Рефераты. Учет МПЗ на примере ОГУП УМТО






Первый модуль предназначен для аналитического учета основных средств, материальных ценностей, готовой продукции, расчетов по оплате труда. Связь этих участков со сводным учетам происходит путем передачи записей в один сводный файл.

Второй модуль обеспечивает аналитический учет по денежным, расчетным, кредитным и другим хозяйственным операциям, а также сводный учет по всем счетам баланса и составление бухгалтерской отчетности.

Другое направление использования компьютерной техники в учетной деятельности — использование для автоматизации начальной стадии бухгалтерского учета — первичного учета. Здесь компьютеры применяются для автоматизации труда на складах материальных ценностей и готовой продукции, при учете выработки и заработной платы в подразделениях предприятия.

Это позволяет исходную информацию без бумажных носителей передавать на дальнейшую обработку, улучшает качество учета и его оперативность.

Компьютеры можно успешно использовать для считывания штриховых кодов при организации первичного учета в магазинах, на складах и т.д.

Однако полная автоматизация этой стадии учета возможна при условии, что Ваше предприятие реализует импортные товары или использует импортные материалы и комплектующие, так как в России производители товаров практически не пользуются штриховыми кодами для своей продукции.

Рассмотрим основные особенности работы бухгалтерской программы на примере программного продукта «1 С» фирмы «Бух1С софт».

«1С» содержит все необходимые средства для автоматизации бухгалтерского учета предприятия, обеспечивает полноту функций и требуемый уровень детализации учета на каждом участке.

Система построения программы дает возможность доступа нескольких пользователей (работников бухгалтерии) к общей информации в режиме реального времени, то есть новые или измененные с одного из рабочих мест данные могут сразу использоваться всеми сотрудниками, работающими на других компьютерах данной сети.

Программа поддерживает сложившееся на предприятии разделение бухгалтерии на участки учета, дает возможность обмена данными между отдельными участками, обеспечивает согласованную работу бухгалтеров, обладает средствами гибкой настройки входных и выходных документов, автоматизирует процедуры формирования проводок и выполнения расчетов на основе использования типовых хозяйственных операций.

Для предприятий, где учет ведут один-два бухгалтера существует однопользовательский (несетевой) вариант программы «1 С».

По своим возможностям и по набору функций он не уступает сетевому варианту, но работает на одном компьютере. Однопользовательский «1 С» имеет сравнительно невысокую стоимость и прост в эксплуатации.

На малых предприятиях допускается вести учет хозяйственных операций в общем хронологическом журнале с получением на его основе аналитических и синтетических данных (простая форма учета).

Но с развитием предприятия и увеличения объемов производства и реализации, бухгалтерия неизбежно разделяется на участки учета, на каждом из которых занят один или несколько сотрудников.

На каждом из участков сохраняются общие принципы учетной политики, избранной предприятием и в то же время выполняются специфические для данного участка функции: учет кассовых операций, учет основных средств, учет расчетов с поставщиками, учет расчетов по заработной плате и т.д.

Разделение труда и специализация рабочих мест позволяют бухгалтерам более качественно и эффективно выполнять работу на своих участках, но в то же время создают проблемы их взаимодействия, так как обеспечить полную автономность работы невозможно.

Пока предприятие обслуживает один бухгалтер, достаточно использовать простую программу бухгалтерского учета, построенную по принципу ведения общего журнала хозяйственных операций. Такая система способна удовлетворить ограниченные информационные потребности небольшой бухгалтерии.

Как только предприятие начинает расти и появляется несколько участков учета, обслуживаемых разными работниками бухгалтерии, появляется необходимость в системе, поддерживающей информационный обмен между участками учета.

В частности, система должна давать возможность отражать хозяйственные операции, зарегистрированные одним бухгалтером в учетных регистрах других участков.

«1С» позволяет осуществлять любую конфигурацию участков учета и любое распределение счетов по участкам.

Базовая поставка системы настроена на следующие участки:

·                    денежные средства,

·                    поставщики,

·                    покупатели,

·                    дебиторы и кредиторы,

·                    готовая продукция и товары,

·                    затраты,

·                    основные средства,

·                    расчетно-финансовые операции,

·                    отчетность

При необходимости можно перенастроить систему, изменив этот состав участков.

Информационная целостность системы определяется единой системой классификации и обновления нормативно-справочной базы, а также наличием проводок, общих для двух различных участков.

В соответствии с принципом двойной записи всякая хозяйственная операция воздействует на два и более счета, которые могут принадлежать различным участкам.

Поэтому ввод данных на одном участке вызывает появление соответствующей записи на счетах смежных участков.

На каждом рабочем месте отражается только та часть информации, которая имеет отношение к работе данного бухгалтера, определяемая его правами доступа.

