Рефераты. Внешнеэкономическая деятельность Воронежской области в 1999 году






Производственная

3

-

Производство ТНП

-

1

Оказание услуг

8

8

Торговля

11

10

ИТОГО

22

19

Основная масса предприятий создается в сфере торговли - 34 %,  оказание услуг - 30%,  производственная деятельность - 23% .

Несмотря на большое число зарегистрированных предприятий на территории Воронежской области, по данным статистического управления число действующих составляет:


1998 год

107

из 243

1999 год

110

из 265

Только регистрационные сборы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и направляемые во внебюджетные фонды администрации области, за 1999 год составили 84,5 тысяч рублей.

Примерами  активной деятельности СП являются: 

На территории Россошанского района продолжает действовать российско-германское СП “ТБР-Интер” по производству пива по немецкой технологии. Экспортные поставки продукции в 1999 году составили 3550 долл. США. Прогноз экспорта на 2000 год - 27 000 долл. США.

На базе Таловского и Бобровского районов области для выращивания по интенсивной технологии озимой пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и др. культур успешно работает  совместное российско-французское предприятие «ДРеВО», учредителем которого является французская фирма «Луи Дрейфус Негос С.А.».  К «ДреВУ» потянулись и другие районы в 1999 году  Бутурлиновский, Калачеевский, Панинский и Семилукские районы «прокатывали» у себя прогрессивную технологию. С первых дней работы предприятия до конца 1999 года зарубежные инвестиции в сельское хозяйство области через это СП составили более 10 млн. долл. США.

В г. Нововоронеже успешно продолжает работу  российско-германское СП “Рона”-  оказание инжиниринговых услуг в поставке оборудования.

Основные причины низкой эффективности деятельности СП:

·     СП создаются в основном, как мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом;

·     иностранные партнеры стремятся создавать СП в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений;

·     инвестирование создающихся СП производится в основном в виде  денежных взносов, редко инвесторы вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое имущество;

·     нарушение производственных, финансовых связей между странами ближнего и дальнего зарубежья;

·     высокие  ставки  налогов, таможенных пошлин.

По данным государственной налоговой инспекции по Воронежской  области  за 1998 год в бюджеты различных уровней  предприятиями с иностранными инвестициями было перечислено налогов в сумме 134236,8 тыс. руб., в том числе:

- федеральный

- 63049,9

- областной

-  27007,9

- городской

-   6536

- районный

-   37643

В целом роль СП в экономике Воронежской области не стала заметной, их удельный вес в экспорте снизился и составляет 3% (против 5% в 1998 году ), импорт увеличился до 2% ( против 1%  в 1998 году ).

Несмотря, на первый взгляд, на безрадостное положение в инвестиционной сфере области, потенциал Воронежской области далеко не исчерпан. Удел нашего государства таков, что мы не можем жить в стабильности.

Однако представители иностранных инвесторов даже после августовского кризиса, продолжают посещать область и интересоваться инвестиционными проектами.

Несмотря на тяжелые экономические условия, на долгий путь нормативных актов на федеральном уровне, сегодня регионы могут и должны сами создавать условия для иностранных инвесторов.


3.1 Приграничное сотрудничество

 

Приграничные районы имеют большое значение для государства. Они играют ключевую роль во внешнеэкономических связях и во внешней политике,  как мосты добрососедства и сотрудничества.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности значение приграничных территорий как зон контакта с внешним миром резко возросло.

Воронежская область расположена в центре европейской части РФ, в 500 км  к юго-востоку от Москвы, южная часть области граничит с Луганской областью Украины.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины, учитывая исторически сложившиеся добрососедские отношения, высокую степень интегрированности экономики государств, признавая необходимость сохранения и развития хозяйственных, культурных и других связей между приграничными областями  в 1993 году был создан Совет руководителей приграничных областей Российской Федерации,  Украины и Беларуси.

В  его состав в настоящее время  входит 19  приграничных регионов этих республик,  в том числе и Воронежская область.

Основной целью Совета руководителей является разработка предложений и создание  благоприятных условий для развития экономических, культурных и других отношений между приграничными областями.

