По итогам 1990 года страна сохранила 8 место в мире среди стран, принимающих туристов. Война в Персидском заливе создала определенные трудности в иностранном туризме в Швейцарию, однако, они были недолговременными, и туристский поток в страну восстановился фактически сразу же после окончания боевых действий.
Швейцарский национальный офис по туризму предполагает, что Швейцария окажется в выгодном положении в отношении развития туризма в ближайшие годы, благодаря тому, что европейцы предпочитают отпуск недалеко от дома. И предлагает акцентировать в рекламе внимание на богатой культурной жизни страны и ее культурном наследии, наравне с рекламой красивой природы (до настоящего времени Швейцария в основном рассматривалась как страна, обладающая природными достопримечательностями: красивыми ландшафтами, видами и т.д.) Проводится несколько туристических ярмарок (“Fespo Zurich” - в Цюрихе, “Fespo-Geneva” и “EIBTM” - в Женеве и “TTW” - в Монтре - одна из крупнейших в Европе), где курорты Швейцарии пропагандируются на весь мир. Изменение акцентов в рекламной деятельности, по мнению специалистов только усилит позиции страны на туристических рынках[21].
Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм). В период 1950–1990 экономика стабильно развивалась, безработица удерживалась на низком уровне, инфляция сдерживалась Швейцарским Национальным банком, а спады деловой активности были непродолжительными. Экономический спад, охвативший большинство стран Европы в начале 1990-х годов, сказался и на Швейцарии. Тем не менее уровень жизни в стране оставался по-прежнему очень высоким. ВВП Швейцарии за 1999 год составил 395 миллиардов швейцарских франков (US$ 272 миллиарда); доход на душу населения в том же году составил 51 164 (US$ 35 303) швейцарских франка.
Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность, сконцентрированная преимущественно в западной части страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) и Шаффхаузене, Туне, Берне и Ольтене. Из других отраслей наибольшую роль играют текстильная (тонкие хлопчатобумажные и шелковые ткани, вышивки), швейная, трикотажная, обувная, бумажная, полиграфическая и пищевая промышленность.
Текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей отраслью промышленности. Однако во время Второй мировой войны произошел сдвиг в пользу металлургии и химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.
Таким образом, на сегодняшний день Швейцария среди стран капиталистического мира занимает 1-е место по выпуску часов, в Западной Европе – 3-е место по производству текстильного оборудования и синтетических красителей, 4 – по производству станков, генераторов и турбин, 5-е по медикаментам[9].
Внешнеэкономические связи Швейцарии ориентированы главным образом на промышленно-развитые страны. При этом доля стран ЕС составляет 70,4% всего внешнеторгового оборота. Лидирующие позиции среди торговых партнеров занимает Германия (более 27% товарооборота страны).
В структуре швейцарского экспорта основное место занимают машинотехнические изделия, приборы и средства транспорта (37%), продукция химической и фармацевтической промышленности (30%), а также изделия часовой промышленности (14%).
Для промышленности Швейцарии характерно немассовое производство высококачественных дорогих изделий на экспорт. Высокое качество промышленных изделий объясняется тем, что страна располагает высококвалифицированной рабочей силой, а также широко поставленной научно-технической разработкой их новых видов. Решающее значение имеют две отрасли - машиностроение (производство турбин, электромоторов, судовых двигателей, сверхточных станков, электронной и измерительной аппаратуры, часов) и химическая промышленность (производство красителей удобрений для сельского хозяйства, лекарств и прочего).
В Швейцарии преобладают малые и средние предприятия. По данным 2004 г. 99% от общего их числа насчитывала не более 250 сотрудников. Около 88% составляют крошечные фирмы, насчитывающие менее 10 сотрудников. Самой большой промышленной компанией является Nestlé, крупнейший в мире производитель пищевых продуктов. В конце 2003 г. этот концерн насчитывал 253 тыс. служащих, 97% из которых работало за рубежом. К крупнейшим монополиям, господствующим внутри страны и имеющим довольно прочные позиции на мировом рынке, относятся также электротехнический концерн "Броун Бовери", машиностроительный "Зульцер", химический "СИБА-Гейги", "Сандоц", "Хофман-Ла Рош", металлургический "Фон Ролль", "Алюсвисс". Многие монополии открывают предприятия за границей.