Права доступа устанавливает главный бухгалтер. В системе существует три уровня доступа:

·                    возможность ввода данных

·                    возможность корректировки данных

·                    возможность просмотра данных

Дополнительно для разграничения доступа используется система паролей. Благодаря этой системе на одном компьютере-рабочем месте могут работать лица, имеющие разные права доступа.

При вводе характеристик хозяйственной операции сальдо и обороты пересчитываются только по тому счету, который относится к данному участку. Запись на корреспондирующем счете будет отложена до тех пор, пока ее не подтвердит бухгалтер того участка, к которому относится корреспондирующий счет.

Бухгалтер смежного участка может как подтвердить, так и опровергнуть введенную на другом участке проводку.

Проводки, введенные на одном участке, но отвергнутые или отложенные на другом именуются спорными. Бухгалтер, ответственный за сводный учет, может получить их полный перечень для разрешения спора. Баланс предприятия формируется только после подтверждения всех проводок.

Рассмотрим эту схему на примере учета денежных средств на расчетном счете и в кассе при ведении этих участков разными сотрудниками бухгалтерии.

Бухгалтер, обслуживающий расчетный счет, обрабатывая выписку банка вводит в компьютер проводку, которой дебетует счет 50 «Касса» и кредитует счет 51 «Расчетный счет». На основании этой проводки пересчитывается сальдо по счету 51.

Но правильно ли увеличивать на ту же сумму наличность в кассе? Если учет ведется разными бухгалтерами, автоматически приходовать в кассу деньги, которые кассир возможно еще не получил было бы неверно. Операцию передачи денежных средств с расчетного счета в кассу каждый из бухгалтеров, обслуживающих эти участки, должен обработать самостоятельно.

В систему «1С» введены понятия:

·                    объектов учета (товаров, материалов, готовой продукции, основных средств, ценных бумаг, заказов и т.д.);

·                    субъектов учета (поставщиков, покупателей, дебиторов, кредиторов, подотчетных лиц, материально ответственных лиц, акционеров и др.);

·                    оснований взаиморасчетов (договоров, партий поставок и т.п.);

·                    подразделений (отделов, складов, торговых точек и др.);

·                    статей затрат.

Информация в базах данных «1С» структурирована на основе принятой классификации, полностью однородна и легко воспринимается. Структура баз данных и наличие соответствующих средств в системе обеспечивают необходимую настройку счетов и формирование аналитических показателей, возможность генерации выходных форм, связь с электронными таблицами и пр.

К примеру, счет 41 «Товары» можно настроить таким образом, чтобы количественный и стоимостной учет товаров (объектов учета) выполняется по отдельным складам, торговым точкам (подразделениям), материально ответственным лицам (субъектам учета), а учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками» — как посторонними организациями (субъектами учета), так и по договорам или партиям поставок (основаниям взаиморасчетов).

В «1С» используются типовые операции, что делает менее трудоемкой и утомительной повседневную работу бухгалтера, уменьшая количество технических ошибок в учете.

Каждая типовая операция имеет свое краткое название, по которому пользователь вызывает ее из справочника. С операцией также связан перечень закрепленных за ней проводок и алгоритмов расчета показателей.

При вводе характеристик хозяйственных операций проводки формируются в основном автоматически. При этом на соответствующие счета списывается НДС по основным средствам и материальным ценностям, полностью или частично закрываются операционные счета, рассчитывается стоимость товарно-материальных ценностей по учетной, средней цене или в иностранной валюте, списываются издержки обращения, начисляется амортизация, рассчитывается подоходный налог, формируются отчисления на социальное страхование, распределяются общехозяйственные расходы и т.д.

В комплект поставки системы включается базовый список типовых хозяйственных операций, соответствующих избранной предприятием учетной политике. Бухгалтер может настроить и дополнить этот список самостоятельно и использовать его для автоматизации ввода и обработки данных.

Для индивидуальной настройки типовых операций можно использовать набор алгоритмов, поставляемый разработчиком, в состав которого входят, например, исчисление процента от суммы в операции, начисление амортизации, распределение общепроизводственных расходов, определение средней цены, стоимости и т.д.

Применение готовых алгоритмов упрощает процесс настройки типовых операций, кроме того, в системе предусмотрена возможность задавать и собственные формулы и рассчитывать необходимые показатели.

В «1С» предусмотрена автоматизация всей технологической цепочки обработки документов и формирования на их основе хозяйственных операций и проводок.

Так, процедура учета реализации товара включает выписку счета, зачисление на расчетный счет поступивших денежных средств, выписку накладной, отпуск товара.

При выписке счета и выписке накладной никаких бухгалтерских записей в учетных регистрах не производится. Однако составление этих документов сразу и в электронном виде (в виде записи на магнитном носителе компьютера) значительно упрощает последующие учетные операции, повышая оперативность учета.


