Рефераты. Тедненции развития малых предприятий






Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников.

Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества

Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

2.1.4. Общество с дополнительной ответственностью.


Общество с дополнительной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

 

2.2.5. Акционерное общество.


Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО.

Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.

 

2.2.6. Дочернее общество.


Дочернее общество - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

 

2.2.7. Зависимое общество.


Признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.

 

2.2.8. Производственный кооператив (артель).


Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии  и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.

Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

2.2.9. Унитарное предприятие.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником.


3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий.


Еще одной проблемой является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством. Еще одной из проблем торможения развития малого предпринимательства в РФ является система отчетности, в приложении 1 приведен табель (перечень) централизованных форм государственной статистической отчетности на 2008 год.

Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица. [10]

Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:

·                   заявление, которое подписывает учредитель предприятия;

·                   учредительный договор или решение о создании предприятия;

·                   устав предприятия, утвержденный учредителями;

·                   документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;

·                   свидетельство об уплате государственной пошлины;

·                   документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. [10]

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.


4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП


Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники – банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние – финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы МП (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).

Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы. [5, c.74]

В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.

29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов  деятельности»  (введена  тем  же  Федеральным законом) и 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» [4,с. 377]



5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии.


5.1. Статистика по малым предприятиям России.


Малые предприятия составляют около 50% от общей численности хозяйствующих субъектов, уровень их вклада в ВВП – 15-17%, что в 3-3,5 раза ниже, чем в экономиках развитых стран. Вместе с тем с 2002 года ежегодный прирост компаний малого бизнеса составляет 5%. На 1 января 2007 года общая численность малых предприятий России превысила 1 млн предприятий, увеличившись за 2006 год на 53 тыс. Малым бизнесом создано 9,5 млн рабочих мест, их увеличение в 2006 году составило 535 тыс., или 6%. Инвестиции в основной капитал находятся на уровне 171,3 млрд рублей, что на 40% превышает показатели 2005 года. Темпы инвестирования малого бизнеса втрое превышают аналогичный показатель в целом по экономике.

Россия проигрывает западным странам по статистическим показателям развития малого бизнеса потому, что различаются критерии оценки малых предприятий: в России к малому бизнесу относятся компании с численностью занятых не более 100 человек, в ЕС – 250, а в США в отдельных отраслях – 500. «При сравнении с другими странами нам нужно делать сопоставимый анализ», - считает министр Г.Греф.

Неудовлетворительной назвал Г.Греф структуру малого предпринимательства в РФ. Подавляющая часть малых компаний занята в сфере торговли – на нее приходится более 72% оборота всех малых предприятий, на втором месте промышленность и строительство (13,6%), и менее 10% остается малому бизнесу всех остальных отраслей. Следовательно, стимулирование развития малого бизнеса в здравоохранении, образовании, ЖКХ, сфере транспорта и связи – это важнейшая задача, что должно быть прописано в стратегиях развития данных секторов, уверен министр.[2]

Государственная поддержка малого предпринимательства нашла свое отражение в проекте стратегии развития России до 2020 года. Эта стратегия предусматривает сокращение численности малых предприятий сферы торговли к 2020 году до 25%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; рост количества малых предприятий в сфере услуг до 30%, то есть в два раза по сравнению с 2007 годом; увеличение числа предприятий в сфере науки и информационных технологий в пять раз, до 10%; также в пять раз увеличение малого бизнеса сферы здравоохранения и социальных услуг, то есть до 5% к 2020 году.

 

5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса.


Один из них – доступ малого бизнеса к финансовым ресурсам. Общая потребность малого предпринимательства в финансовых ресурсов составляет 1 трлн рублей, на сегодняшний день она удовлетворена лишь на 20%. Темпы прироста объема предоставляемых малому бизнесу кредитов в 2006 году составил 148%. Для обеспечения доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам в 31 субъекте РФ при софинансировании из федерального бюджета были созданы гарантийные фонды, общая сумма кредитных договоров и договоров лизинга при содействии этих фондов на 1 апреля 2007 года составила 1,2 млрд рублей. Формирование региональных гарантийных является приоритетным направлением финансовой поддержки малого бизнеса, к концу 2008 года такие фонды будут созданы в подавляющем большинстве регионов.

