Рефераты. Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования деятельности экономическ...






Наиболее устоявшимся и одним из наиболее плодотворных и результативных направлений сотрудничества Беларуси и России в международных организациях является их взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций.

Традиции сотрудничества белорусской и российской дипломатии на форуме наций уходят в советский период, когда это сотрудничество осуществлялось в рамках единой и централизованной внешнеполитической линии Советского Союза, деятельности делегаций СССР, УССР и БССР, которые были государствами - учредителями ООН. С обретением государственной независимости Беларусь и Россия, как два суверенных государства, начали проводить настоящее, полномасштабное внешнеполитическое сотрудничество в ООН и ее специализированных учреждениях.

После провозглашения независимости существенно изменился статус России и Беларуси в ООН. Вместо прежней роли «дополнительного голоса» для делегации СССР Республика Беларусь получила возможность действовать на форуме наций исходя из собственных национально-государственных интересов. Что же касается Российской Федерации, то она стала государством - преемником СССР, сохранив за собой его место постоянного члена Совета Безопасности, а также членство во всех органах и учреждениях ООН. Беларусь поддержала правопреемство Российской Федерации в ООН и других международных организациях.

Одним из приоритетных направлений белорусско-российского сотрудничества в ООН стала чернобыльская проблематика. Республика Беларусь выступает за активизацию многостороннего и двустороннего сотрудничества для решения экологических, социально-экономических, медицинских проблем, связанных с Чернобыльской катастрофой. Как и прежде, страна заинтересована в координации усилий трех наиболее пострадавших государств - Беларуси, Украины и России - в решении общих постчернобыльских проблем.

Беларусь и Россия выступают с единых позиций в деле реформирования и укрепления системы ООН и ее основных органов с целью повышения эффективности организации. Как отмечает советник белорусского МИД А. И. Гордейчик, координация деятельности Беларуси и России в Организации Объединенных Наций осуществляется в последние годы на постоянной основе по всем пунктам повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН. Белорусско-российское сотрудничество в рамках ООН строится на системной основе с учетом результатов сопоставительного анализа подходов и результатов голосования Беларуси и России по вопросам повестки дня Генеральной Ассамблеи за предыдущий пятилетний период.[25]

Вместе с тем по определенному кругу вопросов повестки дня ООН два государства занимают разные позиции. Как отмечал председатель Комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Н. Чергинец на пресс-конференции в ноябре 1999 г., во время 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по 17 из более чем 200 резолюций Беларусь и Россия разошлись в подходах. В этой связи он заявил о необходимости «совершенствовать механизмы, чтобы более скоординировано решать общие проблемы». Н. Чергинец подчеркнул, что союзные государства, проводя самостоятельную внешнюю политику, должны действовать так, чтобы не навредить друг другу5.

В целом деятельность Беларуси и России в рамках ООН демонстрирует реальные возможности активного белорусско-российского дипломатического сотрудничества. Кроме того, оба государства придают важное значение укреплению ООН как уникального инструмента мировой политики.

Что касается сотрудничества в рамках ОБСЕ, то здесь можно сказать следующее. Республика Беларусь стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в январе 1992 г. Россия поддержала вступление Беларуси в СБСЕ. С 1 января 1995 г. СБСЕ называется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). На Будапештском саммите ОБСЕ в декабре 1994 г. Беларусь и Россия вместе с Великобританией и США подписали Меморандум о гарантиях безопасности Беларуси. На этой же встрече внешнеполитическое сотрудничество двух стран проявилось в том, что белорусский президент А. Лукашенко оказался единственным среди лидеров стран-участниц, который поддержал российского президента Б. Ельцина в его возражениях против продвижения НАТО на Восток. 

Труднее складывается белорусско-российское сотрудничество с международными финансовыми институтами, с которыми обе страны фактически взаимодействуют раздельно.

Многие эксперты справедливо отмечают, что Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Очень важно было на этом историческом повороте не совершить серьезных просчетов, как это случилось в ряде других стран. Пока удавалось в целом выдерживать темпы экономических преобразований в оптимальном режиме.

