Рефераты. Формирование финансовой стратегии предприятия малого бизнеса (на примере ООО "Синтез")






0,09491

Изменение Са

-0,07368

0,02368

0,15000

-0,05714

-0,01050







Влияние Кип

-0,00267

0,00484

-0,00757

0,00287

-0,00834

Влияние Ррп

0,00042

0,00259

-0,00345

-0,00043

0,00084

Влияние Оп

0,00401

-0,00093

-0,00625

0,00368

0,00358

Влияние Са

-0,00491

0,00166

0,01227

-0,00327

-0,00070







Сумма влияний

-0,00316

0,00816

-0,00500

0,00286

-0,00462

Изменение РО

-0,00316

0,00816

-0,00500

0,00286

-0,00462


Таблица 9

Результаты оценки влияния факторов на рентабельность собственного капитала

ООО «Синтез»

 

1

2

3

4

5

6

ПП

0,05714

0,05556

0,06000

0,05000

0,05455

0,04239

Оа

0,70000

0,66316

0,75000

0,80000

0,78571

0,90196

ФР

5,00000

4,75000

5,00000

5,00000

4,90000

5,10000

РСК

0,20000

0,17500

0,22500

0,20000

0,21000

0,19500


 

2-1

3-2

4-3

5-4

6-5

Изменение ПП

-0,00159

0,00444

-0,01000

0,00455

-0,01215

Изменение Оа

-0,03684

0,08684

0,05000

-0,01429

0,11625

Изменение ФР

-0,25000

0,25000

0,00000

-0,10000

0,20000







Влияние ПП

-0,00500

0,01667

-0,04000

0,01750

-0,05591

Влияние Оа

-0,01000

0,02412

0,01500

-0,00350

0,03234

Влияние ФР

-0,01000

0,00921

0,00000

-0,00400

0,00857







Сумма влияний

-0,02500

0,05000

-0,02500

0,01000

-0,01500

Изменение РСК

-0,02500

0,05000

-0,02500

0,01000

-0,01500


Проведем анализ ООО «Синтез» по данным таблиц. Прежде всего, необходимо отметить, что предприятие прибыльное, то есть имеется чистая прибыль. Норма рентабельности собственного капитала составляет в среднем за все исследуемые периоды около 20%, что свидетельствует о достаточно высокой инвестиционной привлекательности ООО «Синтез». Общая рентабельность составляет около 4%, что дает основания считать объем активов завышенным. Одним из направлений работы менеджмента является в данной ситуации оптимизация состава и структуры активов предприятия.

Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние как на общую рентабельность, так и на рентабельность собственного капитала. В частности, снижение рентабельности собственного капитала в последнем из рассматриваемых периодов произошло из-за резкого падения прибыльности продаж, а общая рентабельность снизилась как из-за ухудшения использования прибыли, так и из-за изменения структуры активов предприятия.

В целом по проведенному анализу можно заключить, что с устранением указанных недостатков качество деятельности предприятия может улучшиться, а его инвестиционная привлекательность может возрасти.

После проведения факторного анализа целесообразно осуществить анализ инвестиционных потребностей. Рассмотрим основные его этапы для ООО «Синтез» более подробно.

Анализ инвестиционных потребностей

Данные для анализа инвестиционных потребностей приведены в табл. 10. У ООО «Синтез» имеется четыре инвестиционных проекта. Значения по движению денежных средств соответствуют предварительным расчетам. Отрицательные значения в ячейках означают расходование средств, а положительные – получению.

Таблица 10

График финансовых потоков по инвестиционным проектам

ООО «Синтез», тыс. руб.

Периоды

1

2

3

4

5

Проект 1

-800

-400

-200

-100

0

Проект 2

-400

-200

-80

20

50

Проект 3

-200

-150

-50

120

150

Проект 4

-100

-50

0

50

50

Сальдо

-1500

-800

-330

90

250


Собственные источники финансирования составляют порядка 200 тыс. руб. в каждом периоде. Это соответствует половине средней чистой прибыли ООО «Синтез». Остальная половина может пойти на выплату процентов по кредитам и дивидендов.

Как видно из табл., в первом периоде дефицит средств составит 1300 тыс. руб., во втором – 600 тыс. руб., в третьем – 130 тыс. руб. Таким образом, инвестиционные потребности ООО «Синтез» составляют около 2 млн. руб. в течение трех лет. Исходя из данной ситуации и должна разрабатываться его финансовая стратегия.

