Рефераты. Всемирный конгресс финно-угорских народов в системе региональных международных отношений






В ходе реформ у финно-угорских народов ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в 1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать будет невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию, её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.

Между тем, именно в нынешний период, как никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права. Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.

При всем своеобразии финно-угорские народы являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов. Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов, обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические планы в борьбе за выживание.

 

1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов

Все эти изменения стали ощутимым и на территориях, населенных финно-уграми. Начиная с 1985 года, но главным образом с 1989 года, про­шли многочисленные политические мероприятия и научные конференции, которые с различных точек зрения разбирали и анализировали положение финно-угорских народов, причем говорилось о таких явно или скрыто взаимосвязанных вопросах, как экономическое положение, история финно-угорских народов, демографическая, языковая ситуация и — что раньше поч­ти невозможно было себе представить — правовой статус

В начале февраля 1992 года в Сыктывкаре 4 финно-угорские общественные организации — Комитет возрождения коми народа (с 1997 года называется Исполнительный комитет Съезда народа коми), „Масторава" - Общество национального возрождения мордовского народа, Исполни­тельный комитет Всеудмуртской ассоциации „Удмурт Кенеш" и „Югор" -Общество родителей коми-пермяцкого языка — создали Ассоциацию финно-угорских народов, АФУН, и с целью призвать к присоединению опублико­вали проект Устава . „Положение об Исполкоме Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации" было принято на I Съезде финно-угорских народов Российской Федерации, прошедшем 15-16 мая 1992 года в Ижевске, а сформулированный на этом съезде временный Устав АФУН позже был принят как окончательный 29 июня 1992 года в Сыктывкаре, где состоящий из избранных съездом членов Исполком избрал из своего состава предсе­дателя и сопредседателя.

Движение финно-угорских народов и съезд финно-угорских народов Российской Федерации, а позднее конгресс всех финно-угров, то есть Всемирный конгресс финно-угорских народов, приобрели двойное значение: Всемирный конгресс финно-угорских народов, с одной стороны, — это движение, у которого имеются постоянные элементы, организации, струк­туры, печатный орган и имеются постоянно изменяющиеся, развивающиеся, прогрессирующие или же, наоборот, регрессирующие проявления, временные мероприятия, спонтанные элементы; с другой стороны, Всемирный конгресс финно-угорских народов — это международное событие: общее собрание делегатов, целью которого является обмен опытом, оценка ситуации, организация и осуществление представительства интересов, своих стран или международных, принятие решений и заслушивание отчетов.

Представители финно-угорских народов, делегаты и участники Все­мирного конгресса финно-угорских народов, исходя из реалий современности, предоставивших историческую возмож­ность реализации стремления наших народов к сотрудничеству поставили целью реализацию международных норм в области права наро­дов на самоопределение, прав коренных народов, национальных меньшинств и прав человека, постановили:

•    Всемирный конгресс финно-угорских народов является форумом этих народов, не зависимым от правительств и политических партий, ста­вящим задачу достижения неправительственной организации ООН;

• конгресс является открытым для всего мирового сообщества добровольным объединением равноправных родственных народов, присоединившимся к общеевропейскому процессу безопасности и сотрудничества и руко­водствующимся Всеобщей декларацией прав человека, Парижской хар­тии для новой Европы, 169 Конвенцией Международной организации труда, касающейся прав коренных народов и национальных меньшинств,

•   делегаты намерены осуществить волю финно-угорских народов к сотрудничеству и оказанию взаимопомощи в области права, экономики, экологии, социальных вопросов, информации, образования, науки и культуры;

Исходя из общепризнанных норм международного права и исторически сложившихся разнообразных форм национального и государственного устройства финно-угорских народов, делегаты конгресса признали право каждого народа на национальное самоопределение в формах, удовлетворяющих интересы самих этих народов. Данные формы могут иметь широкий спектр: от различных форм культурно-национальной автономии до национальных государств, а также создание различных коалиций, союзов и обществ. Содействуя возрождению финно-угорского мира, выживанию ряда родственных народов и развитию. Так же было принято решение считать необходимым и целесообразным добиваться правовых и организационных условий для всестороннего и равноправного сотрудничества братских народов между собой и со всем мировым сообществом.

