Рефераты. Всемирный конгресс финно-угорских народов в системе региональных международных отношений






          Было предложено начать программу интервьюирования по вопросам здравоохранения и прочим составляющим, оценивающим состояние указанных проблем, для того, чтобы составить карту взаимосвязей состояния здоровья и экологии у финно-угорских народов.

          Кроме того, в отчете о проделанной работе данной секции звучали предложения о принятии международных рекомендации (предложение Евросоюза),  согласованных методов переписей населения, для того, чтобы  все финно-горские народы, где бы они ни жили, отразили себя в них. Поэтому Консультативному Комитету было предложено найти такую форму организации подобных проектов, чтобы появилась возможность реализовать такой аспект. А ученным финно-угорских народов, занимающимися подобными вопросами, было предложено активнее участвовать в международной научной жизни, в работе тех организаций и институтов ООН и Евросоюза, в чьем ведении находятся эти вопросы.

2.5 Секция СМИ

          На заседаниях этой секции работало  порядка 40 человек. На секции было принято решение об образовании и работе при Консультативном Комитете Комиссии по прессе и информатике – профессиональном органе СМИ. Эта Комиссия будет заниматься созданием финно-угорского банка данных по экономике, политике и СМИ.

          Было предложено  создать такой банк данных и службы по предоставлению данных, в рамках которой кто угодно мог бы получить информацию на условиях on-line о спросе и предположении финно-угорских народов в области экономике.

          Говорилось также и об организации международного фестиваля телепрограмм “Финно-угорский мир”, а также о регулярном обмене телепрограмм между финно-угорскими телевидениями и телекомпаниями. Кроме того, Комиссия будет осуществлять:

-                                   подготовку и повышение квалификации журналистов;

-                                   обеспечивать возможность для обмена радио- ТВ программами;

-                                   издание книг, периодических изданий, справочных материалов, по возможности журналов и т.д. (см. Приложение)

На работе секции говорилось о необходимости достаточного финансирования для осуществления подобного рода мероприятий, поэтому прозвучали предложения об обращении за помощью к парламентам, правительствам, церквям и общественным организациям финно-угорских народов.

2.6 Секция молодежи

В заключительном отчете секции было отмечено, что в обсуждении проблем молодежи наблюдается все большая активность. Среди первоочередных проблем были отмечены проблемы нехватки информации, материальных средств., что в свою очередь препятствует сотрудничеству студентов университетов и институтов, а также формированию молодежных и детских организаций, сотрудничеству различных творческих групп.

          Консультативному Комитету было поручено предложить рассмотреть вопрос о создании финно-угорский компьютерной сети и о возможности выход в свет общего финно-угорского молодежного периодического издания.


          После окончания II Всемирного конгресса финно-угорских народов в 1996 году до 2000 года в финно-угорском движении на первый план выдвинулась деятельность Консультативного Комитета. Консультативный Комитет (далее КК) является координирующим органом Всемирного конгресса финно-угорских народов, иначе говоря его задачей является координация действий национальных организаций для достижения постановленных целей и задач, а также защита интересов финно-угорских народов в международных организациях и форумах, включая ООН.

Работа Консультативного комитета координируется координировалась штаб-квартирой в Хельсинки и проводится согласно плана, который принимается регулярно в конце предшествующего года [10]. За 4 года (1996-2000) заседания КК проводились 2 раза в год. Проходили они в России, Эстонии и Финляндии. Предварительно, для подготовки заседания КК, собирались координаторы КК, также в различных регионах проживания финно-угорских народов. Здесь следует отметить, что на многих заседаниях отсутствовали представители ненцев, саамов, ингерманландских финнов. Зачастую причинами их отсутствия были не только экономические (КК практически всегда был готов оказать помощь), но и организационными.

