Рефераты. Христос в Масульманстве






Сами мусульмане имеют два взгляда на происхождение Корана:

1.   Коран - это Книга источника Первоначала, своего рода “Мать” всех книг. Если мусульманские богословы придерживаются этой точки зрения, то их мнение о природе Иисуса Христа очень схожа с монофизитской теорией.

2.   Коран - это материальная (сотворенная) книга, тогда взгляд на природу Иисуса сходится с другой крайностью христианского течения - несторианство. Отец  Jahm, приверженец рационалистического движения,  использовал эти стихи из суры 4:171 для того,  чтобы   доказать о том, что Коран  был  сотворен: “Я нашел стих в Божьей книге о том, что Коран был сотворен. Это из Слова Божьего (Корана): “Мессия, Иисус, Сын Марии, является только апостолом и Его Словом”[117].  На этот резкий аргумент отвечает Имам Ибн Ханбал (Imam Ibn Hanbal) в своем трактате Al-Radd: “...Все, что сказано об Иисусе в Коране, не может быть сказано то же самое и о самом Коране. Иисус назван  семенем, младенцем, ребенком и молодым юношей; он так же, как и все, ел, пил, он подвергался командам. И он был послан от Ноя и Авраама. И мы не можем сказать то же самое о Коране, что и об Иисусе Христе. Но что сам Бог хотел сказать, когда говорил: “Мессия, Иисус, Сын Марии, есть один из апостолов Бога и Его Словом, которое Он вдохнул в Марию”, “Слово” которое Он послал Марии через Свое слово “Будь”. Поэтому Иисус был приведен к существованию словом  “будь”. Но нужно отметить, что не является этим “будь”. “Будь” есть Слово Бога и оно не сотворено”[118]. Ибн Ханбал (Ibn Hanbal) говорит так, что Иисуса Христа можно понять как Божественное установление, сотворенное Им. Другими словами, он говорит, что есть неизменное Слово от Бога и оно само по себе Божественно, но Иисус Христос не был Словом Бога. Эту позицию он поддерживает, потому что хочет доказать вечность Слова Бога, то есть Корана и о том, что оно не было сотворено. И использует стихи об Иисусе Христе как о Слове Бога. Нужно отметить, что сам Коран не говорит об этих стихах подобным  образом,  так отмечает А.А. Абдул-Хагг. По Корану, Иисус Христос является словом Бога,  относящееся к сущности Божьей, - “Его Слово”. “И Иисус Христос, как Слово Бога есть персональное  откровение Бога во плоти”[119].

Таким образом, нужно отметить, что эти суры были переданы Мухаммадом не дословно, а  изложением фактов, которые он мог  слышать  в  своей  местности.

Мессия  -  “Слуга  Аллаха”.


Многие мусульманские комментаторы затрудняются в рассмотрении неразрешенного вопроса о природе Иисуса и Его воплощении, но больше интерпретируют значение “Слуга (раб) Бога” из суры 19:30: “Он сказал: “Я - раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком”. На этот стих мусульманский комментатор Байдави (Baidahawi) отвечает так: “Это самые первые слова Иисуса, во избежание фантазий о его божественной природе, и обладанием права на поклонение ему всего человечества, из-за высказываний после его рождения”[120]. А.А. Абдул-Хагг отмечает о том, как сам Коран учит, что Аллах является Жизнедателем: “Нет, вы - только люди из тех, кого Он создал. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними, и к Нему - возвращение” (сура 5:21). Аллах есть щедрый и Он заботится о человечестве, то есть является Слугой: “Он -  тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих! И подчинил Он вам ночь и день, солнце и луну; и звезды  подчинены Его повелением; поистине, в этом - знамение для людей разумных! И то, что рассеял Он для вас по земле разным цветом...  Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его милость... И приметы, а по звезде  они находят дорогу.  Неужели тот, кто  творит, таков же, как тот, кто не творит? Неужели вы не опомнитесь? Если вы подсчитаете  милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, Аллах прощает и  милосерд!” (Сура 16:10-14,16-18). Аллах заботится и  питает животных: “Сколько животных, которые не приносят себе пропитания, - Аллах питает их и вас. Он - слышащий, знающий!” (Сура 29:60).

