Рефераты. Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся






 Чтобы ребенок развивался нормально, он дол­жен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

Динамики работоспособности человека в течение суток.

Напомнить учащимся закономерности режима дня, изученные в первом классе. Еще раз более подробно рассказать о динамике работоспособности человека в течение дня (это необходимо для правильного самостоятельного планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут различной направленности):

1 период - от 700 до 900 для занятий физическими упражнениями не очень благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбужде­ния также очень низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы и минуты, направ­ленные на возбуждение нервной системы, дыхательную и глазную гим­настику.

2 период - 900-1200 наиболее благоприятен для занятий физичес­кими упражнениями. В это время лучше всего и планировать само­стоятельные занятия физическими упражнениями для развития фи­зических качеств.

3 период - 1300 - 1600 часов дня как правило снижается работоспо­собность человека. В это же время, если человек устал, то у него может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходи­мо выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения не­рвной системы, глазную и дыхательную гимнастики.

4 период - 1600 - 1900 вновь повышение работоспособности орга­низма. Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физичес­кие качества.

5 период- 1900 - 2100 подготовка ко сну. В этот период необходи­мо избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообраз­но снижение возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.

III. Материалы и методы исследования.

Исследования по оценке физического состояния учащихся проводилось с группой детей от 6 до 18 лет, школы № 138. Оценка физического состояния учащихся проводилась в состоянии мышечного покоя. При  этом  использовались показатели: ЧСС,  артериальное давление (систолическое и диастолическое), рост, масса тела и возраст.

Диагностика и выявление уровней физического развития, подготовленности, физического состояния детей определялась в разных возрастных группах. Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной физкультуры и элементов спорта.

Индивидуальные данные детей, выявленные в ходе экспериментов, сравнивались с модельными и являлись диагностическими для занятий отдельными видами спорта при отборе в них детей школьного возраста.

Для оценки физических качеств учащихся были проведены тесты с группой детей от 6 до 18 лет, результаты проведенных тестов отображены в таблице: “ Возрастные нормы двигательных тестов для оценки физических качеств учащихся “. Описание методик в практической части.


                                                             

IV. Практическая часть.

Вполне естественно, что дети школьного возраста утомляются во время учеб0ной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головно­го мозга, наступает охранительное торможение, которое ведет к сниже­нию внимания и работоспособности детей.

Физкультминутки следует проводить во второй половине урока. Физкультминутку целесообразно проводить на каждом уроке один-два раза. В зависимости от особенности утомления необходимо подбирать комплексы. Так, в том случае, если учащиеся сидели в одной и той же позе длительное время, целесообразно применить комплексы, направ­ленные на расслабление локально загруженных мышечных групп, а так же направленные на нормализацию мозгового и периферического кровообращения. На третьем - четвертом уроке следует применить комплексы на возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы. В том случае, если дети излишне возбуждены, следует применять комплексы, направленные на снижение возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Если дети длительное время читали, следует применять физкультур­ные минутки, направленные на восстановление утомленных глаз.

Физкультурные минуты.

Объяснить учащимся, что часто при появлении признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и "убрать" признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.

Рассказать о физкультурных минутах различной направленности.

1. Для восстановления глаз. Если глаза устали, то необходимо вы­полнить несколько упражнений глазной гимнастики по схеме: легкое поглаживание бровей и век закрытых глаз - часто поморгать (10-15с) - перенести взгляд на далекие предметы - выполнить круговые движения глазами (10-15 с) - вновь легкий массаж бровей и век и секунд 20 поси­деть с закрытыми глазами (более подробный  комплекс упражнений, направленный на восстановление утомлённых глаз, рассмотрен в Приложении 1 на стр. ).

2. Для восстановления утомленных мышц. Если устали отдельно какие-то части тела (кисти рук, ноги, спина, шея), то необходимо их расслабить и выполнить несколько упражнений именно на эти части тела: встряхивания, махи, вращения, растирания. Эти упражнения по­могут избавиться от боли в утомленных мышцах (для расслабления так называемых локально загруженных мышечных групп разработаны специальные комплексы упражнений, которые рассмотрены в приложении 2 на стр. ).  

3. Для снижения возбуждения. Если при выполнении работы ребе­нок излишне возбудился, то есть он не может усидеть на месте, то необ­ходимо ему выполнить ФМ для снижения возбуждения нервной системы. Для этого необходимо выполнить несколько дыхательных упражнений с растянутыми вдохом и выдохом, несколько упражнений дыха­тельной гимнастики, требующих концентрации внимания, и посидеть 20-30 секунд с закрытыми глазами (также применяют комплексы упражнений, рассмотренные в Приложение 3 на стр.).

4. Для возбуждения нервной системы. Объяснить, что если во вре­мя какой-то работы наступила апатия, сонливость, то это состояние тоже можно преодолеть с помощью физкультурных минут. Для этого необ­ходимо энергично растереть затылок. Затем выполнить несколько резких упражнений (лучше стоя), и закончить комплекс дыхательными упражнениями с резким выдохом (кроме этого применяются комплексы упражнений, приведённые в Приложении 4 на стр. ).

