Рефераты. Христианский брак и современные вызовы






В результате «путешествий» по Всемирной паутине WWW 44% детей подвергались сексуальным домогательствам; 14,5% детей начали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречу в одиночку, а 7% так никому не сообщили, что с кем-то встречаются [27].

Другой опасностью манящей виртуальной реальности для наших детей является интернет-зависимость. Подростки наиболее подвержены зависимости от социальных применений интернета – участия в групповых играх, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

Ролевые он-лайновые (интерактивные) интернет-игры, как правило оккультного содержания, дают больше всего возможностей в принятии роли и ухода от реальности, которая с развитием технического прогресса становится все совершеннее и реалистичнее. Интерактивные игры отличаются от обычных тем, что игроки играют не по отдельности, а все вместе, причем в режиме реального времени. Одновременно на сервере могут играть сразу несколько тысяч человек.

Играющий сам создает свой персонаж, после чего у него начинается виртуальная жизнь, где нужно зарабатывать деньги, завоевывать города, заводить друзей, за которыми стоят люди, живущие, возможно, в другом конце страны или мира. В процессе игры персонаж ребенка, тем дальше он сам отдаляется от реального осознания собственной личности. Юноша заменяет себя персонажем игры и пытается реализоваться в иллюзорном мире. Такая виртуальная зависимость приводит к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам, эмоциональным перегрузкам, к индивидуализму и отчуждению. Такие подростки чаще испытывают депрессию и чувство одиночества. Они замкнуты и имеют проблемы в непосредственном общении со сверстниками.

Говоря о подростке-христианине, можно сказать что у него происходит постоянная борьба с собственной совестью, которая все тише и тише взывает к нему. Подросток перестает уделять время молитве и Слову Божьему, из-за чего сильно страдают его отношения с Богом. Ему перестает быть интересны молодежные служения и друзья-христиане, и все с меньшей охотой он посещает богослужения. Происходит духовный упадок.

Народная мудрость гласит, что лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить. Многое предстоит пройти нашим детям: найти призвание, определить свое место в жизни, научиться взрослеть самому, сформировать свои ценности и решить во что им верить. Виртуальные технологии несут с собой не только много преимуществ, но и целый букет неведомых доселе проблем. Однако прогресс остановить невозможно. Наша задача, основываясь на библейских принципах, воспитать детей так, чтобы они научились извлекать из новых достижений максимум пользы, но никогда не допускать, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира.

2.11.2. Общение в социальных сетях и его последствия

Одним из быстрорастущих современных вызов ведущих к распаду семей и уходу христиан из Церкви является общение в социальных сетях. С каждым месяцем автор наблюдает увеличение числа христиан, регулярно проводящих время в сетевом общении. Уже давно известно, что Интернет способствует развитию греховных душевных отношений, которые Библия называет бесовскими (Иак. 3:15).

По оценке Всероссийского Цента изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние два года примерно 15% браков в России расторгаются из-за активного участия хотя бы одного из супругов в социальных интернет-сетях.

Часто это происходит потому, что сам процесс ухаживания сегодня у многих переместился в Сеть. В современном информационном обществе ухаживать и завоевывать привязанность человека можно не отлучаясь со своего рабочего места.

У многих христиан, активно использующих новые информационные технологии (IT) искушение душевного общения начинается с нейтральных форм общения в чатах (например: ICQ, именуемой в народе «аська»), специализированных форумах, с сообщений электронной почты, т.е. тех коммуникационных средств и сред, без которых не мыслится использование информационных технологий. Сначала это волнующая новизна, непознанный мир возможностей. Потом это образ жизни. Для некоторых регулярное общение перерастает в новые знакомства, сердечные страсти, общение обо всем на свете.

Исполняя служебные дела, переходя от страницы к странице, от одного сервера к другому пользователи встречают баннеры эротического содержания с приглашением посетить специализированные сайты знакомств, которых в российском сегменте Интернета существует не мало. На забуду, как по всей Москве недавно висели огромные плакаты рекламирующие очередной сайт знакомств, на которых был изображен кипящий котел, разжигаемый бесами, в котором, как бы варясь, находились изображения прелестей этого мира: обнаженные девицы, модные парни, дорогие автомобили, деньги, украшения и прочий мусор. На фоне этого изображения была надпись: «Здесь кипит жизнь», а ниже приводился адрес сайта, посетители которого могли бы отведать все приведенные деликатесы сатаны. 

