Кпр – поправочный коэффициент, учитывающий возможное увеличение (снижение) нормативной выкупной цены земельного участка с 1 января 2005 года ( Кпр = 0,8);
ЗНо – размер годовой платы земельного налога в расчетный период, тыс. рублей;
Кзн – коэффициенты, характеризующие максимальную и минимальную прогнозируемую динамику увеличения (снижения) ставки земельного налога:
Кзнмин = 0,05;
Кзнмах = 0,15;
t – номер очередного года;
Т – период времени, в годах.
Графики консолидированных (суммарных) земельных платежей при выкупе земельного участка для различных прогнозируемых вариантов приведены на рис.4.
Выводы и рекомендации:
Анализ различных моделей земельных платежей при выкупе и аренде земельного участка показывает, что суммарные платежи при аренде участка сравняются с суммарными земельными платежами при выкупе данного участка только через 10 лет. График суммарных земельных платежей различных моделей землепользования приведен на рис. 5.
С другой стороны, выделение неиспользуемой части земельного участка в самостоятельный участок и продажа его по рыночной стоимости под индивидуальное жилищное строительство может дать дополнительный доход в размере 10,8 млн. рублей.
Таким образом, для рассматриваемого земельного участка целесообразен вариант выкупа земельного участка (т.е. вариант переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности).
Описание оптимальной модели землепользования:
Наиболее оптимальной моделью землепользования для рассматриваемого участка является модель, предусматривающая выкуп земельного участка. При данной модели возможен также возврат вложенных средств за счет продажи неиспользуемой части земельного участка и снижения платы земельного налога.
График суммарных земельных платежей оптимальной модели землепользования приведен на рис.6.
Необходимые мероприятия для перехода к оптимальной модели землепользования и сроки их реализации:
Для перехода к оптимальной модели земельных платежей необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Провести инвентаризацию земельного участка, выявить неиспользуемые или неэффективно используемые его части.
Ориентировочный срок выполнения работ – 1 мес. Сумма дополнительных затрат – не требуется. Выполняется сотрудниками предприятия.
2. Провести землеустроительные межевые работы по земельному участку.
Ориентировочный срок выполнения работ – 2 мес. Сумма дополнительных затрат – 50 тыс. рублей. Выполняется специализированным землеустроительным предприятием.
3. Провести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Ориентировочный срок выполнения работ – 1 мес. Сумма дополнительных затрат – не требуется. Выполняется сотрудниками предприятия или специализированным землеустроительным предприятием.
4. Провести процедуру выкупа земельного участка, оформить и зарегистрировать право собственности на участок.
Ориентировочный срок выполнения работ – 4 мес. Сумма дополнительных затрат – 10 млн. рублей. Выполняется сотрудниками предприятия.
5. Провести дополнительные землеустроительные работы по выделению неиспользуемой части земельного участка в самостоятельный участок и формированию на базе старого участка двух новых земельных участков. Провести их постановку на кадастровый учет.
Ориентировочный срок выполнения работ – 2 мес. Сумма дополнительных затрат – 20 тыс. рублей. Выполняется специализированным землеустроительным предприятием.
6. Оформить и зарегистрировать право собственности на два новых участка, образовавшихся при разделении старого участка.
Ориентировочный срок выполнения работ – 2 мес. Сумма дополнительных затрат – не требуется. Выполняется сотрудниками предприятия.
7. Подготовить и провести продажу неиспользуемого земельного участка.
Ориентировочный срок выполнения работ – 2 мес. Сумма дополнительных затрат – не требуется. Выполняется сотрудниками предприятия или риелторской компанией за счет комиссии.
8. Подготовить отчет и сформировать бюджет земельных платежей за пользование земельным участком.
Сумма затрат на реализацию мероприятий по переходу к оптимальной модели землепользования: 10 070 тыс. рублей
Ориентировочный срок реализации мероприятий по переходу к оптимальной модели землепользования составляет: 15 месяцев
Сетевой график реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Сетевой график реализации мероприятий по повышению
эффективности использования земельного участка
Мероприятия программы
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
1. Организация и проведение инвентаризации земельного участка
2. Организация и проведение землеустроительных межевых работ
3. Организация и проведение государственного кадастрового учета земельного участка
4. Организация и проведение процедуры выкупа земельного участка
5. Оформление и регистрация права собственности на земельный участок
6. Проведение дополнительных землеустроительных работ по выделению неиспользуемой части участка в самостоятельный участок
7. Оформление и регистрация права собственности на два новых участка
8. Подготовка и продажа неиспользуемого участка
9. Проведение перерасчета и формирование бюджета земельных платежей
3.6. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка
В процессе реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка будут получены следующие результаты:
1. Приведены в соответствие земельному законодательству Российской Федерации права на использование земельного участка.
2. Проведена инвентаризация земельного участка и определена оптимальная площадь, необходимая для эксплуатации зданий и сооружений, а также выявлена неиспользуемая часть участка.
3. Проведены землеустройство и постановка участка на государственный кадастровый учет.