Американский журнал «Business Week» опубликовал в 2004 г. список 50-ти самых богатых компаний в мире, отобрав их по одному критерию – совокупной рыночной стоимости акции. 4 швейцарских фирмы входят в их число, а фармацевтический концерн Novartis занимает 17 место в рейтинге.
Согласно ежегодному рейтингу 500-та крупнейших компаний мира по критерию рыночной капитализации (Global 500), проводимому британской деловой газетой Financial Times, в конце 2004 г. Швейцария с ее 11 фирмами занимала шестое место среди других стран мира[22].
Около 12% площади Швейцарии используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль за выбросом выхлопных газов автомобилей.
Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский франк – одна из наиболее стабильных в мире валют.
Система частных банков Швейцарии в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт» и «Швайцерише фольскбанк». В 1997 «большая четверка» превратилась в «большую тройку», после слияния ШБГ с ШБФ. Действуют также 28 кантональных банков, сотни региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает: в конце 1990-х годов им принадлежало более 10% швейцарских банковских авуаров[9, c. 154].
Индустрия туризма – один из жизненно важных источников доходов Швейцарии. В 1996 в Швейцарии останавливались на отдых свыше 18 млн. лиц, прибывших главным образом из ФРГ, Великобритании, Франции, США, стран Бенилюкса и Скандинавии. Туризм играет важную роль в развитии швейцарской экономики. В списке стран по доходам от туризма, опубликованном в 2001 г. Всемирной Торговой Организацией, Швейцария занимала 13 место. В том же самом году страну посетило в целом 10.7 млн. иностранных туристов. Общая сумма доходов от туризма в 2002 г. составила 19.9 млрд. швейцарских франков, из которых 12.9 млрд. франков приходилось на долю иностранных, и 9.7 млрд. – на долю местных туристов. В туристическом секторе задействовано большое количество населения страны, а в горных регионах практически каждый третий житель[15].
Швейцария имеет высокоразвитую транспортную систему. Здесь пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Северную Европу с Южной. Общая длина железных дорог свыше 5 тыс. км, все электрифицированы; магистральных автодорог 18,4 тыс. км, канатных дорог - 58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги приходится основная часть перевозок. Самая важная железнодорожная магистраль страны Базель-Цюрих-Берн-Лозанна-Женева проходит через главные индустриальные районы и крупнейшие города.
Швейцария, обеспечивая транзит международных грузоперевозок, не в состоянии справиться с большим грузопотоком. Постоянно растущая загруженность автомобильных дорог и образование пробок - особенно в районе Сен-Готардского туннеля - стали серьезными проблемами для Швейцарии. Еще более напряженная ситуация возникает во время отпусков, когда автодороги наполняются не только грузовыми машинами, но и автомобилями туристов.
Горным рельефом страны объясняется большое число зубчато-канатных и канатно-подвесных дорог. Благодаря им большое количество желающих может попасть на те вершины, которые доступны только профессиональным альпинистам. Наиболее высокая железнодорожная станция расположена почти на отметке 4 км над уровнем моря.
Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает морскими торговыми судами. Рейн, крупнейшая водная артерия, судоходен в пределах Швейцарии только на участке Базель – Райнфельден длиной 19 км. Введен в строй крупный речной порт в Базеле. В 1990-х годах его ежегодный грузооборот составлял 9 млн. т. Большое значение для перевозки промышленных грузов имеет также канал Рейн – Рона[5].
В Швейцарии имеется развитая система городского транспорта, включающая поезда, автобусы, теплоходы и фуникулеры. Внутренние перелеты не представляют большого интереса для туристов, так как наземный транспорт великолепно развит. Желтые почтовые автобусы заменяют поезда. Почти на каждом железнодорожном вокзале можно взять напрокат велосипед и вернуть его тоже можно на любой станции, где имеется офис по аренде велосипедов.