Таким образом, А.А. Абдул-Хагг говорит, ссылаясь на эти суры, что сам Аллах является лучшим из служителей всему творению, которое Он сам сотворил. Он - настоящий слуга. Также  он приводит в пример другую суру, говоря об Иисусе Христе, как о послушном слуге и ставя в пример другую личность, сатану, который восстал против Бога. Доказывая на этих примерах божественную природу Иисуса. Приведем следующие суры: “Никогда не возгордился Мессия над тем, чтобы  быть  рабом   Аллаху...” (Сура 4:170).  И другая ссылка свидетельствует о характере сатаны: “Вот сказал Господь твой ангелам: “Я создаю человека из глины. И когда Я завершу творение его и вдохну в него дух Мой, преклонитесь, воздавая почести ему!” Тогда ангелы воздали почести, все без исключения. Кроме Иблиса [дьявола], - он возгордился и оказался неверным. ...Слишком ли ты горд  или ты один из обладающих саном?” Он сказал: “Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины” (сура 38:71-74,76-77). Но мы больше склонны к мнению о том, что Мухаммад провозглашая об Иисусе как о слуге (рабе), как бы  называет его последователем “истинной религии” - мусульманство. Слово “раб” на арабском звучит как “абд”, оно является синонимом слова “муслим” - слуга, покорный. Мухаммад показывает, что Иисус был покорным Аллаху  муслимом. “В Коране отношения человека и Аллаха уподобляются отношениям  раба и хозяина - как Аллах  заботится о людях, так и они должны заботится о своих рабах”[121].

Роль Исы-ал-Масиха в Коране.

Иса - учитель Торы.


“И научит Он его писанию и мудрости, и Торе и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра’ила. И в подтверждение истинности  того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со знамением от вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне” (сура 3:43,44). Этот стих является укором евреям, так отмечает И.Ю. Крачковский [122] за то, что они не уверовали в знамения Иисуса.

Иса - ближайший к Аллаху посредник.


Роль самого заступника отводится только лишь Богу, например, свидетельство суры 39:45: “Скажи: “Аллаху принадлежит  заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей, потом  к Нему  вы будете возвращены”.

Но в то же время Коран говорит о том, что посредничество является также одной из привилегий Христа: “Вот сказали ангелы: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, славном  в  ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:45).  Другой перевод стиха более яснее выражает эту идею:  “...чтимый в этом мире и в будущем, и из тех, кому дарована близость к Богу” (сура 3:46)[123]. Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: “Выдающийся в этом мире”, благодаря Его служению пророчествами,   Его  роли   Посредника  и  положению,  ближайшему  к  Аллаху”[124].

Отметим и других мусульманских мыслителей, например, Ибн Хамид, Салама, Ибн Исхак и Мухаммеда бин Джафара, которые отмечали, что выражение сказанное в адрес Иисуса, как о “выдающейся  личности” [125]   означало, что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом. Аль-Рази  сказал об Иисусе: “Он выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям  Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял  слепых  и  прокаженных; и будет выдающимся в будущем, потому что Аллах хочет сделать  Посредником для своего народа”[126]. У мусульманских  богословов   имеются    разные   толкования    на   слова    “один   из приближенных”:

1.   Аллах сделал место для приближенных к Нему  великой привилегией для ангелов, и признал, что Иисусу  принадлежат их сан  и  достоинство.

2.   Эти слова являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет  вознесен  на небеса  и причислен  к ангелам.

3.   Не каждый выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю имеют различные  ранги и степени.

Таким образом Иисус Христос в Коране не третья Личность Бога, а всего лишь приближенный, но имеет больше привилегии,  чем остальные пророки.


