Рефераты. Учет и анализ в строительных организациях АПК (на примере ООО "Сельстрой" Орловского район...







4.4. Автоматизация учетно-расчетных операция, ведения книги

покупок и продаж

 

Постановлением Правительства РФ утверждены правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Указанное постановление обязывает плательщиков НДС при совершении операций по реализации работ, услуг и товаров составлять счета-фактуры и вести журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. В ООО "Сельстрой" ведутся указанные регистры. Однако заполнение их производят вручную.

С целью упрощения учета, затрат времени на заполнения регистров предлагается автоматизировать учетно-расчетные операции.

На мой взгляд, необходимо применять для ведения бухгалтерского учета программу 1С: Бухгалтерия 7.7, изученную в ходе обучения в АЧГАА. Данная программа содержит документы: "Счет-фактура выданный", "Запись книги продаж", "Счет-фактура полученный" и "Запись книги покупок". Для подготовки счетов-фактур, выставляемых покупателю по мере выполнения работ, предназначен документ "Счет-фактура выданный".

Счет-фактуру можно вводить на основании следующих документов: выполнение этапа работ, оказание услуг, отпуск материалов на сторону. При оформлении документа предусмотрена возможность формирования проводок по учету НДС. Документом "Счет-фактура выданный" налоги могут быть начислены по кредиту соответствующего субсчета счета 68 "Налоги и сборы".

Для формирования книги продаж служит отчет "Книга продаж". Он формируется на основании введенных ранее документов "Счет-фактура выданный". Каждый документ является основанием для заполнения очередной строки в книге продаж. Счет-фактура выданный образует строку в книге продаж, если это счет-фактура на отгрузку и, в качестве счета начисления НДС выбран счет 68 или счет-фактура на аванс.

Так как ООО "Сельстрой" для целей налогообложения выбрало учетную политику "по отгрузке", то при вводе счета-фактуры автоматически будет заполняться книга продаж.

Для регистрации счетов-фактур, получаемых для поставщиков, в типовой конфигурации используется документ "Счет-фактура полученный". Данный документ следует использовать, когда счет-фактура поставщика или заменяющий его документ поступает на предприятие раньше или позже самих ценностей. Данный прием позволяет в нужных случаях разделить оборот материально-производственных запасов и налоговый учет, обеспечив правильность последнего.

Счета-фактуры, полученные покупателем от поставщика, являются основанием для регистрации в книге покупок. Регистрация происходит в хронологическом порядке по мере оплаты оприходованных товаров.

В книге покупок указываются счета, по которым будут сформированы проводки по зачету НДС из бюджета. Отчет "Книга продаж" формируется на основании введенных ранее документов "Счет-фактура полученный" и "Запись книги покупок". Таким образом, автоматизация учетно-расчетных операций позволит ООО "Сельстрой": сократить время на выписку, обработку счетов-фактур выданных и полученных и занесения данных в книги покупок и продаж. Кроме того, это позволит четко определять суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет или возмещению из бюджета. Бухгалтерия предприятия не будет допускать переплат и недоплат НДС, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов. Но еще лучше, как уже сказано, перейти на специальный режим налогообложения. Тогда НДС вообще не надо будет платить.

 

4.5. Предполагаемый эффект от применения разработанных

предложений

 

Приведенные рекомендации по улучшению налогового и бухгалтерского учета расчетных операций в ООО "Сельстрой" при их использовании могут существенно улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Так, при заключении хозяйственных договоров с контрагентами предприятие получит более прочные правовые основы для регулирования отношений с заказчиками и покупателями, а также и с поставщиками. Это позволит снизить показатель дебиторской задолженности, в особенности просроченной. Со стороны налогового учета возможна минимизация налоговых платежей на законной основе.

При применении рекомендаций по улучшению бухгалтерской экспертизы хозяйственных договоров бухгалтерия ООО "Сельстрой" не будет нарушать налоговое законодательство, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов.

При применении рекомендаций по автоматизации учетно-расчетных операций бухгалтерия не будет допускать нарушений при начислении налога на добавленную стоимость. Данные нарушения были выявлены проведенной в 2005 году проверкой со стороны налоговых органов. Большое значение имеют авансовые платежи, поступившие от заказчиков по выполняемым работам.

Применение предложенных рекомендаций позволит добиться и ряда других положительных результатов:

1.       Обоснованно и правильно определять затраты на выполнение строительных работ. Ведение налоговых регистров облегчит работу бухгалтеров при составлении налоговой декларации на прибыль, упростит работу налоговых органов при проверке расчетов по данному налогу.

2.       Использование предложенных рекомендаций по совершенствованию учета затрат даст возможность не допускать переплаты или недоплаты налога на прибыль, предотвращая нарушения налогового законодательства.