          Планы работ КК, в основном, выполнялись. Были иногда переносы, например, сроков проведения меду народных конференций ил семинаров на другое время из-за финансовых или организационных причин. Во многих республиках проводилась работа иногда свыше тех задач, которые ставились (Венгрия, Марий Эл, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Эстония, Коми) и этот момент КК отмечает как положительный [11]. Из “Отчета Консультативного Комитета финно-угорских народов” можно сделать вывод, что к числу одного из существенных недостатков относятся отсутствие планомерной работы по принятию на II Всемирном конгрессе резолюциям. Кроме того, представители народов – члены КК не всегда проявляли должную активность по реализации принятых предложений и решений у себя на местах, не давали достаточной информации о работе КК.  Отсюда, зачастую, шло и отсутствие информации о деятельности национальных организаций в штаб-квартире КК и между самими национальными организациями. Это, прежде всего, относится к национальным организациям финно-угорских народов РФ [12].

Вместе с тем, КК старался наладить информационный обмен непосредственно через штаб-квартиру, финансируя издание информационного вестника, который готовится и печатается в Марий-Эл на русском и английском языках [13]. КК отмечает как несомненно положительную, продолжающуюся практику совместного выпуска радио- и телепередач “Финно-угорский мир”. А кроме того, своей ближайшей и основной задачей КК определяет улучшение информационного обмена, в частности, развитие своего сайта в сети Интернет.

По итогам своей работы за период 1996-2000гг КК считает, что самой главной задачей для финно-угорских народов РФ является противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции. Отсюда одно из важнейших направлений деятельности КК - возрождение и развитие языков и культур финно-угорских народов. Это хорошо понимают и правительства Финляндии, Венгрии, Эстонии, В этих странах приняты программы поддержки финно-угорских народов России [14].

Кроме того, КК всегда оказывает поддержку встречам писателей, ученых, педагогов, молодежи, деятелей культуры и в этой области КК и дальше планирует продолжать свою деятельность.

В качестве положительного момента было отмечено то, что лидеры и активисты  большинства финно-угорских национальных организаций и движений в Российской Федерации сделали упор на конструктивный диалог с органами власти и управления. Верными и необходимыми решением государственных органов стали предложения и действия по развитию образования на родных языках (расширение льготного приема финно-угорской молодежи, в том числе из диаспор, в Вузы (республики Марий Эл, Коми, Удмуртия).

В качестве одной из задач КК ставит решение вопросов, связанные с проблемами собственности. Народы, приживающие в РФ никак не участвуют в разработке и принятии подобного рода решений.

Отдельных слов заслуживает деятельность интеллигенции, т.к. она активно участвует во всех начинаниях. Следует отметить неутомимую деятельность экс-президента Венгрии господина Арпада Генца по укреплению финно-угорских содружества.

Консультативный комитет финно-угорских народов проводит сам и принимает участие во многих международных мероприятиях с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов [16].

Для финно-угорских народов России особенно актуальным является приобщение к международному процессу обсуждения проблем и выработки правовых норм в отношении коренных народов мира. Это позволяет использовать опыт других коренных народов мира в решении проблем и устанавливать деловые контакты с национальными организациями самых разных народов.

КК финно-угорских народов придает большое значение непосредственному участию в работе органов ООН по проблемам коренных народов. КК ежегодно, с  1993г. принимал участие в заседаниях Рабочей группы ООН по коренным народам, в выработке и обсуждении Декларации о правах коренных народов.

Значительным и важным моментом КК считает постоянный диалог между государствами и неправительственными структурами, который помогает ломать сложившиеся у государственных органов стереотипы в отношении прав коренных народов, находить компромиссы и вырабатывать согласованные решения.

Из всего выше сказанного следует, что КК проводит регулярную и плодотворную работу по претворению в жизнь резолюций, предложений и решений, принимающихся на Всемирных конгрессах финно-угорских народов.


3 Глава 3

III Всемирный конгресс финно-угорских народов

III Всемирный конгресс финно-угорских народов ознаменовал дальнейшую консолидацию финно-угорского сообщества. В процессе обмена мнениями в политической секции неоднократно подчеркивалось значение сохранения и развития языковой и культурной самобытности коренных народов и национальных меньшинств, обогащающей все человечество в целом. Особенно важным в сохранении национального идентитета признается роль родных языков.

Весь ход обсуждения шел по ключевым секциям:

-         Секция – политика

-         Секция - культура и образование

-         Секция - экология и здравоохранение

-         Секция — медна и информационные системы

Ниже прилагаются важнейшие моменты из выступлений докладчиков.

