Рефераты. Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...






Целью программы является:

-       создание оптимальных условий для обеспечения каждому ребёнку-сироте и ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, гарантированных прав на семью, уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного и духовного развития;

-       разработка комплекса мер по подготовке детей к самостоятельной жизни в современном обществе.

Программа предусматривает решение следующих первоочередных задач:

-       сдерживание распространения социального сиротства;

-       развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       обеспечение правовых гарантий и механизма реализации льгот на трудоустройство, жильё, образование и социальную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;

-       обеспечение правовых гарантий выпускников государственных интернатных учреждений на трудоустройство, жильё и иные закреплённые законодательством льготы;

-       координация действий всех государственных и не правительственных организаций и служб, оказывающих поддержку нуждающимся в защите своих прав детям, в том числе и на региональном уровне;

-        создание научно-методической базы социальной защиты детства, в том числе подготовка и переподготовка кадров для работы в государственных интернатных учреждениях и в альтернативных;

-       создание системы учреждений для поддержки детей и родителей, оказавшихся в экстремальной ситуации;

-       совершенствование материально-технической базы, существующих воспитательных учреждений для детей-сирот, и детей лишённых родительской опеки.

Таким образом, социальное сиротство как широкое социальное явление – отражение и порождение  общих социально-экономических процессов в России. Мощным источниками социального сиротства является увеличение семей «социальной группы риска», числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, беспризорных и безнадзорных детей.     Растет количество детей-сирот нуждающихся в полноценном воспитании. И семейные формы воспитания самый наилучший вариант решения социализации детей-сирот. В этом поможет  приемная семья или патронатная семья. Для воспитания в таких детях чувства  ответственности,  любви, понимания и сопереживания, нужен   личный пример каждого взрослого, с которым будет общаться ребенок.

Также рассмотрена мной программа «Дети-сироты», где приняты специальные меры по улучшению условий жизни детей, лишившихся родительской опеки, и возникновение этой программы обусловлено, прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения престижа семьи.

В этой главе я  рассмотрела основные характеристики детей-сирот, преимущества воспитания их в приемных и патронатных семьях. Функции семьи, роли ребенка в семье, возможности усыновления и патронирования детей-сирот. Процедура оформления документов, перечисления лиц которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, патронатными воспитателями. Что нам дает возможность более детально продумать PR- кампанию в этом направлении. Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами PR-технологий  влияющими на сознание  населения Ярославской области.












Глава II.  Исследования форм презентации и содержание информации    о детях-сиротах в СМИ


II.1 Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот

       При исследованиях публикации, посвященных детям-сиротам в региональных СМИ; «Городские новости», «Российская газета», «Северный край», «Юность», журнал «Народное образование»  было выделено 5 основных тенденций:

  1-я тенденция может быть охарактеризована как призыв к гражданскому немедленному включению в решение проблемы социального сиротства в виде различных форм помощи детским домам (с обозначением расчетных счетов детских учреждений);

   2-я тенденция представляет собой своеобразное  запугивание населения подробным описанием асоциальных поступков, которые совершили дети, оставшиеся без попечения родителей (проституция, убийства, кражи), с приписыванием им таких характеристик как грубость,  жестокость, глупость, отягощенная наследственность;

    3-я тенденция представлена в СМИ как использование феномена сиротства для усиления  позиции того или иного политика в политической борьбе;

    4-я тенденция представляет собой ярко выраженное отношение к детям-сиротам, как жертвам взрослой агрессии и взрослого безответственного поведения;

     5-я тенденция предусматривает собой призыв к милосердию, актуализируя  при том в сознании людей христианские традиции, издревле существующие в России.

Полученные предварительные данные позволили развернуть базовое исследование. Среди всего объема информации   о детях-сиротах, которая представлена сегодня в печати, можно отметить, что наиболее часто упоминаются и освещаются  следующие проблемы (большинство авторов считают эти проблемы ключевыми):

·       детская беспризорность

·       растущее количество детских домов

·       альтернативные формы воспитания детей-сирот.

·        

II.2. Отношение СМИ к беспризорным детям

   По мнению большинства авторов, детская беспризорность- это бич нашего времени. В современной России  она произрастает на фоне глубокого экономического кризиса постоянно ухудшающего материальное положение всех слоев населения. В результате детские проблемы как бы отступают на задний план, ни о каком реальном приоритете охраны прав  ребенка говорить не приходится.

