Рефераты. Учет основных средств и анализ эффективности их использования






В соответствии с Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" годовая бухгалтерская отчетность ОАО «ВОСТОЧНЫЙ» в 2006 году состояла из следующих форм:

-бухгалтерский баланс - форма N 1;

-отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

-отчет об изменениях капитала - форма N 3;

-отчет о движении денежных средств - форма N 4;

-приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5

Как и в бухгалтерии любого предприятия, бухгалтерия ОАО «ВОСТОЧНЫЙ» ведет основных средств – одних из главных объектов бухгалтерского учета, информация которого – источник для их последующего анализа.

3.                Учет основных средств

 

3.1.         Основные средства, их классификация и оценка

 

Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, целесообразна классификация их по видам, назначению и характеру участия в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, степени использования и по принадлежности.

Типовая классификация основных средств РФ по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. №359.

По классификационным видам ведется учет основных средств и составляется отчетность о наличии и движении основных средств.

В зависимости от назначения в деятельности организации основные средства подразделяют на основные средства производственного и непроизводственного назначения.

Основные средства, которые используются для получения дохода, то есть участвующие в производственном процессе, классифицируют как производственные.

Основные средства, предназначенные для обслуживания культурно-бытовых нужд работников организации (жилищно-коммунальное хозяйство, клубы, детские сады и т.д.), относят к основным средствам непроизводственного назначения.

В составе основных средств обычно выделяют следующие виды:

q                  здания (кроме жилых);

q                  сооружения;

q                  жилища;

q                  рабочие и силовые машины и оборудование;

q                   средства транспортные;

q                  инвентарь производственный и хозяйственный;

q                  скот рабочий, продуктивный и племенной;

q                  насаждения многолетние; вычислительная техника и оргтехника;

q                  инструмент специализированный;

q                  прочие основные средства.

К отдельному виду основных средств относятся капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арен­дованные объекты основных средств. При этом капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Обособленно в составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Под инвентарным объектом основных средств понимается объект со всеми приспособлениями и при­надлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки.

Различают три вида оценки основных средств: первоначальная, восстановительная и остаточная.

Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету на счете 01 «Основные средства». Ее определение зависит от способа поступления основных средств в организацию. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств складываются из:

q        суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу);

q        суммы, уплачиваемой организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

q        суммы, уплачиваемой организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

q        регистрационных сборов, государственной пошлины и других аналогичные платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств: таможенной пошлины и иных платежей;

q        не возмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

q        вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации через которую приобретен объект основных средств;

q        иных затрат, непосредственно связанных с приобретением. сооружением и изготовлением объекта основных средств.

 Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

Основные средства в процессе использования теряют свои физические и технико-экономические качества, другими словами изнашиваются. Износ основных средств учитывается на счетах износа. Разность между балансовой стоимостью основных средств и суммой накопленного износа называется остаточной стоимостью основных средств. Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в различное время, может быть различ­ной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств. Поэтому возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств. Под восстановительной стоимостью понимают стоимость воспроизводства основных средств, то есть сооружения и приобретения, исходя из действующих цен на момент переоценки.

Положением по бухгалтерскому учету основных средств допускается изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов с отнесением увеличения (уменьшения) первоначальной стоимости основных средств на добавочный капитал организации.

Организация имеет также право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем ин­дексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.


3.2. Документальное оформление и аналитический учет основных средств

 

Основные средства могут поступать в ОАО «ВОСТОЧНЫЙ» в результате: завершения строительно-монтажных работ, приобретения за плату, безвозмездного поступления; поступления в качестве взноса в уставный капитал, выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации.

В ОАО «ВОСТОЧНЫЙ» разработан график документооборота по учету основных средств. Для первичного учета основных средств на изучаемом предприятии используют унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г.N 7:

Для документального оформления операций поступления и выбытия основных средств используются следующие унифицированные формы:


Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1)

Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

q        приобретения за плату у других организаций;

q        строительства хозяйственным и подрядным способом;

q        получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

q        внесения учредителями (участниками) в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал;

q        получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

q        взятия в аренду с последующим выкупом;

q        получения по акту дарения;

q        передачи в совместную деятельность и доверительное управление; передачи в обмен на другое имущество и другими способами не противоречащими действующему законодательству.

Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект основных средств членами приемочной комиссии, назначаемой распоряжением (приказом) руководителя организации. Для однотипных объектов, имеющих одинаковую стоимость и принятых к учету в одном календарном месяце, допускается составление общего акта. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению организации-сдатчика.

Выбытие основных средств в результате продажи или пе­редачи сторонним организациям оформляется актом (накладной). на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма №ОС - 6).


Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3)

Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Акт, подписанный работником структурного подразделе­ния организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации.

Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.


Акт на списание основных средств (форма № ОС-4)

Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств).

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома.


Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4 а)

Применяется для оформления списания автотранспортных средств.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, утверждается руководителем или ли­цом, на это уполномоченным. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материаль­ных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.


Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6)

Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.

Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, до-оборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14)

Применяется для оформления, поступившего на склад оборудования к установке.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. Первый экземпляр вместе с сопроводительными документами перелается в бухгалтерию для отражения в учете, второй остается у заведующего складом.


Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15)

Применяется для оформления передачи оборудования монтажной организации.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченными представителями организации заказчика и монтажной организации. Первый экземпляр передается монтажной организации, второй - в бухгалтерию для отражения в учете.


3.3. Синтетический учет поступления и выбытия основных средств

 

3.3.1 Бухгалтерский учет поступления основных средств

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств на изучаемом предприятии используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств». Основные средства учитываются на субсчетах к активному счету 01 «Основные средства»:

¾              011 – здания;

¾              012 – сооружения;

¾              013 – машины и оборудование;

¾              015 – транспортные средства;

¾              016 – производственный и хозяйственный инвентарь;

¾              019 – другие виды основных средств

Дебетовое сальдо по данным субсчетам отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту - выбытие основных средств и их уценку. Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются: акты о приемке оборудования; акты приемки-передачи; счета; счета-фактуры; платежно-расчетные документы.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных средств, вновь поступивших на изучаемое предприятие. Как видно из ведомости учета поступления и выбытия основных средств и данных журнала – ордера № 6, в ноябре 2007 года ОАО «ВОСТОЧНЫЙ» приобрело персональный компьютер. При этом были осуществлены следующие расходы по приобретению данного объекта основных средств:

-                   произведена оплата поставщику - 40800 руб., в том числе НДС - 6223 руб.;

-                   оплачены сторонней организации транспортные расходы - 1200 руб., в том числе НДС - 183 руб.;

-                   оплачены расходы по сборке приобретенного компьютера 1200 руб., в том числе НДС - 183 руб.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.