Международные аэропорты Цюриха, Женевы и Базеля принимают рейсы со всего света, в то время как аэропорты Лугано и Берна - только из Европы. Аэропорты Цюриха и Женевы имеют терминалы, общие с терминалами железной дороги[22].
В экономике Швейцарии большую роль играет обслуживание туристов, каждый год в стране бывает свыше 7 млн. человек . Туристический сезон здесь длится почти круглый год. Обслуживание туристов - отели, кемпинги, рестораны, кафе, служба проводников, обучение горнолыжному спорту, продажа сувениров и прочее - дает стране крупные доходы.
Швейцария располагает значительным количеством роскошных дорогостоящих отелей. Однако туристы, не обремененные большим достатком, всегда могут найти дешевый покой. Стоимость “bed and breakfast” редко превышает $20 – 25[3].
Среднестатистический европеец тратит в Швейцарии значительно много денег. Это обстоятельство побудило представителей гостиничного бизнеса Швейцарии продвигать на рынок прежде всего наиболее дорогие и престижные отели, как правило, входящие в “The Leading Hotels of the World” или “Top International Hotels”(всего в объединении “Top International Hotels” представлено 35 швейцарских гостиниц).
Стоимость проживания в швейцарских гостиницах, входящих в “The Leading Hotels of the World” весьма высока. Впрочем, любители “путешествий с рюкзаком” могут разместиться в “Yourh hostel” всего за $10.
Многие швейцарские гостиницы насчитывают более чем столетнюю историю: “Hotel des Bergues” (Женева) был открыт в 1834 году, “Park Hotel” (Бергенсток) в 1873, “Grand Hotel Quellenhof” (Бад Рагац) в 1869, “Hotel Bellevue Palace” (Берн) в 1865. Что касается базельского “Hotel Drei Konige am rhein”,впервые открывшего двери в 1026 году, то, по мнению историков, это старейший отель в Европе[17].
Таблица 3.
Количество
звезд
Качество
проживания
Краткое резюме
5 звезд (luxury)
Очень высокое
Все номера оборудованы ванной, цветным телевизором. Обслуживание в номерах осуществляется в течении 16 - 24 часов. Гостиница должна располагать как минимум 35 номерами.
4 звезды (first class).
Высокое
Все номера оборудованы ванной. Не менее 60% комнат оснащены цветным телевизором. Гостиница должна располагать как минимум 25 номерами.
3 звезды (good middle-class).
Хорошее
Не менее 75% номеров оборудованы ваннами. Гостиница должна располагать как минимум 10 номерами.
2 звезды (comfortabl)
Приемлемое
Не менее 30% номеров оборудованы ваннами.
1 звезда (simplex)
Базовое размещение в “хорошо убранных” комнатах.
Только 37 % швейцарских средств размещения входит в Swiss Hotel Association (SHA) - ассоциацию, призванную содействовать развитию гостиничного бизнеса, а также заниматься классификацией отелей. Потенциальные клиенты гостиниц, входящих в SHA, могут быть уверены в следующих стандартах (таблица 3).
Находясь в самом центре Альп, Швейцария располагает более чем 140 горно-спортивных центрами. Все курорты Швейцарии имеют удобное сообщение с аэропортами Цюриха и Женевы. Горное расположение определяет и виды программ, предлагаемых туристам.
Сент-Мориц, суперсовременный курорт - мегаполис, расположен на южном склоне Швейцарских Альп недалеко от Италии. Устойчивая погода, стабильный снежный покров, 1800 метров над уровнем моря. Сент-Мориц, который часто называют "Вершиной мира", является одним из известных горнолыжных курортов. Легендарен и климат курорта - в среднем 332 солнечных дня в году - швейцарский рекорд! Сент-Мориц известен как место проведения II (1928год) и V (1948 год) зимних Олимпийских игр. На территории курорта функционируют минеральные источники, благодаря которым Санкт-Мориц известен и как бальнеологический курорт[6].
