Рефераты. Федеральное собрание Российской Федерации






осуществлять подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и передан­ным на рассмотрение Совета Федерации;

разрабатывать и предварительно рассматривать законопроекты и проекты иных правовых актов;

организовывать проведение парламентских слушаний;

решать вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

рассматривать в пределах своей компетенции иные вопросы, от­носящиеся к ведению Совета Федерации.

Комитеты образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Фе­дерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Численный состав каждого комитета оп­ределяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитета утвержда­ется палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Фе­дерации.

Комитеты избирают председателя и заместителей председате­ля. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Комитетам Совета Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в случаях необходимости образо­вывать подкомитеты.

Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдель­ных комитетов либо об образовании новых комитетов.

В соответствии с Постановлением Совета Федерации «Об обра­зовании комитетов и комиссии Совета Федерации» от 24 января 1996 г. в Совете Федерации второго созыва были образованы один­надцать комитетов и одна комиссия.

Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Фе­дерации.

Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федера­ции. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок де­ятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.

В Совете Федерации второго созыва образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту и парла­ментским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно дей­ствующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Фе­дерации. В числе других ее полномочий — анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, посту­пающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консуль­тации членов Совета Федерации, руководителей структурных под­разделений, должностных лиц по практическому применению кон­кретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.

К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, обра­зуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гу­манитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.

К временно функционирующим органам следует отнести и ра­бочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разреше­ния определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются пред­ставители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных уч­реждений.

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право со­здавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, на­значать независимую экспертизу законопроектов.

В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе об­ращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой до­кументации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление от­четов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются засе­дания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Оче­редные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать пред­седатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по пору­чению Председателя Совета Федерации или его заместителя, коорди­нирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комите­ты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совмест­ные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут про­водиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.

Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Со­вета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, долж­ностные лица, эксперты, представители государственных органов, об­щественных объединений, научных учреждений и т.д.

Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организаци­онное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Феде­рации.

2. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2.1. Должностные лица.

 Возглавляет палату Председатель Государ­ственной Думы. В отличие от Совета Федерации в число должност­ных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Пред­седателя Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государ­ственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Государ­ственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председа­теля палаты.

Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государствен­ная Дума может принять решение о проведении открытого голосо­вания. Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депу­татские объединения и депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц урегулирован в Регламенте Го­сударственной Думы. В нем, в частности, установлено, что перечис­ленные выше должностные лица не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Функции Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма схожи и условно могут быть поделены на организационные и представительские.

Полномочия по осуществлению организационных функции обя­зывают Председателя Государственной Думы:

вести заседания палаты;

ведать ее внутренним распорядком;

организовывать работу Совета Государственной Думы;

осуществлять общее руководство деятельностью Аппарата Госу­дарственной Думы;

назначать на должность и освобождать от должности Руководи­теля Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя.

В рамках данных полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект по­рядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено право издавать распоряжения по вопросам, от­несенным к его компетенции. В обязанности Председателя Государ­ственной Думы входит представление Государственной Думе докла­дов о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте програм­мы ее законопроектной работы на очередную сессию и др.

Представительские полномочия наделяют Председателя Государ­ственной Думы правом представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Пра­вительством Российской Федерации, субъектами Российской Феде­рации, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Су­дами Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Феде­рации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими долж­ностными лицами иностранных государств и международными ор­ганизациями.

В рамках указанных полномочий Председатель Государственной Думы участвует в согласительных процедурах, используемых Пре­зидентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Кон­ституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Обязанности заместителей Председателя Государственной Думы сводятся к следующему:

они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия;

по его поручению ведут заседания палаты;

координируют деятельность комитетов и комиссий Государствен­ной Думы;

решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Государственной Думы и рас­пределением обязанностей между заместителями Председателя Го­сударственной Думы.

2.2. Совет Государственной Думы.

 Совет Государственной Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно действую­щий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рас­смотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Го­сударственной Думы, руководители депутатских объединений с пра­вом решающего голоса. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

В случае отсутствия Председателя Государственной Думы засе­дания Совета Государственной Думы проводит один из его замести­телей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и пред­седателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государ­ственной Думы принимают участие их представители из числа де­путатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Предсе­дателя Государственной Думы и представители депутатских объеди­нений имеют право решающего голоса.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Со­вета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроек­тах, внесенных данными субъектами права законодательной иници­ативы. Право присутствовать на заседаниях Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы палаты предоставлено также депутатам Государственной Думы.

Конкретные полномочия Совета Государственной Думы состоят в формировании проектов примерной программы законопроектной Работы Государственной Думы на текущую сессию, календаря рас­смотрения вопросов на очередной месяц, порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. В обязанности Совета Го­сударственной Думы входят также созыв внеочередных заседаний палаты, принятие решений о проведении парламентских слушании, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации.

Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Это — на­значение соответствующих комитетов ответственными за подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой; направле­ние законопроектов для рассмотрения в комитеты палаты, депутат­ские объединения, субъектам права законодательной инициативы, а также направление законопроектов, подготовленных ответственны­ми комитетами палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к ним Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права законодательной инициати­вы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект и т.д.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде вы­писок из протокола заседания Совета Государственной Думы, кото­рый подписывается председательствующим на заседании.