3.2. Разработка финансовой стратегии ООО «Синтез»

Обоснование инвестиционного портфеля ООО «Синтез»

В текущих условиях ООО «Синтез» для расширения бизнеса и с учетом стратегических задач планирует осуществление нескольких инвестиционных проектов (см. предыдущий параграф). Рассмотрим их подробнее.

Сущность Проекта 1 заключается в подготовке вспомогательного производства для изготовления полуфабрикатов. В складывающихся условиях Проект 1 является планово затратным, поскольку его цель – обеспечение других производств необходимыми комплектующими. Общая стоимость проекта составляет 1 500 тыс. руб. (с учетом дисконтирования). То есть, Проект 1 является наиболее дорогостоящим из рассматриваемых. Основные инвестиции предполагается осуществить на начальном этапе, а затем текущие затраты будут практически полностью покрываться за счет трансфертных цен.

Таким образом, Проект 1 – наименее прибыльный и сам по себе экономически нецелесообразный на первый взгляд, в рамках инвестиционной стратегии является неотъемлемой частью всего производственного комплекса.

Проект 2 по общей дисконтированной сумме затрат может считаться средним, поскольку совокупная сумма чистых затрат составляет 680 тыс. руб. и эти затраты осуществляются в первых трех периодах инвестирования, а начиная с четвертого периода данный проект выходит на самоокупаемость и начинает приносить достаточную прибыль.

Суть данного проекта заключается в производстве самостоятельного вида продукции, который необходим для реализации программы диверсификации деятельности предприятия. Основными статьями затрат по данному проекту являются: приобретение оборудования, закупка сырья, шеф-монтаж оборудования, а также расходы на персонал. Основные текущие затраты по данному проекту будут распределены в следующей пропорции (рис. 1).

Рис. 1. Структура текущих затрат по Проекту 2

Как видно из рис. 1. наиболее существенной статьей текущих затрат являются затраты на сырье и материалы, однако в соответствии с инвестиционной стратегией все затраты должны окупиться за счет доходов от реализации данного вида продукции.

Таким образом, в рамках инвестиционной стратегии данный проект должен добавить стабильности всему бизнесу ООО «Синтез».

Проект 3 является наиболее доходным из всех планируемых к осуществлению проектов. При чистых дисконтированных затратах 400 тыс. руб. проект в рассматриваемом периоде может принести чистый доход в размере 270 тыс. руб., что фактически позволяет признать его самым быстроокупаемым и наиболее инвестиционно привлекательным. Рентабельность инвестиций составит около 70%, что даже по меркам рисковой переходной экономики является достаточно высоким показателем.

Таким образом, Проект 3 осуществляется в основном для поддержания высокой средней ликвидности инвестиционного портфеля ООО «Синтез», его суть заключается в создании сети торговых точек предметами повышенного спроса. При реализации данного проекта необходимо учитывать возможные воздействия со стороны конкурентов, то есть при реализации данного проекта необходимо осуществление дополнительных нефинансовых мероприятий.

Таким образом, в рамках инвестиционной стратегии данный проект может рассматриваться как основной источник окупаемости совокупных инвестиций.

Проект 4 представляет собой стандартную процедуру осуществления краткосрочных финансовых вложений. То есть, данный проект направлен на повышение доходности инвестиций при достижении приемлемого уровня риска.

Данный проект может быть охарактеризован как умеренный с точки зрения соотношения риск / доходность. Тем не менее, данный проект в совокупности с другими проектами позволяет сформировать достаточно сбалансированный инвестиционный портфель ООО «Синтез».

Разработка плана финансирования инвестиций ООО «Синтез»

В соответствии с инвестиционными условиями и рассчитанными потребностями в финансировании могут быть сформулированы основные направления кредитной стратегии ООО «Синтез». В рамках кредитной стратегии мы считаем целесообразным сформулировать основные источники финансирования и составить программу финансирования на рассматриваемый период.

Основными источниками привлечения финансовых ресурсов в таком объеме и на такой длительный срок в России могут быть следующие:

·        долгосрочное финансирование банком под государственные гарантии;

·        привлечение финансовых ресурсов за счет выпуска акций.

