Эффективность производства зерна характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Среди натуральных показателей главным является урожайность зерновых культур и производство зерна на единицу площади пашни. (схема 1) [1]
Схема 1
Показатели экономической эффективности производства зерна
Уровень рентабельности производства зерна, %
Прибыль от реализации зерна в расчете на 1 ц продукции, руб.
Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. В последние годы наиболее существенное влияние оказывают факторы, которые нельзя считать объективными. Главным из них является диспаритет цен – низкие темпы роста цен на продукцию сельскохозяйственного производства по сравнению с темпом роста цен на материально-производственные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (прежде всего на продукцию топливно-энергетического комплекса) и на сельскохозяйственные машины и оборудование. [2]
Основными направлениями дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности возделывания зерновых культур является последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрения прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых более продуктивных сортов и гибридов зерновых культур. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.
Основными методами экономико-статистического анализа эффективности производства зерна являются: статистическое наблюдение, табличный метод, сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, индексный и дисперсионный методы, корреляционно-регрессионный анализ.
На первом этапе статистического исследования, т. е. наблюдения, формируются первичные статистические данные.
Под наблюдением понимается научно и планомерно, систематически организованный сбор массовых данных о различных явлениях и процессах социально-экономической жизни.
Основная задача наблюдения - это обеспечение сбора достоверных, полных, массовых и сопоставимых данных об интересующем нас объекте или явлении. В практике используются две организационные формы наблюдения - отчетность и специальное статистическое наблюдение. В зависимости от охвата наблюдения они бывают: сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении все единицы изучаемой совокупности подвергаются наблюдению. При несплошном наблюдении только часть единиц подвергается наблюдению. В результате наблюдения мы получаем показатели. Любой статистический показатель содержит количественные и качественные данные и должен иметь сведения о месте и времени действия.
Результаты статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Таблица является наглядной рациональной систематизированной формой изложения статистической информации. Основу любой статистической таблицы составляет ее макет, который образуется от пересечения строк и граф. В строках и графах располагают статистические показатели. Различают подлежащее и сказуемое статистической таблицы.
Подлежащее таблицы располагается слева, по строкам - это то, что мы хотели бы охарактеризовать. Сказуемое - это цифровая характеристика подлежащего, находится в графах таблицы. Обязательны заголовки таблицы, подлежащего и сказуемого, в которых должно отражаться содержание таблицы, время и место действия.
Статистическая сводка полученной информации в результате наблюдения, в широком ее понимании, предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, характеристику образованных групп системой показателей. Группировка является важнейшим этапом статистического исследования, а также методом позволяющим уловить переход количественных изменений в качественные, выявить закономерности их развития.
Под группировкой понимается расчленение данной совокупности на качественно-однородные группы с выделением типичной группы.
Качественно-однородной группой считается группа, которая обладает внутренней однородностью, т. е. имеет больше признаков сходства, чем различия.
Типичной группой называется группа качественно-однородная, самая многочисленная по удельному весу определяющего признака.
Группировку можно провести двумя способами:
а) посредством разделения совокупности на однородные части;
б) путем объединения в группы единиц совокупности по типичным признакам. [3]
Абсолютной величиной называется величина, измеряющая размер общественного явления в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Абсолютные величины могут быть индивидуальные и суммарные.
Относительная величина – это величина, получаемая от сравнения (деления) двух абсолютных величин. Относительные величины имеют такие же единицы измерения, что и абсолютные.
Средняя величина – это типический размер данной совокупности, отражающий характерные черты в среднем. Средние величины применяются в статистике в силу действия закона больших чисел.
1 следствие: Около средней величины всегда колеблется наибольшее число наблюдений.
2 следствие: При большом числе наблюдений средняя величина не становится случайной, а применяет какую-то усредненную форму и тогда наступает равенство: f=(x1, x2, x3…xn)= (x1, x2, x3,…xn), где
x – средняя величина;
x1, x2, x3 – варианты.
Средняя величина рассчитывается по массовым данным.