Совет осуществляет свою деятельность в следующих основных направлениях:

·определяет приоритетные области многостороннего сотрудничества;

·готовит совместные предложения в вышестоящие органы власти государств об изменении законодательных и нормативных актов с целью улучшения сотрудничества приграничных областей при сохранении общегосударственных интересов;

·осуществляет меры по укреплению традиционных, дружественных, интернациональных связей и культурного обмена среди населения, а также по регулированию миграционных процессов;

·содействует предприятиям и организациям в осуществлении внешнеэкономической деятельности, организации прямых взаимных поставок продукции и оказании услуг по межотраслевой кооперации и т.д. 

Деятельность Совета как негосударственного, неправительственного образования положительно оценивается и поддерживается органами власти трех стран, в т. ч. - их Президентами.

Сохраняются взаимные товаропотоки между  Россией, странами СНГ, сложившиеся в рамках специализации и кооперации.

Доля Воронежского внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем, российском товарообороте в 1999 году составила 0,3% (в 1998 году-0,28%).

Внешнеторговый оборот с государствами-участниками СНГ в 1999 году составил  79,8 млн. долларов США и по сравнению с 1998 годом снизился на 3,1%, в том числе экспорт составил 24,8 млн. долларов США и снизился на 27,5%, импорт – 55 млн. долларов США и увеличился на 13%.

Экономика Воронежской области исторически и традиционно отличалась высокой степенью интеграционных производственных (хозяйственных) связей с Украиной. Еще 5-6 лет тому назад на Украину поставлялось до 15 % промышленной продукции (в валовом исчислении), свыше 12 % сельхозсырья продовольствия, производимых на территории области. Номенклатура видов продукции, товаров и услуг превышала три сотни наименований. Не менее мощные потоки сформировались и в обратном направлении. По линии межобластных и прямых хозяйственных связей  предприятий в Воронежскую область осуществлялись поставки продукции металлургической (прокат черных металлов), машиностроительной (автомобили, технологической оборудование, сельхозтехника), химической (удобрения) промышленности, промышленности строительных материалов, товаров народного потребления. При этом общий баланс взаимных поставок в денежном исчислении колебался в пределах 40-60 % в пользу Воронежской области.

Кардинальная смена геополитической обстановки в бывшем СССР повлекла за собой изменения в сфере экономических отношений Воронежской области с украинскими партнерами, в силу объективных и субъективных причин эти отношения в настоящее время ослаблены, а в ряде случаев и утрачены. «Пиком» падения хозяйственных связей является 1993 год, когда объем товарооборота, уменьшился по отношению к 1990 году более чем в 25 раз. В этот год из области на Украину вывезено продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления всего на 18,5 млрд. рублей. При этом трансформировался общий баланс ввоза-вывоза. Поставки украинских товаров в область составили 20,8 млрд. рублей. В структуре вывоза наибольший удельный вес занимают:  синтетический каучук 65 %, шины для легковых и грузовых автомобилей 14 %, минеральные удобрения - 8 %. В структуре ввоза преобладают прокат черных металлов, каменный уголь, автомобили легковые, сельхозмашины, продовольственные товары.

Предпринимаемые на местном уровне организационные меры позволили несколько изменить ситуацию. В 1999 году объем товарооборота увеличен по сравнению с 1996 годом почти в 5 раз, однако сложившегося отрицательного для области сальдо экспорта-импорта с Украиной преодолеть не удалось. Незначительно расширена номенклатура товаров ввоза-вывоза. По-прежнему некоторые промышленные предприятия области не могут выйти из-за современной таможенной политики  на традиционные украинские рынки сбыта (например, АООТ «Воронежсельмаш», АО «Воронежупмаш», АО «Воронежрудгормаш» и др.)

Среди  торговых партнеров Воронежской области из стран СНГ Украина занимает ведущее место (68% товарооборота).       В 1999 году внешнеторговый оборот области составил 63,2 млн. долларов США, в том числе - экспорт 16 млн. долларов США, импорт 47,2 млн. долларов США. Основу экспорта составляют: синтетический каучук, шины, продукты неорганической химии, машины и оборудование. Импортируются: черные металлы, машины, оборудование, продукты питания.

