Комплектный резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов. В рассматриваемом анализе комплектный резерв составил 71129 тыс. руб.
На объем продаж оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы:
- факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;
- факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;
- факторы, связанные с использованием основных средств.
Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность одного из них нарушают процесс производства продукции.
Рассмотрим структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:
а) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов:
Увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором, так же, как и сокращение средней продолжительности рабочего дня. Это позволяет говорить об экстенсивном характере дополнительных резервах увеличения выручки за счет факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.
б) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов:
В этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является стоимость материалов в себестоимости продаж экстенсивным фактором.
в) факторы, связанные с использованием основных средств:
В этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств – данный фактор является фактором интенсификации, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены – экстенсивный фактор.
Анализ показывает, что за исключением изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, остальные факторы являются экстенсивными для роста объема продаж, следовательно, предприятие очень хорошо использует имеющиеся резервы интенсивных факторов, поскольку при уменьшении экстенсивных факторов обеспечивается рост объема производства. Тем не менее, если бы величина этих факторов оставалась неизменной в отчетном году, предприятие могло бы получить дополнительный рост объема продаж на 214867 тысяч рублей.
Для определения влияния на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции в натуральном выражении, ее структуры и цен на нее, рассмотрим таблицу 5.
Таблица 5
Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию
№ п/п
Наимено-вание проданной продукции
Количество проданной продукции, шт
Цены на реализованную продукцию, тыс. руб
Выручка за прош-лый год, тыс. руб
Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб
Выручка за отчетный год, в ценах отчетного года, тыс. руб
За прош-лый год
За отчет-ный год
По структуре прошлого и в ценах прошлого года
По структуре отчетного и в ценах прошлого года
А
Б
1
2
3
4
5
6
7
8
Изделие А
3200
3960
157,8
174
504960
556800
624888
689040
Изделие В
4650
4400
96,8
95,8
450120
445470
425920
421520
Изделие С
2000
4000
139,1
140,05
278200
280100
556400
560200
Итого
9852
12360
1233280
1282376
1607215
1670760
1. Рассчитаем выручку от продаж по структуре прошлого года и в ценах отчетного года.
Vi = ki прошл.г. * цi отч.г.
изделие А: VА = 3200 * 174 = 556800 тыс.рублей
изделие В: VВ = 46500 * 95,8 = 445470 тыс.рублей
изделие С: VС = 2000 * 140,05 = 280100 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 1 = 556800 + 445470 + 280100 = 1282376 тыс.рублей
2. Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года
Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.
изделие А: VА = 3960 * 157,8 = 624888 тыс.рублей
изделие В: VВ = 4400 * 96,8 = 425920 тыс.рублей
изделие С: VС = 4000 * 139,1 = 556400 тыс.рублей
итого: Vрасчетное 2 = 624888 + 425920 + 556400 = 1607215 тыс.рублей
4. Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж
а) влияние изменения количества проданной продукции
ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 1282376 – 1233280 = 49096 тыс. рублей
б) влияние изменения структуры проданной продукции
ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 1607215 – 1282376 = 324839 тыс. руб.
в) влияние изменения цены проданной продукции
ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 1670760 – 1607215 = 63545 тыс. рублей
5. Общее влияние рассмотренных факторов на изменение выручки
ΔV = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 49096 + 324839 + 63545 = 437480 тыс. рублей
Можно заключить, что рост выручки произошел как за счет изменения количества проданной продукции, так и за счет изменения цены и структуры.
Используя информацию отчета по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и результаты маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E (Приложение 4), разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Расчеты обобщим в таблице 6.
Таблица 6
Наимено-вание изделий
Спрос на изделие, шт.
Средняя цена, тыс. руб.
Плановые показатели
Уровень рентабельности
Себестои-мость единицы изделия на будущий период, тыс. руб
Себестоимость объема продаж обеспеченного спросом, тыс. руб
Объем продаж исходя из спроса на продукцию, тыс. руб
Целесообразный объем продаж на будущий период, тыс. руб.
