Рефераты. Усіновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей







2.3            Согласие супруга на усыновление (удочерение)


Следующим обязательным условием для усыновления является согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ). При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами (п. 1 ст. 133 СК РФ).

Совместное усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Так законодательство ряда зарубежных государств предусматривает исключения из этого правила. Например, в Норвегии, Швеции, Голландии приняты законы, позволяющие усыновлять детей однополым парам, причем как детей друг друга, так и посторонних[17].

Нормальные условия жизни ребенка в семье не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления.

Для усыновления закон считает обязательным получение согласия только супруга усыновителя, но не других родственников усыновителя, являющихся членами его семьи. Как отмечалось, согласие супруга усыновителя признано необходимым главным образом потому, что его возражение относительно принятия ребенка на воспитание может создать неблагоприятную обстановку. При усыновлении ребенок принимается в семью бессрочно, поэтому большое значение имеет выяснение возможного отношения к ребенку остальных членов семьи усыновителя (кроме супруга). Не исключается ситуация, когда в результате усыновления уменьшится объем их прав, например размер алиментов, доля в наследстве, что вызовет с их стороны нежелательное отношение к ребенку. Психологически понятно, что остальные члены семьи усыновителя связывают уменьшение своих имущественных прав с появлением этого ребенка. Поэтому негативное отношение с их стороны не только к ребенку, но и к самому факту усыновления необходимо воспринимать как вполне ожидаемую реакцию. Из этого, конечно, не следует, что без согласия всех членов семьи усыновителя усыновление невозможно. Поэтому игнорирование законодателем мнения других членов семьи усыновителя (кроме супруга) вполне обоснованно. Если такое согласие было бы обязательно для усыновления, то оно могло бы стать дополнительным осложнением процедуры. Отношение родственников к усыновлению учитывается при оценке всех конкретных обстоятельств, но их волеизъявлению не придается правового значения[18].

Усыновление в известной степени влияет на имущественные права как супруга, так и некоторых других членов семьи (детей усыновителя, его родителей). Охране от возможных изменений в объеме имущественных прав супруга усыновителя в будущем в нормах гл. 19 СК РФ придается второстепенное значение, поскольку их существенные интересы учтены в гл. 7 СК РФ.

Закон охраняет прежде всего интересы усыновляемого, а не интересы супруга усыновителя. Именно исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства, разрешая вопрос об усыновлении, должен тщательно исследовать, каково отношение к усыновлению со стороны супруга усыновителя. Согласие, выявляемое в этом случае, является одним из условий, предпосылкой, необходимой для того, чтобы усыновление состоялось. Конечно, в тех случаях, когда супруги проживают совместно и один из них не согласен принять ребенка в семью, усыновление против его воли невозможно. Однако вопрос решается иначе, если супруги проживают раздельно; в этом случае закон не связывает акт усыновления с согласием другого супруга.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 133 СК РФ согласие супруга на усыновление не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Таким образом, законодатель устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых супругу-усыновителю предоставлено право усыновить ребенка без согласия другого супруга.

По смыслу закона, если место жительства супруга известно, то необходимо получить его согласие. Между тем может возникнуть ситуация, когда, ссылаясь на свое право, супруг лица, желающего усыновить ребенка, будет возражать против усыновления, например по неблаговидным мотивам (вымогательство, шантаж). Речь идет о случаях, когда супруги не расторгли брак в установленном законом порядке, но фактически их семейные отношения прекратились и они проживают раздельно. Тогда получается, что, по буквальному смыслу закона, в усыновлении при таком возражении должно быть отказано. Целесообразно было бы предусмотреть в законе возможность в порядке исключения разрешать усыновление и при наличии возражений со стороны супруга усыновителя. Такое право могло бы быть предоставлено суду, когда из обстоятельств дела следует, что супруг усыновителя не будет принимать участия в его воспитании.


2.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)

При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие[19].

К интересам ребенка, которые должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. Именно в интересах детей закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

Глава 3. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена

3.1  Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей.