Индекс – это относительный показатель, измеряющий изменение явления во времени или в пространстве. Прежде всего, индекс – это относительный показатель, но не каждый относительный показатель является индексом. Индексы применяются к тем величинам, которые непосредственно не поддаются суммированию. Поскольку индекс – относительный показатель, то он, получается, от сравнения двух абсолютных величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной и обозначается подстрочным знаком - «0», величина, которую сравнивают, называется текущей (отчетной) и обозначается подстрочным знаком – «1». Каждый индекс состоит из двух элементов:
Индексируемой величины – той величины, которая изменяется и по которой дается название индекса;
Вес индекса – это величина, которая постоянна и по ней определяется состав индекса.
Изучая дисперсию интересующего нас признака в пределах изучаемой совокупности, мы можем рассчитать только общую дисперсию по всей совокупности в целом. Но мы лишены возможности оценить влияние отдельных факторов, определяющих колеблимость индивидуальных величин. Для того, чтобы отделить влияние каждого фактора на общую колеблимость необходимо провести группировку всей совокупности по какому-либо фактору. Тогда нужно выделить три показателя дисперсии:
1. Общая дисперсия, которая показывает колеблимость признака в целом:
2. Межгрупповую дисперсию, которая отражает вариацию признака за счет того фактора, который положен в основу группировки:
3. Внутригрупповую дисперсию, она характеризует вариацию за счет всех остальных признаков, которые не были учтены:
Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:
1. Установление причинных зависимостей в изучаемом общественном явлении;
2. Формирование корреляционной модели связи;
3. Расчет и анализ показателей регрессии (решение уравнения);
4. Расчет и анализ показателей тесноты связи.
Корреляционно-регрессионный анализ позволяет по данным статистического наблюдения решить две основные задачи:
- определить среднее изменение результативного признака (функции) при изменении фактора (аргумента) на единицу в абсолютном и относительном измерении.
- установить меру относительного влияния факторного признака на изменение результативного, разложить вариацию последнего по источникам образования и определить роль фактора в общем объеме вариации результата. [4]
Для характеристики уровня производства и себестоимости зерна необходимы данные, которые представлены в таблице 2.
На основе этих данных будут рассчитаны следующие показатели:
· урожайность зерновых культур, ц/га:
· себестоимость одного центнера зерна, р.:
· удельный вес зерновых в общей площади посевов, %:
· удельный вес денежной выручки от реализации зерна в стоимости товарной продукции:
· производство зерна на гектар пашни, ц:
Рассчитанные данные приведены в таблице 3.
Таблица 2
Исходные данные по районам
Районы
Площадь, га
Затраты, всего
Полная себестоимость, тыс.руб
Выручка от реализации
Реализовано зерна,ц
Валовой сбор,ц
Количество
Внесено удобрений,тыс.руб.
Пло-
щадь пашни
вся посев-ная пло-щадь
Пло-щадь посева зерно-вых
в т.ч. Убран-ная
тыс. руб.
тыс. чел-ч
зерно, тыс. руб
всей проду-кции
зерно, тыс .руб.
всей продук-ции,тыс.руб.
маш-х сил
тракторов,шт.
Комбайнов,шт.
Черемховский
9823
6970
4863
4833
13842
53
3048
5910
2985
5880
11457
3820
15
6
157
Чунский
3471
3652
2850
2353
8636
29
4875
5101
5168
5721
14066
27770
3860
37
265
Куйтунский
48667
43106
25079
62795
241
39504
5008
57317
71190
191169
393897
76734
226
79
6785
Балаганский
25222
15135
11625
11295
25460
428
9250
11387
13494
15717
43449
117769
39120
127
57
2050
Зиминский
47865
39974
33985
171954
345
17589
19904
20039
22799
71812
661789
123598
165
88
16398
Усть-Илимский
7592
7066
4300
3600
13144
40
2391
36587
4258
39650
9978
50860
10616
54
22
682
Усольский
96923
79659
51260
241072
697
28722
98376
34595
120941
111596
1338165
268661
586
247
34599
Качугский
23828
16966
9555
17158
148
2448
3050
4812
5546
11200
81047
34749
182
62
227
Киренский
1764
1721
1315
5023
46
1533
2103
1535
2594
5077
16877
4660
43
12
26
Иркутский
49232
37376
20500
19265
90953
296
25392
121991
27921
132585
84420
298401
126329
367
124
8832
Усть-Кутский
1193
877
279
1115
5
177
1750
237
1490
338
1840
3558
4
0
Итог
315580
252502
165611
162419
651152
2328
134929
311167
172361
424113
554562
3002257
695705
1817
716
70021
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5