Рефераты. Детско-юношеский туризм






В этот период в помощь экскурсионным работникам в Петрограде издается журнал "Экскурсионное дело" под редакцией Полянского И.И., выходит сборник статей Райкова Б.Е. "Школьные экскурсии, их значение и организация". Значительный вклад в разработку и совершенствование теории экскурсионного метода познания вносят  Герд А.Я.,  Натали В.Ф., Корф И.М., Гейнике И.А.

В 1922 году в Крыму основывается первый крупный детский оздоровительный лагерь "Артек". А в 1929 году в стране учреждается печатное издание по туризму - журнал "Турист". В 1929-1930 годах ряд постановлений Правительства РСФСР способствовал дальнейшему развитию производственных экскурсий. Посещение фабрик, заводов, крупных строительств включается в школьные краеведческие программы как обязательное политехническое просвещение.

В 1930 году в Москве была проведена Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной работы и создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТ и Э), что стало началом массовой туристской работы в стране. Перед ОПТ и Э стояла важная задача -поставить туризм на службу всему населению страны, учитывая его познавательное и воспитательное значение.

Начинается формирование органов управления детским туризмом. В 1932 году ДЭТС ОНО сливается с Центральным Бюро краеведения и при ОПТ и Э создается детский сектор, который через сеть пионерских отрядов по всей стране вовлекает школьников в активную туристскую работу как "юных друзей туризма". Для совместной практической были привлечены общество "Друг детей" и детская комиссия при ВЦИК. Организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма.

После принятия в 1927 г Постановления Наркомпроса "Об усилении экскурсионной работы среди детей и подростков", в туризме появляется новое направление работы. Большое значение отводится самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Идет организация детских походов с применением навыков ориентирования и элементов топографии, походного быта, умения оказать доврачебную помощь, воспитывается выносливость.

 На этом этапе развития туризма в Советском Союзе в развитии детского туризма преобладали образовательные и воспитательные цели, была заложена основа для летних оздоровительных мероприятий, но приоритетными направлениями оставались отдельные местные самодеятельные походы и экскурсионные поездки. Кроме того, в этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы.

В середине 30-х годов шло быстрое расширение туристско-экскурсионной базы, и ЦИК СССР принимает решение о нецелесообразности дальнейшего развития туризма в рамках самодеятельных обществ.

В 1936 году вся туристско-экскурсионная работа в СССР переходит в ведение профсоюзов с созданием Центрального туристско-экскурсионного управления (ЦТЭУ). Начинается упорядочение структуры туристских организаций. Руководящим органом становится ЦТЭУ с подразделениями в республиканских, краевых и областных Советах. При Советах организовывались секции и клубы по видам туризма, экскурсионные бюро, детские станции. Была создана система организаций, координирующих и контролирующих туризм в СССР, в том числе детский.

В 1937 году ЦТЭУ признало нецелесообразной работу отдельных местных краеведческих организаций, и уже к середине 1938 года все детские станции краеведения местного уровня в стране были ликвидированы.

В то же время, самодеятельный туризм получает развитие, но уже только как основной вид военно-патриотического воспитания пионеров и школьников. В   1939  году  самодеятельные походы  были признаны  видом туризма. Утверждается значок "Турист СССР". В 1940 году вводятся инструкторские звания по видам самодеятельного туризма - пешеходному, лыжному, водному, велосипедному, авто- и мототуризму.

В это время Народный Комиссариат Просвещения рассматривал туризм как один из видов учебно-воспитательной работы. "Туризм и экскурсии, преследуя прежде всего общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца". Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры.

Таким образом, первые десятилетия советской власти для туризма и экскурсий были годами накопления опыта, поиска организационных форм функционирования туристских сообществ и оптимальных методов управления процессами развития детско-юношеского туризма в стране.

1.3.  Развитие детско-юношеского туризма в послевоенный период

 

Центральная туристско-экскурсионная станция на время войны прекратила свою деятельность. Дальнейшее развитие детский туризм получает только в послевоенные годы.

В 1945 году руководством Советского Союза принимается решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионных управлений. С 1946 года ЦТЭУ приступает к строительству новых туристских объектов, созданию экскурсионных учреждений, организации путешествий. В экскурсионной программе основное место занимали военно-историческая тематика и экскурсии по ленинским местам, вводились новые объекты показа.

В 1949 году учреждаются спортивные нормативы, которые были включены в Единую Всесоюзную классификацию. Самодеятельный туризм был признан как вид спорта. Для стимулирования развития детского туризма в 1954 году учреждается значок "Юный турист" для пионеров 5-7 классов. Для его получения необходимо было совершить 4 похода в течение года и научиться ориентироваться, одеваться по погоде, собирать снаряжение, устраивать ночлег. Старшие школьники с 8-го класса имели право на получение значка "Турист СССР" при условии выполнения взрослых нормативов.