Но, если раньше семейные проблемы провоцировали специализированные сайты знакомств, то сейчас на передний план вышли социальные сети - «ВКонтакте» (www.vkontakte.ru), «Одноклассники» (www.odnoklassniki.ru), «Мой Мир» (www.mail.ru) и другие аналогичные службы. На этих сайтах пользователи создают анкеты, размещают свои фотографии, описывают карьерный путь, и начинают искать своих старых друзей, сослуживцев, одноклассников и одногруппников, а найдя писать им сообщения, добавляя их в список друзей. Просматривая анкеты своих друзей, пользователи то и дело знакомятся с совершенно незнакомыми им людьми, ссылки на анкеты которых находятся на страницы их друзей. Погрузившись в эти сайты, люди не только возобновляют прежние романы, но и заводят новые.

Опасность такой переписки с новыми и старыми знакомыми такова, что уже светские эксперты во всеуслышание говорят о ней. Ниже приведу высказывания некоторых из них.

Ведущий семейный психоаналитик петербургского Психоаналитического центра на Фурштатской Елена Билим считает: «То, что число семейных конфликтов вследствие повального увлечения социальными сетями будет расти, очевидно».

«В моей практике было предостаточно случаев, когда семьи начинали распадаться из-за активного общения кого-то из супругов в социальных сетях, - говорит семейный психолог и психотерапевт Борис Новодержкин. - Как правило, это связано с неудачными или незавершенными романами в школьные годы. И эти романы могут всплыть спустя значительное количество лет.

У людей сохраняются образы «девочки из школы» или «мальчика из школы», не имеющие никакого отношения к реальности. Другими словами, встретил бы на улице - не вспомнил и знакомиться с целью завести роман точно бы не стал. А в Сети начинается лирическая переписка.

Поначалу человек даже не совсем понимает, чего он хочет. И не осознает, чем это может закончиться. Всем же безумно интересно выяснить, что у партнера творилось в душе, когда они расстались» [28].

Лев Щеглов, ректор Института психологии и сексологии, доктор медицинских наук, профессор, не склонен к драматизированию: "Ситуации, когда семьи рушились после того, как один из супругов восстанавливал отношения с любовью юности, были всегда. Только раньше отправной точкой для этого служили не социальные сети в Интернете, а случайные встречи или традиционные сборы одноклассников [28].

«Популярность подобного рода интернет-ресурсов во всем мире эксперты объясняют тем, что у людей в последнее время возросла потребность в общении, в социализации. Однако эксперты не рекомендуют радоваться такому всплеску. Несмотря на то что социальные сети действительно помогают людям удовлетворить часть своих коммуникативных потребностей, их растущая популярность является тревожным звонком для общества. Это значит, что традиционные социальные институты (семья, церковь и другие) находятся в критическом состоянии.

Эксперты недоумевают: о каких коммуникативных процессах, например, внутри семьи можно говорить, если брак все чаще начинает восприниматься как взаимовыгодное партнерство двух людей? При таком положении вещей не стоит удивляться, если вскоре это приведет к тому, что социальные сети превратятся не в один из многих, а в единственный способ коммуникации между людьми. И тогда для «полноценной» жизни достаточно будет всего лишь наладить «общение» со своим компьютером» [28].

И это все говорят светские ученые! Христианам, использующим описанные выше коммуникационные сервисы и среды (я не имею в виду специализированные сайты знакомств, там нам совсем делать нечего), я бы порекомендовала в своих анкетах, будь-то личные данные ICQ или страничка социального сервиса «ВКонтакте», указать о своих религиозных взглядах и семейном положении. Нам следует открыто провозгласить о своих христианских ценностях, раз так активно используем подобные сервисы. Если человек несет служение в Церкви то ему обязательно надо указать, кем он является в Теле Христовом, а в разделе «цитаты» привести отрывки из Писания.

Из-за новизны IT, сервисов и сред мы еще не может знать масштабы тех неприятностей и поражений, которые несут нам современные информационные технологии, но статистика такова, что более 50% мужчин-христиан, использующих Интернет регулярно, сознательно просматривают медиа ресурсы порнографического содержания - это тексты, графические или видео изображения, созданные с намерением возбудить половую активность. В прежние времена порнография была доступна ограниченному кругу людей, а сейчас все изменилось. Её предлагают в магазинах, гостиницах, ее можно получить не выходя из дома или на рабочем месте. Доступ к Интернету, легкое прикосновение к клавиатуре – и мужья могут получать порнографические материалы в то время, когда в другой комнате спят их дети и жены.

