Рефераты. Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономическ...






Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономическ...

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Тема 19: «ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

2004 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ............................................................................................................................... 6

1.1.Понятие и виды международных организаций.............................................. 6

1.2.Эволюция международных организаций......................................................... 9

1.3. Цели и функции международных экономических организаций..... 14

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ............................................................................................................................. 21

2.1.Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики  Российской Федерации................................................................................................................................. 21

2.2.Проблемы и приоритеты международного экономического сотрудничества России с международными экономическими организациями.............. 24

2.3. Белоруссия как стратегический партнер России в системе внешнеэкономического сотрудничества в рамках ООН и ОБСЕ; оценка перспектив интеграции и создания Союзного государства............................................... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики. К данным слабостям следует отнести: отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров; нерациональная структура экспорта и импорта; непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков; ориентация НИОКР на военные исследования; изношенность и моральное устаревание основных фондов; нестабильность в экономике и политике.

Для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо: установление стабильного политического режима; совершенствование рыночного механизма хозяйствования; всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производств с импортозамещением; стимулирование экономического развития по пути НТП; вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.

На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Одной из главных целей реформ ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. Особая роль в этом процессе принадлежит международным экономическим организациям. Они обычно разделяются на межгосударст­венные или межправительственные и неправительственные орга­низации.

Межгосударственные экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными орга­нами.

На современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому вопрос присоединения России к ВТО приобрел в последние годы особую актуальность. Основным принципом, положенным в основу всей сложившейся системы ВТО является принцип наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе.

Не менее актуален сегодня и вопрос создания единого Союзного государства России и Белоруссии. До настоящего времени достигнуто лишь принципиальное согласие по стратегическим аспектам такого Союза. Целый комплекс задач еще предстоит решить в целях определения наиболее эффективного взаимодействия двух исторически и культурно близких государств.

Актуальность проблематики обусловила ЦЕЛЬ курсовой работы выявить проблемы и пути совершенствования деятельности международных экономических организаций и рассмотреть участие России в системе международных экономических организаций.

Цель работы предопределила решение следующих задач.

1.Определить понятие международных экономических организаций и границы правосубъектности МО в международном праве.

2.Показать эволюцию развития международных экономических организаций, их цели и функции.

3.Выявить особенности участия России в системе международных экономических организаций и перспективы вступления России в ВТО.

5.Исследовать особенности внешнеэкономического сотрудничества России и Белоруссии в рамках международных организаций; дать оценку перспектив интеграции и создания единого Союзного государства.

Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам международной экономики и международного права, в том числе по вопросам участия России в системе международных экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций, данные Госкомстата РФ и Минэкономразвития, международные нормативные акты, законодательные и нормативные акты РФ и другие источники.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1.Понятие и виды международных организаций


В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные[1]) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т. п.)

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

И.И.Лукашук, определяя понятие международной организации, пишет, что это – организаций, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации.[2]

Международные организации являются субъектами международного права. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных работников и др.).    

Для классификации международных организаций, как правило, применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи, например, Европейскому Союзу (ЕС).

Большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, члены не передают им своих властных полномочий. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств.[3]

Наиболее известны и авторитетны следующие международные организации:

Международные политические и экономические организации общей компетенции:

Организация объединенных наций – ООН

Большая восьмерка – G 8

ОЭСР

Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:

ЮНИДО

ПРООН

ЮНКТАД

ВТО

Международные финансовые институты:

Группа Всемирного банка

Европейский банк реконструкции и развития

Региональные организации экономического сотрудничества

Европейский союз – ЕС

Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АРЕС

Специализированные межправительственные и неправительственные организации в области ИКТ:

ЮНЕСКО

Международный союз электросвязи – ITU

Всемирный альянс информационных технологий и услуг – WITSA и др.

Центральное место в системе международных организаций принадлежит ООН.

ООН была создана в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство. Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея /ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН.

1.2.Эволюция международных организаций



Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов.[4]

Вторым по роли и значению (после государства) актором международных отношений являются международные организации (МО). Первые МО появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Первые МО создавались в сфере экономики, транспорта, культуры, социальных интересов государств и по своим целям были направлены на совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области (law politics).

Число таких организаций, или, как их тогда называли, международных административных союзов, возросло к началу ХХ в. К ним относились комиссия по здравоохранению, комиссия по борьбе о наводнениями, транспортный союз и др. Возрастающая индустриализация требовала совместного управления в области химии, электрификации и транспорта, вызывая тем самым необходимость создания новых МО. Трансграничный поток товаров, услуг, информации и людей привел к тому, что в начале ХХ в. сформировалась квазиглобальная, евроцентристская по своей сущности, система мирового хозяйства. Важную роль в управлении этой системой играли МО.

