Исходя из таблицы 1.8. можно сделать вывод, что в целом Транспортно-экспедиционное предприятие в 2007 году по основным техническим показателям отработало эффективнее чем в2006 году примерно на 145 %. Здесь и увеличение средней и общей грузоподъемности в среднем на 6 %, увеличение автомобиле-дней в работе почти на 38 %, уменьшение автомобиле-дней в ремонте и ТО на 28% и т.д.
Данные о доходах и расходах на январь-декабрь 2007 года приведен в таблице 1.9. Данные свидетельствуют о прибыльности работы ТЭП, т.к доходы превысили над расходами на 576640 млн. р.
Таблица 1.9. Доходы и расходы перевозок грузов вне пределов завода.
Главный элемент в процессе (производства) труда — рабочая сила. Это совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Поэтому можно утверждать, что рабочая сила — главный фактор производства.
Для выполнения производственной деятельности ТЭП имеет следующие категории работающих: рабочие (водители, ремонтные и вспомогательные рабочие), аппарат управления.
Преобладающее место в структуре категорий работающих занимают рабочие и в их числе водители. К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в создании продукции, а также лица, обеспечивающие производственный процесс.
Водители — ведущая профессия рабочих на автомобильном транспорте. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок. Среднесписочная численность персонала ТЭП – 218 человек, в том числе промышленно-производственного персонала – 158 человек. Структура категорий работающих и численность персонала ТЭП приведена в таблице 1.10.
Таблица 1.10. Структура категорий работающих ТЭП
Наименование категорий работников
Численность работников по плану, чел
Удельный вес работающих, %
Нормативная численность, чел
1. Водители – всего,
в том числе:
125
57,2
96,7
62,2
1.1 водители автомобилей
1.2 водители, участвующие в ремонте
90
35
40,9
16,3
—
2. Ремонтно-вспомогательные рабочие – всего,
в том силе:
33
15,3
31,8
20,5
2.1 ремонтные рабочие
2.2 вспомогательные рабочие
27
6
12,6
2,7
26,2
5,6
16,8
3,6
3. Аппарат управления
60
27,5
17,4
Итого
218
100,0
155,5
Среднемесячная заработная плата всего персонала в 2007 году была 12812,5 рублей, а промышленно-производственного персонала – 11083,3 рубля.
Выработка на одного работника промышленно-производственного персонала за месяц составлял 48333,3 рубля, а за весь год 580000 рублей. На такую сумму в среднем произвел продукции (если выражаться в объеме произведенной продукции) каждый работник промышленно-производственного персонала ТЭП за 2007 год. Сводный план по труду и заработной плате Транспортно-экспедиционного предприятия за 2007 г. приведен в таблице 1.11.
Таблица 1.11.Сводный план по труду и заработной плате ТЭП за 2007 г.
Категория работающих
Среднесписочная численность, ч
Фонд заработной платы, т.р.
Среднемесячная заработная плата, т.р.
Производи-тельность труда, т.р.
Водители
1750000
14000
980000
Ремонтные рабочие
276750
10250
510000
Подсобно-вспомогательные рабочие
54000
9000
250000
Инженерно-технические работники
1080000
18000
560000
ИТОГО всего персонала АТП
3160750
12812,5
17600
Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта ТЭП является высокий удельный вес транспортных средств, которые составляют 60,2 % (таблица 1.12), в то время, как согласно расчетам НИИАТа, рациональное соотношение основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должно составить для подвижного состава примерно 50 %, а для производственно-технической базы — 50 %.
Таблица 1.12. Основные фонды ТЭП
Состав основных фондов
Восстановительная стоимость, тыс. руб.
Остаточная стоимость,
тыс. руб.
Удельный вес по восстановительной стоимости, %
Здания
6780859
3484819
24,4
Сооружения
3010737
10,8
Машины и оборудования
1116657
186232
4,0
Транспортные средства
16740652
2605383
60,2
Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь
144144
14566
0,6
27793049
6291000
2. Организация транспортного хозяйства на ОАО «НефАЗ»
2.1. Задачи и структура транспортного хозяйства
Транспортно-экспедиционное предприятие осуществляет комплексное транспортное обслуживание ОАО «НефАЗ». Деятельность его согласовывается с работой автозавода, а также с подразделениями железных дорог, к которым примыкают подъездные пути.