В акте проверки предприятия Орловской инспекцией налоговой службы в 2005 г. были указаны нарушения: недоплата НДС на сумму 22 тыс.руб., а также занижение налогооблагаемой прибыли на 23 тыс.руб. При применении предложенных мер по совершенствованию учета доходов и расходов указанные ошибки, скорее всего, были бы исключены. Поэтому первым положительным результатом предложенных мер могло бы быть увеличение доходов организации на 45 тыс.руб. Если же предприятие перешло на упрощенную систему учета и налогообложения, выигрыш оказался бы намного больше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Операции по учету и анализу доходов и расходов занимают наибольший удельный вес в работе бухгалтерии. Операции по учету доходов и расходов - это расчеты с поставщиками, заказчиками, с бюджетом, с персоналом по оплате труда. Однако наибольший интерес со стороны налоговых органов вызывают расчеты предприятия с поставщиками и заказчиками. В первую очередь, они являются базой для начисления НДС.

В представленной дипломной работе рассматриваются вопросы, связанные с отражением в бухгалтерском и налоговом учете и анализом операций по расчетам с контрагентами, которые осуществляет сельская строительная организация - ООО "Сельстрой", главная контора которой находится в поселке Орловском Ростовской области. Правда, эта организация ведет строительные и ремонтно-строительные работы не только в этом поселке, но и в других населенных пунктах района, а часто и в соседних районах - Зимовниковском, Мартыновском, Пролетарском.

Общество с ограниченной ответственностью "Сельстрой" было учреждено в результате приватизации и реорганизации строительного предприятия "Межколхозстрой", учредителями которого в свое время были колхозы Орловского района, а также органы государственной власти Ростовской области. Основными учредителями ныне действующего ООО стали бывший председатель "Межколхозстроя" инженер-строитель с 20-летним стажем И.К. Попов и ряд других ведущих специалистов прежней организации. В числе учредителей есть несколько квалифицированных рабочих-строителей. Общее число учредителей ООО - около 20 человек.

Как видно из табл.1, стоимость имущества ООО "Сельстрой" постоянно возрастает, главным образом за счет оборотных активов. Среди них на первом месте по темпам роста находится такой актив, как дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. За 3 года ее рост составил почти 28 %. И хотя этот актив относится к относительно ликвидным, такой большой рост дебиторской задолженности оказывает на финансовую деятельность строительной организации немало негативных последствий. Многочисленные требующиеся ей стройматериалы - цемент, кирпич, лес, металл, шифер и другое - часто приходится приобретать в кредит, в том числе товарный. Это наглядно видно из последней строки табл.1, в которой показаны суммы НДС по приобретенным ценностям. Эта сумма сильно увеличилась, отражая большое увеличение краткосрочных обязательств предприятия перед поставщиками и подрядчиками.

Тем не менее в целом финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется преимущественно за счет собственного капитала, величина которого, как видно из табл.2, за три года возросла на 11,1 %, в то время как сумма краткосрочных обязательств уменьшилась на 1,5 %.

Так происходит потому, что ООО сумело наращивать величину выручки быстрее, чем росла себестоимость выполненных строительных работ и произведенной для продажи строительной продукции - окон, дверей, половой доски, тротуарной плитки "паребрик" и других изделий. Это показано в табл.3. Из нее также видно, что рентабельность затрат, активов и собственного капитала ООО за три года заметно улучшилась, хотя в целом ее уровень невелик. Он не позволяет накапливать достаточно средств для приобретения новой строительной техники и материалов. По этой же причине далеко не все коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия, выглядят благоприятно, хотя ряд коэффициентов, как показано в табл.4, сложились лучше рекомендуемых значений.

В ходе написания работы был изучен опыт бухгалтерского и налогового учета расчетных операций, изучены источники финансирования капитального строительства - заемных и собственных средств. Часть обобщенных материалов предприятия по учету и анализу отражена в таблицах 5, 7, 8. Из них видно, что бухгалтерия ООО, состоящая всего из трех человек, в основном правильно справляется как с финансовым, так и налоговым учетом операций (табл.11).

Основой взаимоотношения бухгалтерского и налогового учета в расчетных операциях является начисление НДС. Расчет ведется на основании книги покупок и продаж. Заполнение книги покупок и продаж ведется в ручном режиме. Для автоматизации учета была предложена программа 1С: Бухгалтерия 7.7. Она позволит безошибочно определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, хотя при переходе на упрощенную систему налогообложения вообще можно было бы уйти от уплаты НДС.

Обследованному предприятию рекомендовано обратить внимание на заключаемые договора, разработаны предложения по улучшению их бухгалтерской экспертизы.

Особое внимание было уделено улучшению учета расходов, т.е. себестоимости строительных работ.

При изучении практики предприятия, связанной с организацией учета затрат на производство строительной продукции, была рассмотрена организация журнально-ордерной формы счетоводства в бухгалтерии предприятия. Бухгалтерский учет в обследованной организации ведется с использованием 14 журналов-ордеров и 6 специализированных форм и ведомостей.

Кроме того, были рассмотрены основные бухгалтерские проводки, применяемые для отражения затрат. Учет материальных запасов осуществляется на предприятии в соответствии с основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках.

Для учета материальных запасов используется счет 10 "Материалы" с соответствующими субсчетами. Учет материалов ведется по средневзвешенной стоимости.

Синтетический учет материалов ведется в ведомости № 10-с. Основным регистром, в котором отражается себестоимость строительной продукции, является журнал-ордер № 10-с.

