Рефераты. Характерные черты информационной поддержки программы "дети-сироты" в ярославских региональ...






Из ярославского специализированного дома ребенка №1 несколько лет назад усыновили в Америку мальчика с ДЦП. Он ходил там, в специальных ходунках, которые отлично видны на присланном  снимке, ездит с приемными родителями в путешествия, читает стихи и поет. А 13 лет назад в ту же Америку уехала несчастная девчушка Оленька, которая из-за тяжелейшего заболевания костной системы в три года не могла не то что ходить, но даже двигаться. Этим летом она, забывшая напрочь и русский язык, и свое русское имя, приезжала с приемными родителями к родителям  родным,   которые когда-то, не имея возможности вылечить, отдали своего ребенка на попечение государству. Ситуация крайне болезненная для биологических родителей девочки, но факт,  что она стала полноценным человеком, перенеся за кордоном несколько тяжелых и, естественно, дорогих операций, не брать во внимание тоже нельзя. Сегодня эта девушка занимается музыкой, увлекается фотографией[23].

Из того же дома ребенка №1 иностранцы удочерили малышку цыганских кровей с врожденным сифилисом. Эсмеральду, как здесь называли за артистизм и певческий талант, до сих пор очень тепло вспоминают. «Кто бы её здесь взял  с таким то диагнозом»- говорят работники учреждения. И спорить с ними трудно.

Только что «на побывку» из Франции в когда-то родной  ярославский детский дом  приезжали две сестры, прожившие во Франции уже больше десяти лет. Отстающих в развитии близняшек  удочерили люди, у которых было двое своих, уже почти взрослых детей. Сегодня девочки учатся в выпускном классе школы и подрабатывают в парижской архитектурной мастерской, мечтая стать архитекторами или дизайнерами. Сейчас оформляются документы на усыновление мальчика, у которого совсем нет кистей рук. Оказалось, что в американской семье, куда он должен попасть, сталкивались с подобной проблемой, а поэтому знают, как ухаживать и помочь. Таких историй со счастливым концом немало.

А вот в историях с не очень радужным финалом фигурируют чаще почему-то соотечественники. Например, в отличие от иностранцев, никогда еще не возвращающих усыновлённых детей обратно в ярославские детские дома, местные жители это делают довольно часто. С десяток лет назад удочерила бездетная пара девочку, а через год судьба их осчастливила дочкой родной. Девочки росли вместе, однако потом в семье что-то надломилось, родители стали выпивать, в подростковом возрасте приемной дочери они посоветовали идти  на поиски родной матери.

Одинокая бездетная женщина очень долго выбирала ребенка, металась от одного к другому, наконец, выбрала и…вернула его через несколько дней, объяснив, что собака его не приняла. Уставшая от одиночества 50-летняя дама взяла под опеку 4-летнего мальчика. В  детдом он вернулся через месяц: дама поняла, что ребенок несколько отличается от игрушки, и пошла на попятную. Малыша вскоре усыновила другая семья. Другой сирота прожил в семье два с лишним года, когда родители решили, что несколько флегматичный характер мальчика не подходит, и тоже ребенка вернули.  Чтобы малышу было не так больно, работники  дома ребенка по очереди  брали его домой. Потом для него, к счастью, тоже нашлись настоящие папа с мамой[24].

- Такое происходит потому, что люди часто идут на усыновление не ради ребенка, а ради себя: чтобы была помощь в старости, было кому оставить наследство,- считает главный врач дома ребенка №1 Любовь Роговская. - В этом же деле главное – помочь обездоленному ребенку выжить. Если решение об усыновлении базируется на этом, а не на жалости к себе, любимому, в благополучии усыновлённого ребёнка  можно быть уверенным.

За судьбой  и тех, кто поселился в российских семьях, и тех, кто улетел за океан, три года следят органы опеки и попечительства. По словам Веры Сумеркиной,  агентства или представительства, которые занимались вопросами усыновления, регулярно обязаны присылать отчеты. За первый год жизни ребенка в  новой семье в органы опеки должны прийти два отчета с промежутком в полгода – фотографии, видеосъёмки, письменные свидетельства и так далее, по которым можно судить о качестве жизни в приемной семье. В последующие два года отчеты приходят раз в год. На этом связь прерывается, и если на огонек к усыновителям-россиянам представители опеки и попечительства могут при желании заглянуть и впоследствии, то детей, усыновленных за кордон такая забота уже не коснется. Вся надежда остается на систему  контроля, существующую в той стране. До сего  дня негативной информации в Ярославль не поступало.

