Рефераты. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации






Глава 13 Конституции 1978 г. определяла, что законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР (ст. 104). Право законодательной инициативы принадлежало Президиуму Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР – Правительству РСФСР, автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета РСФСР, депутатам Верховного Совета РСФСР, Верховному Суду РСФСР, Прокурору РСФСР, общественным организациям в лице их общесоюзных и республиканских органов (ст. 108).

Проекты законов обсуждались на заседаниях Верховного Совета, принимались большинством голосов от общего числа его депутатов и публиковались за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР.

Президиум Верховного Совета (постоянно действующий орган Верховного Совета, в период между сессиями осуществлявший его функции и полностью ему подотчетный) мог в случае необходимости вносить изменения в действующие законы в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии, проходившее, как правило, без обсуждения и заканчивавшееся единогласным одобрением.

Однако на практике правительство издавало акты, имевшие большую силу, чем закон (особенно это относится к совместным постановлениям правительства и центрального органа правящей партии).

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли: во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия); во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственно парламентским представительным органам.

Вопрос 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Порядок формирования, организация деятельности и структура.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что. Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания органом законодательной власти означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом,

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.

Более того, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы регламентируются Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 7 декабря 2006 года. В соответствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное – в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Если Президент Российской Федерации не сделает этого, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиты, избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, которые составляют региональную часть федерального списка кандидатов.

Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту, группе субъектов, группе частей территории субъекта РФ она соответствует.

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов.

Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятьсот человек.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Это требование не соблюдается лишь той политической партией, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы.

Количество подписей в поддержку политической партии должно быть не менее 200 тысяч, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч. Требование о количестве подписей сокращается вдвое в случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы.

Политическая партия в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов вправе внести на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ избирательный залог. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой муниципального образования. Избирательные участки образуются с соблюдением следующих требований: на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку. Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов начинается агитационный период. Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов;

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования результатов опроса общественного мнения);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы ЦИК РФ принимает решение о результатах выборов.

Выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися:

1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;

2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы депутатов Государственной Думы признаются недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, пре­дусмотрен в законодательстве ряда стран. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон от 5 августа 2000 № 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) «О порядке формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации»[4] развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.

Законом предусмотрено, что:

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания». Более подробные и развернутые положения и нормы относительно статуса, в частности, порядка образования и системы комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации содержатся в регламентах указанных палат.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.