Рефераты. Внешняя политика Франции после президентства де Голя






Современная экономическая ситуация Франции характеризуется сохраняющейся тенденцией роста и позитивными изменениями основных социально-экономических показателей.

В новое тысячелетие Франция вступила в качестве локомотива европейской экономики. Правительство Франции прилагает все усилия для сохранения международной позиции экономического лидера среди развитых стран европейского континента. Кабинет Министров, возглавляемый Ж.П.Раффареном, ориентирован на дальнейшее осуществление последовательной гибкой экономической политики как внутри страны, так и на международной арене.

В 2002 г. экономика Франции находилась под серьезным давлением неблагоприятной мировой конъюнктуры и развивающегося глобального финансового кризиса. В стране произошло новое снижение темпов роста ВВП, который составил лишь 1 % (4,2 % в 2000 г., 1,2 % в 2001 г.), в то время как Правительство предусматривало сохранение показателя на уровне 1,2 %.

Уровень безработицы в 2002 г. превысил 9 %, увеличив ряды безработных примерно до 2,5 млн. Текущее экономическое положение и рост цен на топливо вызвали рост цен примерно на 2,3 % (критической для Франции отметкой является 1,9 %).

Борьба с безработицей определена одной из главных задач Правительства Франции. Залогом для создания новых рабочих мест, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства, являются уменьшение ставок НДС, размера налогов, а также более гибкое законодательство.

Промышленность страны обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций и 80% экспорта. Государственный сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20% оборота и около 30% экспорта. Средние и крупные предприятия (с численностью персонала более 500 человек) занимают господствующее положение (46% занятости, 56% рынка и 72% экспорта).

Благоприятно складывается и инвестиционная ситуация, выражающаяся в росте объемов прямых инвестиций, как за рубеж, так и привлекаемых во Францию. Транспарентная и гибкая политика в этой области позволяет занимать Франции 4-ое место в мире по объему притока иностранных инвестиций (после США, Великобритании и Голландии) и второе место (после Великобритании) по объему инвестиций за рубежом в 2001 г.

Важными стимулами, активизирующими приток иностранных инвестиций во Францию являются: выгодное геостратегическое расположение Франции, транспарентность внутреннего рынка, его объем и привлекательная структура, высокое качество и развитость инфраструктуры, производительность рабочей силы. Инвестиционная программа страны предусматривает ориентацию на привлечение капиталов в области высоких технологий сектора информатики, телекоммуникаций, авиа- и приборостроения.

Уровень инфляции за последние 5 лет оставался более умеренным, чем в других государствах ЕС.

Несмотря на состояние экономики, которое можно оценить в мировом масштабе как динамичное, снижение уровня государственного дефицита происходит медленно. В 2002 г. он составил 2,1 % от ВВП (44,6 млрд. евро). В 2001 г. дефицит бюджета составил 1,4 % (32,4 млрд. евро).

Дальнейшее развитие экономической ситуации в стране тесно связано с введением 1 января 2002 г. в наличный оборот единой европейской валюты - евро. Полный переход на евро странами еврозоны рассматривается как новый этап структурных преобразований, которые преследуют цель гармонизации экономической политики и обеспечения экономического процветания.

25 сентября 2002 г. Парламент Франции принял представленный правительством бюджет страны на 2003 г. Документ предусматривает получение государством в будущем году дохода в 228,1 млрд. евро (225,6 млрд. в 2002 г.). Рост ВВП ожидается в размере 2,5% (1,2% - 2002 г.), инфляция – 1,6% (1,8 – 2002 г.). Государственный долг составит 58,8% к ВВП (58,4%), дефицит госрасходов – 2,6% или 44,6 млрд. евро (на уровне 2002 г.).

Франция располагает одной из самых эффективных и дорогих в мире систем социальной защиты (до 30 % ВВП). Эта система отвечает таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по безработице и минимальные выплаты для лиц, не имеющих иных источников дохода.

С 1 июля 2002 г. Правительство Франции приняло решение о поднятии на 2,4% показателя "среднего межпрофессионального уровня заработной платы" (СМИК). Новое значение СМИК равняется 905,4 евро. В конце июня 2002 г. Премьер-Министр Франции Ж.-П.Раффарен объявил, что вместо ожидаемого повышения минимальных зарплат будут приняты меры по гармонизации индексов, которые должны привести к некоторому увеличению среднего показателя СМИК.