Россия и Белоруссия осуществляют рыночную трансформацию в рамках смешанной экономики, однако между ними сохраняются существенные различия. В странах-союзницах внедряются совершенно разные экономические модели: в РФ делается упор на экономический либерализм, а в Белоруссии - на государственное регулирование экономики. Обе модели опираются на реально существующие современные императивы, которые по-разному понимаются в Москве и Минске.

Каждая из моделей имеет свои позитивные и негативные стороны. Тем не менее, общая стратегия реформирования экономики России и Белоруссии включает три основные задачи: либерализацию внутрихозяйственной деятельности и повышение внешнеэкономической открытости национальной экономики, приватизацию, финансовую стабилизацию. Решение этих задач в каждой из союзных стран предполагает создание самостоятельных национально-хозяйственных комплексов, которые до недавнего времени были составными частями единого хозяйства.

Следовательно, конвергенция союзных стран происходит в условиях взаимодействия двух взаимопереплетающихся, но не всегда совместимых стратегий и моделей развития. Белоруссия ориентируется на максимальную мобилизацию с помощью государства имеющихся в стране ресурсов, на развитие внутреннего рынка и экспорториентированного потенциала национально-хозяйственного комплекса, на сплочение нации и общества. В России исходят из перспективы неолиберального понимания глобализации,  упраздняют многие ключевые функции государства в экономической и социальной сферах, которые переориентируются на принципы свободного функционирования в условиях стихии рынка, при этом частный капитал предполагается наделить ответственностью за судьбу российского общества.

В России попытка модернизации страны на либерально-монетаристских постулатах привела к колоссальному социально-экономическому расслоению общества, усилению сырьевой специализации промышленности и соответственно структуры отечественного экспорта, к чрезмерной импортной зависимости внутреннего рынка, угрожающему росту государственного внешнего долга, сопровождающемуся неконтролируемой утечкой российского капитала за рубеж.

Теперь, по прошествии более чем десяти лет российских реформ, абсолютно всем ясно и на Западе, и в России, что большие заимствования ссудного капитала за рубежом обесценили российский рубль, вызвали громадный импорт, лишили отечественную промышленность стимулов и внутренних рынков сбыта.

XXI век - это не просто переломный период в летосчислении; он должен стать переходным этапом в новое мироустройство, новые международные отношения, основывающиеся на основополагающих принципах международного права, демократии и свободы личности. Именно с учетом этих принципов разрабатывались, а впоследствии и утверждались Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации[26] по реализации положений этого Договора.

Перечислим основные, на наш взгляд, блокирующие факторы и причины на пути конвергенции хозяйственных систем России и Белоруссии и их интеграции в целом.

1. Позиция Запада. Евроатлантические структуры никак не желают усиления России на западном направлении, а также усиления славянского фактора в Европе.

2. Действия российской и белорусской оппозиции. Российская оппозиция в лице правых сил и олигархических структур выступает на словах «за союз с Белоруссией, но без Лукашенко».

3. Серьезные различия в экономических моделях перехода к рынку.

4. Жизнестойкость России зависит от достижения консолидации российского общества, которого сейчас явно не хватает. Поэтому в Российской Федерации назрела потребность изменения приоритетов экономической политики в сторону социализации государства. Альтернативой такому курсу может быть только дальнейшее социальное расслоение российского общества, рост его криминализации, распад экономических и социальных связей с Белоруссией, окончательная потеря сторонников объединения двух братских стран.

5. Кризисное состояние процесса конвергенции хозяйственных систем России и Белоруссии повторяет сценарий так называемого цивилизованного развода бывших советских республик в рамках СНГ. Размежевание постсоветского экономического пространства во многом обусловлено, по всей видимости, нежеланием новой России взять на себя роль локомотива и системообразующего ядра, чтобы по-настоящему встать во главе процесса экономической регионализации.

Есть и другие проблемы, требующие тщательного исследования.

     

 





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ проблематики позволил сделать следующие выводы в соответствии с логикой поставленных  в настоящем исследовании цели и задач:

1. Национальные государства являются по-прежнему ее главными акторами. Сегодня их число возросло почти до 200 единиц, увеличившись почти в 4 раза по сравнению с 51 государством - первоначальным членом ООН.

