Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетополучателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ. В Российской Федерации ввиду существенного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует необходимость в наличии выравнивающих трансфертов.
Право на получение трансфертов из ФФПР (Фонда финансовой поддержки регионов) предоставлено тем субъектам Российской Федерации, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.
Такой подход вряд ли можно признать безупречным, так как корректировка душевых налоговых доходов во многом субъективна. Представляется, что функция трансфертов ФФПР должна заключаться в уменьшении дифференциации регионов по уровню бюджетных доходов на душу населения, а не в ее устранении, тем более что устранить ее реально не представляется возможным. Создание стимулов для ускоренного развития низкодоходных регионов в настоящее время для российских условий является более приоритетной целью системы трансфертов, чем механическое уравнивание бюджетных доходов регионов.
Объективно не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Всегда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов распределительных отношений. Поэтому представляется, что одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов Федерации от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов.
3. Налоги и пошлины.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучреждениям за определенными услугами гражданско-правового характера, не имеющими промышленного элемента; при этом размер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон.
Российское законодательство выделяет три вида пошлин:
- государственная;
- регистрационная;
- таможенная.
Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других документов судебными органами, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов, предоставление особого права (например, права на охоту)).
Регистрационная пошлина взимается с юридических и физических лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение и т. д.
Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров.
Налоговая система — это совокупность существующих в данный момент существенных условий налогообложения юридических и физических лиц.
Условия, характеризующие налоговую систему в целом, включают:
- порядок установления и ввода налогов;
- виды налогов;
- ставки налогов;
- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- формы и методы налогового контроля;
- способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.
Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень перераспределительных процессов в том или ином государстве, выступает налоговое бремя (налоговый гнет). Оно рассчитывается как отношение общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному либо валовому внутреннему продукту.
Как правило, принципы налогообложения в литературе звучат следующим образом:
- горизонтальное и вертикальное равенство;
-определенность налогового платежа;
-недопустимость двойного налогообложения;
- удобство и минимизация издержек взимания налога;
- минимальный дестимулирующий эффект;
- трудность уклонения от уплаты.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества. Эти налоги называют также оценочными. Субъектами прямых налогов могут быть как получатели дохода, так и собственники капитала, имущества.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу. Иногда их называют тарификационными.
Внешнее различие между указанными налогами состоит в непосредственном или опосредованном отношении фискальной власти к объектам и субъектам обложения.
Косвенными налогами облагаются преимущественно различные предметы потребления. Плательщиком косвенного налога являются (выступают) покупатели (потребители) продукции, товаров, работ, услуг.
Косвенные налоги входят в цену и тем самым уплачиваются населением, поэтому их иногда называют (относят) к налогам на обложение труда.
Прямые налоги преимущественно представляют собой обложение земли, капитала, доходов. Поэтому иногда их называют «подоходно-поимущественные».
Критика косвенных налогов заключается, прежде всего, в том, что они создают большее налоговое бремя для низкооплачиваема слоев населения, а также в том, что они способствуют всевозможным видам обмана, мошенничества и т. п.
Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).
В литературе таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности:
¨ по объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);
¨ по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комбинированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения);
¨ по характеру происхождения: автономные (являются максимальными по размеру и применяются к товарам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными);
¨ по специфичности применения: антидемпинговые; специальные; компенсационные; преференциальные.
Антидемпинговые таможенные пошлины, призваны не допустить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.
Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.
Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получения экспортером прямой государственной субсидии в целях повышения его конкурентоспособности, возможности продажи товара на внешнем рынке по более низкой цене.
Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, происходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами международной торговли.
Таможенные пошлины, имеющие определенные льготы, не носят индивидуального характера и определяются законом. Полностью освобождаются от пошлины:
• транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;
• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;
• товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств — физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;
• валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях);
• товары, подлежащие обращению в собственность государства;
• товары, представляющие собой гуманитарную помощь; •товары, предназначенные для оказания технического содействия;
• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;
• товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
1) принцип единства;
2) принцип подвижности (пластичности);
3) принцип стабильности;
4) принцип множественности налогов;
5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В наиболее полном виде система принципов налогообложения представлена.
Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
Классификация налогов
По форме обложения: Прямые и Косвенные
По субъекту-налогоплательщику: Налоги с физических лиц
Налоги с юридических лиц
Смешанные налоги
По срокам уплаты: Срочные налоги
Периодично-календарные:
1) Декадные
2) Ежемесячные
3) Ежеквартальные
4) Полугодовые
5) Ежегодные
По уровню установления и изъятия
Федеральные
Региональные
Местные
По уровню бюджета
Закрепленные
Регулирующие
По целевой направленности
Абстрактные
Целевые
По способу взимания
До получения дохода
После получения дохода
Кадастровый
По видам построения
Твердые ставки
Долевые ставки:
1) пропорциональные
2) прогрессивные
3) регрессивные
4. Государственные и муниципальные кредиты и долги.
В качестве внутренних заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление внутреннего государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.
Какой порядок предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, которые не относятся к государственным и муниципальным предприятиям, бюджетным учреждениям, предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ?
В Бюджетном кодексе установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита уполномоченным органом, который проводит также проверку целевого использования бюджетного кредита.
Возврат предоставленных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Каковы условия и порядок предоставления бюджетного кредита государственным и муниципальным унитарным предприятиям?
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
Под дотациями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В объем государственного внутреннего долга включаются:
основная номинальная сумма долга по ценным государственным бумагам;
объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем внешнего долга Российской Федерации входят:
объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций;
Управление государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации — на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
От имени Российской Федерации право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти,
Внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств.
Под реструктуризацией долга в Бюджетном кодексе понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
В Бюджетном кодексе предусмотрены следующие пределы: предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации;
предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. При этом письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение ее влечет ее недействительность (ничтожность).
Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.
Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федераций выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Заключение
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней. Существует два метода формирования и использования бюджетных средств — собственно бюджетный и кредитный. В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Собственные доходы бюджетов представляют собой те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за бюджетами соответствующих уровней. К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные региональные налоги и иные платежи.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они создаются для решения (финансирования) конкретных задач, имеющих важное значение для государства, общества в целом.
Под бюджетным федерализмом следует понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве. При централизованных моделях разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Децентрализованные типы организации бюджетной системы строятся на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства.
Объективно не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств. «Правильного» (справедливого) дележа не бывает в принципе. Всегда имеет место ущемление интересов тех или иных субъектов распределительных отношений.
5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации. Управление государственным долгом Российской Федерации возложено на Правительство Российской Федерации. Под реструктуризацией долга в Бюджетном кодексе понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Список используемой литературы:
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие.// Колпакова Г.М. – М.: Финансы и статистика. 2002, глава 4-11.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Юнити-Дана, 2002, глава 3-11.
3. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник // Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. – М.: Велби, 2002, глава 10-16.
4. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможности налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики, 2003, № 2.
5. Задорнов М. Бюджет жесткий , но реальный // Финансы , 2003, № 3.
6. Нестеренко Т. Государство должно контролировать бюджет // Финансы, 2004, № 8.
7. Павлова А., Бабин А. Реальный бюджет и экономика страны // Экономист, 2003, № 5.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие.// Колпакова Г.М. – М.: Финансы и статистика. 2002, глава 4-11.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов // Под ред. Г.Б. Поляка – М.: Юнити-Дана, 2002, глава 3-11.
10. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник // Под ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И. – М.: Велби, 2002, глава 10-16.
Страницы: 1, 2, 3