Рефераты. Христос в Масульманстве






Докетизм.


“Докетизм - так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В истории христианских догматов различается семь видов  докетизма, одно из которых - учение Василида, что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении, или учение  Маркиона, что Христос  являлся исключительно как дух” [68]. В самом докетизме нельзя определить какой  либо системы в их учении, где христологические темы переплетаются  с восточными  представлениями и понятиями о космологии. Первым писателем, говорящим о докетизме, был Феодорит.  Мы находим упоминание у Ипполита в опровержении против ересей  (кн. VII,  8-11), он считает их определенной гностической сектой.

Учение докетов.


Согласно Ипполиту эта ересь схожа с учением Симона и Валентина. Они  говорили, что  отношение Бога к этому миру схоже  с образом семени, дерева и плода. “Как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом.  Демиург, огненный Бог, создал внешний мир” [69]. Само существо Демиурга - тьма, и  в самой тьме  он  держит  нисшедшие из мира света вечные идеи - души, и заставляет их менять постоянно свой образ (душепереселение). Но это блуждание прекращается с появлением Спасителя, который сотворен  действием всех эонов, и называется  Единородным. Его земная жизнь, как толкуют ее докеты, связана с тридцатью идеями тридцати эонов. По Баумгартену-Крузиусу определяется семь видов докетизма:

1.  Учение Филона и Иосифа о том, что тела, в которых проявлялись небесные существа, не принадлежали им самим, а были лишь внешней для них формой.

2.  Учение Василида, что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении.

3.  Учение Симона, что телесная природа Христа была  только видимостью.

4.  Учение валентиан и Вардесана, что Христос - сверхъестественное существо и имеет лишь чувственный образ.

5.  Учение последователей Василида,  что естество Христа изменилось после  Его смерти.

6.  Учение Керинфа, по которому в Иисусе Христе существовало два естества и они были различны между собой и соединились лишь случайно.

7. Учение Аполлинария и Евтихия, хотя они признавали двоякую природу Иисуса, но больший акцент делали на божественной, в которой природа человеческая растворилась [70].

Учение Василида и Мани.


Василид и его доктрина о призрачности Христа.


Василид - гностик, родом  сириец, переселился из Антиохии в Александрию (в 125-130 гг.). Известно, что когда он пребывал в Александрии, то познакомился с греческой философией и был под влиянием Аристотеля. Ипполит изложил учение Василида: Абсолютное начало у Василида отрицательно. Он говорил, что все подлинно существующее неизреченно, таким образом, все абсолютное начало неизреченно по преимуществу и не имеет ничего общего с чем-нибудь,  называя начало панспермией. По его словам, от Бога произошло семь разумностей: разум, слово, мысль, мудрость, сила, праведность и мир. “Эти понятия могли быть заимствованы и  от семи амшаспанд Зороастровой религии. Но так как  о них говорится, что они составляли вместе с верховным существом первую октаву, то их можно относить к египетской системе, в которой употреблялся этот термин”[71].

Иисус Христос пришел на землю, чтобы просветить человечество, освободить его от ограниченной системы Архонта. Василид говорил так, что первородный эон Нус, или разум, сошел на Иисуса во время Его крещения. Учение об искуплении было несовместимо у Василида. “Он не допускал никакого другого оправдания, кроме оправдания усовершения в освяшении, и заявлял, что каждый страдает за свои собственные грехи. Таким образом, всякое страдание, которое не может быть  объяснено видимой причиной, должно считаться  очищением греха, совершенного в прежнем   существовании”[72]. Он говорил , что эон сошел на Иисуса Христа в момент крещения и отошел от Него во время распятия, поэтому  Его тело было призрачным. И вместо Христа  пострадал Симон Киринеянин.

Таким образом, ересь о том, что Иисус Христос “не был распят, а только им это представилось” (сура 4:156),  вполне могла быть воспринята исламом.


Манихейство и последствия этого учения.


Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе, скрытно существовало в различных видах.  Появилась эта ересь в Месопотамии, основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у христианских писателей в искаженной форме, как Курбик, но более известен он как Мани (Манес), и, вероятно, он около 270 г. начал проповедовать свое учение. Если посмотреть его  биографию, то отец его был в секте крестильников (сабиев). В этом же духе воспитывался и сам Мани, но в юношестве он не последовал верованию и убеждениям отца. Он начал проповедовать свою религию; свидетельствуют, что на него оказало влияние учение двух его предшественников:  Скифиана и  Теревинфа. Сам Мани имел большой успех в проповеди своей  точки зрения и обратил самого персидского царя на свою сторону, также был выслушан царем Сабуром. Но скоро он уходит в пределы  Персии, путешествует в Индии, Восточном Туркестане, в Китае. Его жизнь окончилась трагично. Как известно Мани был человеком книжным; из его сочинений, которые сохранились, среди арабских ученых известны только по названиям и оставшимся отрывкам. Это “Сабуракан”, “Книга тайн”, “Евангелие”, “Сокровище оживотворения” и  другие.      Он учил о том, что существует два начала, которые вечно или постоянно противоборствуют друг другу и царствуют каждое в отдельности: одно - над царством света и другое - над царством тьмы. Само имя Бога принадлежит первому царству, а второе царство - материи. Эти силы независимы одна от другой, но Бог выше их. И Он состоит из царства света, без определенной телесной формы. Демон же имеет грубое телесное тело. Каждое царство состоит из пяти элементов. Божество имеет нравственные атрибуты: любовь, вера, верность, мужество и мудрость. А основные проявления демона: яд или зараза, бурный вихрь, мрак, туман и пожирающее пламя. Мани так определяет свое религиозное учение: “Учение мудрости и добрых дел приносилось в мире время от времени, в  непрерывной последовательности, через посланных Божьих. Так в один круг времени пришло это истинное  учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Заратушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее  посланничество в настоящем  новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской”[73].

Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия, так как в одних указаниях, небесный  Иисус Христос  действует через человека под именем  Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при распятии; по другим источникам, человека Иисуса Христа совсем не существовало, а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только призрачною видимостью человека.  “Его действия и страдания были только кажущимися[74]. Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом.

Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или  IХ веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало  дальнейшему  развитию. Оно повлекло за собой такие течения,  как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось  на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам   известно,  приверженцами    этой   ереси были люди из  духовенства    церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии.

Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани,  так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений.


Почитание Девы Марии, икон,  святых  и  их  влияние.

 

Представление  Корана  о  Троице.

Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели[75]  Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины...” Другой перевод [76] с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ  в  вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте  же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три!”  (сура 4:169). Сура 5:77,116  свидетельствует нам: “Не  веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду  с Аллахом?”,  он ответит: “Свят ты!  Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад  под  Троицей понимал Бога, Иисуса  и  Марию. Но  А. В. Журавский  в своей  статье  “Иисус  в  Коране“ цитирует так:  “В то  же  время  нет  достаточных  оснований  утверждать,  что  Мухаммад так  понимал  христианскую  Троицу.  Он  скорее,  просто  возражает  против  обожествления  Иисуса  и  Марии”[77]. В Каабе, по  мнению  Ибн  Исхака[78], находилась картина Марии и ее Сына. Он также  отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

Нам  известно, что к  периоду  возникновения  ислама христианская  церковь отступила от истинной  веры, поклоняясь  культу  умерших  святым, почитая  иконы и соединилась с государственной  властью. Прот. А. Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени  церковь из преследуемой  стала преследовательницей. “Большое  значение придавалось  мистике, самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед ним.  Служение  образам и реликвиям достигло такого  размаха, что принимало  нехристианские  формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию.   Иные даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук  принять причастие”[79].


Поклонение  Деве  Марии  оставило  след  в  зарождающемся  исламе.


Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви. Святая Мария заняла главное место в поклонении.  Амвросий был борцом за почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие   в спасении и  аргументировал  Быт. 3:15.  “Она (Мария)  была взята, как невеста Духа Святого”[80]. Конечно же, эта  идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята  Мухаммадом.  В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана как идеал женской чистоты и почти безгрешной.  Но были и инакомыслящие - это ариане, как  Евдоксий и Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики.   Празднования в честь  Марии  были установлены,  как  отмечают,   не  позднее  VI века. У несториан был праздник  в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее, мы отметим, что в яковитском календаре от  675 г.,  это событие относили к 26  декабря. Но имеется более поздняя дата почитания  Марии у яковитов, которая совпадает с несторианским  постановлением времени почитания - это 15 января, а копты чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15 августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и превознесение в пользу почитания культа. Например, некий  Петр Антиохийский включал имя Богородицы во все  молитвы своей церкви.  Юстиниан призывал мощь Марии при всех своих делах.  Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение без ее одобрения.

Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве Марии оставило отрицательный  след в зарождающемся исламе.  Блаженный Августин говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского народа  в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” [81].

Влияние иконопочитания на ислам.


Почитание икон стало также практиковаться в церкви, начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников. Они   играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает  тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо  посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, - посредством него неграмотные читают. А посему - и главным образом - для  язычников изображения суть заменитель чтения”[82]. Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление  во всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда  Епифаний, епископ Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя  в церкви  в святой  Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей изображений”[83].  Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все еще сохранившиеся среди подданных империи  язычники, которые смогли тайно поклоняться  тому же Зевсу  под обликом Христа. Это могло быть  результатом официального подавления языческих и восточных культов”[84].

Все нарастающий интерес к материальному миру привел к поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов - эта практика существовала еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых  некий Феодор видел во сне коленопреклоненным  и перед образом  Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” [85]. В Катехизисе V в. Кирилл цитировал,  что через молитву и посредничество святых,  мучеников  и  пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.

Мухаммад  боролся против идолопоклонства, и он провозглашает так: “Вместо Аллаха  он призывает то, что ему не приносит ни вреда, ни пользы, это - далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к  Аллаху близостью”. Аллах  рассудит   между  ними  в   том,  в  чем   они   расходятся!” (суры 22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть воспринято Мухаммадом как идолопоклонство.  “По ходу времени новые посредники (в христианском мире)  между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков), очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии”[86].


Вывод:


Мы  отметим, что неверное понимание о природе Иисуса Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:

1.  Влияние многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в Коране часто находим выражение “люди Писания”)  сыграло большую роль в сознании как и самого  лидера  ислама, так  и  его   последователей   в отношении вопроса о  миссии  Христа  на  этой   земле.

2.  Другая причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании Иоанном Севильским, спустя  целое столетие  после зарождения ислама. “Истина требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей, когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало сведущих христиан то, о чем говорят Писания”[87].

3.  Поклонение изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его Божественной Личности.

 Иисус   в    Коране.

                           

Значение слова Иса-ал-Масих.


Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус  Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg,  оно было известно уже давно до зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение  “Сын Марии” используется  в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в сурах 3:45, 4:157. Артикль  “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим, что оно было арабизировано  еще до появления и составления Корана. В арабском языке  употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть  путешественник. Мы  знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего из той же наследственности, но было  забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам Хоровитца (Horovitz)[88] было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.


Влияние  апокрифической литературы.


Об  Иисусе  в  Коране  говорится  в  15  сурах, в 93  айатах  и после  детализируемая  в  хадисах,  трудах  мутакаллимов (богословов)  и  суфиев. В Коране  в  сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38 записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский  отмечает, что  информация  была  взята  из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам  из глины  по образу птицы  и  подую в нее, и станет это птицей  по  изволению Аллаха” (сура 3:43). Приведем  свидетельства  из Евангелия  Фомы:

I. “Я, Фома Израильтянин,  говорю вам,  даже  всем  братьям, которые  среди  язычников,  чтобы  соделать  для  вас  известными  дела детства Нашего Господа Иисуса  Христа,  и  Его  могучие  деяния,  даже  все,  что  он  соделал, когда он  был  рожден  на  нашей  земле. Начало  было  таковым:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.