4. Проведена процедура выкупа участка и оформлено на него право собственности. Получены соответствующие правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы (решение о приватизации участка, свидетельство о государственной регистрации на него права собственности).
5. Проведена оптимизация землепользования, структуры и объемов земельных платежей. Подготовлен бюджет земельных платежей на долгосрочный период.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка составляет 10,07 млн. рублей.
Дополнительные доходы от реализации указанных мероприятий в размере 15,5 млн. рублей будут получены за счет продажи неиспользуемой части земельного участка и снижения размера платы земельного налога вследствие уменьшения площади используемого земельного участка для необходимых производственных целей.
Помимо оформления прав на землю в соответствии с законодательством Российской Федерации прямой экономический эффект от реализации мероприятий по повышению эффективности использования земельного участка за 10 лет составит 5,4 млн. рублей.
Основой эффективного управления является наличие соответствующей нормативной базы, устанавливающей порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому, с учетом практики работы, а также в целях приведения нормативной базы в соответствие действующему законодательству, в 2008 году должна продолжиться работа в КУМИ по дальнейшему совершенствованию нормативной базы.
Анализ, выполненный в разделе 2 настоящей работы, показал, что значительную часть муниципальной собственности Пушкинского района составляет имущество, служащее выполнению социальных задач и не направленное на коммерческое использование. В их числе – жилые дома, учебные, дошкольные и медицинские учреждения, зрелищные и спортивные сооружения, научные, проектно-испытательные и инженерные объекты, системы снабжения района, мемориальные, природные и другие специальные комплексы. Несмотря на их социальную направленность, все это недвижимое имущество при разумном уровне затрат на него может приносить и максимально полезный экономический эффект.
Между тем, основная перечисленная масса зданий и сооружений введена в эксплуатацию с 1974 по 1989 год. Состояние объектов и инженерных систем - плохое (физический износ). Специалисты полагают средний износ объектов 65%. Экономический износ характеризуется несоответствием планировок, отделки, инженерных подсистем современным требованиям (качество, энергосбережение, экология, безопасность и т. п.). Часто в муниципальном имуществе наблюдается отсутствие правоустанавливающей и инженерной документации.
Принятие целевой программы «Развитие земельных отношений в Пушкинском районе МО на 2008-2010 годы» и разработка маркетинговой стратегии на основе мониторинга рынка недвижимости Пушкинского района МО позволит повысить социальную и экономическую эффективность муниципальной недвижимости.
Совершенствование процесса операций с муниципальной недвижимостью: упрощение согласования, утверждения, регистрации - создаст благоприятный климат для увеличения инвестиций в недвижимость. Обеспечит оптимальной с точки зрения интересов граждан Пушкинского района структуру недвижимого имущества по формам собственности и вариантам использования. Что в результате поможет развитию малого и среднего бизнеса путем максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости.
Регистрация права собственности на муниципальные объекты и их полная инвентаризация выявит и сократит неэффективно используемые активы, установит контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества, сданного в аренду. Программа позволит сотрудникам КУМИ Пушкинский район оперативно провести классификацию всех объектов в соответствии с принятой системой критериев и, в случае необходимости, рыночную оценку отдельных объектов недвижимости, поддерживать в надлежащем техническом и эстетическом состоянии объекты муниципальной собственности. Согласно предложенной программе, классификация объектов муниципальной недвижимости Пушкинского района может быть выполнена по техническим, стоимостным, функциональным, а также по доходообразующим и ресурсозатратным критериям.
Рост фактических поступлений доходов от использования муниципального имущества и земельных ресурсов в бюджет Пушкинского района может быть достигнут за счет предложенной программы компьютерного учета всех договоров аренды и купли-продажи с открытием лицевых карточек, содержащих информацию о начислении и поступлении платежей за любой период времени, что позволяет своевременно выявлять неплательщиков, приглашать их на выверку расчетов по платежам, принимать меры по проведению претензионно-исковой работы по взысканию задолженности.
Администрация Пушкинского района стремиться стимулировать реализацию инвестиционных проектов, прежде всего, в наиболее значимых для района сферах. Как показал анализ, в последнее время возрос спрос, и далее будут востребованы такие виды деятельности, как:
-индивидуальное жилищное и дачное строительство;
-изготовление и продажа строительных материалов;
-развитие связи, современных информационных технологий;
-банковские, страховые, аудиторские и другие услуги;
-благоустройство территории, сбор и переработка бытовых и производственных отходов;
-развитие сервисного обслуживания населения Пушкинского района (магазины, кафе, рестораны, автозаправочные станции, автомастерские и т. д.);
-развитие образовательных, информационных, консультационных услуг.
В этой связи предоставление возможности арендаторам право льготного приобретения муниципального помещения в случае его приватизации поможет развитию этих видов деятельности. Реализация аспектов Программы «Развитие земельных отношений в Пушкинском районе МО на 2008-2010 годы» позволит предпринимателям приватизировать арендуемые ими муниципальные помещения по льготной схеме.
Продажа недвижимого имущества Пушкинского района Фонду по предложенной схеме обеспечит:
-исполнение прогнозного плана приватизации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8