Рефераты. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации






в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

к) проводят анализ практики применения законодательства;

л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;

м) решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

д) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;

ж) Комитет Государственной Думы по собственности;

з) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

и) Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

к) Комитет Государственной Думы по обороне;

л) Комитет Государственной Думы по безопасности;

м) Комитет Государственной Думы по международным делам;

н) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

о) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

п) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

р) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

с) Комитет Государственной Думы по информационной политике;

т) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;

у) Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

ф) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;

х) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

ц) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

ч) Комитет Государственной Думы по экологии;

ш) Комитет Государственной Думы по культуре;

щ) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

э) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

ю) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;

я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

я.1) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, имеющую статус комитета Государственной Думы.

Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.

На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов избирает:

а) Счетную комиссию Государственной Думы;

б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комиссий Государственной Думой учитывается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.

Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.

Совет Федерации образует:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по бюджету;

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

Комиссию Совета Федерации по информационной политике;

Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитет, комиссия Совета Федерации:

а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;

г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;

д) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

е) рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет, комиссию;

ж) рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

з) принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; з.1) рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;

и) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств;

к) организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

л) участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации; м) решает вопросы организации своей деятельности;

Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из перечисленных комитетов Совета Федерации.

Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации, в состав комиссии палаты – не менее 15 членов Совета Федерации.

Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их деятельности по реализации, предоставленной палатам компетенции.

Что касается непосредственной внутренней организации палат Федерального Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие положения и нормы:

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспечивает самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомственных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат друг от друга. В особенности это касается законодательной деятельности Федерального Собрания.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.

4. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открывши. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

5. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

6. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

7. Каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В регламентах, которые являются развернутыми сводами правил, норм организации деятельности палат, подробно и всесторонне регулируются порядок организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.

Совет Федерации. Организация деятельности этой палаты строится на основе Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на принципах коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.

Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители.

Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предложить только одну кандидатуру.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации.

Заместители Председателя Совета Федерации :

а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие;

б) по поручению Председателя Совета Федерации представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы;

в) по поручению Председателя Совета Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Необходимость более четкого и оперативного решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к созданию Совета палаты. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, является постоянно действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом режиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.

Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;

в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

Правовые основы организации деятельности другой палаты Государственной Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим основополагающие моменты и правовые нормы.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения). Депутатские объединения проводят заседания, на которых принимаются решения по стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому, или иному законопроекту.

Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов.

Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.

Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.

В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.

Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочиями:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата – управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.