Сент-Мориц славится своими экзотическими зимними забавами: на льду озера наряду со скиджорингом (лошадиные бега) ежегодно проводятся турниры и по таким исключительно летним видам спорта, как крикет, поло и гольф. Единственный в своем роде чемпионат по гольфу на льду - с красными мячами, более уместными на снегу, чем традиционно белые, - живописнейшее зрелище [19]
Кранс и Монтана - два близнеца-деревеньки в центре Альп. Этот курорт расположен на высоте 1500 м. над уровнем моря, в 180 км. от Женевы на солнечной террасе озер и леса с захватывающей дух панорамой с горы Маттерхорн. Кранс-Монтана - уникальный по своим климатическим условиям курорт, позволяющий и зимой и летом заниматься горнолыжным спортом (ледник Plaine-Morte), постоянное место проведения международных чемпионатов по горным лыжам. Курорт расположен на живописном высокогорном плато среди сосен и озер, над долиной реки Роны. По городу курсирует бесплатный автобус, который подвозит лыжников до подъемников.
В Кранс-Монтане находится одна из лучших детских горнолыжных школ, в которой быстро научиться кататься на горных лыжах могут даже самые маленькие. В Кранс-Монтане вас ожидает современная туристическая инфраструктура: 2 шестиместных кресельных подъемника, 5 автостоянок у подъемников, спортивный центр, конгресс-холл. В комфортабельном пятизвездочном отеле "Амбассадор" находится оздоровительный центр, специалисты которого пользуются методиками, выработанными когда-то знаменитым доктором Морисом Мессеге, получившим за свое открытие не одну премию. Основано лечение на выведении шлаков из организма, и используются для этой цели только экологически чистые альпийские травы, выращенные на плантациях, принадлежащих отелю. Туристам здесь предоставляются услуги по лечению широкого диапазона болезней под постоянным наблюдением врачей [12]
Церматт по праву является центром альпинизма. В Церматте снег лежит с первых чисел декабря до конца апреля. Символ курорта - гора Сервен - известна любителям горнолыжного спорта всего света. Здесь можно заниматься горными лыжами вне зависимости от времени года, как зимой, так и летом. Спускаясь по знаменитой “падающей” трассе FIS “National” с высоты 2627 м., можно получить замечательный горный загар - Церматт считается самым солнечным курортом Швейцарии [9, c.147]. Оберегая неповторимую природу, в Церматте полностью запрещено движение автомобильного транспорта, воздух всегда абсолютно чист, а прогулки на тройке лошадей или на электромобиле оставляют незабываемое впечатление. Церматт - прекрасное место для семейного отдыха.
Другой горноклиматический курорт Давос расположен в Ретийских Альпах, на высоте около 1560 метров. Климат мягкий, горный. Характерно отсутствие сильных ветров и туманов, малая облачность, большое число ясных, солнечных дней, особенно зимой. Климатотерапию используют при заболеваниях дыхания, некоторых болезнях кожи и глаз. Исключительно благоприятный климат и живописное расположение обусловили европейскую известность курорта. Давос известен как центр туризма и зимнего спорта, место проведения крупных международных соревнований. К югу и юго-западу от Давоса расположены горноклиматические курорты Клавадель, Шпинабад. Не менее известен в Швейцарии и Интерлакен, расположенный в долине реки Ааре (левый приток Рейна), между озерами Пунское и Бриснцское, на высоте 566 метров. Благодаря горному мягкому климату и живописному ландшафту Интерлакен еще в 19 веке приобрел международную известность как климатический курорт и центр туризма (“жемчужина Альп”). Центром туризма в Швейцарии является и климатический курорт Веве, расположенный на высоте 380 метров.
Единственный в мире действительно гигантский по размерам горнолыжный регион - Труа Валле (Три Долины) - объединяет пять горнолыжных курортов: Валь Торанс, Менуир, Мерибель, Ла Танья, Куршевель. Самый высокогорный из них - Валь Торанс. На нем - самый вместительный в Европе подвесной подъемник, на 150 человек. Все гостиницы - и в несколько этажей, и миниатюрные шале - выходят прямо на склон, так что катание начинается буквально с порога. Разные уровни Валь Торанса связаны друг с другой системой подъемников и скоростных лифтов: за пять минут можно переместиться на другую сторону склона[7].