   В наиболее острых (пафосных) социально направленных статьях высказывается следующая позиция: издержки развития, и гнетущая социальная напряженность неожиданно породили феномен, с которым, казалось, в индустриально развитых странах было покончено еще в19 в. – современных беспризорников. Подчеркивается, что количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой от 1 до 4 миллионов. Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь  идет о социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе.

В ряде статей делается акцент на то, что среди безнадзорных и беспризорных детей значительная часть – воспитанники интернатных  учреждений. Из-за жестокого обращения  постоянно растет число самовольных уходов детей из этих учреждений. Большинство бездомных детей городские жители (80%), в основном это дети из неблагополучных семей. Причины их отчуждения от семьи – жестокое обращение, нежелание учиться в школе и конфликт с родителями на этой почве. У детей возникает ощущение своей ненужности, отсутствие заботы родственников.             

Образ жизни беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует их ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже читать начинают учиться  только в социально-реабилитационных. Для беспризорных детей характерна грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и сопереживать. У большинства беспризорников наблюдаются психические расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое  перенапряжение приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства.

Безнадзорность, бродяжничество – одна из самых очевидных причин  роста правонарушений, наркомании среди детей. Характерна тенденция автономизации детской преступности, усиления её организованности, укрепления связей с другими возрастными группами преступного мира.

 Анализ текстов публикаций по теме беспризорности позволяет выделить две формы подачи информации:

A.   Данная форма подачи информации о детях группы риска скорее пугает (они все -  наркоманы, преступники, генетически неполноценны), заставляет сторониться этих детей, чем способствует оказанию реальной помощи. В роли негативной установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идеи о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ существа, потерявшего человеческий образ. На самом деле,  в интернат или на улицу может попасть ребёнок любого социального слоя. К сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.

B.   Данная форма подачи информации направлена на то, чтобы вызвать у читателей желание сопереживать, сочувствовать обездоленным детям. В ней нет предложений по решению проблемы беспризорности. Однако чувствительного к чужому горю, способного сопереживать читателя эта публикация может побудить к реальной помощи.

II.3. Отражение в СМИ проблем роста количества  детских домов

    Дети оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание  в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения  для детей сирот, оставшихся без попечения родителей. Это воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Таким образом, Семейный кодекс РФ устанавливает приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Так, например, журнал «Народное образование» 2001 №7 в статье «Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения   родителей» публикует следующие   данные: «последнее десятилетие в Российской федерации держится довольно стойкая тенденция: из 100 000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передается на воспитание в семьи, 30% устраивается на воспитание в детские интернатные  учреждения». Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, но это означает, что «свыше 30 000 детей ежегодно передается    на воспитание в учреждения». Ив настоящее время в России «насчитывается свыше 1000 различных интернатных  учреждений, в которых воспитывается более 150 000 детей, большая часть которых могла бы быть потенциально устроена    на воспитание в семью». Автор сетует на тяжелую социально-экономическую ситуацию, которая «не позволяет перераспределить уже имеющиеся финансовые средства, отсутствие продуманной политики в этом  вопросе». Все это «не позволяет эффективно реформировать существующую систему устройства   детей, обрекая многих  из них на воспитание в условиях учреждения, а не семьи».

II.4. Мнение прессы об альтернативных формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях

     В последнее время в центральной прессе начинают появляться статьи, в которых обосновывается следующая точка зрения – воспитание детей сирот в приемных или опекунских семьях дает лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях. Отечественная и мировая практика   доказывают:  гарантии благополучного будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждении. Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье обходится государству  и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.

     Как правило, эту позитивную идею  защищают авторы  специальных статей, опубликованных в журналах для  профессионалов, а не для массового  читателя, побуждая их задуматься об эффективности  воспитания сирот в государственных учреждениях.

 СМИ Ярославского региона  не достаточно четко доносят до населения информацию о том, что сохранение семьи, как основного института позитивной социализации детей может рассматриваться, как национальная идея, объединяющее наше сегодняшнее общество.

В роли негативной установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идея о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ  существа, потерявшего человеческий облик. На самом  деле, в интернат или на улицу может попасть ребенок любого социального слоя. К сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.

