Рефераты. Учет и анализ розничного товарооборота ЗАО "Дом торговли Рамонак"






по чекам банка.

         Как правило, розничная торговля производит реализацию товаров населению в основном за наличный расчет.

         При расчетах за непродовольственные товары чеками сберегательного банка используются книжки сберегательного банка Республики Беларусь и чековые книжки нового образца, изготовленные по заказу Национального банка Республики Беларусь и выдаваемые вкладчикам коммерческими банками. Кроме того, при расчетах за товары применяются разовые расчетные чеки сберегательного банка Республики Беларусь, а также перечисления по поручениям вкладчиков со счетов по вкладам на счета организаций розничных структур. Контроль и учет платежных средств, документальное оформление отпуска товаров зависит от методов организации торговли (традиционным методом с помощью продавца через прилавки, методом самообслуживания, продажи по предварительным заказам) и оснащенности торговых предприятий соответствующими техническими средствами.

         Платежеспособность наличных денег при приеме от покупателей в оплату за товары кассиры розничных торговых предприятий проверяют, как правило, визуально по установленным признакам защиты.

         При приеме чеков на оплату за товары (как правило, непродовольственные товары) работники торговли по паспорту (или другому документу, удостоверяющему личность) проверяют принадлежность чека (чековой книжки) покупателям, наличие разовой доверенность чекодателя на распоряжение чеком из чековой книжки другому лицу; правильность и достоверность всех заполненных реквизитов; срок действия чека (30 дней), чековой книжки (1 год); отсутствие подчисток и помарок; а в чековой книжке – и правильность веления остатка по корешку оплаченного чека. Если в корешке предыдущего чека имеется надпись «Испорчен», а сам испорченный чек отсутствует, то оплата за товар не производится. После проверки правильности оформленный чек принимают в оплату за товары и на его обороте (и корешке чека чековой книжки) работник торгового предприятия проставляет дату оплаты, штамп (печать) торгового предприятия и заверяет своей подписью. Обмен чеков на наличные деньги не допускается. В тот же день полученные чеки материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. Бухгалтер оформляет поручение-реестр чеков (приложение П ) на имя каждого банка- чекодателя в четырех экземплярах и не позднее третьего рабочего дня после получения чеков передает чек (чеки) с поручением-реестром в обслуживающее отделение банка для оплаты и зачисления денег на расчетный счет торгового предприятия.

         При безналичных расчетах за товары банковскими карточками, работники торговли произведенные платежи фиксируют в карт-чеке с указанием платежной системы, наименования и адреса торгового предприятия, номер карточки, суммы и валюты платежа, даты и времени совершения операции, один экземпляр которого выдают держателю карточки.

         Все субъекты хозяйствования, осуществляющие реализацию товаров за наличный расчет через стационарные торговые пункты, производят прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, предварительно зарегистрированных в районной Инспекции Министерства по налогам и сборам. К регистрации принимают только технические средства, включенные в государственный реестр кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем, используемых на территории республики Беларусь, и при наличии у владельца договора с соответствующим предприятием на техническое обслуживание и ремонт. Одновременно на каждый аппарат регистрируют книгу кассира-операциониста, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью предприятия.

         Требования к работе кассиров и порядок эксплуатации кассового оборудования установлены Типовыми правилами эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и компьютерных систем.

         Работники торгового предприятия на кассовом суммирующем аппарате регистрируют все платежи, полученные за товары наличными, чеками, по банковским карточкам с выдачей кассового чека на получение приобретенного им товара.

         В конце рабочего дня (смены) кассир центральной кассы снимает показания счетчиков кассового аппарата и подписывает конец снятой контрольной кассовой ленты с указанием типа и номера кассового аппарата, показания суммирующих кассовых счетчиков на конец рабочего дня (смены), дневную (сменную) выручку. В книгу кассира–операциониста производят записи показаний суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены) и начало следующего дня, а также суммы возвращенных денег покупателям, ошибочно пробитых чеков, на которые составлены акты.

         Сумма выручки магазина (секции, отдела) за день (смену) определяется как разность показаний суммирующих счетчиков кассовых аппаратов на начало и конец рабочего дня (смены), а также заактированных сумм возврата денежных средств покупателям по возвращенным, ошибочно пробитым чекам и не погашенным до конца рабочего дня (смены). Полученную сумму сравнивают с суммой наличных денег в кассе. На сумму выручки выписывают приходный кассовый ордер формы №КО-1 (приложение Р). Приходные кассовые ордера прикладывают к отчету кассира (приложение С), а квитанция к приходному кассовому ордеру отдается материально ответственному лицу секции (отдела) и прикладывается в товарный отчет.

