Рефераты. Внешняя политика Франции после президентства де Голя






При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей с использованием рычагов системы социального обеспечения: путем выплаты пособий, обеспечения прожиточного минимума самым малоимущим (пособие на трудоустройство) и престарелым, развития профессионального обучения и создания благоприятных условий для возвращения на рынок труда (стажировки, трудовые договоры на основе солидарности, рабочие места для молодежи и т. д.). Постоянство проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей[41].

Так, 20 сентября 1992 г. на референдуме по Маастрихтскому договору правые и левые разделились, как и вся Франция, на сторонников "за" и "против". За присоединение к договору был отдан только 51% голосов. С тех пор число сторонников европейского единства возросло, и консенсус по вопросу о переходе на единую валюту - евро - был уже шире, хотя острые разногласия на этот счет проявляются до сих пор. Наконец, все сменявшие друг друга правительства содействовали достойному участию Франции в мировом экономическом соревновании, стремясь смягчить последствия трудностей, испытываемых некоторыми отраслями экономики (рыболовство, черная металлургия, текстильная промышленность и др.), и создать благоприятные условия для развития новых отраслей, таких как авиакосмическая, телекоммуникации, биотехнологии, виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, и т. д.

В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые определяли структуру политической жизни с 60-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы.

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире. Финансовые скандалы в США увеличили опасения в отношении устойчивости международной экономической системы. Чтобы не стать заложниками данных проблем, у государств мира, по мнению Франции, есть только один выход - действовать сообща, координируя свои действия.

Во Франции ожидают расширения Европейского Союза в начале 2004 года и уверены, что интеграция 10-ти новых членов послужит сохранению и усилению эффективности организации и повышению ее веса в мире. Вместе с тем, по мнению Ж.Ширака, это не должно привести к появлению новых границ раздела в Европе. В этой связи, он подчеркивает важность укрепления партнерства с Россией и Украиной.

Франция примет самое активное участие в работе европейской межправительственной Конференции, которая до конца 2003 года должна выработать рекомендации по дальнейшему реформированию структур ЕС и механизма их функционирования. Ж.Ширак считает, что необходимо ввести выборную должность Президента Европейского Совета. В сфере внешних сношений Евросоюзу, по мнению Ж.Ширака, требуется пост Министра иностранных дел, который бы мог действовать под руководством Президента Европейского Совета (в настоящее время данные функции исполняются Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности и Комиссаром ЕС по внешним сношениям). В Париже считают, что необходимо также более предметно разграничить сферы ответственности Европейского Совета и Комиссии ЕС. В настоящее время завершена работа по подготовке совместных франко-германских предложений в сфере безопасности и обороны, юстиции и внутренних дел[42].

В середине января 2003 года Франция и Германия пришли к единому решению важнейшего вопроса управления Европейским Союзом. Президент Франции Ж.Ширак и канцлер Германии Г.Шредер предложили ввести в ЕС институт двойного президентства, состоящего из Президента Европейской Комиссии, избираемого Европейским Парламентом, и Председателя Совета Министров, избираемого Главами государств-членов Евросоюза.

В качестве приоритета на европейском направлении Ж.Ширак выделяет задачу укрепления франко-германского сотрудничества, которое, по его мнению, будет и дальше выступать в качестве движущей силы европейского строительства.

Париж и Берлин предлагают создать "Европейский Союз безопасности и обороны", который предполагает солидарность участников на договорной основе в отношении внешних опасностей. Франция и Германия намерены внедрить общеевропейскую политику в области вооружений путем создания в этой сфере общего рынка и Европейского Агентства по вооружениям. Они призывают европейские государства предпринять совместные усилия для улучшения материального обеспечения вооруженных сил с тем, чтобы сократить все увеличивающийся разрыв в этой области с США.

Ж.Ширак считает, что в области европейской обороны и безопасности необходимо ускорить реализацию договоренностей между НАТО И ЕС; провести смену сил ООН в Боснии и НАТО в Македонии на европейские; выработать новые задачи для европейских сил, которые ограничены в настоящее время Петерсбергскими соглашениями.

Местные политические обозреватели обращают внимание на то, что Париж сменил своего партнера в продвижении инициатив по вопросам европейской безопасности. Как известно, впервые предложения такого рода были выдвинуты на франко-британском саммите в Сан Мало в 1998 году. Переориентация Парижа связывается с возникшей напряженностью в отношениях между Ж.Шираком и Т.Блэром, в связи с чем в октябре 2002 года французская сторона объявила о переносе на неопределенное время франко-британского саммита, который должен был состояться 3 декабря 2002 года в г.Туке (Франция).

Касаясь вопроса обеспечения безопасности Франции, Ж.Ширак отмечает, что работа в этом направлении не должна ограничиваться только борьбой с терроризмом. В этой связи он подчеркивает важность нераспространения оружия массового поражения. Эту проблему, по мнению Парижа, должен решать Совет Безопасности ООН на самом высоком уровне. Глава французского государства предложил провести в рамках Генеральной Ассамблеи ООН 2003 года заседание СБ с участием глав государств, на котором подвести итог проделанной работе в сфере нераспространения, а также придать этому процессу значительный импульс на будущее.

Местные политические наблюдатели обращают внимание на активизацию франко-российских официальных контактов после победы Ж.Ширака на президентских выборах и его сторонников на парламентских. Здесь это рассматривается, как попытка наверстать упущенное время. По мнению специалистов, в Париже с настороженностью воспринимают то, что британский Премьер-Министр Т.Блэр и германский Канцлер Г.Шредер значительно опередили Ж.Ширака в установлении дружественных и неформальных отношений с российским Президентом В.Путиным.