Мерибель из всех курортов Труа Валле - самый большой. Его центральная часть и две другие - Бельведер и Моттаре - связаны друг с другом системой подъемников и дорогами. Передвигаясь по любому маршруту вокруг расстилается неповторимый искрящийся на солнце альпийский пейзаж, слегка разбавленный нечастыми деревянными шале-отельчиками[21].
В своей курсовой работе я рассмотрела и произвела анализ туристских ресурсов Швейцарии. Я попыталась дать глубокую и четкую характеристику компонентов окружающей среды этой страны, ее исторического наследия, традиций и особенностей менталитета граждан, с целью сформировать целостный образ Швейцарии, как уникального туристского объекта.
В действительности туристические возможности этой маленькой страны уникальны. Это страна, где сохранилось еще не мало мест с нетронутой природой, небольших уютных городов, старинных обычаев[18].
Успех Швейцарии как страны туризма определяется наличием высококачественного сервиса, спокойствия, богатых экскурсионных возможностей. Летом отдыхающим предлагают площадки для игры в гольф, катания на лодках, возможности для верховой езды. В зимнюю пору горные станции страны переполнены любителями горнолыжного спорта. Для них создано множество горнолыжных трасс различной степени сложности, подъёмники, санные трассы. В течение всего года туристы могут осуществить различные пешеходные маршруты (восхождения на вершины гор в сопровождении опытных инструкторов), а также сыграть в теннис и сквош, прыгнуть с парашютом, покататься на воздушных шарах и заняться верховой ездой. Иностранных туристов привлекают здесь также хорошие климатические условия и обилие исторических памятников.
В сфере турбизнеса и связанных с ним отраслях занято примерно 300 тыс. человек. Туризм дает Швейцарии 30% национального дохода, что позволяет не только сохранять рекреационные ресурсы страны, но и развивать их, модернизировать[11]. Ориентация в предложении идёт на подходящий сегмент туристического рынка и соответствии предложения цене. Швейцария ориентируется на клиентуру, которая готова платить высокую цену за высококачественный продукт.
1. Атлас мира. Гл. редактор Сергеева С. И., “Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР”, Москва, 1982.
2. Габриэлян Г. Довстречи. Вся ваша Швейцария. #"_Toc155007041">5. Жемчужина Европы. Цюрих. #"_Toc155007042">6. Как живут курорты некоторых стран //Туринфо № 3, 1997.
7. Калашников И. Горнолыжные курорты Франции и Швейцарии // Туринфо № 1, 1997.
8. Косолапов А. Б., Руденко Л. Л. Туристское страноведение. Часть 1. Европа. Владивосток: ДВГАЭУ, 1998. - 192 с.
9. Крашенников В., Драгунов Г. Швейцария знакомая и незнакомая: Путевые очерки. Москва: Мысль, 1970. - 208с., ил., карт.
10. Кулинарные путешествия: Швейцария. // Кулинар №6, 1998.
11. Моро М. Отдых. #"_Toc155007048">12. Обухова А., Мак И. О телесном и духовном. #"_Toc155007049">13. Обухова А., Мак И. Продолжение праздника в горах. #"_Toc155007050">14. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.
15. Орлов С. Вся правда про Швейцарию. #"_Toc155007052">16. Пудиков А. Швейцария: зима в горах. #"_Toc155007053">17. Руденко Л. Л. Организация и менеджмент туризма: Руководство к практическим занятиям. Владивосток: ДВГАЭУ, 1996. - 113с.
18. Страны и народы. Научно-популярное географическо-этнагрофическое издание в 20 томах. Зарубежная Европа. Западная Европа. Ответственный редактор В. П. Максаковский. - Москва: Мысль, 1979. - 381с., ил., карт.
19. «Страны мира: Краткий полит.-экон. Справочник». Под общей редакцией И.С Иванова. – М.: Республика 1997 – 480 стр.
20. Талалай М. «Швейцария». Русское издание, 2000 г.
21. http://www.my.infoart.ru-magazine-inostran-n9-98-interw.htm
22. http://www.Switzerlandtourism.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5