3.1 Секция - политика

На конгрессе отмечалось, что концепция защиты меньшинств в международном праве осуществлялась в период 20-столетия волнообразно. С мирными договорами по первой мировой войне связано развитие системы защиты таких национальных меньшинств в рамках Лиги Наций на территории европейских национальных государств, в отношении которых какое-либо другое государство имеет особые интересы в силу этнических, исторических или языковых связей.. После распада Лиги Наций система защиты меньшинств перестала существовать, а Организация Объединенных Наций, образованная в результате переустройства мира после второй мировой войны, в рамках системы прав человека взяла на вооружение в качестве отправного пункта обеспечение индивидуальных прав человека. Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. вообще не включала в себя положения о правах личности, относящихся к национальному меньшинству, или о правах самих меньшинств. Лишь в 1990-е годы интерес к защите меньшинств вновь перешел на уровень разработки международных документов о правах человека.

В международном праве нет единого определения, что подразумевается под "меньшинством". Различие между более широкой и более узкой трактовкой видно, например, из того, что статья 27 Генерального соглашения ООН о гражданских и политических правах содержит общее определение прав личности, относящейся к меньшинству. В этом определении дается ссылка на этнические, религиозные и языковые меньшинства, тогда как в статье 14 Европейского соглашения о правах человека запрещается дискриминация на основе принадлежности к национальному меньшинству. Под национальным меньшинством подразумевается, как правило, устойчивая, длительное время проживающая в данной стране группа населения, про которую можно сказать, что она образует самобытную часть нации. Статус национального меньшинства может предполагать, что его члены являются гражданами данной страны, или что данная группа населения проживает в стране уже на протяжении нескольких поколений. Согласно другому пониманию, статус национального меньшинства предполагает его какое-то официальное признание со стороны государства, и государство, таким образом, могло бы само решать, каких групп касаются права, вытекающие из понятия "национальное меньшинство". Статья 27 Генерального соглашения ООН о гражданских и политических правах исходит в свою очередь из широкого понятия "меньшинства", основывающегося на идее распространения зашиты на все самобытные группы, фактически проживающие на территории государства-участника соглашения и сами себя причисляющие к меньшинству.

Общая позиция комитета по правам человека представляет собой идею о самоценности культурного многообразия. Согласно пункту 9 сохранение и постоянное развитие культурной, религиозной и общественной самобытности меньшинств обогащает все общество в целом. Другая принципиально важная акцентировка содержится в пункте 9, в котором комитет подчеркивает также, что коренные народы являются вообще тем меньшинством, которое подразумевается в нормативе соглашения. В отношении коренных народов особо выделяется, по мнению комитета, многообразие понятия "культура" как особого образа жизни, тесно связанного со страной и природными ресурсами. Таким образом, право исповедовать свою культуру может защищать такие традиционные виды деятельности, как охоту и рыболовство.

В статье 1 соглашения о гражданских и политических правах, так же как и в соглашении об экономических, социальных и образовательных правах, всем народам гарантируется право на самоопределение. Пункт соглашения не подразумевает под словом "народ" лишь население определенного государства. Например, подразумеваемым в пункте соглашения "народом" может быть и коренной народ. С другой стороны, право на самоопределение может осуществляться в многообразных формах, и статья 1 Генерального соглашения не включает в себя общего и одностороннего права образования собственного государства со стороны группы населения, признаваемой "народом". В периоды угнетения и колониализма требование о создании собственного государства также может быть справедливым с точки зрения международного права. В последние годы Комитет ООН по правам человека уделяет статье 1 все большее внимание, подчеркивая, что и из этой статьи вытекают обязательства тех стран, на территории которых живут коренные народы. В Генеральном соглашении о правах детей (1989) ребенку, представляющему собой меньшинство или коренной народ, обеспечено право исповедовать вместе с другими членами этой группы, собственную культуру и использовать свой язык.