Возрастающее количество МО, как межправительственных (ММПО), так и неправительственных (МНПО).

В течение последних трех десятилетий происходит процесс глобализации международной политики и трансграничного переплетения различных проблем. Глобализация означает все более сильное уплотнение трансграничного взаимодействия прежде всего в области экономики, технологии, коммуникации, науки и транспорта.

Противоречивость международной системы проявляется в параллельных с глобализацией процессах децентрализации, регионализации и многополярности.

2. В связи с переходом России на рыночные основы хозяйствования вопросы регулирования и развития международного сотрудничества России с международными организациями выдвинулись в число приоритетных направлений ее внешне-экономической политики. Несмотря на большую работу, проделанную законодательными и исполнительными органами власти на всех уровнях по организации и укреплению внешнеэкономических связей, еще остается много проблем, касающихся адекватного использования экономического потенциала регионов и страны в целом во внешнеэкономической деятельности.

3. Россия до настоящего времени не занимает подобающего ей места на мировом рынке и в системе международных экономических организаций. Односторонние шаги России по открытию национального рынка не встречают встречных шагов со стороны ее торговых партнеров в признании того, что конкурентоспособность крупных российских предприятий-экпортеров определяется их сравнительными экономическими преимуществами. Не используется в должной мере потенциал таможенного регулирования, или используется с определенными перекосами, например, в сторону решения чисто фискальных задач. Россия должна делать больший упор на методы экономического регулирования внешней торговли, которые лишь продекларированы во многих законах, но фактически не действуют. В основном в России используются административные методы решения вопросов в области внешней политики.

4. Вопрос вступления России в ВТО пока остается открытым, так как многие проблемы остаются неурегулированными. В процессе переговоров российская сторона подвергается (в частности со стороны США) и будет подвергаться далее жесткому прессингу, в том числе в отношении ускорения принятия решения о вступлении в ВТО в ущерб интересам развития национальной промышленности. Но, Россия не может принять в связи со своим вступлением в ВТО обязательства более жесткие, чем положения согласованные в рамках ВТО. В данной ситуации Россию больше устроил бы льготный режим присоединения к ВТО с возможностью поэтапного реформирования внешнеэкономической деятельности с учетом особенностей национальной экономики. И, несмотря на то, что в экономической программе Правительства РФ, утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО, условия присоединения по всем основным параметрам (тарифам, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будут основываться на реальном положении российской экономики, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

5. Белорусско-российское сотрудничество на международной арене, в том числе в международных организациях, осуществляется на базе общности интересов двух стран, руководство которых эволюционирует в сторону укрепления сильной президентской власти. Задача соединения интересов личности, общества и государства во внешней политике, декларируемая в концептуальных документах России и Беларуси, остается пока еще далекой от воплощения во внешнеполитической практике обеих стран. Остается надеяться, что укрепление демократии и внутриполитической стабильности, прогресс в области прав человека снимут проблематику «демократии и прав человека», как и весь «белорусский вопрос», с повестки дня международных организаций. Это сделает неактуальным белорусско-российское межправительственное сотрудничество в той его части, которая касается недопущения международной критики «недемократического поведения» правительства одной или двух стран, поскольку исчезнет сам предмет такой критики.

Оценивая в целом влияние МО на российскую экономику, можно констатировать, что оно не всегда носило конструктивный характер и порой причиняло существенный вред интересам Российской Федерации.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Конституция РФ.-М., 1998.

2.     Гражданский кодекс РФ в двух частях.- М., 1999.

3.     Таможенный кодекс РФ.- М. : Проспект, 2000.

4.     Налоговый кодекс РФ.-М., 2002.

5.     Закон РФ «О таможенном тарифе» по состоянию на 1.01.2002.-М., 2002.

6.     Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” по состоянию на 1 января 2003 г.-М., 2002.

7.     Закон РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” по состоянию на 1 января 2003 г.-М., 2002.

8.     Закон РФ “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” по состоянию на 1 января 2001 г.-М., 2001.

9.     Закон РФ “О международном коммерческом арбитраже”.//Экономика и жизнь.-1993.-№ 33.

10. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле.-СПб., 1994.

11. Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.

12. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.

13. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи. - М.: Финансы и статистика, 1998-512с.

14. Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы: Материалы 2-го «круглого стола» белорусских и российских ученых (Минск, 26-27 января 1999 г.): Итоговый документ. Мн., 2000.

15. Бельчук А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2001.-№10.

16. Борко Ю. Новый этап углубления и расширения европейской интеграции: социальные аспекты //МО и МЭ.-2000.- № 6.

17. Годин Ю. Союз Белоруссии и России повторяет  стратегическую ошибку СНГ. Пять лет двусторонней интеграции - период дальнейшего размежевания союзных стран// Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 1.

18. Гордейчик А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад на 4-м «круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).

19. Договор о создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999. 11 ноября.

20. Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1.

21. Загорский А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000.

22. Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973.

23. Крылов Н. Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.

24. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК,1998.

25. Маргиев В. И. К вопросу о юридической природе внутреннего права международных организаций // Советский ежегодник международного права. 1980. М., 1981.

26. Материалы доклада М.Мясникович на международной научно-практической конференции «Руководитель на рубеже ХХI века» (22-23 сентября 1999 г., Минск, Белоруссия).

27. Международное публичное право. Сборник документов./Сост. К.А.Бекяшев и А.Г.Ходаков. В 2-х т.-М.: БЕК, 1996.

28. Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1948.

29. Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 1976.

30. Морозов Г. И. Международные организации: Некоторые вопросы теории. М., 1974.

31. Рогов С.М. Россия и Всемирная торговая организация //Независимая газета. - 1999. - 01 декабря.

32. Снапковский В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных организациях (ООН и ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2002.- № 1.

33. Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 3.

34. Томашевская О. Долгая дорога в ВТО // Белорусская деловая газета. 2000. 18 июля.

35. Фельдман Д.И., Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности. М., 1974.

36. Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и политика.-2000.-№ 11.

37. Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.

38. Convention on the organization for economic cooperation and development // Organization for economic cooperation and development. Paris : OECD. 1965.

39. Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations // The Politics of Global Governance: International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997.



[1] Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М., 1999.

[2] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - М.:БЕК, с.93.

[3] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.-М.:БЕК, с.94-95.

[4] Снапковский В. Международные организации в системе международных отношений // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.-№ 3.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Дробот Г. А. Роль международных организаций в мировой политике: основные теоретические подходы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1. С. 140-142, 148.

[8] Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations // The Politics of Global Governance: International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997. P. 375-414.

[9] Там же, P. 377.

[10] Чжин Ю. История создания, цели, функции ОЭСР и членства в ней //Право и политика.-2000.-№ 11.

[11] См.: Convention on the organization for economic cooperation and development // Organization for economic cooperation and development. Paris : OECD. 1965. Р. 43-50.

[12] Моравецкий В. Функции международной организации.-М., 1976, с.90.

[13] Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988. С. 76.

[14] Шибаева Е., Поточный М. Указ. соч. С.79.

[15] В настоящее время ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВОТ).

[16] В настоящее время МБРР фигурирует под названием Всемирный банк.

[17] Клепацкий З.М. Западноевропейские международные организации / Пер. с польского. М., 1973. С. 57.

[18] Абашидзе А.Х., Эмин В.Г. Членство в международной организации. - Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994. С. 50.

[19] Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1948. C. 10.

[20] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 1998, с.14.

[21] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. С. 42.

[22] Бельчук А.И. Вступление России в ВТО - попытка подвести баланс. - Внешнеэкономический бюллетень. – 2001.-№10.

[23] Снапковский В. О белорусско-российском сотрудничестве в международных организациях (ООН и ОБСЕ) // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2002.- № 1.

[24] Загорский А. В. Россия и СНГ // Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000. С. 107.

[25] Гордейчик А. И. Взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на международной арене: современное состояние и перспективы: Доклад на 4-м «круглом столе» ученых ФМО БГУ и ИМЭПИ РАН «Белорусско-российские отношения: проблемы и перспективы» (Минск, 1 февраля 2001 г.).

[26] Договор о создании Союзного государства // Советская Белоруссия. 1999. 11 ноября.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.