Впрочем, довольно часто усыновители поддерживают связь с детдомами исключительно по собственной инициативе. «Вы не представляете, как мы благодарны вам за Диму,- пишут из Москвы в дом ребенка №1 счастливые родители не менее счастливого малыша.- Удивительно, сколько хорошего  вам удалось в него вложить - доброта, сострадание, фантазия, самостоятельность…Жизнь стала интересной, насыщенной каждый день полон смысла, каких-то открытий, совместных забав! Даже когда Дима засыпает, мы созваниваемся и пересказываем, друг другу последние новости – что сказал, как играл, какую новую рассказку придумал ». Не каждому родному перепадает столько любви.

Чтобы в россиянах, которые всё же предпочтительнее иностранцев хотя бы из чисто патриотических соображений, как-то расшевелить желание взять в семью осиротевшего ребенка, в Ярославской области предусмотрены ежемесячные выплаты на детей, находящихся под опекой и в приёмных семьях.

Впрочем, работники дома ребенка №1, ежедневно смотрящие в полные надежды ребячьи глазенки, ура-патриотизмом не болеют. Право на счастье и семью, говорят они, имеет каждый ребенок, а какая это семья – русская или иностранная – не важно.  Главное - чтобы ребенка там любили. Восемь работников дома ребенка сами стали усыновителями. Да и попробуй-ка  хладнокровно ответить на вопрос крохи, увидевшей приехавшего за кем-то усыновителя: «За мной приехали. Я тоже домой хочу!»[25].

Анализ региональных СМИ показал: информация, предложенная, читателям недостаточно полно раскрывает, возможности усыновления детей-сирот. Редки в газетах публикации на тему детских домов, детей-сирот, семей усыновивших детей, о патронатных семьях нет вообще информации. В газетах в основном говорится о материальной поддержке, о финансировании приемных и  опекунских семей. Ничего не рассказывается о внутренних переживаниях детей, оставшихся без попечения  родителей, о их творчестве, о их успехах.   Не по однуму каналу средств массовой информации нет правовых норм усыновления, оформления опеки и попечительства. Откуда же людям знать, что то о детях-сиротах если информация очень скудная и не интересная. Эта двойственность позиции может стать еще больше запутанной и неопределенной, если форма подачи информации  о реальной ситуации с детьми-сиротами и позитивном опыте семейного устройства в нашей области не будет более ответственной и профессиональной.

Средства массовой информации не включены  в целенаправленную работу по преодолению проблем социального сиротства. Их выступления, акции носят эпизодический характер. Хаотическое освещение  различных тем служит в основном для привлечения внимания к тому или иному аспекту проблемы, но далее этого дело не идет, - возможно, потому, что сами журналисты не могут содержательно разработать тему социального сиротства.

Круг освещаемых тем однообразен. Это статьи и телефильмы про жизнь детей, в детских домах, по детскую проституцию, про детей-наркоманов        . Реже встречаются материалы о суицидах, о трудных подростках, о подростковом насилии.  Темы вспыхивают и исчезают. Уровень освещения этих тем говорит о том, что журналисты имеют обывательские представления о проблемах, которые излагают, и следовательно, только укрепляют мифы, всегда присутствующие в общественном сознании. Публикации носят поверхностный характер, не вскрывают корни проблем, иными словами, «поговорили об этом и уже хорошо».

Формирование гражданской позиции средств массовой информации в сфере социального сиротства – дело ближайшего будущего. Возможностями, которыми располагает СМИ, далеко не полностью задействованы в сфере решения проблем социального сиротства. А использование их необходимо. Серьёзное формирование общественного мнения невозможно представить себе без использования ресурсов, которыми располагают СМИ. Социальное сиротство – национальная проблема, и значение общественного мнения очень велико. Привлечения внимания общественности к новым для Росси формам работы, объяснение того, как население могло бы их использовать, формирование отношения к новым методам решения старых проблем, «приживления » новых моделей – все это сфера деятельности СМИ.