      В результате проведения данного исследования  можно выделить следующие формы подачи информации о детях группы риска в СМИ:

·                   обвинение- государство и власть обвиняются в росте количества сирот и беспризорных;

·                   сочувствие - авторы публикаций стремятся выразить сочувствие и жалость к данной категории детей;

·                   отталкивающая форма подачи информации – текст больше пугает читателей, чем способствует оказанию реальной помощи детям, попавшим в беду. Эти сведения создают определенный общественный настрой по отношению ко всем детям из детских  домов и интернатов, создавая им репутацию людей, которые в будущем станут обузой или угрозой окружающим;

·                   побуждение к действию – предлагаются возможные пути решения существующих проблем, призывы к активному участию в судьбах детей группы риска. Лишь специальные издания (по педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства детально, со всех сторон опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере. Может послужить примером отношение к детям- сиротам журнал «Защити меня!»: «Не клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно и во время вмешиваться и влиять на ситуацию». В подобных изданиях четко просматривается тенденция к действию – решению уже существующих  проблем (4 млн. беспризорников, сироты при живых родителях, проблема социализации сирот, проблема их обучения, трудоустройства и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.

    Многие наши сограждане считают, что эта проблема не касается их лично, что это дело государства или специалистов. Работу с общественным мнением надо начинать с изменения таких убеждений, и в этом нужно объединять усилия и специалистов, и СМИ.


II.5. Исследование социально-психологических установок по отношению к детям-сиротам и альтернативных формам их социализации

Социальная установка – это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект, предшествующая действию и выражающаяся определённым образом относительно данного объекта[20].

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими учёными для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия. Позднее понятие социальной установки – аттитюда – вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъектных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определённые социально принятые способы поведения.

В отечественной психологии  термин «установка» имеет своё значение, свою традицию исследования. Одним из первых в отечественной психологии проблемной установки занимался Д.Н. Узнадзе. Он определял её как целостное динамическое состояние субъекта, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Характеристиками установки являются: скорость и лёгкость формирования, а также амбивалентность (при одном когнитивном компоненте эмоциональный компонент может быть разным) и ригидность (установки с трудом поддаются переделке).

Формирование и изменение социальных установок происходит в процессе социализации. Социальные установки являются продуктом различных влияний, оказываемых на нас с раннего детства семьёй, друзьями во дворе, коллегами по работе и разнообразными другими социальными группами. Все наши суждения, оценки и убеждения формируются под влиянием личного опыта взаимодействия с другими людьми.

При изменении установок на человека также оказывают влияние межличностные контакты, но с возрастом усиливают своё влияние телевидение, радио, газеты  и другие средства массовой коммуникации. В данном случае (с точки зрения Ж. Годфруа) имеет место убеждающая коммуникация. Эффективность убеждения установок зависит от многих факторов, связанных с качествами человека, передающего нам информацию (коммуникатора), с особенностями этой информации и, наконец, с типом реципиента (то ест с нашей собственной личностью).

Таким образом, чем больше доверия внушает коммуникатор, тем легче убелить другого человека  и вызвать изменение его установок. Именно поэтому информация о детях-сиротах, способствующая формированию позитивных установок по отношению к ним, должна поступать от уважаемых, авторитетных, имеющих достойную репутацию людей в заслуживающих доверия региональных СМИ.

Известно также, что чем привлекательнее и дружелюбнее человек, передающий информацию, и чем больше он похож на нас, тем большее влияние он может оказывать на наши установки. В отношении радио и телесообщений можно заметить, что чем убедительнее сообщение, тем быстрее меняется установка. Сообщение, однако, не должно слишком сильно отличаться по своему содержанию от мнения реципиента. С другой стороны, сообщение окажет более сильное воздействие, если удастся показать реципиенту, какие драматические события могут произойти, если он не изменит свою установку. Очень действительным в этом плане оказывается страх, к которому иногда прибегает реклама, - при условии, что предрекламные последствия носят правдоподобный характер, и что одновременно предлагаются новые реалистические решения проблемы. Но этих двух элементов недостаточно. Эффективнее всего, по-видимому, сообщение действует в том случае, если оно часто повторяется по радии или телевидению. Относительно реципиента важно отметить, что мы восприимчивее к тому сообщению, которое нас близко касается – с учётом сложившейся ситуации, насущных потребностей и преследуемых нами целей.

Рассмотрение влияния убеждающей коммуникации на изменение установок личности в данной работе имеет большое практическое значение, так как одной из перспективных целей в дальнейшем может стать разработка теле- и радиопрограмм с учётом выявленного содержания социальных установок населения.

Для изучения существующих социально-психологических установок населения Ярославской области по отношению к социальным сиротам и возможному участию в их социализации мной  было проведено социальное комплексное исследование. Оно также позволило изучить формы подачи и содержание информации о детях-сиротах в средствах массовой коммуникации.

Исследование включало использование бланковых опросных методов (анкетирование значительной по объёму выборки), метода беседы, проективных рисуночных методов (для репрезентативной группы испытуемых).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.