Рефераты. Усіновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей






Кроме органов опеки и попечительства, к числу обязательных участников по данной категории дел относится прокурор (ст. 45 ГПК РФ). Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов усыновленного ребенка. В данном случае прокурор занимает в процессе положение официального представителя государства, осуществляющего надзор за законностью рассмотрения дела.

В силу особого характера брачно-семейных отношений, заинтересованности государства в охране и защите семьи в семейном законодательстве специально регулируется вопрос об участии прокурора в процессах по семейным делам, в частности об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В данном случае участие прокурора направлено на защиту интересов несовершеннолетних детей; прокурор выступает от имени государства, тем самым реализовывается заинтересованность последнего в укреплении семьи.

Действующее законодательство предусматривает судебный порядок отмены усыновления (ст. 140 СК РФ).При рассмотрении в судебном порядке дел данной категории более полно гарантируется обеспечение всех необходимых доказательств, при всесторонней и тщательной оценке которых суд может вынести решение, отвечающее интересам ребенка.

Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка (п. 3 ст. 140 СК РФ). Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения в органы загса по месту регистрации усыновления. Изменение имени, отчества и фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, без его согласия невозможно.

Согласно ст. 46 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", на основании решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве, месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях ребенка в записи акта о рождении. При этом ранее выданное свидетельство о рождении аннулируется и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении. Такое положение распространяется на случаи, когда за усыновленным ребенком не сохраняются его имя, отчество, фамилия, полученные им при усыновлении.

Отмена усыновления по общему правилу возможна только до достижения совершеннолетия ребенка (ст. 144 СК РФ).

Целью усыновления является, как известно, воспитание в семье несовершеннолетних детей, лишившихся по тем или иным причинам родительского попечения. Очевидно, что когда цель достигнута - ребенок получил надлежащее воспитание и достиг совершеннолетия, нет оснований для отмены усыновления. Но ст. 144 СК РФ предусматривает исключение, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Отмена усыновления является правопрекращающим и в некоторых случаях правовосстанавливающим юридическим фактом. Первое последствие проявляется в том, что при отмене усыновления правовая связь между усыновителем и усыновленным прекращается. Последствия второго рода заключаются в возможности восстановления правовой связи с кровными родителями усыновленного ребенка, если это отвечает его интересам[36]. Пункт 1 ст. 143 СК РФ содержит следующее правило: "При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка". Из этого общего положения имеется одно существенное исключение, а именно: алиментная обязанность усыновителя не подлежит безусловному прекращению.

В тех случаях, когда усыновление отменяется вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей, то, как правило, нет оснований освобождать его от обязанности содержать бывшего усыновленного. Взыскание средств на содержание ребенка в этом случае производится в твердой денежной сумме, с учетом материального и семейного положения бывшего усыновителя и взыскателя. Алименты взыскиваются с усыновителя после отмены усыновления на содержание ребенка, у которого нет необходимых средств, и это является, таким образом, источником средств существования ребенка.

Что касается имущественных последствий, то необходимо отметить, что с отменой усыновления ребенок не имеет права наследовать в отношении имущества его усыновителя.


3.6  Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами

Основные положения, касающиеся международного усыновления,  закреплены в ряде международных  документов.  Декларацией  о  социальных  и  правовых принципах,  касающихся  усыновления   детей   на   международном   уровне, утвержденной резолюцией ООН от 3 декабря  1986  г.  и  Конвенцией   ООН  о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября   1989  г.  (ст.ст.  20,21) усыновление, в частности, признается в  качестве  альтернативного  способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения,  допустимого  лишь  тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Говориться  о необходимости того, чтобы при усыновлении  в  другой  стране  относительно ребенка применялись те же  гарантии  и  нормы,  которые  используются  при внутригосударственном усыновлении. Устанавливается  запрет  на  то,  чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых  и  иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Эти принципы были в  полной  мере  восприняты  и  закреплены  в  тексте Гаагской  конвенции  о защите  детей и сотрудничестве в   отношении иностранного  усыновления  от  29  мая  1993  г.,  специально  посвященной вопросам  международного   усыновления.  