В отношении кандидатов в  усыновители и  детей,  подлежащих  к  усыновлению, ведется централизованный учет.  Должностные  лица  учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о  детях, оставшихся по разным причинам без попечения родителей,  обязаны  сообщить  об  этом  в  органы  опеки  и попечительства по месту  фактического  нахождения  детей.  Орган  опеки  и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений  обязан провести обследование условий  жизни  ребенка  и  при  установлении  факта отсутствия попечения родителей или  его  родственников  обеспечить  защиту прав  и  интересов  ребенка до решения вопроса об его устройстве. Руководители воспитательных учреждений,  лечебных  учреждений,  учреждений социальной защиты населения и  других  аналогичных  учреждений  в  которых находятся дети, оставшиеся  без попечения родителей, обязаны в семидневный  срок со дня, когда им стало известно, что ребенок  может быть передан  на воспитание в семью, сообщить об этом в орган  опеки  и  попечительства  по местонахождению  данного  учреждения.  Орган  опеки  и  попечительства   в течение  месяца  со  дня  поступления  сведений,  обеспечивает устройство ребенка. Централизованный учет предусматривается в отношении всех  детей, оставшихся сиротами или лишившихся родительского попечения. Орган опеки  и попечительства в течение месяца принимает  меры  к  тому,  чтобы  устроить ребенка в семьи родственников или граждан, живущих в данном регионе. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  и федеральный орган исполнительной власти, определяемый  Правительством  РФ, для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на  воспитание  в  семью  граждан  РФ,  постоянно  проживающих  на территории РФ.   Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение  месяца со дня поступления указанных  сведений  о  ребенке  организует  устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности  информирует  об  этом  федеральный орган исполнительной власти.  Централизованный  учет  подразделяется  на   первичный,   региональный   и федеральный. Первичный  учет детей, оставшихся без попечения родителей,  осуществляют  органы  опеки  и  попечительства. Их  работники  выявляют  детей,  оставшихся  без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют  последующий  контроль  за  условиями   их содержания, воспитания и образования.  На основании поступивших сообщений, из органов опеки и  попечительства  соответствующий  орган  исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях,  оставшихся без попечения родителей и проживающих  на  территории  этого  субъекта.  В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан,  проживающих  на  его территории или на территориях других субъектов  РФ,  подбирает  детей  для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание  в  семью,  выдает  им направление в орган опеки и попечительства для посещения  ребенка  по  его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. Получив  сведения  о   ребенке   из   органа   опеки   и   попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  направляет  копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ  для  постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории  РФ.

Основанием  для  постановки  граждан  на учет в качестве кандидатов в усыновители, является заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан (гражданина) быть  усыновителями  с учетом ограничений, установленных семейным законодательством. Как правило, учет кандидатов в  усыновители  осуществляется  соответствующими  органами управления образованием или созданными на  их  основе  специализированными центрами по усыновлению. На  основании  заявления  и  приложенных  к  нему документов,  а  также  акта  обследования  условий  жизни  лиц,   желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение  об  их возможности  быть  усыновителями.  При   положительном   решении   вопроса заявители ставятся на  учет в качестве кандидатов в  усыновители.  Только после  этого  им  выдается  информация  о  ребенке,  который  может   быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по  его  фактическому месту жительства (нахождения).  Отрицательное заключение, и основанный  на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в  усыновители  орган опеки и  попечительства  доводит  до сведения заявителей.   Одновременно заявителям   возвращаются    все   документы,   и   разъясняется   порядок обжалования решения, включая возможность  обращения  в  суд.  Усыновители имеют  право получать подробную  информацию о ребенке, который может  быть усыновлен, а также сведения о   наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования  усыновляемого ребенка при  участии представителя    учреждения,  в   котором,   находится  ребенок.  Они обязаны  лично  изучить  документы  усыновляемого  ребенка,  познакомиться и установить с ним контакт.