Господь освобождает от цепей душевных связей и зависимости от порнографии. В последнее время в Сети стали создаваться христианами сайты с хорошо продуманными сетевыми дистанционными интерактивными курсами, цель которых помочь христианам оставить множество греховных привычек, таких как душевное общение,  онанизм, супружеская неверность, гомосексуализм и др. Авторами таких ресурсов являются христиане, находившиеся в подобной зависимости, и получившие свободу во Христе. Курсы, как привило, рассчитаны на несколько месяцев ежедневных выполнений заданий с обратной связью для отправки отчетов о своих победах и поражениях христианам-наставиникам, которые через электронную почту со всяким постоянством ежедневно молитвами и своими ответами поддерживают проходящих реабилитацию пользователей. Обязательным условием прохождения всего курса является установка на компьютер одной или нескольких  специальных компьютерных программ - контент-фильтров, назначение которых заключается в отказе пользователю  переходить на известные программе  сайты знакомств, эротики и др. развлекательных порталов, блокировании непристойного контента при просмотре незнакомых веб-страниц и удалении поступающих сообщений электронной почты, затрагивающих сексуальность человека или имеющих ссылки на сайты сомнительного содержания. 

Христианам, страдающим от подобных проблем, я бы порекомендовала посетить международный христианский интерент-портал settingcaptivesfree на русском языке – его адрес: #"#" target="_blank">Как видно из статистики, создание брачного союза к возрасту 25 лет перестало быть нормой.

В соответствии со сложившимися тенденциями увеличивается средний возраст вступления в первый брак: в 2002 году он составил 26,2 года у мужчин и 23,5 года у женщин.

Люди сейчас вступают в брак, прежде всего, чтобы быть вместе с любимым человеком (отмечают 57% респондентов); для продолжения рода (40%); чтобы не быть одинокими, гарантировать стабильную старость (24%); «по расчёту», чтобы найти партнёра не только в семье, но и в карьере, бизнесе и т. п. Реже заключают брак, потому что «так принято», в соответствии с религиозными и национальными традициями (7%) и для того, чтобы иметь надёжного сексуального партнёра (7%) [33].

Мнение, что наиболее распространены браки по любви, доминирует во всех группах опрошенных с разным семейным положением. Но более всего характерен такой ответ для холостых/незамужних, женатых/замужних и вдовых опрошенных (58-59%), наименее характерен он для состоящих в гражданском браке и тех, кто живут отдельно, но не разведены (по 48%). Причину «продолжение рода» чаще других указывают холостые / незамужние и женатые / замужние респонденты (41-43%), реже - те, кто живут отдельно, хотя и не разведены (16%). На боязнь одиночества ссылаются, прежде всего, вдовцы и вдовы, а также живущие в гражданском браке (по 28%). На расчёт - в первую очередь разведённые (25%). На традицию - живущие порознь, но не разведённые (24%) [33].

Ко всему прочему, регистрируемые браки становятся менее стабильными. Более трети распавшихся браков, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)  за 2006 год, составляют молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет, почти половина бывших брачных пар имели детей.

 ВЦИОМ представляет данные о том, кто из супругов, с точки зрения россиян, чаще бывает виноват в разводах; что обычно вынуждает людей к разводам, а что препятствует этому; в каких случаях можно разводиться; кому лучше оставлять детей после развода; как респонденты относятся к фиктивным бракам и разводам.

Кто больше виноват в распаде семьи - муж или жена? Большинство опрошенных (62%) считают, что, как правило, оба супруга в равной мере (причём в 1990 г. это мнение также доминировало - 59%). 13% склонны возлагать вину на мужей, 7% - на жён. По мнению 16% респондентов, в разводе никто из супругов не виновен, всё дело в обстоятельствах. Среди мужчин 10% обвиняют в распаде семьи жён, 6% - мужей; среди женщин 18% - мужей, 3% - жён [34].

По общим данным, толкают людей к разводам прежде всего алкоголизм или наркомания одного из супругов (отмечает 51% опрошенных), отсутствие собственного жилья (41%), невозможность прокормить семью из-за низких доходов (29%), вмешательство родственников в дела семьи (18%) [35]. Реже среди причин разводов указывают невозможность иметь детей (10%), длительное раздельное проживание (8%), тюремное заключение (3%) или хроническую болезнь одного из супругов (2%). По мнению 31% опрошенных, в распаде семьи обычно виноваты сами супруги, а не какие-либо обстоятельства [34].

При этом за последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию (рост с 33% до 51%), отсутствие собственного жилья (с 21% до 41%) и невозможность прокормить семью (с 8% до 29%) [36].

С утверждением, что "можно разводиться в любом случае, хуже от этого не будет" согласилось 9% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, и 12% в возрасте от 25 до 34 лет. Такое же количество людей по обеим возрастным категориям придерживается противоположной точки зрения - нельзя разводиться ни в коем случае и нужно сохранять брак любой ценой. Общая доля респондентов, осуждающих разводы в принципе, составляет 12%. 17 лет назад выступающих за сохранение брака "любой ценой" было больше - 17% [35].