3.2 Рекомендации по совершенствованию  бухгалтерского учета материально производственных запасов на предприятии Областное Государственное Унитарное предприятие Управления Материально-Технического Обеспечения дорожного хозяйства Челябинской области


Для оперативного и бухгалтерского учета на ОГУП УМТО используется уникальный программный комплекс, реализованный на платформе «1С:Предприятие 7.7» для SQL. Основой для создания комплекса послужила программа «ИТРП: Производственное предприятие стандарт», которая была существенно переработана в процессе внедрения.

Одной из важных учетных задач, решаемых программой, является учет материально-производственных запасов в процессе производства готовой продукции.

Основными нормативными документами, определяющими порядок учета МПЗ и затрат на производство готовой продукции промышленных предприятий, служат:

·                    ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н);

·                    «Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ», утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее - Методические указания);

·                    «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 № АБ-21-Д).

Эти нормативные документы определяют принципы ведения синтетического, аналитического и оперативного учета МПЗ и оценки запасов, которые должны быть закреплены в учетной политике предприятия.

Методические указания предписывают вести бухгалтерский учет и материалов, и готовой продукции по фактической себестоимости (подп. 62 и 203). В то же время, в местах хранения и в аналитическом бухгалтерском учете разрешается применять учетные цены (подп. 80 и 204 Методических указаний).

В качестве учетных цен на материалы могут выступать договорные цены, фактическая себестоимость материалов по данным прошлых отчетных периодов, планово-расчетные цены и средние цены группы материалов.

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться договорная цена, нормативная себестоимость и другие виды цен. Главное, что объединяет разные типы учетных цен - это их определенность на начало периода, в котором необходимо вести учет.

Это принципиально отличает учетные цены от фактической себестоимости, которая формируется только на конец учетного периода, поскольку многие затраты, включаемые в состав себестоимости, не могут быть рассчитаны оперативно. К таким затратам относится зарплата, количество потребленной энергии и другие.

Естественно, что применение учетных цен не должно нарушать требования ведения синтетического бухгалтерского учета МПЗ по фактической себестоимости. Поэтому при использовании учетных цен необходимо также вести учет отклонений от фактической себестоимости и формировать соответствующие проводки в бухгалтерском учете.

Учет отклонений - достаточно сложная задача. Тем не менее, в отраслях промышленности с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции ведение аналитического учета МПЗ по учетным ценам и дополнительный учет отклонений оказываются более удобными, чем аналитический учет по фактической себестоимости. Подробнее различие в ведении аналитического учета рассмотрено в разделе «Методология учета».

Оперативный и аналитический бухгалтерский учет на ОГУП УМТО до конца 2004 года велись по фактической себестоимости МПЗ. Так как себестоимость запасов рассчитывалась в конце месяца, в течение месяца движение фиксировалось только в количественном выражении. В конце месяца рассчитывалась себестоимость всех материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. После этого для формирования проводок в суммовом выражении все документы, отражающие движение за учетный период, еще раз перепроводились. При большом объеме движения ТМЦ за месяц на ОГУП УМТО процедура расчета фактической себестоимости и перепроведения первичных документов длилась от 4 до 8 часов. В случае, если после закрытия месяца необходимо было внести изменения хотя бы в один из проведенных документов (удалить ошибочно введенный или внести дополнительный документ) всю длительную процедуру приходилось повторять. Кроме того, отсутствие учетных цен затрудняло оперативный контроль за себестоимостью в цехах, так как всю отчетность по себестоимости в суммовом выражении можно было получить только после закрытия месяца.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н), оценка запасов в бухгалтерском учете (в том числе готовой продукции) производится по фактической стоимости. Необходимо учитывать, что фактическую стоимость продукции можно определить только в конце месяца, так как существенная часть затрат, включаемых в стоимость, отражается в учете именно в конце месяца (зарплата, налоги, аренда, амортизация и т.п.). Таким образом, в течение месяца, при отражении выпуска готовой продукции в бухгалтерском учете следует указывать учетную (нормативную) стоимость продукции. Для отражения данной операции в типовой конфигурации используется проводка

Дебет 43 Кредит 40.

При этом использование счета 40 вместо счета 20 позволяет:

·                    Избежать появления красного сальдо на счете 20 (на момент выпуска продукции сумма расходов, отраженных по дебету счета 20, может быть ниже нормативной стоимости готовой продукции);

·                    Вести на счете 40 учет отклонений учетной (нормативной) стоимости готовой продукции от фактической стоимости, определенной в конце месяца.

Следует обратить внимание - существующая Инструкция по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) не предусматривает корреспонденции счетов Дебет 43 Кредит 40, но методика, применяемая в типовой конфигурации, не противоречит законодательству:

·                    На сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативные акты, запрещающие корреспонденции счетов, прямо не указанные в Инструкции;

·                    В Инструкции отсутствует запрет на применения счета 40, если учет готовой продукции ведется по фактической стоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.