Глава III. Специфика PR-технологий направленных на изменение социально психологических установок определяющих негативное отношение к подобным формам социализации детей-сирот


III.1  Рекомендации для специалистов в области СМИ, заинтересованных  в решении проблемы детской беспризорности

Необходимо целенаправленно формировать конструктивное деятельное отношение к социально проблемным детям. Этому могут способствовать трансляция в разных формах следующих установок, и позиций:

·                   Ребенок оставшийся без родителей, попавший на улицу, оказавшийся в зоне военных действий,- это ребенок, попавший в беду. Его судьба требует внимания и участия со стороны государства и общества. Он нуждается в помощи - не в изоляции, не в наказании, не в подавлении – в помощи.

·                   Ребенок, «выпавший из нормы», - это ребенок в экстремальной ситуации. Экстремальная ситуация предполагает срочное реагирование и соответствующие меры. Ребенок может нуждаться в лечении, спе6циальном обучении и т.д. не в силу ущербности своей личности, а в связи с обстоятельствами своей жизни.

·                   У любого ребенка в любом возрасте и любом состоянии есть возможность измениться и вернуться к нормальной жизни, если изменится окружающая его среда и обстоятельства.

·                   Успешная социализация сложных категорий детей возможна только при консолидации всех общественных структур и институтов.

·                   Возвращение к нормальной жизни сложных детей возможно лишь в условиях общей реабилитации детства: в утверждении права любого  ребенка на самореализацию, уважение и развитие.

На формирование такого отношения к детям группы риска безусловно влияет ответственная форма подачи информации о всех перечисленных выше темах региональных СМИ, Только при этом условии можно приобщить рядовых граждан к участию в судьбах детей группы риска, к осуществлению их позитивной социализации.


III.2 Специфика средств массовой информации

Специфические методы СМИ не позволяют им в полной мере выполнять информационные и аналитические функции. Но у прессы есть свои задачи и функции. А функции эти складывались на протяжении всей истории прессы. Эта же история печати, затем радио и телевидения показывает, что пресса выступает значительной общественной силой и, как всякая сила, может быть созидательной, а может стать и разрушительной. И зависит от того, каким она целям служит, какими идеями руководствуется, в чьих руках находится.

Участвуя своими специфическими  средствами в демократизации общества, пресса вовлекает широкую аудиторию и отдельного человека в социальное творчество, в поиск оптимальных путей решения возникающих в жизни проблем.

Поэтому для привлечения внимания общественности Ярославского региона к проблемам детей-сирот, к семьям взявшим, под свою опеку детей из детского дома, целесообразней использовать средства массовой информации. С помощью  прессы формировать позитивное отношение к таким формам социализации детей-сирот, как приемная семья, патронатная семья семейный детский дом. С помощью формирования общественного мнения повлиять на произвол чиновников и органов опеки. Они потенциальным усыновителям намного усложняют процедуру оформления документов, усыновители сталкиваются со стеной непонимания в лице чиновников.

Организуя открытую взаимосвязь между СМИ Ярославского региона и напрямую с детскими домами, с семьями, усыновившими детей, мы позволим общественности больше узнать, об их  жизни, их интересах, и  вообще об этих людях, вызвать интерес и сопереживание к этим детям.

Надо учесть то, что газеты по самой своей природе поставляют информацию потребителю «порциями» (номерами, программами), каждая из которых должна иметь цельную концепцию, а это уже обуславливает определенный спектр информации.

Пресса, далее, по разным- организационным, творческим и иным соображениям всегда дает отобранную из безбрежного потока информацию, оставляя за пределами номера (передачи) какие-то сведения.

А еще ведь вступают в действие другие, не всегда технологические, мотивы и рамки. Органы прессы неизбежно несут на себе печать политических или прочих интересов и подчинены каким-то идеологическим целям и задачам. Так  они по самой своей природе вынуждены стоять на стороне какой-то «партии» (в широком смысле). Этими «партиями» могут быть политические организации, учредители, читательские и зрительские  аудитории. К тому же продукт деятельности редакции всегда зависим ее сотрудников и тем более - главного редактора.

3.3. Влияние на установки по средствам СМИ.