Препятствуют разводам чаще всего невозможность «поделить» детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%). Ссылаются также на неприятную, тяжелую процедуру развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). По мнению 23% россиян, на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда; в 1990 г. эта точка зрения озвучивалась чаще - 29% [34].

«Кому лучше оставлять детей после развода - матери или отцу? В настоящее время, как и в 1990 г., относительное большинство (43%) полагает, что это зависит от конкретных людей. За 17 лет сократилось число тех, кто отмечает, что в одиночку ни мать, ни отец не могут хорошо воспитать ребёнка - с 33% до 14%. Одновременно возросла доля тех россиян, кто встает на сторону матери - с 17% до 38%. В пользу отцов по-прежнему высказываются лишь 2% опрошенных. Соотношение тех, кто считает, что матери лучше воспитывают детей, чем отцы, среди женщин составляет 46% против 1%. Интересно, что и мужчины чаще высказываются в пользу матерей (в соотношении 29% против 3%).

Фиктивные браки и разводы ради решения бытовых проблем считают допустимыми 50% опрошенных, нетерпимо к этому относятся 39% респондентов. В 1990 г., напротив, доля тех, кто осуждал подобные поступки, немного превышала долю тех, кто их считал оправданными (43% против 39%). Опрошенные до 60 лет, особенно молодёжь, скорее допускают фиктивные браки и разводы, респонденты старше 60 лет - скорее нет» [34].

Таким образом, браков в России заключается меньше на 4%, но за 10 лет возросла доля людей, живущих в гражданском браке - с 3 до 7%. По переписи 2002 года среди 20-24-летних и 25-29-летних каждый пятый и седьмой брачный союз соответственно не были юридически оформлен (среди населения всех возрастов - 10%). Несмотря на то, что официальная статистика не учитывает гражданские союзы, они, как утверждают исследователи Института экономики переходного периода, стали довольно устойчивыми. Замещение формального брака гражданским может свидетельствовать о более серьезном отношении к этому институту, нежели у старшего поколения [35].

III. РЕАКЦИЯ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

3.1. Реакция христианской семьи на современные вызовы

Так как Церковь состоит из семей, а семьи в свою очередь состоят из отдельных личностей, важно рассмотреть роль каждого верующего в отношении к существующей мировой системе.

3.1.1.Отношение христианина к миру

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

1 Иоан.2:15-16.

Для начала раскроем понятие христианин. Наиболее удачно дать это определение, по моему мнению, удалось Ричарду Нибуру: «Христианин – это человек, считающий себя членом сообщества людей, для которых Иисус Христос – Его жизнь, слова, дела, судьба – представляют высшую ценность как Ключ к пониманию себя и мира; как Источник знания о Боге, человеке и нравственности; как постоянный Спутник совести; как долгожданный Избавитель от зла» [37].

Понятие «мир» часто относится к тому миропорядку, который образовал сатана. Этот миропорядок существует независимо от Бога. В этом веке сатана использует мирские идеи, нравственность, философию, психологию, культуру и т.д., чтобы противостоять Богу и Его праведным стандартам. К примеру, он может использовать медицину, чтобы оправдывать и поощрять убийство не рожденных детей; сельское хозяйство, чтобы производить губительные для жизни наркотики и алкоголь, образование, чтобы насаждать нечестивую философию. Мировая система состоит не только из явного зла, безнравственности и греховных удовольствий; это также – дух бунта, противления и безразличия к Богу [38].

Сатана – это бог сегодняшней мировой системы. Он организовал этот мир в политическую, культурную, экономическую и религиозную системы, враждебные Богу и Его народу [38].

Насколько злым является дьявол, настолько же злым является и этот мир, который воплощает в себе все испорченное и растленное и который развращает всех, кто попадает под его власть и влияние.

Иаков отмечает, что принадлежность миру влечет за собой определенный склад ума: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Вражде против Бога сопутствует сосредоточенность на себе. Павел описывает противоположность между миром и верующими, связывая ее с абсолютно разными восприятиями вещей. Причина различия в понимании заключается в различии участвующих в нем «духов»: « Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога… (1 Кор.2:12). Исходящее от Христа предполагает направление ума, совершенно отличное от взглядов мира. Иисус говорил, что Он не связан со злыми помыслами, мнениями и обычаями мира, и Он показывал это Своей жизнью. Его ученики и последователи должны делать то же самое [39].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.