1.3. Национальные проблемы и перспективы Франции

   

 Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994  как часть подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило предписания, неправленые на ограничение ношения религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из школ, когда  отказывались снять свои паранджи, вызывая массовые протесты. В 1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция приступила к высылке из страны незаконных иммигрантов.

В марте 1997 Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское правительство пошло на поводу у   крайне правой Национальной Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на платформе антииммиграции[27].

    В мае 1995 прежний премьер-министр Жак Ширак выиграл президентские выборы, набрав 52.6 процента голосов и занял место Миттерана, не выставившего свою кандидатуру на переизбрание. Ширак назначил премьер-министром Алана Жюпэ. Новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во Франции, получило поддержку значительного большинства в обеих палатах Парламента. Миттеран, наиболее долго исполнявший обязанности президента Франции  в 20-ом столетии, умер от рака 8 января 1996.

В апреле 1997 года президент Ширак призвал к досрочным парламентским выборам в конце следующего месяца. Он  преследовал цель повторного подбора правительства, чтобы протолкнуть буксующие экономические реформы, необходимые  для входа в зону единой европейскую валюты. Предназначенные реформы, как ожидалось,  причинят  бедствие французской экономике, и ,как следствие, приведут к дальнейшему росту и так уже ставшей рекордной за последние  десятилетия  безработице в 12.8 процента.

Экономические неприятности истощили популярность Ширака и Жюпэ среди большинства французов. Выборы состоялись в двух раундах , 25 мая и 1 июня соответственно. Социалистическая партия выиграла с подавляющим перевесом, соединившись с меньшими партиями левого крыла, чтобы нанести поражение возглавляемому консерваторами правительству. После оглашения результатов выборов  Ширак попросил лидера социалистов Лионеля Жоспэна сформировать новое правительство, и Жоспэн сменил Жюпэ в качестве премьер-министра. Жоспэн и ведомые им социалисты провели предвыборную кампанию, построенную на обещании  создать сотни тысяч новых рабочих мест во Франции и обращении к партнерам Франции в Европейском Союзе с просьбой об ослаблении  экономических требований для вступления в денежно-кредитный союз.

В конце 1995 Францию захлестнула война терроризма. Ряд террористических взрывов унес семь человеческих жизней и ранил более 150 граждан. Радикальная Исламская организация - Вооруженная Исламская Группа- взяла на себя ответственность за большинство взрывов, которые имели место в Париже и Лионе. Группа стремилась вынудить Францию приостановить помощь военному режиму в Алжире, прежней французской колонии,  охваченной гражданской войной между правительственными войсками и религиозными фундаменталистами. Французские должностные лица ввели вследствие террористических актов  военные патрули в главных городах Франции  как меру безопасности. Меры безопасности были в конечном счете смягчены, но были усилены вновь в декабре 1996, когда бомба взорвалась в переполненной пассажирами пригородной электричке, прибывающей  на Парижский вокзал. Четыре человека были убиты и почти 100 ранено. Никакая группа не взяла на себя ответственность, но большинство аналитиков склонилось к тому, что  взрыв  был работой Вооруженной Исламской Группы.

В октябре 1996 в здании муниципалитета города Бордо вскоре после того, как премьер-министр Франции Алан Жюпэ, являющийся еще и мэром этого города, покинул муниципалитет, в здании прогремел взрыв динамита. К счастью, в результате террористического акта никто не пострадал. Взрыв был приписан крылу Корсианского Национального Фронта Освобождения (FLNC), группе вне закона, борющейся за независимость управляемого французами острова. Группа проводила террористические действия в течение  двух последних десятилетий, но большинство этих актов было ограничено Корсикой.

Сосуществование различных политических сил в системе органов государственной власти является, безусловно, крупным политическим новшеством недавнего времени. Оно имело место в условиях, когда президент Республики и правительство парламентского большинства принадлежали к разным лагерям, выступавшим вместе на политической сцене Франции (их традиционно называют "правый" и "левый", хотя в настоящее время грани между ними более расплывчаты, чем в прошлом). Вряд ли кто-либо предполагал такую возможность - ни те, кто разрабатывал текст Конституции, ни сам генерал де Голль. Действительно, долгое время избирательный корпус выбирал президента и Национальное собрание так, что они принадлежали к одному большинству. Подтверждением такой традиции стал роспуск Национального собрания де Голлем в 1968 г. и Миттераном в 1981 г., после чего следовали парламентские выборы, обеспечившие обоим президентам существенное большинство[28].