         Объем розничного товарооборота определяют суммой наличных денег, сданной материально-ответственными лицами в центральную кассу организации. На предприятии ЗАО «Дом Торговли Рамонак», на материалах которого написана дипломная  работа, выручка в целом по магазину определяется путем суммирования выручек всех 7 (семи) секций.

         Администрация торгового предприятия по согласованию с обслуживающим отделением банка утверждает график сдачи торговой выручки с указанием сроков и способов ее сдачи и перевода в учреждение банка.

         В ЗАО «Дом Торговли Рамонак» выручка  сдается старшим кассиром центральной кассы через инкассаторов. Обслуживающий банк выдает две инкассаторские сумки. К моменту инкассации выручки кассир центральной кассы оформляет под копирку препроводительную ведомость в трех экземплярах и первый ее экземпляр вместе с деньгами вкладывает в инкассаторскую сумку и пломбирует ее. Второй экземпляр (накладную к препроводительной ведомости) вручает инкассатору банка вместе с инкассаторской сумкой с выручкой в обмен на свободную сумку под его роспись в третьем экземпляре (копии препроводительной ведомости (приложение Т)), заверенную штампом банка, которая остается у кассира центральной кассы для отчета и подтверждает сдачу выручки.

         Использование торговой выручки на цели розничного торгового предприятия администрация согласует с обслуживающим отделением банка. В магазине наличные деньги из выручки могут быть использованы на выплату заработной платы работникам, на выплату покупателям за принятую от них стеклянную посуду, на хозяйственные неотложные нужды. Сданная выручка в банк зачисляется на расчетный счет предприятия.  

         Мелкооптовая торговля – это форма организации розничной торговли мелкими партиями определенных наименований товаров субъектам хозяйствования. Продажа товаров мелким оптом включается в розничный товарооборот.

         Продажа товаров мелким оптом производится только местными учреждениями, организациями и предприятиями всех форм собственности, в том числе и торговыми организациями и предприятиями на внутрихозяйственные потребности.

         Мелкооптовый товарооборот включает продажу:

         одежды, обуви, мелкого инвентаря, имущества и др. товаров детским интернатам, учреждениям, высшим, средним, специальным и профессионально-техническими учебным заведениям;

         продовольственных товаров из розничной торговой сети и сети предприятий общественного питания, учреждениям и организациям социально-культурной сферы для организации питания соответствующих контингентов населения.

         Расчеты с покупателями в ЗАО «Дом торговли Рамонак» при реализации товаров мелким оптом ведутся при помощи платежных поручений, или плановыми платежами. Плановые платежи, как правило, осуществляются учреждениями и организациями  социально-культурной сферы (школы, интернаты, детские сады и т.п.), с которыми заключены договора. Плановые платежи производятся ими на основании договора, а всеми другими предприятиями и организациями расчеты производятся платежными поручениями. 

         При расчетах платежными поручениями покупателю вручаются два экземпляра счет-фактуры, а один – остается в магазине. При перечислении денег через банк один экземпляр счет-фактуры покупатель оставляет в банке для контроля за правильностью осуществления операции. В целях недопущения дебиторской задолженности при разовых расчетах с покупателями счет-фактура оплачивается предварительно платежным поручение (приложение У), а потом производится отпуск товаров. Товары отпускаются при безналичных расчетах по доверенности у покупателя, заверенной бухгалтером магазина. Виза бухгалтера ставится только в том случае, когда за покупателем не числится задолженности.

         Продажа товаров мелким оптом производится по свободным розничным ценам с НДС без предоставления торговых скидок и надбавок.

         Моментом реализации товаров мелким оптом считается отпуск товаров из магазина на основании завизированной доверенности (приложение Ф) и ТТН или ТН (приложение Х). В реализацию товаров мелким оптом включается стоимость проданных товаров по продажным ценам.




2.3 Методика и организация учета розничного товарооборота

 

 

 

         Для правильности отражения в синтетическом учете реализации товаров населению в розничных торговых структурах необходимо знать момент реализации, назначения и состав счета, на котором учитывается реализация, момент начисления НДС и других налогов, выплачиваемых за счет валового дохода организации.

         Согласно Инструкции по учету розничного товарооборота и товарных запасов, моментом реализации считается момент момент отпуска товаров покупателю независимо от времени уплаты денег. Следовательно, моментом реализации товаров за наличный расчет или расчетными чеками является момент поступления денег или расчетных чеков в операционную кассу магазина или продавцу, так как без этого товар не отпускается. Методическими указаниями «О порядке исчисления НДС», моментом реализации при расчетах наличными деньгами считается день поступления денег в кассу. Отражение момента реализации товаров в бухгалтерском учете производиться при поступлении денег в главную кассу магазина.