1954 год становится знаменательным для спортивного туризма. На Южном Урале на озере Тургояк состоялся Первый слет туристов-школьников. Именно этот слет объединил разобщенные самодеятельные походы в постоянные всесоюзные экспедиции     школьников,     ставшие традиционными.

В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты "Пионерская правда".

В 1965 году был объявлен Всесоюзный поход пионеров и школьников страны по местам революционной, боевой и трудовой славы. Ежегодно в походах принимали участие около 3 миллионов школьников. Этапы походов 1965-1970г.г. были посвящены крупным историческим датам: 20-летию победы в Великой Отечественной войне, 50-летию образования ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и др.

 Финальные слеты победителей проходили в разных городах: Брест, Москва, Ленинград, Киев, Ульяновск.

Одновременно с массовым патриотическим движением в стране продолжалась работа по организации летнего оздоровительного отдыха детей, строились новые пионерские лагеря и туристские базы.

В 1958 году ЦК ВЛКСМ принимает постановление "Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями", и создается Бюро Международного Молодежного Туризма "Спутник" (БММТ "Спутник"). В 1959 году в Ленинграде и других городах страны открываются его первые местные отделения.

В основу работы "Спутника" было положено расширение международных связей, создание внутрисоюзных международных лагерей отдыха, приемы в СССР. Важная роль отводилась организации безвалютных обменов между студентами и школьниками с их сверстниками из других стран. В первый же год работы БММТ "Спутник" установил контакты с 16 организациями из 8 стран Европы. За рубеж по обмену выехало 1364 комсомольца.

В 60-е годы организационная структура туризма в СССР снова претерпевает изменения. В 1962 году Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ) преобразуется в Центральный Совет по туризму (ЦСТ), а в 1969 году окончательно реорганизуется в Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). Таким образом, в эти годы движение самодеятельного туризма было подчинено Всесоюзному добровольному спортивному обществу профсоюзов и Центральному турклубу.

К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции. Именно в этот период расширяется география детского туризма. Одновременно была заложена основа для развития международного молодежного туризма.

В 1969 году было принято постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране". КПСС видела в туризме важное средство "повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения". Постановление определило задачу превратить туризм в крупную отрасль обслуживания населения с дальнейшим развитием и расширением материальной базы.

В то же время, основной задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основой идеологии стали: воспитание патриотизма, знание своей Родины и дружба народов СССР.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР. На местах детские станции (ДЭТС) продолжают сотрудничать и координировать туристскую работу Дворцов и Домов пионеров, Станций юных туристов, спортивных секций.

В 1971 году принимается постановление о следующем Всесоюзном походе пионеров и комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы СССР. В рамках этого похода школьники принимают участие в краеведческой экспедиции по изучению достопримечательностей страны. Одной из составных частей детской экспедиции становится целенаправленный поисковый поход следопытов "Летопись Великой Отечественной".

Организатором экскурсионных поездок школьников выступило БММТ "Спутник". В основу путешествий было положено несколько всесоюзных маршрутов боевой и трудовой славы СССР, посещение музеев и театров, осмотр достопримечательностей городов, знакомство с достижениями народного хозяйства страны. В экспедициях принимали участие школьники с 4-х по 10-е классы.

Каждый участник имел туристскую книжку, содержащую сведения о маршрутах и отметки о посещении объектов. Были введены нагрудные поощрительные значки с нормативами. Для получения бронзового значка требовалось посетить 50 республиканских объектов, для серебряного - 100, а для золотого - иметь серебряный и бронзовый значки и пройти еще по 80-и маршрутам восьми тематик. За время проведения экспедиции молодыми патриотами были сооружены памятники павшим героям, приведены в порядок места захоронений, воссоздавалась летопись боевых дел воинских соединений, создавались музеи в школах, отмечались культурные достопримечательности, нуждающиеся в реконструкции.

Каждый этап экспедиции с 1971 по 1984 годы был приурочен к крупным историческим датам: 50-летию образования СССР, ХХУ и ХХУ1 съездам КПСС, 60-летию ВЛКСМ, 40-летию победы в Великой Отечественной войне. За эти годы по внутрисоюзным маршрутам БММТ "Спутник" путешествовало почти 33 миллиона пионеров и комсомольцев, а 150 тысяч из них было награждено значками экспедиции "Моя Родина - СССР".