Ситуация изменилась в 1986 г., когда в результате парламентских выборов президент Республики Франсуа Миттеран получил Национальное собрание, большинство в котором принадлежало Объединению в поддержку Республики (ОПР) и Союзу за французскую демократию (СФД). Такое положение привело к первому сосуществованию, когда до 1988 г. пост премьер-министра занимал Жак Ширак. В 1988 г. с избранием Франсуа Миттерана президентом на второй семилетний срок такому сосуществованию был положен конец. Роспуск главой государства Национального собрания в июне 1988 г. обеспечил большинство в нижней палате парламента социалистам. Премьер-министром стал Мишель Рокар, в мае 1991 г. он уступил этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа.

Второе сосуществование имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе. Третье сосуществование началось с июня 1997 г.: парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство пред-ставителям левых сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего сосуществования обратны двум предыдущим, но такой новый характер правления, похоже, более всего устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В целом же три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность.

Главными событиями 2002 г. во внутриполитической жизни Франции стали состоявшиеся президентские и парламентские выборы.

Президентские выборы прошли в два тура 21 апреля и 5 мая.

В первом туре приняли участие 16 кандидатов (рекордное число за всю историю страны), представлявших практически все политические партии страны.

В результате голосования во второй тур прошли два кандидата - действующий Президент Франции Жак Ширак (19,9 %) и лидер ультра-правого "Национального Фронта" Жан-Мари Ле Пен (17 %). Выход Ж.М.Ле Пена в следующий тур вызвал глубокий эмоциональный шок и серьезную озабоченность в политических кругах и во всей стране. Следствием этого стало то, что период между двумя турами был отмечен массовой политической мобилизацией населения и многотысячными демонстрациями протеста против ультраправого движения, состоявшимися во всех уголках страны.

Изложенное позволило Жак Шираку одержать во втором туре 5 мая сокрушительную победу, набрав беспрецедентное количество голосов -82,5 %.

Итоги президентских выборов стали импульсом к дальнейшему укреплению республиканских ценностей, повышению авторитета государства, роли Франции в Европе и в мире.

Состоявшиеся 9 и 16 июня парламентские выборы закрепили позиции Ж.Ширака, завершившись победой правых, которые получили возможность сформировать правительство. Следует отметить, что левые, по сравнению с 1997 годом, потерпели сокрушительное поражение, получив всего 175 мест (в прежнем составе НС они занимали 310 мест)[29].

Обращает на себя внимание также и то, что ультраправый "Нацио-нальный Фронт", несмотря на надежды и демагогичные заявления его лидера Ж-М.Ле Пена, не представлен в новом Парламенте: ни один из 37 кандидатов от НФ не был избран.

Отличительной чертой парламентских выборов 2002 года также является то, что в первом туре на 577 мест в Национальном Собрании претендовали 8424 кандидата (т.е. 13-14 кандидатов на каждое место). Этот показатель является рекордно высоким за всю историю Пятой Республики.

Результаты выборов дают повод говорить о том, что Президент Ж.Ширак на ближайшие пять лет может твердо рассчитывать на поддержку большинства в обеих палатах Парламента - Сенате и Национальном Собрании. Со своей стороны, вновь назначенный Премьер-Министр Жан-Пьер Раффарен заверил, что возглавляемый им кабинет будет стремиться прилагать максимум усилий для реализации предвыборной программы Главы государства.

На основе результатов парламентских выборов в стране сформировано новое правительство, которое отличают ряд характерных черт. Прежде всего, следует отметить выбор Президента в отношении кандидатуры Премьер-Министра. Жан-Пьер Раффарен, член партии "Либеральная демократия", из-вестный своим прагматизмом, является центристом по своим взглядам, ак-тивно поддерживающим идеи созданной Ж.Шираком в ноябре 2002 г. партии "Союз за народное движение". Во время предвыборной президентской кам-пании Главы государства Ж.П.Раффарен возглавлял его штаб.