Правило о необходимости  получения  полной  информации   об   усыновляемом ребенке существует и в других государствах. Правда,  обычно  они сформулированы расплывчато. Однако в США, например, в специальной  литературе  обращается внимание на необходимость  информации  о   привычке  ребенка  использовать «ненормативную лексику», о жестоком обращении с ним в родительской  семье, сексуальном   насилии   над   несовершеннолетним   и   некоторых    других обстоятельствах и фактах из жизни усыновляемого ребенка[20]. В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве  кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка  умерших родственников), когда вопрос об усыновлении будет решен  судом  с  учетом, сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители  и  ребенком, подлежащим усыновлению.


3.2 Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения).


Суды рассматривают дела об усыновлении в соответствии со ст.125 Семейного кодекса в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Производство по делу начинается с заявления лиц (лица), желающих усыновить ребенка, которое в соответствии со ст.263.1 Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (далее ГПК РФ) подается в суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Это позволяет быстрее разрешить дело и привлечь к участию в нем органы опеки и попечительства.

В заявлении граждане, желающие стать усыновителями, должны указать:

1.                 Ф.И.О. усыновителя (или усыновителей, если, например, это супруги): они определяются исходя из документов, удостоверяющих личность усыновителя (например, паспорта), а также место их жительства (а не место пребывания);

2.                 Ф.И.О. и дату рождения усыновляемого ребенка (эти данные определяются исходя из свидетельства о рождении ребенка, иных документов, выдаваемых органами загс); место его жительства (при этом нужно учитывать, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов) или место нахождения ребенка (если, например, он находится в доме ребенка, интернате и т.п.); сведения о родителях (т.е. их Ф.И.О., место жительства) усыновляемого ребенка, сведения о наличии у него братьев и (или) сестер (как полнородных так и неполнородных, кровных, а также усыновленных его родителями). Если братья и сестры у усыновленного есть, то нужно указать их возраст, Ф.И.О., место жительства;

3.                 обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении (например, привязанность к ребенку, желание обеспечить его надлежащее воспитание, уход за ним и т.п.), документы, подтверждающие эти обстоятельства (так, отсутствие у ребенка родителей может быть доказано представленным свидетельством о смерти, возможность обеспечить его материально - декларациями и т.п. документами о доходах, возможность дать ему кров и воспитание - свидетельством о праве собственности на квартиру, характеристикой с места работы, свидетельскими показаниями и т.д.);

4.                 ясно выраженная просьба об изменении:

·                   Ф.И.О. ребенка. При усыновлении лицом, не состоящем в браке (по его просьбе, выраженной в заявлении), Ф.И.О. матери (отца) усыновленного ребенка записываются в Книге записей рождения по указанию усыновителя (ст. 134 СК РФ);

·                   даты рождения усыновленного. При этом нужно иметь в виду, что для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя (выраженной в заявлении) может быть изменена дата (но не более чем на три месяца). Изменить дату рождения усыновленного ребенка можно только при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135 СК РФ);

·                   сведений о записи усыновителя в Книге записей рождений в качестве родителя (если это в заявлении не указано, то считается, что у него такого намерения нет). Для совершения в книге такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, необходимо его согласие (за исключением случая, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, ст. 132, 136 СК РФ).[21]

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. К заключению органы опеки и попечительства должны приложить (ч. 2 ст. 272 ГПК РФ):

1.                 акт обследования условий жизни усыновителя. Этот акт должен быть составлен в письменной форме или по месту жительства (нахождения) ребенка (если усыновляемый проживает совместно с усыновителем), или по месту жительства усыновителя.

В акте необходимо, в частности, указать:

·                   размер жилой площади усыновителя, его благоустроенность;

·                   размер заработка (иных доходов) усыновителя, другие сведения о его материальном положении;

·                   обеспеченность предметами домашнего обихода, которые необходимы для нормального воспитания и развития ребенка (наличия детской мебели, книг, игрушек и др.);

2.                 Свидетельство о рождении усыновляемого (в подлиннике);

3.                 Медицинское заключение о состоянии здоровья и умственном развитии ребенка;[22]

4.                 Согласие усыновляемого ребенка:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.