Разминка, ее задачи и порядок выполнения.


Напомнить учащимся, что в их возрасте при занятиях физическими упражнениями дети очень часто получали травмы (растяжения мышц и связок, ушибы вывихи и даже переломы при падении и т.д.) особенно часто это случается с теми детьми, которые хотят очень быстро чему-то научиться: очень быстро пробежать, сразу стать на "мостик" или сесть на шпагат и т.д. уменьшить количество травм и улучшить результаты в выполнении упражнений можно с помощью разминки. Она выполняет­ся перед выполнением основных упражнений.

Объяснить, что разминка позволяет решить три задачи:

1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц. Разминку можно сравнить с работой двигателя автомашины. Вам, вероятно, приходилось наблюдать, как шофер, прежде чем включить мотор, прогревает его, дает возможность поработать на месте. Без прогревания мотора нельзя быстро начинать движение и можно испортить двигатель.

2. Повысить подвижность в наших суставах, т.е. после разминки человек может, например, наклониться гораздо ниже, чем до разминки.

3. Настроиться на те упражнения или игру, которые человек соби­рается выполнять. После разминки человек может любые упражнения выполнить, чем до нее и почти никогда не получит травм.

Рассказать о порядке упражнений в разминке.

1. Спокойный бег или быстрая ходьба (можно на месте). Самое главное, чтобы после этого человеку стало жарко и еще лучше, если он хотя бы немного вспотеет.

2. Упражнение на растягивание. Нужно хорошенько растянуть все мышцы, но особенно те, которые в основном будут работать после раз­минки при выполнении упражнений и игр.

3. Выполнить несколько раз то упражнение, которое будете потом выполнять, но "не сильно". То есть если потом будет подвижная игра, то несколько раз пробежать быстро, но не в полную силу; если будете вставать на мостик, то несколько раз прогнуться или наклониться назад.

Можно опросить учащихся, какие бы мышцы они стали растягивать на разминке перед выполнением прыжков и т.п. Спросить:когда разминка должна длиться дольше: в холодную или жаркую погоду.

Кроме проведения физкультурных  минуток и разминки необходимо рассказывать учащимся о мерах профилактики различных заболеваний. Ниже приведены меры профилактики наиболее распространённых инфекционных заболеваний (т. к. именно ими учащиеся болеют чаще всего), а также профилактика и коррекция наиболее распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата.



Меры профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний.

Следует напомнить учащимся, что к наиболее распространенным желудочно-кишечным инфекционным заболеваниям относятся: гепатит (желтуха), дизентерия, желудочные паразиты (глисты).

Далее обратить внимание детей на меры профилактики. При этом сделать акцент на то, что в случае соблюдения всех мер исключается возможность заболевания этими опасными болезнями.

1. После посещения туалетных комнат и перед едой обязательно следует мыть руки с мылом.

2. Овощи и фрукты следует ошпаривать кипятком или промыть под сильной струей воды.

3. Не следует пользоваться чужими вещами (посудой, носовым плат­ком).

4. Нельзя передавать использованную жевательную резинку друг другу ("изо рта в рот получается микроб").

К следующей группе инфекционных заболеваний в весенне-летний период относится клещевой энцефалит. Для того, чтобы исключить воз­можность укуса клещом, следует соблюдать следующие правила:

1. Если вы собираетесь в лес или в лесопарковую зону, лучше всего надеть болоневый костюм или хлопчатобумажный с капюшоном и плот­но прилегающей резинкой на лучезапястном и голеностопном суставах.

2. Через каждые два часа следует производить тщательный осмотр вещей и всего тела.

3. В случае укуса клеща нужно в течение суток поставить вакцину гаммоглобулина в любом медпункте.

Профилактика и коррекция наиболее распространенных заболева­ний опорно-двигательного аппарата.

Объяснить учащимся, что такое опорно-двигательный аппарат: это наши кости - скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.

Рассказать о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяже­ния мышц и связок).

Объяснить причины рассмотренных заболеваний:

1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).

2. Неправильное поведение - не следят за осанкой и не улучшают ее; неправильно выбирают обувь (либо совсем без каблука, либо с очень высоким каблуком); пытаются поднимать очень большие тяжести; ба­луются в неподходящих местах и получают травмы.

3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоско­стопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могу удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.

Объяснить детям, что если они не будут исправлять недостатки сво­его опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.

Можно дать задание, чтобы дети опросили своих родителей: есть ли у них остеохондрозы и какие это им причиняет неудобства. Опросить на следующем уроке детей об итогах их опроса родителей, чтобы дети сами убедились в распространенности этих заболеваний.


Методика самостоятельных занятий по коррекции дефектов опорно-двигательного аппарата.

Опросить учащихся о тех дефектах опорно-двигательного аппарата, которые они вы­явили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоноч­ника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.

Объяснить школьникам основные правила профилактики плоскостопия:

1. Избегать подъема больших тяжестей в их возрасте.

2. Правильно подбирать обувь.

3. Избегать длительного поддержания положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).

4. Укрепить мышцы стопы и голени.

5. Развитие гибкости голеностопного сустава.