Наиболее привлекательным вариантов выглядит следующий: увеличение уставного капитала в 2 раза, то есть размещение акций на сумму 200 тыс. руб., размещение облигаций сроком на 5 лет на сумму 500 тыс. руб., и привлечение кредита на сумму 600 тыс. руб. сроком на 3 года. В этом случае проценты за кредит составят 90 тыс. руб., что позволит сократить потребности во внешнем финансировании и выйти на уровень самоокупаемости к третьему году осуществления инвестиционных программ.

В рассматриваемом случае необходимо заранее уведомить потенциальных акционерах о возможной невыплате дивидендов по акциям в первые три периода реализации инвестиционной программы. В частности, это можно продекларировать при распространении инвестиционного меморандума, предваряющего эмиссию, а также при презентации проспекта эмиссии.

В соответствии с рассмотренными условиями привлечения средств может быть сформирован следующий график привлечения финансовых ресурсов (табл. 1). Как видно из таблицы, наиболее критичным для ООО «Синтез» является первый период осуществления инвестиционной программы.

Таблица 1

График привлечения финансирования для осуществления инвестиционной программы ООО «Синтез»

 

Периоды

1

2

3

4

5

Сумма

1500

900

400

 

 


Таким образом, реализация предлагаемой схемы финансирования инвестиций позволит наиболее полно использовать эффект финансового рычага, а также осуществить все запланированные инвестиции в полном объеме и под приемлемые проценты.

Обеспечение инвестиционной привлекательности в рамках финансовой стратегии осуществляется за счет положительной динамики рентабельности активов, а также собственного капитала. При благоприятном стечении обстоятельств убытки могут быть минимизированы уже в третьем периоде реализации финансовой стратегии.

Таким образом, на основе инвестиционной стратегии была разработана кредитная стратегия ООО «Синтез», которые в совокупности позволят повысить не только доходность бизнеса, но и ликвидность активов, а также увеличить собственный капитал, а также снизить риск убытков за счет диверсификации всех направлений бизнеса ООО «Синтез».


Заключение


Итак, в качестве общих выводов можно выделить следующее:

Финансовый менеджмент - это наука о критериях принятия важнейших финансовых решений. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, а с другой стороны - управляющая система, часть общей системы управления предприятием. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления – это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

 Сущность финансового менеджмента как экономической категории проявляется в выполняемых  им  функциях.   Воспроизводственная  функция  финансового менеджмента обеспечивает сбалансированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Распределительная функция финансового менеджмента - это формирование и использование денежных фондов, поддержание эффективной структуры капитала предприятия. Контрольная функция финансового менеджера заключается в контроле рублем за реальным денежным оборотом, включая контроль за изменением финансовых показателей и за реализацией стратегии финансирования.

  Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – выработка базовой финансовой концепции. Общий концептуальный подход заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающее достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению.

  Основным принципом в деятельности финансового менеджера является выравнивание возможностей получения прибыли с преодолением риска от авансирования денежных средств в различные сферы предпринимательской деятельности. Также немаловажными являются принципы: плановости и системности; целевой направленности; диверсифицированности; стратегической ориентированности.

  Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых показателей (наиболее информативных), дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами). Любой анализ финансового состояния фирмы основан на всестороннем анализе наиболее полной и достоверной финансовой информации.

 Четыре основных показателя, используемых уже не только в западной, но и в отечественной практике: добавленная стоимость; брутто-результат эксплуатации инвестиций; нетто-результат эксплуатации инвестиций , или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль; экономическая рентабельность активов, т. е. суммы его собственных и заемных средств.

 Процесс  управления  активами,  направленный  на возрастание  прибыли, характеризуется   в   финансовом   менеджменте   категорией   левериджа. Производственный леверидж - потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Финансовый леверидж - потенциальная возможность влиять па прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

  Функционирование   финансового   механизма   предприятия   основано   на взаимодействии двух рычагов: финансового и операционного. Эффект финансового рычага - это изменение уровня чистой рентабельности собственных средств, порождаемое привлечением заемных средств. Эффект финансового рычага можно также трактовать как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое данным изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций (тоже в процентах). Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше финансовый риск, связанный с предприятием.

•  Эффект производственного (или операционного) рычага - любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Сила воздействия производственного    (операционного)    рычага    указывает    на    степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия производственного рычага, тем больше предпринимательский риск.

  Задача снижения суммарного совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

1. Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия производственного рычага.

2. Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным производственным рычагом.

3. Умеренные уровни эффектов финансового и производственного рычага, – и этого варианта часто бывает труднее всего добиться.


Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г. и др. Политическая экономия. – М.: Политиздат, 1990.

2.      Авдеев А.М., Павловец В.И. Экономические показатели инвестиционных проектов в условиях инфляции. Экономика и коммерция. №3, 1994.

3.      Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. – М.: Мир, 1972. – 228 с.

4.      Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика. 1994. – 288 с.: ил.

5.      Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 384 с.: ил.

6.      Банковское дело: Справочное пособие / под ред. Ю.А. Бабичевой. – М.: "Экономика", 1994. – 397 с.

7.      Бессмертный С., Садовой Л. Анализ существующего положения и пути развития финансово-промышленных групп. Деловой экспресс, №11, 26.03.1996.

8.      Ван Хорн ДЖ.К. Основы управления финансами. М., Финансы и статистика, 1996.

9.      Волосов И. Иностранные инвестиции и реформирование экономики. Деловой мир, 26.05.1994.

10.  Вольнина М. Внутренний анализ внешних инвестиций. Деловой экспресс, 26.03.1996.

11.  Гончаров А. Инвестиционный климат для иностранцев начинает улучшаться. Известия, 18.05.1995.

12.  Грачева Е.Ю., Куфанова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. – М.: ТЕИС, 1995. – 232 с.

13.  Дериг Х.-У. Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века. – М.: Международные отношения, 1999 г. – 384с.

14.  Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1996 – 416с.

15.  Институциональные преобразования – основа реформирования экономики. Деловой экспресс, 15.03.95 г.

16.  Кандинская О.А. Управление финансовыми рисками: поиск оптимальной стратегии. – М.: Консалтбанкир, 2000 – 272 с.

17.  Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление. М., 1974.

18.  Коган М.Л. Предприятие и банк. М.. ПТФ, "Аркаюр", 1993.

19.  Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. – Пер. с англ. – М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996 г., 240 с.

20.  Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М., Прогресс, 1992.

21.  Кохно П. А. и др. Менеджмент. – М. Финансы и статистика, 1993.

22.  Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и статистика, 1991.

23.  Мамаев В., Балотин В. Финансово-промышленные группы: от государственной помощи к самофинансированию. – Экономика и жизнь. Ваш партнер, 1994, №18. – 15 с.

24.  Маркова О.М. Сахарова Л.С. Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

25.  Менеджмент организации. / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1995.

26.  Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: "Дело", 1992. – 702 с.

27.  Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (официальное издание). – М.: НПКВЦ "Теринвест". – 1994.

28.  Моисеева Н. Х., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1 и 2. – М.: Внешторгиздат, 1993.

29.  Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

30.  Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. №1016 "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации".

31.  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. №336 "О мерах по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Рынок ценных бумаг. – №8. – М.: 1995.

32.  Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. №48 "О программе содействия формированию финансово-промышленных групп".

33.  Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). – М.: Нефть и газ, 1994. – 103 с.

34.  Рейтлян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М., Финансы и статистика, 1989.

35.  Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., Радио и связь, 1993.

36.  Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. – 320 с.

37.  Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.: Все для вас, 1993 г.

38.  Федеральный Закон от 30.11.1995 г. №190-ФЗ "О финансово-промышленных группах”.

39.  Финансово-кредитный словарь в 3 т. М., Финансы и статистика, 1994.

40.  Финансы и банки России. Информационно-издательское агентство "Обозреватель", 1995.

41.  Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400 с.: ил.

42.  Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. – М.: Изд-во Росс. экон. Академии, 1998 – 156 с.

43.  Черкасов В.Е. Плотицына П.А. Банковские операции: материалы, анализ, расчеты. М., Метаинформ, 1995.

44.  Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: "Дело", 1992. – 320 с.

45.  Шумпетер И. Теория экономическом развития. – М.: Прогресс, 1982.

46.  Юдинов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – М.: АКаЛиС, 1996.


[1] Интерфакс, 16 октября 2000 г.

[2] Источник: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Источники: www.lukoil.ru, www.yukos.ru

[4] Источник: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Источник: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Источник: #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Источник: #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Ист.: Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. – М.: 1999. – 621 с.

[9] Источник: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Как правило, термин "хозяйствующий субъект" применяется как собирательный для любой из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: внутригосударственной, международной, в т. ч. транснациональной и т. д. В данном контексте понятие хозяйствующий субъект тождественно как понятию предприятия, так и корпорации.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.