Барьерность новых границ с особой силой сказывается на низовом уровне, нанося удар не только по экономике, но и по судьбам людей. 

Поэтому подписание 24 февраля 1999г. Соглашения между Воронежской и Луганской областями и Программы по его реализации в 1999-2000годах трудно переоценить. Несмотря на все трудности переходного периода у обеих областей сохранились определенные производственные связи. В Луганскую область вывозятся: шины, каучук, цемент, мел, запасные части для экскаваторов и локомотивов. Ввозится в нашу область: прокат металлов, трубы, уголь и т.д. Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между областями не достигнута по причине больших таможенных платежей.

Основная задача Соглашения и Программы - создание условий для укрепления дружбы и сотрудничества между регионами, восстановления и развития эффективных связей между субъектами хозяйственной деятельности регионов, общественными организациями. 

В рамках подписанного Соглашения о сотрудничестве в 1999 году проведены мероприятия по основным направлениям.

3.2 Промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительство

Подписано Соглашение между Главным экономическим управлением администрации  Воронежской области и Главным управлением экономики и собственности Луганской обладминистрации. В рамках Соглашения проводились консультации в области социально-экономического развития  регионов по вопросам экономического и информационного сотрудничества.

В марте 1999г. Главным управлением  по промышленности, ТЭК, транспорта и связи подготовлены   и направлены для согласования  с ГУ промышленной политики Луганской обладминистрацией проекты Соглашения и предложения по реализации Программы межрегионального сотрудничества, но до настоящего времени Луганская администрация постоянно переносит сроки подписания. (Начальник управления  Басакин Г.М.).

За 1999 год значительно расширился список предприятий области участвующих в поставах экспортно-импортной продукции.


NN  п/п

Наименование предприятия

Наименование

 продукции

Экспорт

1.

АООТ

« Воронежсинтезкаучук»

Каучук бутадиеннитрильный

Латекс СКД-1

2.

АООТ « ТЯЖЭКС»

Экскаваторы ЭО-5124А

3.

ОАО

«Борисоглебский КМЗ»

Аппараты отопительные

«Хопер»

4.

ГП ВТРЗ

им. Дзержинского


Бандажи для локомотива

5.

ЗАО « Стальмост»

Контенеры для дроби

6.

ОАО  Митрофановский 

«Промавторемонт»

Транспортеры ТСН-3

Запчасти к с/х технике

7.

АО «Борхиммаш»

Изделия из алюминия

Импорт

1.

АООТ «Семилукский огнеупорный завод»

Электромагниты П100М-1

2.

АООТ « ТЯЖЭКС»

Толстолистовой прокат

3.

ОАО  «Борисоглебский КМЗ»

Электромагниты

4.

ОАО  Митрофановский 

«Промавторемонт

Пульты управления

5.

ГПУ ВРТТЗ

Прокат черных металлов

6.

ГП ВТРЗ им. Дзержинского

Фланцы из цветных металлов

7.

ОАО « ВАСО»

Аккумуляторы кадмиево-никелиевые

8.

ОАО « Воронежпресс»

Оконное стекло

 Однако, широкомасштабного взаимного сотрудничества между предприятиями Луганской и Воронежской областями не достигнута по причине таможенных платежей и неадекватного развития промышленного производства.

 Подготовлены и направлены предложения в управление по вопросам строительства и инвестиций обл. администрации Луганской области (начальник управления Бондаренко А.К.):

·               по кооперационным связям в области строительства;

·               по созданию совместных предприятий.

Ответов на эти предложения и встречных предложений от представителей Луганской области не поступало.

Были направлены приглашения об участии предприятий Луганской области в выставках - ярмарках :

·     «Стройиндустрия-99» -10-12.03.99г.;

·     «Мебель, интерьер, бытовая техника»- 26-28.03.99г.;

·     «Строительство и ремонт- 99»-10-12.11.99г., но представители Луганской области, из-за отсутствия финансирования отказались принять участие. 

