Рефераты. Управление качеством сельскохозяйственной продукции


























Рис. 2. Схема анализа внешней среды предприятия

Системный анализ макроокружения даёт эффект, если он чётко организован высшим руководством, тесно связан с планированием деятельности и опирается на заключения профессиональных экспертов-аналитиков, определяющих причинно-следственные связи между макроокружением и стратегическими целями организации.

Изучение непосредственного окружения организации позволяет ей построить эффективную систему взаимодействия с партнёрами по бизнесу и покупателями, изучать, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, возможный объём продаж, привлекательность товара именно вашей организации, перспективу товаров и услуг в будущем.

Стратегическое управление направлено на установление соответствия организации ее внешней среде. При разработке стратегии предприятия  важнейшим этапом является анализ ее внешней среды. Основной целью этого анализа является получение информации, выявление главных возможностей и угроз, существующих во внешней среде предприятия[10, 62 с.].

Анализ внешней среды необходим для контроля и оценки, внешних по отношению к предприятию факторов с целью предвидения потенциальных угроз и возможностей. Анализ внешней среды позволяет спланировать появление угроз и возможностей, разработать многовариантные планы действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию поведения, которая учитывала бы возможности и потенциальные угрозы во внешней среде, а, следовательно, значительно обеспечила достижения целей предприятия.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ  КСУП «ТЕПЛИЧНОЕ» И УСЛОВИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


Одной из первой проблем, стоящей перед руководителем при рассмотрении организации как открытой системы, является определение внешней среды.

Окружающая организацию среда имеет множество факторов, учесть которые в полном объеме практически невозможно. Кроме того, не все факторы внешней среды в равной степени оказывают влияние на результаты деятельности организации. Поэтому естественно, что необходимо проанализировать внешнюю среду  организации и выявить те  факторы, которые существенно влияют на ее успех.

Внешняя среда предприятия – это факторы ее внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию предприятия.

Изучение внешней среды организации целесообразно ориентировать на анализ макроокружения и непосредственного окружения, что позволит собрать действительно необходимую для выработки стратегии информацию.

Большинство угроз и одновременно возможностей для организации находится во внешней среде. Являясь открытой системой, организация реализует и свою миссию, и стратегию во внешнем окружении, стремясь быть для него максимально полезной, чтобы осуществить свои планы в долгосрочной перспективе. Как уже отмечалось, чтобы уменьшить риск своей деятельности, организация должна выявлять угрозы вблизи границ своих стратегических интересов и предотвращать их неблагоприятные воздействия путём перестройки своих бизнес-процессов, организационных структур, структур   управления,   перехода   на    новую   продукцию,   рынки деятельности и т. д.

Таким образом, значение анализа внешней среды организации является жизненной необходимостью.

На деятельность КСУП «Тепличное» оказывают влияние факторы внешней среды, которые можно подразделить на факторы общей среды, не связанные с предприятием напрямую, но оказывающие влияние на формирование общей атмосферы бизнеса, и факторы среды ближайшего окружения, непосредственно контактирующие с предприятием.

Анализ внешнего окружения предприятия с точки зрения его воздействия на деятельность предприятия включает в себя следующий ряд этапов.


2.1. Внешняя среда деятельности предприятия


Общая оценка факторов внешней среды предполагает проведение качественного анализа факторов макросреды предприятия с применением методики PEST-анализа, качественного анализа микросреды предприятия, оценивается значимость проанализированных факторов внешней среды для деятельности предприятия.

Целью анализа является выявление важнейших факторов макросреды предприятия, оказывающих на его деятельность решающее значение. Результаты PEST-анализа представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Основные  факторы внешней среды, влияющие  на деятельность КСУП «Тепличное», выявленные с помощью  PEST – анализа


Политические факторы:

-Международные соглашения по        

тарифам и торговле

Экономические факторы:

- уровень налогообложения;

- темп инфляции;

уровень доходов населения и их  

распределение;

- конкуренция в отрасли.

Социальные факторы:

-уровень рождаемости   населения.

Технологические факторы:

изменения в технологии

выращивания;

прогресс в использовании сырья и материалов


Проведем качественный анализ факторов внешней общей среды и определим их влияние на деятельность предприятия КСУП «Тепличное». Полученные результаты оформим в виде таблицы 2.1.2.