В области экономики и экологии содействовать развитию прямых экономических связей между предпри­ятиями, учреждениями., организациями и частными лицами финно-угор­ских государств, национально-территориальных образований, регионов компактного проживания финно-угорских народов, а также

проводить согласованную политику в области экологии, не допуская размещения на территории оружия массового поражения, создать заповедно-экологические зоны с лечебно-оздоровительными и туристско-экскурсионными комплексами в регионах проживания финно-угорских народов.

В области информации, культуры, науки и образования поддержать создание Международного фонда финно-угорских народов на условиях долевого участия стран их проживания, принять систему нормативных актов, направленных на сохранение и развитие языков, самобытной культуры и традиций финно-угорских народов, принять решение о ежегодном проведении дней финно-угорских народов    в соответствии с установившейся международной традицией, содействовать изданию ежегодного журнала финно-угорских народов для освещения истории и современного состояния этих народов.

С этого момента Консультативный Комитет стал являться координирующим органом Всемирного конгресса финно-угорских народов и стал действовать в соответствии с нормами международного права и принципами ООН.


Глава 2

2 II  Всемирный конгресс финно-угорских народов

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов [1]. Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе  приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить.  Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.


На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса.  Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

2.1 Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента [2]. Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов [3]. Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер [4], поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы [5].

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания  и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских  народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах [7]. В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов [8].

2.2 Секция экономики

По отчету председателя секции, в ее работе приняло участие 40 человек. Было отмечено, что представители всех народов желали бы теснее сотрудничать, а основой для этого могли бы служить сложившиеся личные отношения. Важным моментом стал вопрос об обеспеченности информацией, информационные запросы. Поэтому был сделан вывод, что для всего этого важно и нужно участие государственных структур и их помощь.

Помимо обсуждения общих вопросов и предложений на секции были возможности для внесения некоторых конкретных предложений, их обсуждения и установления прямых деловых связей.

В ходе работы были отмечены некоторые важнейшие предложения:

а) заключение 4-стороннего венгро-финско-эстонско-российского соглашения для поддерживания этих связей;

б) образование комиссии для содействия международному сотрудничесту финно-угорских народов;

в) создание системы финно-угорских учреждений для поддержки международных и торговых отношений [8];

Со стороны делегатов РФ был проявлен живой интерес к опыту строительства экономики в Венгрии, Финляндии и Эстонии.

2.3 Секция  культуры

Это была самая многочисленная секция Всемирного конгресса. Были сделаны доклады, по многим из которых разгорелись прения. Были более всего затронуты нижеследующие проблемы:

-                              развитие и сохранение финно-угорских народов как самостоятельных этносов; развитие и сохранение их языков, особенно для тех народов, которые не имеют своей государственности и литературного языка;

-                              подготовка учебников и других учебных пособий на финно-угорских языках. Был остро поставлен вопрос о финансировании подобных проектов;

-                              подготовка национальных кадров как в РФ, так и в Финляндии; Венгрии; Эстонии: необходимо учреждение стипендий, организация обмена студентов, аспирантов и преподавателей;

-                              вопрос о создании международного финно-угорского центра

Секцией была принята резолюция, состоявшая из 12 пунктов (см. в приложении)


2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства, молодежи и семьи

В ходе работы секции принято участии около 40 человек. Был охвачен очень широкий круг проблем. Стало очевидно , что демографические, семейные, экономические вопросы тесно взаимосвязаны, поэтому для их решения нежен комплексный подход. Было отмечено, что на некоторых финно-угорских территориях очень трудны и сложны проблемы охраны окружающей среды, вплоть до того, что это угрожает здоровью проживающего там коренного населения. Поэтому необходимо, чтобы коренное население имело возможность влиять на то, как могут быть использованы их природные ресурсы.

Отмечалось также и то, что необходима семейная политика и охрана семьи, чтобы семья существовала и могла передавать финно-угорские наследие подрастающему поколению.

Почти во всех выступлениях озвучивалось необходимость сотрудничество; сотрудничества между учеными, Вузами, государственными учреждениями и неправительственными структурами, чтобы они могли соответствующим образом изучать вопросы охраны окружающей среды, здравоохранения, социальные и демографические. У кого есть опыт в решении подобных вопросов, тот будет оказывать поддержку другим, кто будет работать над созданием таких структур. В ходе работы секции была подчеркнута необходимость обмена научной информацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.