Ж.Ширак считает, что "без участия России невозможно достичь какого-либо устойчивого баланса на европейском континенте". С целью регулярного обмена мнениями в отношении новых условий стратегической стабильности в 2002 году был создан Совет франко-российского сотрудничества, в рамках которого министры иностранных дел и обороны двух стран будут собираться дважды в год. Париж намерен поддержать идею по участию Москвы в практической реализации Системы европейской безопасности и обороны, а также в борьбе с организованной преступностью и нелегальной миграцией.

На саммите в Сочи в июле 2002 года Президент Франции впервые однозначно выразил свою позицию по т.н. "чеченскому вопросу", который в значительной степени сдерживал и тормозил развитие двусторонних отношений в 2000-2001 годах, заявив, что "Франция осуждает без каких-либо оговорок любые акты терроризма и считает, что никакие причины не могут оправдывать террористические акты".

Париж приложил большие усилия для принятия резолюции СБ ООН № 1441, в которой заложен принцип двухэтапного решения иракской проблемы. Тем самым было отвергнуто предложение США о возможности "автоматического" применения силы в отношении Багдада. Хотя Ж.Ширак и присоединился к предупреждениям Д.Буша и Т.Блэра в адрес режима С.Хуссейна, местные наблюдатели отмечают сохраняющееся различие в подходах Вашингтона и Парижа. В то время как американцы в открытую готовятся к войне, французы ожидают получить ответ на вопрос, выполнит или нет С.Хуссейн требования ООН в полном объеме.

Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.

Ж.Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также "Большой восьмерки", в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.

Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.

 

2.3. Внешнеторговая политика Франции.


На формирование внешнеторговой политики Франции[43] оказали, существенное влияние следующие факторы и особенности:

1)     основная часть партнеров - это промышленно развитые государства;

2)     предметом внешней торговли служат промышленные товары;

3)     структурный характер внешней торговли;

4)     высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов из развивающегося мира;

низкая обеспеченность природными ресурсами. Такой расклад предопределил две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:

1)     снижение внешней сырьевой зависимости;

2)     создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы функционирования собственной экономики на международной арене.

Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала проводить политику экономии и стимулирования национального производства энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой стратегии было использовано три экономических рычага:

1)     снижение роста спроса на энергию, что могло быть обеспечено ростом цен на нее;

2)     регулирование роста потребления энергии;

3)     осуществление сознательной политики для стимулирования экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и налогового преимущества).

Эта политика касалась не только производственного сектора, но и жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии контролировалось государственным сектором.

С 80-х годов французское правительство пристальному вниманию подвергло национальное производство угля, поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его производства.

Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.

Аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и нефти.

Для достижения энергетической независимости французское правительство осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность собственным обогащенным ураном.

Рост задолженностей, связанных с долгими сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер энергетическая зависимость страны ослабла.

Наряду с вышеназванными рычагами была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран ОПЕК. Основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа - с постсоветскими странами, Алжиром, урана - с Нигером и Габоном.

В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы же урана всегда поддерживались на высоком уровне[44].

Следующий вектор политики Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля над использованием, создание гарантийных запасов.

Задачи ограничения импорта были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись:

рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных кредитов и субсидий.

Помимо ограничений импорта французское правительство было вынуждено диверсифицировать поставки и поддерживать свои инвестиции за рубежом. Основными регионами во внешнеэкономической политике страны явились Заир, Нигер, Габон, Замбия, которые на основе двусторонних соглашений обеспечивали поставку меди, кобальта, марганца, хрома, тантала и урана.

Рост инвестиций в геологоразведку и добычу за границей поддерживался политикой защиты их от любых возможных рисков. В этот период бюджетные затруднения Франции не позволили обеспечить аккумулирование гарантийных запасов по сырью, несмотря на рост привлечения государственных сбережений для этих целей.

Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки.

Система органов как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также выдачу экспортных кредитов.

Помимо поддержки государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:

1)     гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;

2)     широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;

3)     страхование предложений, "инжиниринг";

4)     гарантия экономического риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;

5)     финансирование на льготных условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;

6)     экспортные кредиты. Причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).

Важной задачей французского экспорта является продвижение в страны третьего мира. При этом для приобретения . ими французского оборудования предоставляются кредиты Казначейства. К тому же налоговая система весьма благоприятна для экспорта товаров, которая обеспечивает недопущение утяжеления цены за счет налога с оборота или налога с затрат, и лишь несколько акцизов, которыми облагаются экспортеры, уменьшают риск налогового искажения по отношению к конкурентам.

Исключительная доля, занимаемая НДС в обязательном обложении, обеспечивает товаропроизводителям более высокие конкурентные преимущества, чем в других развитых странах, а фискальные режимы транзита, экспортного хранения в условиях продажи за границей обеспечивают временное избежание внутреннего налогообложения.

Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции приходится около 6% объема мировой торговли, она удерживает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и услуг и четвертое - по экспорту промышленной продукции. Кроме того, Франция является одним из крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему инвестиций за рубежом[45].

После 15 лет дефицита внешней торговли торговый баланс Франции с 1992 г. вновь становится положительным, причем превышение экспорта над импортом составило тогда 31 млрд. франков (5 млрд. долл.). С тех пор положительное сальдо торгового баланса значительно возросло и составило в 1996 г. 122 млрд. франков (20,3 млрд. долл.), а в 1997 г. - 173 млрд. франков (28,8 млрд. долл.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.