3.3. Агропромышленный комплекс

Подготовлены и согласованы предложения по реализации Программы регионального сотрудничества.

Культура:

·подготовлен специальный выпуск Воронежского журнала «Подъем» о современной литературе Луганской области;

· в пгт. Кантемировка проведен вечер, посвященный 100-летию со дня рождения поэта Евгения Плужника;

· в г. Белгороде проводился фестиваль художественной самодеятельности и традиционного народного творчества Воронежской и Луганской областей;

· в Воронежской областной библиотеке им. Никитина проведена выставка книг украинских писателей и поэтов;

· в Луганске состоялись концерты филармонического коллектива г. Воронежа;

· выпущен первый номер российско-украинской газеты «Славянское братство»;

· в соответствии с постановлением администрации Воронежской  области  объявлен конкурс на лучший памятник Т. Шевченко, который будет установлен в г. Россошь.

 Образование: 

· заключены договора в сфере образования между Кантемировским районом Воронежской области и Марковским районом Луганской области и г. Россошь Воронежской  области   и  Рубежное  Луганской области;

· между областями проводился обмен печатной педагогической продукцией, в газете «Вестник просвещения» публикуются материалы о сотрудничестве между областями;

· в г. Воронеже проводилась научно-практическая конференция «Содержание образования и образовательных технологий  в сельской малочисленной школе. Опыт, проблемы, перспективы».

Опыт работы приграничных районов показывает, что многие проблемы образования и воспитания школьников совместными  действиями решаются более успешно.

Здравоохранение - представлялась взаимная информация:

·о эпидситуации, эпизоотической ситуации в областях;

· проводился обмен периодическими журналами и статьями о состоянии здравоохранении в Воронежской и Луганской областях.

Южными районами Воронежской области в ограниченном объеме ( в связи с погашением долгов за медикаменты ранее взятые в ГОП «Воронежфармация)  проводилась закупка медикаментов, производимых в г. Луганске.

Вопросы семьи и молодежи осуществлялся обмен информационно-методической литературой по вопросам реализации государственной политики в отношении семьи, женщин, молодежи.

Защита населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Налажены постоянные контакты по обмену информацией:

· об определении статуса пострадавших;

· об организациях занимающихся  благотворительной деятельностью по социальной защите пострадавших впоследствии Чернобыльской катастрофы.

Администрацией области было подписано (первым заместителем главы администрации - председателем Правительства Сысоевым А.М.) распоряжение от 12.04.99г. N 450-р « О проведении Дня памяти жертв  Чернобыльской  катастрофы (в Луганске-21.04.99г., в Воронеже -26.04.99г.), но из-за отсутствия денежных средств в области мероприятия не  были  проведены.

Физическая культура и спорт

В соответствии с Программой межрегионального сотрудничества было запланировано:

n   обмен спортивными делегациями;

n   проведение матчевых встреч на уровне сборных команд по игровым видам спорта;

n   участие спортсменов в открытых первенствах и чемпионатах областей,  но из-за ограниченных финансовых возможностей  обеих сторон,  практически реализовать мероприятия не удалось.  

В регионе проводится большая работа по улучшению инвестиционного климата, активизации реформ, содействию развития частного сектора в сельском хозяйстве, а также поддержке малого и среднего бизнеса в других сферах экономики. Предоставляются налоговые льготы инвесторам посредством снижения, отмены или отсрочки платежей в областной бюджет. Разрабатывается законодательная база, гарантирующая возвратность вложения. 

На территории Воронежской области работают 48 предприятий с украинским капиталом. Сумма уставного  капитала 752,9 тыс. рублей, в том числе доля  украинских партнеров  - 565,8 тыс. руб.   

Основная масса совместных предприятий работает в сфере оказание услуг - 35%,оптовая и розничная торговля- 26%, производственная - 18 %.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования приграничного сотрудничества зависят от решения многих назревших проблем.

Однако, отсутствие ряда законодательных актов и положений по приграничному сотрудничеству не позволяет в полной мере реализовать требования региональной политики сфере межгосударственных отношений приграничных регионов. Возникает необходимость решения следующих вопросов.