Рамочное генеральное соглашение включает в себя относительно точные положения, касающиеся именно языковых групп. Каждый представитель национального меньшинства имеет право использовать как частным, так и публичным образом язык своего меньшинства. Однако, обязательство по обеспечению использования языка меньшинства при общении с представителями власти отражено очень осторожно: в тех регионах, где традиционно проживают представители национального меньшинства или где имеется их значительное количество, государства-участники соглашения "будут стремиться по возможности обеспечить", чтобы язык меньшинства мог быть использован при общении с официальными властями, если представители меньшинства этого потребуют и если эти требования будут соответствовать "реальной потребности". Представителям национальных меньшинств обеспечивается право использования наименований на языке меньшинства и установки на виду, в общественных местах, указателей и табличек на этом языке, но установка на виду названий улиц и иной официальной информации связана с такими же дополнительными условиями, как и в случае права общения с официальными властями на языке меньшинства. Каждому представителю национального меньшинства обеспечивается право "изучения языка своего меньшинства". Но ответственность государственной системы образования в осуществлении этого права вновь связана с многими условиями.

Европейский основной акт, касающийся региональных языков и языков меньшинств был разработан в 1994 г. и вступил в силу в 1998 г.. Акт исходит из ограничения защиты языков лишь по отношению к стабильным, имеющим гражданство данной страны, меньшинствам. Под региональным языком или языком меньшинства подразумевается такой, который отличается от официального языка или языков, который традиционно используется в определенном регионе страны и носители которого, граждане данной страны, по численности представляют меньшую группу населения, чем остальные жители страны. Кроме этого соглашение признает понятие "нерегионального языка", под которым подразумевается язык, отличающийся от языка или языков прочего населения, и на котором традиционно говорят в государстве, но не в каком-то его особом регионе. Согласно специальному положению соглашения языки переселенцев-репатриантов не считаются региональными языками или языками меньшинства.

Соглашение устанавливает два вида обязательств. Государство-участник соглашения должен применять цели и принципы, содержащиеся в статье 7, ко всем региональным языкам или языкам меньшинств, используемым в стране и удовлетворяющим критериям статьи 1. Этими принципами являются, в частности, признание данных языков культурным богатством и стимулирование их использования как частным, так и публичным образом. Кроме этого, при ратификации соглашения страна-участник его может в определенной мере выбирать, какие детальные положения III раздела соглашения она будет применять к известным, ею самой названным, региональным языкам или языкам меньшинств. Соглашение не препятствует его применению и по отношению к другим, используемым в регионе языкам, например, к менее используемому официальному языку.

          Представителям национальных меньшинств обеспечивается право использования наименований на языке меньшинства и установки на виду, в общественных местах, указателей и табличек на этом языке, но установка на виду названий улиц и иной официальной информации связана с такими же дополнительными условиями, как и в случае права общения с официальными властями на языке меньшинства. Каждому представителю национального меньшинства обеспечивается право "изучения языка своего меньшинства". Но ответственность государственной системы образования в осуществлении этого права вновь связана с многими условиями.

Функционирование законодательства о правах коренных народов и национальных меньшинств на государственном и региональном уровнях и соответствие законодательства существующей ситуации в обществе.

Разъяснение терминологии: В России термин "народ" используется часто. На международном уровне термину "малый народ" лучше бы соответствовал термин "нацио­нальное меньшинство", но если государство признает национальное меньшинство в качестве "малого народа", то это можно полностью принять.

В качестве поддержки нормативов применения законодательства, государству необходимо ратифицировать международные соглашения по правам человека, а также согласиться на международный контроль и на выполнение предложений, выдвигаемых контролирующими органами и прочими международными органами.

Государство должно позаботиться о том, чтобы его органы следовали законодательству и должным образом реагировали на нарушения. Во многих странах законодательство не соблюдается должным образом. В России эта проблема весьма ощутимая.

Соответствие законодательства современным требованиям.

Если государство ратифицировало соответствующие международные соглашения по правам человека и выполняет рекомендации контролирующих органов, то оно имеет современное законодательство. Международные договоры и документы образуют тот минимальный стандарт, которого должны придерживаться все государства. Если в государственном законодательстве проявляются недостатки, они должны исправляться новыми законодательными положениями. Государство должно сравнивать свое законодательство с законодательствами других стран и перенимать у них те положения и практические нормы, которые выглядят хорошими и приемлемыми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.