Чудо, совершенное Исой.


Нам известно, что  Вечеря Господа  является  символом  искупительной  жертвы Иисуса  Христа  (Мф. 26: 26-28).    В суре  под  названием  “Трапеза” (5: 111-115)  описывается  о  Вечере Господней  как  об  одном  из  чудес, который  совершил  Иса, чтобы уверовали его  ученики, но не  как  символ  искупительной смерти  Христа.

111 (111).  И  вот  внушил  Я апостолам: “ Уверуйте  в Меня и в Моего посланника! ”  Они  сказали: “Мы уверовали, свидетельствуй, что  мы  предались (покорились)!”

112 (112).  Вот  сказали  апостолы: “ О Иса, сын Марйам! Может ли твой  Господь низвести нам трапезу с неба? “Он сказал: “Бойтесь Бога, если вы верующие!”

113 (113).   Они  сказали  мы хотим поесть с нее, и успокоятся наши сердца, и будем мы знать, что ты сказал нам правду, и мы будем о ней свидетелями ”.

114 (114).  Сказал Иса, сын Марйам: “Аллах, Господи наш! Низведи нам трапезу с неба! Это будет нам праздником для  первого из нас и для последнего и  знамением от Тебя. И даруй  нам удел, Ты- лучший из дарующих уделы!”

115 (115).  Сказал  Аллах: “ Я ниспошлю его вам, но кто  из вас будет потом неверующим, того  Я накажу  наказанием, которым не  наказываю никого из миров!”

Как  комментирует И.Ю. Крачковский, что эти стихи связаны  с Тайной  Вечерей, а так же могли  быть перепутаны с видением Петра.

Таким образом, мы отметим, что Вечеря Господня в Коране не является символом искупительной жертвы Христа, но это описано как  еще одно чудо, которое совершил  Иса.

        

Понимание Мухаммадом слова “Сын”.


Сура 19,  айат 36  говорит: “Не   подобает   Аллаху   брать   себе   детей,  хвала  Ему!” Также сура 2:110 направлена  против христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя ребенка”.  Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются! Он - творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: “Будь!” - и оно бывает”. Мы отметим, что в арабском языке есть два значения, которые отражают смысл слова “сын”:

1.    Духовное и метафорическое значение слова “сын” - ibn,

2.    Буквальное (в плотском смысле)  значение слова “сын” - wahad.

 Мухаммад был более склонен к физическому пониманию этого слова[127]. “Достохвальнее Он того, чтобы  у Него был  ребенок” (сура 4:169 ).  “Арабский глагол, употребленный в этом  отрывке, означает  здесь “предавать сына” Богу, как  если бы Бог для  полноты  своего  совершенства нуждался  в  предании  Ему  некоей сущности  извне”[128].  В суре 6:101-102  написано: “...Бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Как будет у него ребенок,  раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!” Далее мусульманские комментаторы свидетельствуют так, например, Аль-Байдави: “Является разумным сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по природе, но Аллах намного выше человеческой природы”[129]. Как написано в труде Эль-Табари “Джамиа аль-Баян”, подтверждая мнение о том, что Бог не мог иметь плотского сына: “Он (Аллах) сотворил все существующее, и если нет ничего, кроме сотворенного  Аллахом, то как Он мог иметь сына?”[130] И.Ю. Крачковский  в комментарии отмечает, что вначале эта сура (6:101-102) была против мекканцев и  их  язычества, а после  она  стала антихристианской.  Мухаммад, как истинный последователь ханифов, также провозглашая монотеизм, боролся против  идолопоклонства и особенно против трех, так называемых, дочерей Аллаха (ал-Лат, Манат, ал-Узза),  которых почитали многие арабы в Каабе, особенно известное племя  корейшитов. 

 Таким  образом, когда  Мухаммад в суре 6:100 говорит о “сынах и дочерях”, то подразумевает   еврейского сына Узайра, мекканских дочерей Аллаха, а  после  этот  стих  был направлен  против понимания буквального (плотского) сыновничества  Иисуса  Христа. Эта идея созвучна с символом  веры, записанном  в суре   112:3-4 так:   “Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один”.