6. Непродолжительная ходьба босиком по траве и песку.

Повторить с детьми комплексы на укрепление мышц шеи, спины, брюшного пресса, стопы, голени и на развитие гибкости отделов позво­ночника, плечевого, тазобедренного и голеностопного суставов.

Повторить с ними основные правила выполнения упражнений на силу и гибкость. Указать, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.

З. О. Ж. – это образ жизни, направленный на формирование и развитие основных физических качеств (а именно: быстроты, силы, гибкости, выносливости, координации), а также на поддержание психического равновесия в организме. Ниже приведены основные методики, направленные на развитие базовых физических качеств.



Основные методики выполнения упражнений на развитие базовых физических качеств.

Быстрота.

Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражне­ний с максимальной скоростью.

При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Быстрота не может развиваться у человека если он утомлен. В след­ствие этого упражнения на развитие качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми. Это качество лучше воспитывается в эмоциональных, соревновательных условиях (эстафеты, игры, групповые старты и др.). Частота сердцебиений в предложенных упражнениях варьирует в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся в пределах 170-180 ударов в минуту.

2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.

3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать вни­мание на умение занимающегося расслаблять мышцы не участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров у высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо перекошено, руки напряжены и др.

4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть доста­точно продолжительным и занимать - 3-5 и более минут. Необходимо обучать занимающегося, при выполнении упражнения, умению хорошо настраиваться на каждую очередную попытку (с целью лучшего развития быстроты используются средства описанные в Приложении 5 на стр. ).

Силовые способности.

При воспитании этих способностей у человека необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила.

Создать представление у занимающихся о методических аспектах при выполнении упражнений на развитие силы. К основным из них относятся:

1. Величина отягощения должна быть такая, чтобы учащийся мог выполнить не менее 4-х повторений этого упражнения в одном подходе. При этом частота сердечных сокращений у него должна быть не более 170 ударов в минуту. Лучше всего если учащийся сможет выполнить 8-12 повторений в предложенном упражнении. Можно объяснить учащимся, что нецелесообразно применять упражнение - отжимание в упоре лежа - для развития силовых возможностей, если оно выполнено им не более 2-х повторений в одном подходе. Для этого необходимо предварительно укрепить мышцы рук с помощью других, адекватных силовым возможностям занимающегося, других упражнений и только затем использовать это упражнение для развития силовой выносливости.

2. В каждом подходе, для развития силовых качеств, необходимо повторять выполнение упражнений до "отказа".

3. Интервалы отдыха между подходами должны быть не более 2-3 минут.

4. После выполнения упражнений на силу желательно выполнить несколько упражнений на расслабление мышц и гибкость отдельных звеньев тела.

5. В недельном микроцикле следует рационально чередовать упражнения на быстроту, силу и выносливость. В силу возрастных особенностей учащихся (например, учащихся 3-х классов) воспитание силы у них осуществляется преимущественно использо­ванием непредельных отягощении (чаще всего с использованием собствен­ного веса тела) с предельным числом повторений. Поэтому все упрощенные правила выполнения упражнения на силу даются применительно указанно­го метода развития силовых возможностей занимающегося (  см. Приложение 6, стр. ).


Выносливость.


Это качество человека представляется - как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению. Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них остановимся более подробно ниже.

Необходимо заметить, что выносливость можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше всего с помощью упражнений из циклических видов спорта - ходьбы, бега, плавания, езде на велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и спортивных игр. При дистанционном выполнении упражнений на выносливость без перерывов, их необходимо выполнять в среднем и медленном темпе. При этом частота сердечных сокращений не должна превышать 150 ударов в минуту, что вполне обеспечивает оптимально работу организма занимающегося в течение - 10-15 минут.

Это качество можно развивать с помощью выполнения простей­ших гимнастических упражнений, выполнение которых необходимо производить без перерыва. Такой способ выполнения упражнений на выносливость называется "поточное" выполнение упражнений. Используя этот метод необходимо акцентировать внимание занимающихся на теоретико-практических занятиях, что именно он является основным на первых парах развития этого качества. Продолжительность такого комплекса упражнений также должна составлять 10-15 минут. Обратить внимание учащихся и на то, что при выполнении упражнений на выносливость необходимо концентрировать свои усилия на правильном ды­хании: не задерживать его, в случае необходимости дышать через нос и рот одновременно. При этом необходимо расслабить просто нижнюю челюсть, акцент сделать на полноценный выдох (при произвольном вдохе).

Интенсивность упражнений на выносливость учащимся младших классов объяснить трудно. Вместе с тем при этом можно дать такую рекомендацию: скорость выполнения должна быть такой, чтобы учащийся при выполнении упражнения мог разговаривать или дышать через нос ( см. Приложение 5, стр.67 и Приложение 6, стр.69 ).



Гибкость.

Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющих амплитуду различных движений человека. Этот термин более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах тела. При рассмотрении гибкости в отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (под­вижность в голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека является необходимой основой эффективного совершенствования в виде деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и, конечно же, замедляется про­цесс освоения двигательных навыков, столь необходимых в спортив­ной деятельности и быту индивида.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.