Новый Премьер при формировании кабинета сделал ставку на "обнов-ление", в результате чего на посты министров были назначены совершенно новые люди в правительственных кругах. Впервые за всю историю страны министром обороны стала женщина - Мишель Аллио-Мари. На пост минист-ра по делам молодежи, национального образования и исследований назначен известный философ и интеллектуал Люк Ферри. Пост министра экономики, финансов и промышленности занял Франсис Мер, президент крупнейшего в мире концерна черной металлургии "Арселор" и председатель Французской ассоциации стали. Министром культуры и коммуникации стал Жан-Жак Ай-агон, директор парижского Центра искусства и культуры им. Жоржа Помпи-ду. Жан-Франсуа Ламур, в прошлом трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион Франции по фехтованию, стал министром спорта.

Министром-делегатом по вопросам исследований и новых технологий Ж-П.Раффарен назначил Клоди Эньере, первую в Европе женщину-космонавта, дважды побывавшую в космосе в составе совместных экипажей, стартовавших с космодрома Байконур.

Следует также упомянуть о состоявшемся 3 июля 2002 г. выступлении Премьер-Министра в Национальном Собрании с традиционным общеполи-тическим заявлением правительства. Обращает на себя внимание основная идея, положенная в основу предстоящей деятельности правительства. Речь идет о так называемом "новом гуманизме", под которым подразумевается, что основной заботой государства станет повышение своего авторитета и восстановление республиканских ценностей, что ответственность за Респуб-лику должна быть распределена между всеми членами общества. "Новый гуманизм" основывается также на всеобщем вовлечении в развитие творче-ского потенциала страны во всех сферах и на идее о необходимости сотруд-ничества с европейскими партнерами в целях "гуманизации" процессов гло-бализации.

Одной из главных проблем, которые намерено решать правительство Раффарена, является проблема обеспечения безопасности граждан. Для этого предусматривается численно усилить силы полиции и жандармерии, а также принять меры по снижению преступности среди несовершеннолетних. В рамках продолжающегося процесса децентрализации будут конституционно закреплены статус и полномочия регионов.

С начала 2003 года, в соответствии с основными направлениями, опре-деленными Президентом Франции, Правительство приступило к проведению пенсионной реформы, имеющей целью сохранение существующей распреде-лительной системы пенсионного обеспечения с одновременным предостав-лением права свободного выбора возраста ухода на пенсию.

Предусматривается также усиление борьбы за безопасность на дорогах страны. В рамках деятельности на данном направлении силы правопорядка получат новое, более совершенное снаряжение, будут установлены автомати-зированные системы контроля за движением, введены более строгие меры наказания за нарушения, модифицированы правила получения водительских удостоверений, усилен медицинский контроль за состоянием здоровья води-телей. Эти меры, по мнению Правительства, должны на долгое время снизить число дорожно-транспортных происшествий. В 2002 году произошли изменения в составе ведущих политических партий страны. 17 ноября состоялся учредительный съезд новой правой пар-тии под названием "Союз за народное движение" (Union pour un mouvement populaire) (СНД). Съезд завершил начатый в 2001 году по инициативе Ж.Ширака процесс формирования новой мощной правой партии, в которую объединились партии "Объединение в поддержку Республики" (ОПР), "Либеральная демократия (ЛД), а также большинство членов правоцентристского "Союза за французскую демократию" (СФД), являющихся сторонниками взглядов Президента страны. Создание СНД имело ключевое значение для развития политической жизни Франции. Впервые в политической истории Пятой Республики про-изошло реальное слияние трех крупных партий, к которому правые стреми-лись последние двадцать пять лет. Наличие единой мощной партии даст пра-вым в будущем возможность более согласованно проводить свою политику, а также будет способствовать обеспечению побед на выборах.

Глава II. Геополитика Франции: история и современность


2.1. Франция и Европа:  на пути к интеграции


История формирования   и   развития   ЕС   -  это  этапы интеграции        западноевропейских стран     в политическом, экономическом,    культурном      аспектах. Процесс  интеграции  продолжается  и   сегодня.   С   точки зрения    экономического   развития,   выделяют   4   этапа интеграции:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.