         С 1 января 2004г. организации всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущие учет методом двойной записи, должны вести бухгалтерский учет с применением Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89.

         В соответствии с Типовым планом счетов синтетический учет реализации товаров, как за наличные деньги и расчетные чеки, так и по безналичному расчету, ведется при всех методах продажи товаров на сопоставляющем, операционно-результативном счете 90 «Реализация» (старый сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»).  Этот счет предназначен для учета и контроля выручки и выявления финансового результата от реализации товаров в розничной торговле.

         К счету 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:

         90/1 «Выручка от реализации»;

         90/2 «Себестоимость реализации»;

         90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

         90/4 «Акцизы»;

         90/5 «Прочие налоги и сборы»;

         90/6 «Экспортные пошлины»;

         90/9 «Прибыль/убыток от реализации» и др.

         Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/3, 90/4, 90/5, 90/6 производятся накопительно в течение отчетного года. 

         Учет выручки от реализации товаров населению, другим организациям по кредиту счета 90/1 «Выручка от реализации» ведут на основании первичных документов, подтверждающих ее регистрацию, сдачу в банк и ее использование на нужды торговой организации. По этим же документам учитывают розничный товарооборот. Товары в розничной торговле учитывают по розничным ценам с налогом с продаж. Для соблюдения принципа единства оценки товаров при поступлении и выбытии стоимость реализованных товаров на счете 90/2 «Себестоимость реализации» в течение месяца отражают по розничным ценам с налогом с продаж.

         При организации стоимостного учета товаров в розничной торговле валовой доход и налоги на реализованные товары определяют методом среднего процента, так как детализированный стоимостной учет выручки от реализации с налогом и без налога с продаж, по установленным ставкам налога на добавленную стоимость и по другим характеристикам является очень трудоемким.  

         На основании составленных расчетов торговые надбавки (скидки) (приложение Ц), налог на добавленную стоимость (приложение Ш) и налог с продаж на реализованные товары (приложение Щ) в розничной торговле списываются сторнировочными записями. Это позволяет довести стоимость реализованных товаров до покупной, а после списания издержек на обращения на реализованные товары – определить их полную себестоимость. Одновременно налоги на добавленную стоимость и с продаж начисляются в бюджет.

         По действующему законодательству торговые организации являются плательщиками обязательных сборов и отчислений в бюджет с валового дохода по установленным ставкам. Часть валового дохода после налогообложения в установленном размере торговые организации обязаны направить на пополнение собственных оборотных средств и зачислять в добавочный фонд.

         После отражения всех операций за отчетный месяц, сопоставляя доходы и расходы по реализации товаров в розницу, по данным счета 90 «Реализация» прибыль (убыток) от реализации товаров в розничной торговле выявляют следующим образом: из выручки вычитают полную себестоимость реализованных товаров, налоги и отчисления с реализации товаров. Прибыль (убыток), полученный за отчетный месяц отражается на счете 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации» в корреспонденции со счетом 99 «прибыли и убытки». В целом счет 90 «Реализация» сальдо не имеет.

         Корреспонденцию счетов по учету реализации товаров населению по ЗАО «Дом торговли Рамонак» за июнь 2004 года приведена в таблице 2.3 (на основании приложения Э).

Таблица 2.3. Бухгалтерские проводки по учету реализации

товаров населению в ЗАО «Дом торговли Рамонак»

за июнь 2004 года

 

Содержание операций

 

 

 

Сумма, руб.

 

Примечание

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

Сдана выручка от реализации товаров в кассу магазина

50

90/1.1

519726795

Приходный кассовый ордер

Списана стоимость реализованных товаров по розничным ценам

 

90/2.1

 

41/2

 

540242024

 

Товарный отчет

Списаны торговые надбавки и скидки на реализованные товары (сторнировочная запись)

90/2.1

42/1

-84727752

       Расчет реализованных торговых ски-док (Приложе-ние  Ц)

Списан налог на добавленную стоимость на реализованные товары (стонировочная запись)

90/2.1

42/3

-67190718

Расчет НДС на реализованные товары (Прило-жение Ш)

Списан налог с продаж на реализованные товары (сторнировочная запись)

90/2.1

42/4

-17329860

Расчет реализо-ванного налога с продаж (При-ложение Щ)

                                                                                                      Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

5

 

Списаны издержки обращения на реализованные товары

90/2.1

44

73292792

 

 

Взаимозачет

60

90/1.1

161480

Письмо

 

Мелкооптовая торговля

62

90/1.1

23427794

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.