2.3. Депутатские объединения.

Организации и деятельности депу­татских объединений в Государственной Думе посвящена глава 3 Рег­ламента палаты. В ней установлено, что депутатские объединения — фракции и депутатские группы — образуются для совместной дея­тельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматрива­емым Государственной Думой.

Под фракцией понимается депутатское объединение, сформиро­ванное на основе избирательного объединения, прошедшего в Госу­дарственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании фракции. Количество депутатов, представляющих из­бирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы, независимо от численности входящих в них депутатов, подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать де­путатские группы. В отношении депутатской группы Регламент ус­танавливает ограничение — количество входящих в нее депутатов должно быть не менее 35 (п. 4 ст. 16). Только в этом случае объ­единение депутатов может называться депутатской группой и под­лежит регистрации.

В Государственной Думе первого созыва было сформировано 9 депутатских объединений: 8 фракций и одна депутатская группа

В Государственной Думе второго созыва — семь депутатских объеди­нений: четыре фракции (Коммунистическая партия Российской Фе­дерации, Либерально-демократическая партия России, «Наш дом — Россия», «Яблоко») и три депутатские группы (Аграрная депутатская группа, «Народовластие», «Российские регионы»).

Следует отметить, что в Совете Федерации не существует фор­мализованных депутатских объединений. Это объясняется тем, что структурирование этой палаты происходит не на партийной основе. Членами Совета Федерации являются представители субъектов Фе­дерации, обладающие реальной властью и отстаивающие интересы конкретных регионов, а не принципы своей политической принад­лежности.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Де­путатам, не вошедшим ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшим из депутатского объединения, предо­ставляется право войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Согласно Регламенту депутат Государственной Думы вправе со­стоять только в одном депутатском объединении (п. 1 ст. 18). Вместе с тем, предусматривается возможность выбытия депутата из депу­татского объединения в случае выхода из него или перехода в другое зарегистрированное депутатское объединение на основании письмен­ного заявления либо на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении депутата из состава своего депутатского объединения. Иными словами, депутат вправе сам решить, в каком депутатском объединении ему состоять и состоять ли вообще. Так, согласно аналитическим материалам Ко­митета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в Государственной Думе второго созыва 15 депутатов перешли из фракций в другие депутатские объединения, 4 депутата из депутатских групп пополнили собой фракции.

Парламентская практика свидетельствует, что председателями депутатских объединений становятся, как правило, лидеры тех пар­тий или движений, на основе которых формировался избирательный блок или избирательное объединение, т. е. наиболее известные по­литические деятели и самые активные парламентарии. Они являются координаторами и своеобразными организаторами работы фракций и депутатских групп; играют значительную, а зачастую решающую роль при формировании позиции депутатского объединения по тем или иным вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы. При решении вопросов, относящихся к компетенции Совета Государственной Думы, мнение руководителей депутатских объеди­нений, как и мнение Председателя Государственной Думы, является решающим в отличие от председателей комитетов Государственной Думы, которые входят в Совет Государственной Думы с правом со­вещательного голоса.

Уровень сплоченности депутатских объединений определяется прежде всего дисциплиной, присущей объединениям. Причем она более выражена во фракциях, нежели в депутатских группах, так как именно во фракциях их члены связаны помимо принадлежности к одному парламентскому объединению еще и жесткой партийной дис­циплиной. Это влияет на показатель «внутрифракционной сплочен­ности» как при обсуждении и голосовании за тот или иной проект, так и при принятии других решений.

При всем многообразии политических партий и движений, пред­ставленных в Государственной Думе, между депутатскими объеди­нениями складываются устойчивые связи, часто выражающиеся в со­впадении позиций фракций и групп по обсуждаемым вопросам. Вза­имодействие между депутатскими объединениями зависит в основ­ном от социально-политической обстановки в обществе и от отно­шения политических партий и движений, которые представляют фракции, к определенным событиям, которым они должны дать свою оценку. Причем для некоторых партий эти события являются сти­мулом к взаимодействию, укреплению связей, для некоторых — пре­пятствием к ним, а иногда и причиной разрыва. Это в свою очередь влияет на общие результаты работы Государственной Думы.

О роли депутатских объединений в Государственной Думе можно судить по тем полномочиям, которые предоставлены им Регламен­том. Объем таких полномочий достаточно велик и их можно было бы разделить на несколько групп.

2.3.1. Полномочия по формированию руководящих органов палаты.

Депутатские объединения вправе выдвигать кандидатов на долж­ность Председателя Государственной Думы и его заместителей. По представлению депутатских объединений палатой избираются пред­седатели комитетов, комиссий и их заместители. В комитетах и ко­миссиях депутатские объединения располагают числом мест, пропор­циональным их представительству. Руководители депутатских объ­единений входят с правом решающего голоса в состав Совета Госу­дарственной Думы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.