Прежде всего, не разработана общегосударственная Концепция приграничного регионального сотрудничества, слаба законодательная и договорно-правовая база. Возрастает актуальность формирования инфраструктуры приграничных территорий.

Сотрудничество на данном направлении сдерживается также несоответствием современным требованиям оборудования погранпереходов и таможенных постов. Требует определенных изменений визовая политика.

В связи с этим возникает необходимость  на республиканском уровне:

1.     Ускорить подписание Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1999-2007гг.

2.     Определения статуса приграничных территорий, как особых экономических зон.

3.     В рамках интеграции стран СНГ законодательно предусмотреть создание совместных свободных экономических зон (СЭЗ).

4.     Решения в законодательных и исполнительных органах власти вопроса о резервировании доли средств государственных программ для дополнительного финансирования приграничных территорий, предоставлении налоговых кредитов на капитальные вложения в развитие их инфраструктуры.

5.     Приоритетного рассмотрения и принятия законопроектов, определяющих условия приграничного сотрудничества.

6.     Законодательного закрепления  упрощенного пересечения пограничного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля  в отношении граждан, постоянно проживающих  на территориях приграничных областей.

7.     Создания на базе загранпредставительств совместных торговых палат, бизнес центров и других структур, ориентированных на поддержку межрегионального приграничного сотрудничества.

Региональным органам власти (участникам приграничного сотрудничества)  необходимо:

-совместно с республиканскими органами власти осуществлять постепенный перевод приграничных связей на долгосрочную основу с разработкой соответствующих целевых программ развития инфраструктуры приграничных территорий, сопутствующих коммуникационных  связей в  приграничной зоне;

-способствовать повышению степени интегрированности  экономики приграничных территорий, реализации договоренностей в области таможенного, правового и экономического взаимодействия;

-в соответствии с республиканским законодательством совершенствовать нормативно-правовую базу, способствующую расширению участия в приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей;

-оказывать помощь соотечественникам, проживающим на сопредельных территориях  зарубежных  государств, в сохранении ими своей культурной, языковой и религиозной самобытности.

Решение этих вопросов позволит повысить результативность сотрудничества приграничных областей.


Заключение

Для  реализации   стратегии  развития  ВЭД  Воронежской  области   в 2000 гг. предполагается  осуществление следующих  мероприятий:

· Развитие  внешнеэкономической  деятельности  Воронежской   области  и  Программы  развития  ее экспортного  комплекса,  ориентированных  на  формирование  оптимального  профиля  международной   специализации  региона  в  структуре  мирохозяйственных  связей.

·Ежегодная  разработка   и  принятие Областной Думой   одновременно  с областным  бюджетом  региональной  программы   развития  внешнеэкономической  деятельности,  включающей  перечень  мер   ее стимулирования, в том числе и финансовых.

·Проведение  систематической  работы  по  изучению  и  анализу  структуры  внешнеэкономической  деятельности,   изменению ее  эффективности  на   уровне   региона  и  отдельных   предприятий.

·Активное  использование  мер экономической  дипломатии  для  создания   благоприятных  условий  внешнеэкономической  деятельности  предприятий  Воронежской области  и  защиты  их  интересов  за  рубежом.

·Широкое  привлечение  всех  заинтересованных  субъектов  хозяйственной  деятельности  к  проведению   совместных  мероприятий  по  развитию  ВЭС  Воронежской  области.

Литература

1.     Ричард Отт.  Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.-320с.

2.     Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. -  М.: Русская Деловая Литература, 1999.-416с.

3.     Котлер  Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 1998.-105с.

4.     Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 1999.-400с.

5.     Котлер Ф.  Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896.

6.     Ассэль Гэнри.  Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 1999.-804с.

7.     Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 1999.-703с.

8.     Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 1998.-305с.

9.     Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с.

10.  Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: Изд – во «Союз», 1998.-270с.

11.  Харрис Г., Харрис Г.Дж. Как заставить говорить о вашем деле: 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1999.-144с.

12.  Введение в маркетинг, 5-е издание.: Пер. с англ.: Уч.пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.-640с.

13.  Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 1999.-656с



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.