Политика автаркии служила не только экономическим и стратегическим целям — одной из ее задач было укрепление идеологического единства итальянского общества. Немалую роль в этом должна была сыграть культура.
Автаркические тенденции в культуре фашистской Италии, прежде всего в официальной сфере культуры, заметны уже в середине 1920-х годов. Это вполне соответствует основным тенденциям развития культуры тоталитарного общества. Убеждение в собственном превосходстве, опирающееся на исторические традиции Италии, Рима, неоднократно провозглашалось Муссолини и другими лидерами итальянского фашизма. «Мы думаем сделать Рим городом нашего духа... духа имперской Италии, о которой мы мечтали», — заявлял Муссолини. И позднее он подчеркивал: «В этом мире, темном, страдающем, уже шатающемся, спасение не может прийти ниоткуда, кроме как из Истины Рима и из Истинного Рима» [40; p.153,154].
Политика автаркии провозглашалась руководством фашистского режима битвой, «сражением за независимость Родины» [40; p.18]. Пропаганда и культура рассматривались как существенный фактор идеологического обеспечения военных действий, в том числе и в битве за автаркию, и в битве за империю.
Культура, с точки зрения фашистского руководства, была важнейшим инструментом, который способствовал распространению идеологии фашизма и внедрению ее в общество. Для более эффективного использования этого инструмента в фашистской Италии создавались разнообразные организации, ориентированные в своей деятельности и на народные массы (примером такой организации может служить «Дополаворо») и на образованные, элитарные круги. Тоталитарная целостность, превращение страны в военный лагерь, самостоятельный в экономическом отношении и живущий в едином восприятии мира через единые идеологию и культуру, — такой должна была стать Италия в результате политики фашистского режима.
2. Володарским В. М.. Глава «Искусство при тоталитарных режимах».М.: 1996. С. 209–246).
3. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 43.
4. Германская история: В 2 т. М., 1970. Т. 2. С. 226.
5. История Италии: В 3 т. М., 1971. Т. 3. С. 444–445.
6. Нестерова Т. П. Тоталитарное государство и кинематография: Итальянское кино 1930-х гг. // Вопросы истории культуры. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 144–152.
7. Нестерова Т. П. Культура в идеологии и практике итальянского фашизма / Т. П. Нестерова // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 45. – С. 45-55.
8. Нестерова Т. П. Расизм в идеологии и культуре итальянского фашизма // Вторая мировая война: уроки истории для Германии и России. Москва; Кемерово, 2006. С. 71–79.
9. Соколов А. Мировой опыт государственного управления.— Министр культуры и массовых коммуникаций РФ, доктор наук, проф., заслуж. деятель искусств РФ. Ж-л. 4(36) Июль – август, 2005
10. Тольятти П. Лекции о фашизме. М., 1974. С. 133.
11. Феррара Дж. Новое итальянское кино. М., 1959. С. 18; Freddi L. Il cinema, miti, esperienze e realta in un regime totalitario. Т. 2. Р. 133.
12. Il fascismo. Dizionario di storia, personaggi, cultura, economia, fonti e dibattito storiografico. Milano, 1998. Р. 182–183.
13. Il fascismo. Dizionario di storia… P. 145.
14. Manifesto degli intellettuali del fascismo [Электрон. ресурс].
15. L’Educazione politica. 1925. Nr 2. P. 117.
16. Manifesto degli intellettuali antifascisti [Электрон. ресурс].
17. Archivio storico Fondacione Ugo Spirito (AS FUS). Carteggio Ugo Spirito (CUS). CUS 260. P. 1–2.
18. AS FUS. CUS 262. P. 1.
19. Цит. по: Longo G. L’Istituto nazionale fascista di cultura… Р. 39, 40
20. AS FUS. Fondo Giuseppe Bottai. Busta 3. Fasc. 9. G. Bottai a C. Pellizzi. P. 1.
21. Galeotti C. Achille Starace e il vademecum dello stile fascista. Catanzaro, 2000. P. 93–95.
22. AS FUS. CUS 831, 948, 960, 962, 981, 987, 1080, 1180, 1181, 1204, 1209 и др. — представлены письма из институтов фашистской культуры Анконы, Болоньи, Феррары, Савоны, Пизы, Равенны и др.
23. Цит. по: Gabriele V. Il concetto di cultura di Giovanni Gentile [Электрон. Ресурс]
24. Dizionario mussoliniano. Bologna, 1994. P. 173.
25. La propaganda fascista [Электрон. ресурс].
26. Foglio di disposizione № 386. 1935. 16 apr. Цит. по: Galeotti C. Achille Starace e il vademecum dello stile fascista. P. 72.
27. Primo libro del fascista. 1938 [Электрон. ресурс].
28. Elementi di ordinamento corporativo. Roma, 1929. P. 138,158
29. Il fascismo. Dizionario di storia… Milano, 1998. P. 623.
30. Freddi L. Il cinema, miti, esperienze e realta in un regime totalitario. Roma, 1949. Т. 1. P. 147.
31. Freddi L. Il cinema, miti, esperienze e realta in un regime totalitario. Т. 1. Р. 290.
32. Brunetta G. P. Cent’anni di cinema italiano. 1. Alle origini dalla seconda guerra mondiale. Roma; Bari, 1995. P. 188.
33. Verdone M. Cinecittа Story: Storia, personaggi e fatti della Hollywood italiana dalla fondazione ai giorni nostri. Roma, 1996. P. 9–10.
34. Russo A. Il fascismo in mostra. Roma, 1999. P. 9.
35. Dizionario mussoliniano. Bologna, 1994. P. 12, 155
36. Ciucci G. Gli architetti e il fascismo. Torino, 2002. P. 167.
37. Ben-Ghiat R. La cultura fascista. Bologna, 2000. P. 218.
38. Longo G. L’istituto nazionale fascista di cultura. P. 167.
39. Il fascismo. Dizionario di storia… Milano, 1998. P. 172.
40. Dizionario mussoliniano. P. 18, 153, 154.
Страницы: 1, 2, 3