Задачами транспортного хозяйства является - осуществление бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.
Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.
На крупных заводах с большим грузооборотом, таких как ОАО «НефАЗ», требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.
Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства. Структура транспортной службы ОАО «НефАЗ» приведена на рисунке 4.
Рисунок 4. Структура транспортной службы предприятия
Функции транспортной службы предприятия:
- разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
-планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
- планирование ППР транспортных средств;
- планирование потребности в запчастях и их приобретения;
-оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
- обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
- организация осмотров и ремонта транспортных средств;
- организация безопасности движения;
- организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
- организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.
От эксплуатационной службы предприятия зависит эффективное использование транспортных средств. Эксплуатационная служба осуществляет контроль за работой подвижного состава, учет расхода ГСМ, учет показателей работы автомобилей. Существующая структура службы эксплуатации предприятия ТЭП изображена на рисунке 5.
Служба эксплуатации
Начальник службы эксплуатации
Техник ГСМ
Старший диспетчер
Инженер по расстояниям
Диспетчер
Рисунок 5. Структура службы эксплуатации предприятия
2.2. Виды внутризаводского транспорта и организация транспортного обслуживания на ОАО «НефАЗ»
На Нефтекамском автозаводе из года в год возрастает выпуск промышленной продукции. Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В связи с этим возникает необходимость лучшего использования на предприятии производственных площадей, транспортных путей и средств для передвижения и погрузки – выгрузки груза. Все большее значение приобретает обслуживание производства транспортом (на пути от склада снабжения по всей схеме доставки материалов к рабочим местам и к складу готовых изделий). Транспортно-погрузочные работы на предприятии поглощают в среднем 30% затрат труда.
Транспортные работы, выполняемые ТЭП, можно сгруппировать по следующим направлениям: доставка топлива, сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования и т.п., а вот выгрузка перечисленных грузов; дальнейшее их транспортирование к складам; обслуживание складских мест; доставка из складов к местам потребления и переработки; транспортирование между цехами и сладами; транспортирование в цехах; транспортирование внутри складов; транспортирование готовых изделий и отходов и доставка их к месту назначения как раз и осуществляет внутризаводской транспорт.
Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи:
- своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
- рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование;
- развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Технологические перевозки на автозаводе выполняются промышленным транспортом. Здесь осуществляется значительная часть погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевозками магистральных железных дорог, речного и морского транспорта. Для промышленного транспорта характерен не грузооборот, так как расстояния его перевозок невелики, а объем переработанных грузов. Промышленный транспорт имеет развитые подъездные пути, многочисленный и разнообразный подвижный состав. Средняя дальность его перевозок 12 км.
В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.
Промышленный транспорт делится на внутризаводской (внутрицеховой, межцеховой) и внешний. Классификация транспортных средств Транспортно-экспедиционного предприятия приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Классификация транспортных средств ТЭП
ПРИЗНАК
ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Зона применения
1.1 Внешний транспорт для связи предприятия с внешними транспортными системами:
- железными дорогами;
1.2 Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками)
- межцеховой транспорт;
- внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами)
- межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)
2. Вид транспортного средства
2.1 Колесный транспорт
-железнодорожный;
- автомобильный;
- автопогрузчики;
- электротранспорт;
2.2 Транспортные конвейеры.
2.3 Монорельсоваые дороги.
К работе внутрицехового транспорта относятся все межоперационные перевозки внутри цеха, включая доставку материала, заготовок к первой операции и перевозку продукции с последней операции либо на центральный (цеховой) склад комплектации, либо на специальную площадку для подготовки деталей к последующему транспортированию в другие цехи. Межцеховой транспорт выполняет все внутризаводские перевозки, совершаемые между отдельными цехами, складами, между сладом и другими заводскими структурными подразделениями. Внешний транспорт совершает все транспортные операции вне заводской территории транспортными средствами предприятия.
Промышленный транспорт представляет собой сложный комплекс технических средств, включающий в себя: железнодорожный транспорт широкой и узкой колеи; автомобильный транспорт; конвейерный транспорт; трубопроводный пневматический и гидравлический транспорт для перемещения в пределах заводской территории жидких, пылящих и кусковых грузов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8