Второй фактор конкурентоспособности – доступ малого бизнеса к объектам инфраструктуры. Для облегчения доступа малого бизнеса к нежилым помещениям были разработаны изменения в ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества, которые предусматривают предоставлением малым предприятиям права рассрочки платежа до трех лет и уменьшение величины задатка в два раза.

Решением проблемы высокой стоимости аренды для начинающих предпринимателей - деятельность бизнес-инкубаторов. За 2005-2006 гг. было реализовано 83 таких проекта, до конца 2007 года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работать 29 бизнес-инкубаторов с общим объемом площадей в 73,5 тыс. кв. м. Будут создаваться бизнес-инкубаторы в особых экономических зонах и технопарках. К 2010-2011 гг. планируется довести общее количество бизнес-инкубаторов в РФ до 500. Кроме того, потенциал расширения доступа малого бизнеса к объектам инфраструктуры заложен во взаимодействии с крупными предприятиями. Размещение заказов крупных компаний в сфере малого бизнеса – важнейший фактор развития малого бизнеса.

Фактором конкурентоспособности малого предпринимательства является и доступ к электросетям. МЭРТ был внесен в правительство ряд предложений по регулированию платы за присоединение к электросетям, в том числе по внесению изменений в Налоговый кодекс. Расходы малых компаний на присоединение к электрическим сетям следует учитывать в составе затрат, относимых на себестоимость. Кроме того, необходимо наладить выплату субсидий за счет федерального бюджета или резко снизить размер платы при присоединении малого бизнеса к электросетям.

Не менее важен для малого бизнеса и человеческий капитал. Основные направления поддержки малого бизнеса в данном отношении – это помощь предпринимателям в повышении собственной квалификации, а также популяризация предпринимательства среди школьников и студентов. Особое значение имеет создание бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. В целях пропаганды малого предпринимательства важно учреждение Дня предпринимательства (26 мая).

Также для повышения конкурентоспособности малого бизнеса особенно важно поддерживать развитие инноваций в данной сфере. По инициативе правительства было создано пять региональных венчурных фондов с общим объемом 2,2 млрд рублей для финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. До конца 2007 года 400 млн рублей было проинвестировано в виде венчурного капитала в малые инновационные компании. В течение этого года планируется завершить создание еще 13 венчурных фондов для финансирования малого бизнеса, их капитализация составит на конец 2007 года 6,4 млрд рублей. В части совершенствования госрегулирования в сфере малого предпринимательства следует радикально изменить контрольно-надзорное законодательство, полностью отказавшись от плановых проверок.

Кроме того, необходимо отметить обязательное применение ККМ для предпринимателей, выплачивающих ЕНВД. Большая роль среди факторов конкурентоспособности малого бизнеса отводится и мерам господдержки этого сектора экономики. Объем средств федерального бюджета, направляемых на эти цели, за три года вырос в 2,5 раза, аналогичная ситуация и в регионах. В 2008-2010 гг. этот объем будет увеличен, подчеркнул министр. Сегодня 76 субъектов РФ принимают участие в реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса, но 12 регионов за три года не принимали участия ни в одном мероприятии в рамках этой программы (Еврейская автономная область, Камчатская, Псковская, Сахалинская области, Ненецкий, Таймырский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Алтая, Хакасия, Хабаровский край). Среди самых активных регионов министр отметил Москву, Татарстан, Калугу, Томскую область, Санкт-Петербург.


5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии.


На начало 2008 года в Приволжском федеральном округе было зарегистрировано 191,4 тыс. малых предприятий по видам экономической деятельности, что составляет 119,2% к их количеству на конец 2005 года.

В 2007 году оборот малых предприятий целом по Приволжскому федеральному округу составил — 2336097,5 млн. рублей, что на 53,5% больше уровня 2005 года.

По данным статистики, на территории Самарской области зарегистрировано 27600 малых предприятий (37% от общего числа предприятий и организаций). Отчет о деятельности смогли предоставить лишь 17500 МП, остальные, по мнению руководителя облстата Г.Чудилина, либо не работают, либо вообще являются "мертвыми душами".[3]

Если в начале 90-х самарские малые предприятия большей частью представляли торговый и посреднический бизнес, то ныне 12,4% из них занимаются промышленным производством, 15,7% - строительством, 2,3% - здравоохранением, 2% - наукой и ее обслуживанием. Торговлю и общественное питание представляют 52,1% малых предприятий. Почти 95% малых предприятий - предприятия частной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.