Роль Махди Исы в эсхатологических событиях  Корана.

Ал-Махди - означает “ведомый верным путем”. “Махди - провозвестник близкого конца света. В Коране о нем не упоминается, однако идея мессии широко толкутся в хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного Дня. Потом этот образ стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры”[131]

Иса  - “Знамение часа”.


Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым,  говорил и  о  Судном дне, как о Великом Собрании  всех верующих и неверующих. “Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника”  (сура 6:51).  “Спрашивают они: Когда день Суда?”  (Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова “День Суда” является - “час”, например, в суре 79:42 говорится  так:  “Спрашивают они тебя о часе: “Когда его прибытие?” (Сура 79:42). “После  “дня Великого Собрания” “ преграда воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева). “Вместо “избранные” и “осужденные” можно встретить другие термины: “мусульмане” и “неверные”[132]. Т. Нельдеке отмечает следующее: “Эсхатологические айаты “отличает страстное, напряженное беспокойство”. Именно это “эсхатологическое беспокойство” в гораздо большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против него, нежели проповедь единого Бога”[133]. Сами арабы-язычники верили в загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи неверных - огонь,  все это не оставляло равнодушными мекканцев. “Уже во второй мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических и христологических тем” [134].

В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43 суры, который оказал  влияние на развитие эсхатологических представлений мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64 айаты:

57 (57)  А когда был приведен сын Марйам в пример,- вот твой народ [речь идет о курайшитах - отмечает А. Журавский] от него  отворачивается,

58 (58)  и говорят они: “Боги [т. е. идолы, которым поклонялись арабы и племя курайшитов] наши лучше или он [Иса]?”  Они приводят его тебе только для спора. Они ведь народ  -  препирающийся!

59 (59)  Он - только раб (слуга), которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила.

60 (60)  А если бы Мы пожелали, Мы создали  бы из вас ангелов на земле, которые  бы  заместили [вас - курайшитов].

61 (61)  И Он, поистине, признак [знамение] часа. Не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной!  Это прямой путь.

И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы  “знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия[135].

62 (62)  Да не отвратит вас от Него сатана: ведь он для вас явный  враг.

63 (63)  А когда Иса пришел с ясными знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!

64 (64)  Поистине, Аллах -  Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”.

“Под  выражением “Он  (innahu)  - знамение Часа” подразумевается Иисус”, - так отмечает А.В.  Журавский в своей статье “Иисус в Коране”[136]. Слово “знамения” имеет три варианта чтения:

1.   Ilmun-  означает “знание”  из официальной османовской редакции Корана;

2.   Alamun- означает “знак”, “признак”, “знамение” из признанного канонического перевода Корана;

3.   Dhikrun-  означает “напоминание”  из неканонической редакции.

Также такую трактовку поддерживают авторитетные хадисы: “Посланник Божий сказал: “Что будет с вами, когда сын Марии явится к вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда сын Марии явится и поведет вас?” - так записано в Хадисе Муслима [137]. Аль-Джалалан говорит, объясняя значение фразы “знамение часа”: “Видим, что Иисус был знамением для часа, так как Он знал, когда придет День Суда. Тогда мы вспомним, что люди обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает времена и сроки, тогда мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится Кораном Христу”[138].

Таким образом, это есть свидетельство Второго Пришествия  Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о событиях, которые будут предшествовать Суду.

Роль Исы  во время Воскресения.


Также мусульманские источники и Коран признают Воскресение мертвых. “Судный день - это страшный день, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает людей из могил и соберет их в одном месте”[139]. Приведем цитаты из Корана: “И мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”.  (сура 6:12). В день же Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И  не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура 4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет свидетельствовать в день Воскресения против неверных  и отступивших иудеев и христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения”[140].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.