Таблица 2.1.2

Качественный анализ влияния факторов внешней среды на производство и реализацию продукции КСУП «Тепличное»


Фактор макросреды

Влияние фактора на предприятие

 

Политические факторы

Снятие таможенных барьеров между Республикой Беларусь и другими ближайшими странами позволит увеличить объем реализованной продукции и расширить рынки сбыта.

 

Экономические факторы

 Изменение налогового бремени  расширяет производство  или тормозит его. Налоги приводят к снижению результатов деятельности предприятия

Высокая инфляция вызывает опережающий рост издержек производства продукции КСУП «Тепличное» по сравнению с ростом уровня цен на нее, что отрицательно сказывается на рентабельности реализации.

 

Рыночные факторы


Уровень доходов населения влияет на величину платежеспособного спроса на овощи, а также определяет его структуру. Уровень конкуренции влияет на уровень цен на рынке и долю рынка предприятия, и в целом на конкурентоспособность продукции КСУП «Тепличное».

Демографические факторы

Уровень рождаемости влияет на емкость рынка свежих овощей. Емкость рынка сбыта определяет объемы реализации продукции, долю рынка и интенсивность конкуренции на рынке.


Анализ  факторов среды ближайшего окружения позволяет составить таблицу 2.1.3.

Таблица 2.1.3

Влияние   факторов  микросреды  на деятельность  КСУП «Тепличное»


Фактор микросреды

Качественная характеристика влияния фактора на деятельность предприятия

1. Клиенты

1. Потребительский рынок.

Потребителями являются различные организации и предприятия общественного питания, а также население РБ. Удовлетворяя их потребности в свежих овощах, предприятие получает доход. Имеется тенденция расширения рынка реализации продукции.

2. Государственные учреждения.

КСУП «Тепличное» выполняет заказы для государственных учреждений. Однако из-за фиксированных цен на продукцию предприятие теряет часть дохода.

3. Международные рынки.

КСУП «Тепличное» экспортирует свою продукцию за границу, тем самым, получая больший доход и увеличивая долю рынка.

2.Поставщики.

4. Обеспеченность поставщиков необходимыми материальными ресурсами.

На предприятии не наблюдается просрочки поставки материалов, что положительно влияет на деятельность предприятия, уменьшая  его затраты.

3.Конкуренты

5. Перспективы и предпосылки развития отрасли относительно конкурентов.

По мере увеличения доли конкурентов на внутреннем рынке предприятию необходимо повышать конкурентоспособность своей продукции, улучшать качество упаковки, расширять ассортимент продукции, снижать цену. Тем самым увеличиваются затраты,  уменьшается прибыль предприятия.


На основе результатов анализа внешней среды предприятия сделаем оценку значимости проанализированных факторов внешней среды для КСУП «Тепличное» при помощи матрицы «Вероятность усиления фактора – воздействие  фактора  на  организацию».   Результаты  анализа сведем в таблицу 2.1.4.

Таблица 2.1.4

Оценка  факторов  общей среды   КСУП «Тепличное»


Фактор общей среды

Воздействие

Вероятность

Значение

Демографические факторы

1. Уровень рождаемости населения

Н

С

Н

Политические факторы

2. Международные соглашения по торговле

С

С

С

Рыночные факторы

3. Уровень доходов населения и их распределение

С

В

В

4. Уровень конкуренции в отрасли

В

В

В

Экономические факторы

5.Темп инфляции

В

В

В

6. Уровень налогообложения

В

В

В

ФАКТОРЫ СРЕДЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

1. Клиенты

С

В

В

2. Поставщики

С

С

С

3. Конкуренты

В

С

В


На основании анализа значимости факторов внешней среды проведем SWOT – анализ этих наиболее значимых факторов предприятия, которые составляют основные возможности и угрозы для КСУП «Тепличное». Результаты анализа представлены в таблице  2.1.5.

Таблица 2.1.5

SWOT  –  анализ   внешней   среды    КСУП  «Тепличное»


Возможности

Угрозы

1.Международные таможенные соглашения

2.Сбыт производимой продукции на национальных рынках других стран.

1. Низкий уровень доходов населения и их распределение.

2. Высокий уровень конкуренции в отрасли

3. Уровень налогообложения.

Сила

Слабости

1.Эффективные производственные мощности.

2.Навыки осуществления продуктовых инноваций.

