Республике Беларусь

 

3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения


Налоговые системы отдельных стран мира формировались в раз­ных условиях. Лишь в середине XX в. в развитии систем налогообло­жения наметились общие закономерности, связанные с послевоенны­ми экономическими реформами. Высокий уровень государственных расходов в то время естественно сопровождался высокими налогами. Кроме того, считается, что даже в странах европейского сообщества действуют весьма сложные и разноуровневые системы налогообложе­ния. Значимость одних и тех же налогов в различных странах неоди­накова. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета составляет 62,7 %, а в Нидерландах только 41,3 %.

Следует отметить, что механизм распределения и перераспределе­ния государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответст­вии с выполняемыми функциями и принципами автономии определя­ются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение власти в стране, налоговая система может быть двух- или трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая поли­тика осуществляется на трех уровнях: правительственном, регио­нальными органами (штатами, департаментами, землями и т. п.), ме­стными  органами  власти   (муниципалитетами,  графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деле­ния (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах.

Федеральные налоги являются доходной базой федеральных бюд­жетов. Федеральный бюджет — бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеративную форму государственного ус­тройства. Бюджетная система федеративного государства имеет три звена: федеральный бюджет, бюджет планов федерации (в США — штатов, в ФРГ — земель, в Канаде — провинций, в Швейцарии — кантонов) и бюджеты местных органов власти. Как уже отмечалось, все звенья бюджетной системы формально независимы и не входят в федеральный бюджет. За федеральным бюджетом закрепляются важ­нейшие доходы и расходы.

Например, в США к доходам федерального бюджета относятся важнейшие прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, на­лог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, на­логи с наследств и дарений), ряда косвенных налогов (акцизы от об­ложения алкогольных напитков, табачных изделий, бензина, таможенные пошлины). В ФРГ в доходы федерального бюджета час­тично поступает ряд крупнейших налогов, в том числе в составе пря­мых — налог на заработную плату (более 40 %), корпорационный налог (50 %); косвенных — налог на добавленную стоимость (66—67 %), налог с оборота импорта. Кроме того, за федеральным бюджетом целиком закреплены более 10 индивидуальных акцизов, важнейшие из которых — на табак, горючее, вино, кофе, сахар; та­моженные пошлины и некоторые другие налоги.

Дадим краткую характеристику отдельных налогов, наиболее рас­пространенных в экономически развитых странах мира.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог на товары и услуги, применяемый в странах — членах Европейского экономического сообщества, а также в Швеции, Австрии и некоторых других промышленно развитых странах мира. Впервые введен во Франции в 1954 г. С середины 70-х годов он стал неотъемлемой час­тью налогообложения стран — членов ЕЭС. Налоговая база — сто­имость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. В облагаемый оборот включается не вся выручка от реализа­ции товаров или услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой ста­дии производства и реализации (заработная плата, начисления на нее, амортизация, прибыль). Налоговый оклад равен налогу с общей стоимости проданных товаров или оказанных услуг минус налог, уп­лаченный в предыдущем звене. В результате регулярного поступле­ния в бюджет и универсальности налог на добавленную стоимость — один из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80 % всех косвенных налогов во Франции, более 50 % в Великобритании и ФРГ. Его распространение объясня­ется сравнительно высокой эффективностью мобилизации средств в бюджет в условиях инфляции и возможностью использования для контроля за производством, а также регулированием цен, инвести­ций. Кроме того, налог на добавленную стоимость используется как средство регулирования экономики и инструмент экономической интеграции западноевропейских стран. Государство стимулирует экс­порт, освобождая его от налога на добавленную стоимость.

В странах — членах ЕЭС налог на добавленную стоимость приме­няется в целью унификации национальных систем косвенного обло­жения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета ЕЭС, главным доходным источником которо­го с 1975 г. являются поступления от НДС в размере 1 % суммы нало­га (с 1986 — 1,4 %), собранного каждой страной-членом. Полной унификации НДС препятствуют неодинаковый уровень ставок и раз­личная система льгот, действующая в разных странах — членах ЕЭС. В настоящее время НДС может служить одним из примеров гармони­зации налоговой политики стран Сообщества. Летом 1991 г. практи­чески все государства — члены ЕЭС (за исключением Великобрита­нии) согласились с необходимостью установить минимальную нормативную ставку НДС в размере 15%. До этого рекомендуемая ставка НДС определялась в интервале 9—19 % (пониженная 4— 9 % ). Однако, несмотря на достижение принципиального согласия по поводу величины ставок НДС, говорить о гармонизации еще рано.

В социальном отношении введение НДС с его более широкой по сравнению с другими косвенными налогами налоговой базой и высо­кими основными ставками (если в Великобритании и Испании нор­мальная ставка НДС составляет 15 %, в ФРГ — 14, то во Франции действует ставка — 18,6 %, в Италии —19, а в Дании даже 25 %) привело к росту стоимости жизни. Аналогичные процессы особенно заметны в странах СНГ (в том числе в Беларуси), широко использую­щих этот налог.