4150
175,5
160
664000
728325
1,096875
4500
96,2
91,4
411300
432900
1,052516
4300
142
125
537500
610600
1,136
Изделие D
3800
82
80,1
304380
311600
24600
1,02372
Изделие Е
3000
116
-
348000
19750
2431425
1796425
* - Сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 300 шт., а для выпуска изделия Е в ОАО нет соответствующих условий.
Анализируя результаты, отраженные в таблице 6, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является производство изделия «С», где на 1 рубль затрат приходится 1,136 рубля дохода. Немного менее рентабельным является выпуск изделия «А», где рентабельность составляет 1,097 руб. на 1 руб. затрат. На третьем месте по уровню рентабельности изделие «В», доход на 1 руб. затрат составляет 1,053 рубля. Изделие - «D» наименее рентабельно – 1,024 руб. на 1 руб. затрат, при этом следует учитывать, что предприятие не сможет удовлетворить спрос на данную продукцию, что сократит возможную выручку на 287000 тыс. руб.
Поскольку предприятие не имеет соответствующих условий для выпуска изделия «Е», то рассчитать его рентабельность не возможно. Поскольку спрос на данное изделие имеется, то можно сказать, что ОАО недополучит 348000 тыс. руб.
По данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» можно определить точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия.
Показатель
За отчетный год
На планируемый период, обеспеченный спросом
Выручка от продаж
Переменные затраты
1085994
Постоянные затраты
530530
Прибыль от продаж
54236
Маржинальный доход в составе выручки от продаж
584766
Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент
0,35
"Критическая точка" объема продаж
1515800
Запас финансовой прочности
154960
9
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %
9,2748
1. Маржинальный доход определяем как разницу между выручкой от продаж и переменными затратами.
2. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.
Доля МД = МД / V
На эту величину делим условно-постоянные расходы и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении.
3. Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж.
Таким образом, точка безубыточности на предприятии ОАО «Агат» в отчетном году составила 1515800 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 154960 тыс. рублей.
Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.
Структуру затрат предприятия ОАО «Агат» за прошлый и отчетный периоды рассмотрим в таблице 8.
Таблица 8
Сопоставление затрат на реализацию продукции в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы
Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности
За прошлый год
Отклонение (+,-)
тыс. руб.
%
Материальные затраты
696150
46,30
656000
57,50
40150
6,12
Затраты на оплату труда
376200
25,02
297360
26,07
78840
26,51
Отчисления на социальные нужды
97550
6,49
77240
6,77
20310
26,29
Амортизация
56820
3,78
48320
4,24
8500
17,59
Прочие затраты
276964
18,42
61864
5,42
215100
347,70
1503684
100
1140784
362900
31,81
Анализируя таблицу 8 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 362900 тыс. рублей или на 31,81%. В составе всех элементов затрат произошли некоторые изменения. Так в отчетном году на 40150 тыс. рублей или на 6,12% по сравнению с прошлым годом увеличились материальные затраты, их доля в общей сумме затрат уменьшилась с 26,07% до 25,02%. Сумма затрат на оплату труда выросла на 78840 тыс. рублей или на 26,51%, а их доля в общей сумме затрат снизилась на 1,05% по сравнению с прошлым годом. Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году на 26,29% или на 20310 тыс. рублей, а их доля в общем составе затрат снизилась на 0,28%. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 17,59% или на 8500 тыс. рублей, но несмотря на это доля ее в составе общих затрат уменьшилась на 0,46%. Прочие затраты увеличились на 215100 тыс. рублей в отчетном году по сравнению с прошлым годом и это увеличение составило 347,7% , а их доля в составе общих затрат значительно увеличилась – на 13%. Таким образом, значительно увеличилась не только величина прочих затрат, но и их доля в общем объеме затрат, что безусловно сказалось на общем увеличении затрат в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5