1.Ограниченный срок жизни  продукции

2. Отсутствие эффективной рекламной деятельности


На основе результатов качественного анализа факторов внешней среды произведем оценку степени их нестабильности.

Для  оценки  нестабильности   факторов   внешней  среды   построим таблицу 2.1.6.

Таким образом, согласно матрице И.Ансоффа рекомендуемой системой управления предприятием является стратегическое управление [31, с. 254].

Таким  образом, проанализировав внешнюю среду КСУП «Тепличное», можно  сделать  вывод,  что  внешняя  среда  достаточно  неустойчива  и              в   значительной    мере   влияет   на   результаты  деятельности   предприятия. На   основе   SWOT- анализа  были  выявлены   как сильные стороны  предприятия – эффективные   производственные  мощности, опыт работы в своей  отрасли;  так и слабые стороны – ограниченный срок хранения продукции,   большое число торговых посредников, в результате невозможность контроля сбыта продукции, слабая реклама. Поэтому для совершенствования  эффективности   деятельности   предприятия                                  необходимо   разработать   мероприятия   по   устранению  слабых  сторон, присутствовавших в анализируемом периоде.


2.2. Внутренняя среда деятельности  КСУП «Тепличное»


Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Тепличное»   отсчитывает   свою  историю с создания в декабре 1972 г. совхоза «Гомельская овощная фабрика». 23 февраля 1973 г. были приняты на работу  первые  95   человек в  порядке   перевода  из   совхоза    «Березки».    По состоянию  на  23 февраля   1973 г. на балансе совхоза имелось 1,5 га зимних теплиц, 1,3 га – пленочных, а также котельная на 2 котла ДКВР – 1013. в этом же 1973 г. сдан в эксплуатацию для работников совхоза 18 квартирный жилой   дом.

Совхоз «Тепличный» создан Гомельским районным исполнительным комитетом  и   зарегистрирован    решением   Гомельского    облисполкома № 62 от 27 января 1997 г. в реестре общереспубликанской регистрации за             № 4-088.

Местонахождение предприятия: РБ, Гомельская область, Гомельский район, д. Березки, п/о Улуковье.

Главной задачей предприятия является снабжение овощной продукцией во внесезонный и сезонный периоды население г. Гомеля, других городов  Республики Беларусь и ближнего зарубежья.

Уставный фонд предприятия сформирован в размере 380 минимальных заработных плат, что на момент регистрации составляет 988000 рублей.

Предприятие выращивает следующие виды культур: томаты, огурцы, лук репчатый, картофель, яблоки, лимоны, а также розы.

На рисунке 3 представлена структура распределения  посадочных площадей КСУП «Тепличное» под  различную продукцию в 2005 году.


 


Рис. 3.  Структурное распределение посадочных площадей под продукцию КСУП «Тепличное» в 2005 году


Из рисунка видно, что наибольшую площадь занимают томаты и огурцы, то есть продукция, пользующаяся наибольшим спросом.

Для наиболее полного и однозначного представления о текущем состоянии   дел   в   КСУП   «Тепличное»,   следует  проанализировать динамику основных технико–экономических показателей, представленных в табл. 2.2.1.


Таблица  2.2.1

Основные  результаты  деятельности КСУП «Тепличное» за 2003 – 2005 гг.


Показатели

Значение показателя, млн. руб.

Динамика, %2004 г. к 2003г

Динамика, %2005 г. к 2004г

2003 г.

2004 г.

2005 г.

А

1

2

3

4

5

1.Объем производства продукции:

- - в сопоставимых ценах

4924

4976

6505

101,1

130,7

2.Выручка от реализации

 продукции 

5438

6157

8670

113,2

140,8

3.Прибыль от реализации

 продукции

1289

1419

2007

110,1

141,4

5.Балансовая прибыль

1478

1582

1791

107,0

113,2

4. Рентабельность продукции, %

31,1

31,1

31,5

100,0

101,3

6.Среднесписочная численность работников основной деятельности, человек

398

426

401

107,0

94,1

7.Производительность труда:

- в сопоставимых ценах

12,4

11,7

16,2

94,4

138,6

8.Фонд заработной платы работников основной деятельности

1241,2

1475,4

2538,0

118,9

172,0

9.Среднегодовая заработная плата одного работника основной деятельности

3,12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.