Налог на доходы от денежных капиталов существует в некоторых развитых странах (например, в Австрии, Канаде, Испании, Фран­ции). Им облагаются дивиденды, проценты от акций и облигаций, проценты по вкладам в банки, выигрыши по займам и некоторые дру­гие доходы. Налог удерживается у источника при выплате дохода владельцу денежного капитала. Ставки налога пропорциональные и колеблются в отдельных странах в пределах от 20 до 40%.

Налог на личное состояние — разновидность налога на собствен­ность; действует в ряде развитых стран: в Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Шве­ции, а также в Индии. Налог на личное состояние в большей мере от­носится к местным налогам, которым облагается чистый доход.

Налог на прибыль корпораций — налог на доходы юридических лиц (акционерные общества, страховые компании, банковские моно­полии) . Существует во всех экономически развитых странах и явля­ется одним из основных налогов. Его размеры при общемировой тен­денции к его снижению в разных странах неодинаковы. Несмотря на то, что бухгалтерские положения по определению прибыли, подлежа­щей налогообложению, могут существенно меняться в каждой стра­не, простое сопоставление базовых ставок налога свидетельствует о том, что до формирования единого налогового пространства даже в Европейском сообществе еще очень далеко. До настоящего времени разница налоговых ставок составляет от 10% в некоторых областях Ирландии до 50 % в Германии.

Кроме того, не во всех странах действует единая ставка налога на прибыль. Так, в США и Великобритании она приобретает черты про­грессивного налога. В США первые 25 тыс. долларов прибыли компа­ний облагаются по ставке 15 %, сверх 100 тыс. долларов — 46 %. Сейчас пересматриваются ставки в сторону снижения, и максималь­ный уровень обложения составляет 33 %. В Великобритании также применяется прогрессивная система налоговых ставок (от 25 до 35 % ) в зависимости от величины прибыли, подлежащей обложению. Во Франции налог на прибыль составляет 42 %, при этом нераспреде­ленная прибыль облагается по ставке 37 %. В Германии наоборот. Ес­ли прибыль не распределяется, то налоговая ставка составляет 50 %, а при ее распределении в виде дивидендов — 36 %.

Объектом налога на прибыль корпораций служит облагаемая при­быль компаний, равная валовой прибыли за минусом суммы установ­ленных налоговым законодательством вычетов и скидок. К вычетам относятся производственные, коммерческие, транспортные издерж­ки, проценты по задолженности, убытки, расходы на рекламу, науч­но-исследовательские расходы, а также дивиденды.

Законами предоставлены разнообразные налоговые льготы и скид­ки. В развитых странах очень часто предусматривается возврат ранее уплаченных налогов, погашение налоговой задолженности, освобож­дение отдельных групп плательщиков. Большие преимущества при обложении имеют крупные монополии. Общая сумма вычетов и ски­док с прибыли акционерных обществ, страховых компаний, банков­ских монополий достигает 40—60%. Для компаний существует ряд льгот, освобождающих от уплаты налогов на прибыль: образование за счет прибыли разнообразных фондов (резервных, благотворительных, пенсионных и др.), свободных от налога; списание доходов, рассмат­риваемых как деловые издержки; выплата завышенных окладов ме­неджерам; переоценка активов; перевод прибыли в другие страны с льготным налоговым режимом и др.

В результате налоги на прибыль корпораций имеют тенденцию к относительному сокращению. За последние 20 лет удельный вес этого налога в доходах бюджета центрального правительства США снизил­ся с 21,8% до 9,9%, в Великобритании —с 11,9 до 6,2%.

Одним из важнейших моментов выступает налогообложение вы­плат по дивидендам. Обычно уплата этого налога зависит от того, яв­ляется ли акционер юридическим лицом, резидентом (постоянно жи­вущим в стране) или иностранцем. Различия в подходах к налогообложению дивидендов весьма значимы, так как они во многом могут способствовать переливу капитала из страны в страну.

Во многих странах налоги на прибыль дополняются еще и местны­ми прямыми налогами. В Италии, например, это так называемый местный налог, взимаемый по весьма сложной системе ставок (в раз­мере не более 5 % вновь созданной стоимости).

С налогом на прибыль тесно связан подоходный налог с физиче­ских лиц. Традиционно считалось, что подоходный налог оказывает относительно небольшое, по сравнению с налогом на прибыль, влия­ние на размещение производства, выработку тех или иных инвести­ционных стратегий. Однако в настоящее время, когда формируется единый рынок рабочей силы и сняты почти все ограничения на пере­лив капитала, важность различий в системах, а особенно в макси­мальных ставках подоходного налога возрастает. Особенно сущест­венное влияние этот налог может оказывать на размещение штаб-квартир корпораций, а также научно-исследовательских центров, производств, использующих высококвалифицированную и высо­кооплачиваемую рабочую силу. Сравнение ставок подоходного нало­га с физических лиц — еще более сложная задача, чем анализ налогов на прибыль. Основная проблема состоит в том, что во всех странах Европейского сообщества применяется система прогрессив­ных ставок подоходного налога с совершенно несхожими характери­стиками прогрессии, с различными базовыми и максимальными став­ками налога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.