         В общем плане установки  можно разделить на три категории: положительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки). Человек склонен что-то отстаивать, выступать против или оставаться безразличным. Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, остается нейтральным. Вместе с тем существует сравнительно небольшая часть людей, которая решительно ее разделяет, другая часть, столь же малочисленная, - решительно отвергает. Преимущественное  большинство остается пассивным, нейтральным, индеферентным, политики называют «молчаливым большинством». Именно эта часть людей во многих случаях, решает исход поставленной задачи.[26]

         Трудно изменить сознание человека, решительно выступающего против определенной проблемы или лица. И, наоборот, легко добиться поддержки со стороны человека, откровенно отстаивающего проблему или симпатизирующего лицу. Именно на это обстоятельство обратил внимание исследователь Леон Фистингер, когда говорил о «когнитивном диссонансе». Он, в частности, пришел к выводу, что индивиды не проявляют интереса к информации, полностью не отвечающей их собственной точке зрения или диссонирующей с ней, соответствующей  их собственным установкам или созвучную с ними. Для достижения своей цели организация может попытаться устранить такой диссонанс.

Понимание сути этой теории, потенциальных возможностей оказания влияния на «молчаливое большинство» приобретает исключительное значение для специалиста по паблик рилейшенз, цель которого – заручиться поддержкой большинства с помощью понятной, продуманной и убедительной коммуникации. Перевести человека из латентного состояния (с точки зрения формирования установки) в состояние широкой информированности, а потом в активное состояние становится делом мотивации.

Поступки, мысли,  установки людей могут мотивироваться действием различных факторов, причем каждый человек по-разному реагирует на одни и те же обстоятельства. Дело в том,  что мотивирующими для каждого индивида выступают различные побуждения и потребности.

         Для изменения социально-психологических установок населения Ярославской области, определяющих негативное отношение к новым формам социализации детей-сирот, надо использовать следующие правила: 

1.                Использовать главное русло. Заручиться поддержкой органов власти, представительств органов опеки, представителей всех слоев населения.

2.                Не обижать людей, которых мы стремимся переубедить. Предоставлять информацию о детях-сиротах, о детских домах, о семьях взявших детей на воспитание, о финансировании программы «Дети-сироты» наиболее полно, открыто, охватывая весь спектр данной проблемы. Люди должны получать информацию от человека, которого они считают своим. Невозможно переубедить того, кого вы оскорбили или оттолкнули от себя.

3.                Использовать моральные доказательства как вспомогательное средство, а не как главный аргумент. Моральные ценности изменить трудно. Намного проще заручится поддержкой, демонстрируя практические преимущества,    нежели говоря об аморальности.

4.                Не думать, что для изменения поведения нужно менять установку. Исследования психологов ставят под сомнения предположения о том, что ближайший путь к изменению поведения лежит через изменение установок. В действительности же связь между установками и поведением зачастую очень слабая.

5.                Не зазывать людей к себе, а самим идти к ним. Большинство людей  не интересуются проблемами детей-сирот и никогда ни принимали  участия в их жизни. Поэтому надо разработать реалистическую стратегию, положившись на добрую волю общественности и требуя от людей больше, чем они готовы сделать.[27]

     Исходя из  закономерностей формирования общественного мнения по нашей проблеме. Потому что население Ярославской области составляет свое представление о детях-сиротах, опираясь, прежде всего на материалы средств массовой информации, следует сделать вывод, что телевидение может существенно повлиять на установки и стереотипы представлений о детях-сиротах, существующие у населения. При подаче информации  о детях-сиротах и их жизни следует, прежде всего, использовать именно это средство массовой информации.

     Поэтому главной задачей  организации PR-процесса является установление плодотворных деловых отношений с печатными и электронными средствами массовой информации. Завоевание уважения  и доверия  со стороны  работников этих важных звеньев общения с общественностью способно во много раз увеличить нужный нам эффект.

     Использование прессы в программах PR- предполагает в конечном счете какие-то изменения в общественном мнении или общественном сознании пусть даже  и определенной аудитории. Это воздействие на аудиторию определяют двумя понятиями: действенность и эффективность.

     Действенность – это быстрая реакция общественности или органов управления на выступления прессы.

     А под эффективностью подразумевается  степень достижения поставленных целей и удовлетворения аудитории адресованной ей информацией. Поэтому каждое выступление, как и вообще газету, передачу, программу в целях PR надо готовить с расчетом на реальную аудиторию. Для этого журналист должен знать ее социальные запросы и потребности в информации о тех или иных фактах или событиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.