Законодательство Российской Федерации предусматривает   возможность усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами  Российской  Федерации,  постоянно  проживающими  за  пределами  территории Российской Федерации и лицами без  гражданства.

Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования Российской Федерации).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников.

Так  гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за  пределами  ее  территории, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения  о  детях,  которые могут быть переданы им на усыновление, предоставляются по  истечении  шести месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. В этой связи сведения о детях,  которые  могут  быть  переданы  на,  усыновление, предоставляются данной категории лиц не  раннее  упомянутого  срока.  Этот срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста  детей, состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой  постановки  ребенка на централизованный учет считается  дата  заполнения  анкеты  на  ребенка, оставшегося  без  попечения родителей,  в  органе опеки  и  попечительства по  его  фактическому  месту  жительства   (нахождения).

Исходя из сказанного, представляется, что необходимыми доказательствами возможности усыновить детей для  иностранных  граждан,  а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно  проживающих  за границей, являются:

1.                 Документ, подтверждающий  нахождение  усыновляемого ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей;

2.                 Истечение  6-месячного срока со  дня  постановки  на  такой, учет;

3.                 Документы, подтверждающие невозможность (с указанием  конкретных мер, предпринятых по устройству) его  передачи на воспитание в  семью  (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную  семью) российским гражданам,  постоянно   проживающим   в   России,   или на усыновление родственникам ребенка независимо от их  гражданства  и  места  жительства[37].

Указанные документы, выданные Министерством образования РФ, представляются в суд органом опеки и  попечительства  по  месту  жительства  (нахождения) ребенка одновременно с  заключением этого органа.

 В связи с этим интересен пример из судебной  практики.  «Верховный  Суд Российской  Федерации  признал  правильным  вывод   суда   об   отказе   в удовлетворении заявления  об  установлении  усыновления  гражданам  США - супругам  Розенберг,  обратившимся  в  суд  с  просьбой   об   усыновлении Шиповалова Дмитрия 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка №2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся  рядом  обстоятельств,  в  том числе  несоблюдением   порядка   организации   учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в  установленные  законом  сроки  на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г. Омска  не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось,  в  семье российских  граждан.  Кроме  того,  супруги  Розенберг,  познакомились   с Дмитрием  заочно  по  фотографиям  и  кассетам,  а  личное  их  знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела»[38].   

Свои особенности имеет учет иностранных граждан и лиц без  гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Непосредственное  обращение в Министерство образования   для постановки  на  учет  допускается  только  в  случаях,  если  кандидаты  в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребёнка  на территориях двух субъектов РФ.

Для решения вопроса об  усыновлении  ребенка  -  гражданина  Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители должны  обратиться с  заявлением  и  просьбой  о  подборе  ребенка  на  усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который  возложена работа по ведению  учета  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи.

  К заявлению  прилагается  заключение компетентного органа   страны кандидатов в усыновители о возможности  быть  усыновителями,  условиях  их жизни, информация о семье усыновителей,  так  называемое  "home-study".  К заключению  прилагается  копия  выданной  этой  организации  лицензии   на  осуществление ее деятельности, и документ компетентной организации  страны об обязательстве осуществлять контроль за  условиями  жизни  и  воспитания усыновленного  ребенка.  Сведения о конкретном   ребенке,   подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам  в  усыновители  лично  либо высылаться  им  (при   наличии   соответствующей   возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте[39].

Так в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 указано: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)"[40].

Для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

Так «по делу N 82-ГО3-1 об усыновлении двух несовершеннолетних детей (брата и сестры Липняговых) гражданами США Брэндо определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2003 г. была подтверждена правильность решения Курганского областного суда от 29 ноября 2002 г. об отказе в усыновлении. В числе других оснований Коллегия указала, что не были выполнены требования закона о представлении заключения компетентного органа государства гражданства заявителей об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями.

Коллегия указала, что в данном случае "не оформлены в установленном законом порядке и представленные заявителем сведения о их материальном положении: финансовая декларация о доходах и расходах заполнена ими самими и не подтверждена налоговыми органами; справки с работы о выполняемой ими работе и размере заработной платы, а также подтверждение о владении жилой площадью не заверены печатью и выданы не уполномоченными на этот счет органами (отдел льгот, фирма на дому) и должностными лицами или без указания должностного положения лица, подписавшего документ; документы, подтверждающие право собственности супругов Брэндо на строение, и в отношении другого имущества к заявлению об установлении усыновления не приложены».