В политической сфере предшественники первых МО появились после Венского конгресса 1815 г.[5] Тогда сформировался так называемый Европейский концерт, или пентархия, состоявший из 5 великих держав (Англия, Пруссия, Россия, Австрия и Франция). Европейский концерт можно рассматривать как прообраз МО в сфере безопасности, которая претендовала на руководящую роль в европейских делах. Концерт представлял собой систему конгрессов и конференций, в рамках которых 5 держав решали вопросы урегулирования и разрешения международных кризисов и конфликтов. Основным принципом деятельности Европейского концерта был принцип равновесия.

Следующим важным этапом в развитии МО была деятельность Лиги Наций, созданной в 1919 г. Лига Наций имела два существенных отличия от Европейского концерта: 1) она была создана на основе международно признанного акта - Статута Лиги Наций; 2) она строилась на принципе коллективной безопасности.

Благодаря созданным Лигой институциональным формам международного сотрудничества обеспечивалась более надежная опора для будущей ООН.

Время показало, что Устав ООН оказался значительно более элективным и влиятельным инструментом поддержания международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества в неполитической сфере, чем Статут Лиги Наций. Во второй половине ХХ в. ООН смогла занять центральное место в системе МО, координируя деятельность как правительственных, так и неправительственных МО.

Деятельность ООН и других МО проходила в определенной международной атмосфере, которая в значительной мере предопределяла их успехи и неудачи. В 1945-1990 гг. ООН развивалась под определяющим влиянием двух важнейших факторов послевоенной системы международных отношений. Первым из них была «холодная война» между Востоком и Западом, вторым - нарастающий конфликт между экономически развитым Севером и отсталым и бедным Югом. В этом плане история ООН и других МО является отражением развития послевоенного мира.       

После окончания «холодной войны» функции МО объективно расширились, потенциально повысилась их способность к урегулированию международных конфликтов, решению глобальных проблем. Однако, как свидетельствует опыт активности ООН в 1990 гг., эта организация не оправдала пока завышенных ожиданий и надежд, которые на нее возлагались сразу после окончания «холодной войны».

Новая международная система, которая приходит на смену Ялтинско-Потсдамскому порядку, переживает турбулентный процесс радикальных перемен. В течение нескольких лет, охватывавших конец 1980-х и 1990-х гг., произошли такие события всемирно-исторического значения, как прекращение конфронтации между Востоком и Западом, распад социалистического лагеря, дезинтеграция СССР, появление на Евразийском материке десятков новых независимых государств. За несколько лет количество и качество акторов международной системы, модели их отношений и правила поведения испытали более глубокие изменения, чем на протяжении десятилетий «холодной войны».

Назовем некоторые характерные черты современной международной системы.

1. Национальные государства являются по-прежнему ее главными акторами. Сегодня их число возросло почти до 200 единиц, увеличившись почти в 4 раза по сравнению с 51 государством - первоначальным членом ООН.

2. Возрастающее количество МО, как межправительственных (ММПО), так и неправительственных (МНПО). В 1960 г. в мире насчитывалось 154 ММПО и 1268 МНПО, в 1996 г. их количество увеличилось соответственно до 224 и 12 961 единиц[6]. МО создают особую форму управления международной системой, которая необходима в связи с возрастающей взаимозависимостью и переплетением интересов государств в политической, экономической и социальной областях.

3. В течение последних трех десятилетий происходит процесс глобализации международной политики и трансграничного переплетения различных проблем. Глобализация означает все более сильное уплотнение трансграничного взаимодействия прежде всего в области экономики, технологии, коммуникации, науки и транспорта.

4. Противоречивость международной системы проявляется в параллельных с глобализацией процессах децентрализации, регионализации и многополярности. Конфигурация конфликта Восток-Запад с его биполярностью уже не является структурно определяющей для международной системы. Формируются новые региональные центры силы.

 5. Перемещение центра конфронтации в международной системе с отношений Восток-Запад на ось Север-Юг. Конфликт между, упрощенно говоря, богатым Севером и бедным Югом основывается на совершенно разных политических, экономических и культурных шансах и возможностях развития индустриальных и развивающихся стран.

6. Завершение конфликта Восток-Запад привело к драматическому повороту в содержании и измерении понятия «сила». Классические признаки силы (размеры территории и количество населения государства, его геополитическое положение, численность вооруженных сил и др.) и территориального суверенитета государства уже во многих отношениях утратили свое значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.