Учет накладных расходов осуществляется на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Накладные расходы в обследованном предприятии нормируются косвенным способом в процентах от фонда оплаты труда рабочих в составе сметной стоимости прямых затрат на уровне сметных норм и цен.

Бухгалтерский учет в основном ведется на должном уровне. Однако имеются недостатки в организации налогового учета организации. Они могут быть устранены при применении предложенных мер, состав которых в схематическом виде показан на рисунках 1 и 2.

Главным же остается предложение о разделении предприятия на два самостоятельных хозяйствующих субъекта, численность персонала которых будет менее 100 человек. Это позволит перейти на упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения.

При ее применении упрощаются требования к налоговому учету. Главное же - налогообложение субъектов малого предпринимательства менее обременительное, так как разница между доходами и расходами этих организаций (т.е. их прибыль) облагает налогом по ставке 15 %, а не 24 %, как должны платить предприятия на общем режиме налогообложения. Именно по такой высокой ставке ООО "Сельстрой" платило налог на прибыль в 2003-2005 гг. В 2005 г. сумма налога на прибыль составила здесь 1466 тыс.руб., в 2004 г. - 1382 тыс.руб., а за 2 года - 2848 тыс. руб. При переходе на УСН эта сумма составила бы 1780 тыс.руб., т.е. она была бы на 1,1 млн.руб. меньше. А ведь кроме налога на прибыль предприятие могло бы сэкономить на уплате НДС и налога на имущество, а также на уплате ЕСН (кроме взносов на обязательное пенсионное страхование). Это довело бы сумму экономии на налогах более чем до 10 млн.руб., т.к. только НДС предприятие платит более этой величины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. - М.: ПРИОР, 2004.

2.                 Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н.

3.                 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н.

4.                 Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью". Утвержден Советом Федерации 31.03.1998 г. № 164.

5.                 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.

6.                 Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ от 04.12.1995 г. № БЕ-11-26017.

7.                 Методические рекомендации по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательной продукции (работ, услуг) для строительства, и формирования финансовых результатов от 06.04.1994 г. № 552.

8.                 Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве от 18.10.1993 г. № 12-248.

9.                 Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках. Утверждены Госстроем СССР 30.04.1974 г. № 103.

10.            Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 28.07.1994 г. № 100.

11.            Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ. Утверждены постановлением Госстроя РСФСР от 08.10.1990 г. № 68.

12.            Положение по бухгалтерскому учету "Учет доходов организаций" (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н.

13.            Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Утверждены ГП СССР 29.12.19990 г. № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73.

14.            Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, Н.П. Кондраков, В.Ф. Палий. - М.: Бухгалтерский учет, 1996.

15.            Волков Н.Г. Учет материалов в строительстве / Н.Г. Волков // Бухгалтерский учет. - 2003. - № 3.

16.            Волков Н.Г. Учетная политика предприятия в 2002 году на примере строительной организации / Н.Г. Волков // Бухгалтерский учет. - 2001. - № 2.

17.            Волков Н.Г. Учет производственных запасов / Н.Г. Волков // Бухгалтерский учет. - 2004. - № 4.

18.            Гоголев А.К. Способы расчета амортизации основных средств / А.К. Гоголев // Консультант. - 2004. - № 5.

19.            Донцова А.В. Анализ бухгалтерской отчетности / А.В. Донцова, Н.А. Никифоров. - М.: ДИС, 2004.

20.            Дьячков М.Ф. Бухгалтерский учет в строительстве / М.Ф. Дьячков. - М.: Финансы и статистика, 2005.

21.            Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермолович. - Мн.: БГЭУ, 2004.

22.            Ефимова А.А. Формирование учетной стоимости материально-производственных запасов / А.А. Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2004. - № 4.

23.            Коновалова И.Р. Учет поступления материалов / И.Р. Коновалова // Бухгалтерский учет. - 2005. - № 17.

24.            Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2004.

25.            Костюк Г.И. Как сформировать регистры налогового учета / Г.И. Костюк, Л.П. Романовская // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 7.

26.            Лисович Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий) / Г.М. Лисович - Ростов н/Д: МарТ, 2002.

27.            Лисович Г.М. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004.

28.            Орлова Е.В. Нормируемые статьи затрат в 2002 году / Е.В. Орлова // Российский налоговый курьер. - 2004. - № 4.

29.            Педченко И.В. Порядок начисления амортизации в налоговом учете / И.В. Педченко // Российский налоговый курьер. - 2004. - № 1.

30.            Стоникова Л.В. Учет расходов в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организаций / Л.В. Стоникова // Российский налоговый курьер. - 2003. - № 7.

31.            Ткач В.И. Бухгалтерский учет в строительстве с элементами налогообложения / В.И. Ткач, Н.А. Бреславцева. - М.: ПРИОР, 2004.

32.            Ткач В.И. Бухгалтерский учет амортизации / В.И. Ткач, И.Ф. Сеферова. - М., 2004.

33.            Учет в строительстве / Под ред. П.П. Ефимцева. - М., 1997.

34.            Шеремет А.Д. Финансы предприятия / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2002.

35.            Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. - М., 2004.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.