В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка  на  усыновление должны осуществляться непосредственно кандидатами в усыновители,  так  как любая деятельность  других  лиц  в  целях  подбора  и  передачи  детей  на усыновление от имени и в  интересах  лиц,  желающих  усыновить  детей,  не допускается. Однако  обязательное  личное  участие  лиц  (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе  усыновления  не  лишает  их  права иметь  одновременно  своего  представителя,   а   также   пользоваться   в необходимых случаях услугами переводчика.

Деятельность на территории   России   специально   уполномоченных иностранными государствами органов  и  организаций  по  усыновлению  детей может осуществляться в силу  международного  договора  РФ  или  на  основе принципа взаимности, и не должна преследовать коммерческих целей.  Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято Постановление N 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительства и на осуществление деятельности по усыновлению, осуществления деятельности и контроля.

В случае усыновления на  территории  Российской  Федерации  гражданами Российской Федерации ребенка,  являющегося  иностранным  гражданином, при обращении  в суд  с  заявлением  необходимо  представить  все  документы, требующиеся для установления усыновления ребенка, являющегося  гражданином  Российской Федерации. Необходимо также  дополнительно  согласие  законного представителя  ребенка и компетентного  органа  государства,  гражданином, которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с  законодательством  указанного государства  и (или) международным договором Российской Федерации.

Документы, выданные за границей и  представленные  заявителями  в  суд, требуют консульской легализации, то есть должны   быть   удостоверены консульством России на территории того государства, органами которого они выданы,  если  только  иное  не   установлено   международным   договором, участником  которого  является   Россия.  

Документы должны быть переведены на русский язык.  Перевод  нотариально удостоверяется в консульском  учреждении  Российской  Федерации  в  стране проживания   кандидата  в  усыновители,  либо  в  органах   нотариата   на территории Российской Федерации.

Предусмотрена также возможность усыновления детей – граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства  (за  границей).  Усыновление (удочерение) детей - граждан  Российской  Федерации,  проживающих за пределами ее территории, может производиться  в  компетентных  учреждениях  иностранных государств, с соблюдением установленных ими  процедур.  Такое  усыновление признается в России действительным при наличии следующих условий:

1.                 Если оно произведено в  отношении  российского  ребенка,  постоянного проживающего за границей;

2.                 Если оно произведено компетентным  органом  государства,  гражданином которого является усыновитель;

3.                 Если  на  усыновление  получено  предварительное  разрешение  органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или  его родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу[41].

По действующему законодательству, ребенок, являющийся гражданином Российской  Федерации,  при  усыновлении  его  лицами,  не  состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет  российское  гражданство.  Оно (гражданство)  может  быть  прекращено  по  ходатайству  усыновителей  при условии,  что  ребенку  будет   предоставлено   гражданство   государства, гражданином которого является усыновитель.[42]

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и  усыновленных иностранцами   (апатридами),   вне   территории    Российской    федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права,  если иное  не  предусмотрено   международным   договором РФ. Такая защита осуществляется  консульскими    учреждениями    Российской  Федерации, находящимися в пределах  консульского  округа  на  территории  государства проживания  усыновителей,   а   при   отсутствии   такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов.  В  них  указанные  дети  состоят  на  учете  до достижения ими совершеннолетия.

  

Заключение


Подводя итоги представленной работы, у меня возникли предложения по усовершенствованию законодательства в сфере усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей.

Так при получении согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление (ст. 132 СК РФ), предлагается создание специальной комиссии, состоящей из узких специалистов (психологов, психотерапевтов, социологов и др.), которые работали бы с ребенком, помогали бы ему установить контакт с усыновителем. Так как ребенок в силу своего возраста еще не в состоянии в полной мере оценить правовые последствия усыновления. Такая комиссия готовила бы заключение о целесообразности усыновления, позволило бы всесторонне оценить полученное согласие ребенка на усыновление, несмотря на изменчивость его настроения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.