Помимо туристско-экскурсионных поездок по СССР с 70-ых годов, БММТ "Спутник" начинает организовывать для школьников посещение крупных промышленных и культурных центров страны путем внутрисоюзных обменов между школами в период осенне-зимних каникул. После Постановления ВЦСПС "О приеме на туристских маршрутах родителей с детьми" начинает развиваться организованный семейный отдых. Туристские хозяйства приспосабливаются к приему детей : строятся детские спортивные площадки, игровые залы.

Вместе с работой "Спутника" продолжает свою деятельность Центральная детская экскурсионно-туристская станция СССР, проводившая ежегодно познавательные поездки более чем для 450 тысяч детей. В эти годы пополняется материальная база для специализированного отдыха школьников. Строятся и благоустраиваются более 30 молодежных и пионерских лагерей, центров отдыха и курортов союзного значения в Крыму, на Кавказе, под Москвой. Появляются путешествия для активного досуга и оздоровления школьников.

В 70-80-е годы БММТ "Спутник" активно продолжал поддерживать связи с молодежными объединениями и вошел в состав международной туристской организации БИТЕЖ. К 1984 году "Спутник" сотрудничал с 88 странами мира. За границу только по линии молодежных обменов выезжало 670 тысяч юношей и девушек.

Если в 60-е годы международные обмены охватывали преимущественно молодежь по общеобразовательным программам и обмену опытом по профессиональному признаку, то уже 1972 года в эту работу активно включаются школьники средних и старших классов. Получают развитие специальные рейсы "Поезда Дружбы". В этих поездках начинают принимать участие и пионеры, которые отправлялись в Венгрию и Чехословакию. А уже к 1979 году к этой акции присоединяется еще 5 стран Европы. Начинается организация безвалютных обменов группами школьников между учебными заведениями и городами-побратимами. Такая работа строилась на принципе равенства предоставляемых услуг в течение определенного времени, дорога оплачивалась за счет родителей.

В каникулярное время организовывались поездки в совместные лагеря, дети принимали участие в международных спортивных соревнованиях, обменивались опытом работы с зарубежными детскими организациями. Позже подучат развитие поездки на языковые практикумы от специализированных языковых школ, семинары, обмены самодеятельными коллективами. Только с 1976 по 1986 годы за границу выехало по обмену и на гастроли около 560 детских творческих коллективов.

В 70-е годы по программам школьных обменов СССР работал с такими социалистическими странами как Польша, Венгрия, Чехословакия, ГДР. А уже в 80-е годы в детские обмены включаются США. Англия, Франция и другие страны.

Однако, в те годы возможности развития выездного туризма были ограничены. Сама процедура, получения разрешения на выезд из СССР была очень длительной и сложной. Существовали ограничения даже для школьных групп. Документы подавались в школьный отдел Городского комитета комсомола за 75 дней, а в БММТ "Спутник" - за 60 дней до отъезда. На тщательное рассмотрение принимались заявки только комсомольцев с фотографиями, подробными анкетами и характеристиками от горкомов и райкомов ВЛКСМ. Оформление выездных документов шло уже на основании разрешения ГК ВЛКСМ и общей на группу путевки "Спутника".

Таким образом, в социалистический период истории нашей страны детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью охвата школьников и был подчинен патриотическому и идейному воспитанию. В направлениях туризма четко выделялись международный и внутренний туризм.

При этом путешествия по СССР носили и самодеятельный, и организованный характер. Расширилась география поездок школьников от своего региона до крупных городов СССР, других республик и зарубежных стран. На детский туризм продолжали оказывать влияние "красные" даты календаря. Походы и экспедиции планировались централизованно, охватывая все школы и неся в себе конкретные задачи. Массовость достигалась спланированной системой вознаграждений по результатам. Кроме того, именно в 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития социального туризма.

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов. Однако, даже основ новых экономических отношений в этой сфере создать так и не удалось.



2.                  Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся.

В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Детско-юношеский туризм выделяется из сочетания детского и молодежного видов туризма и подразумевающий путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 18 лет с различными целями. В уже упоминавшемся Законе Республике Тыва дается такое простое определение: «Туризм детский и юношеский – путешествия лиц детского и юношеского возраста».

Как комплексное социально-экономическое понятие туризм классифицируется по различным критериям: по целям путешествий, по форме организации, по количеству участников, по возрастному показателю и т.д.

С этой позиции туризм можно подразделить на :

-       внутренний,

-       международный (выездной, въездной),

-              комбинированный.

По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:

-       познавательный,

-       спортивный,

-       рекреационный  (на отдых)

-              оздоровительный

По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.

По способу организации туристские путешествия подразделяются на:

-              плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)

-              самодеятельные.

По продолжительности походов и путешествий различают:

-          одно-двухдневные

-          многодневные.

Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.

По      способу      активного      передвижения      самодеятельный туризм, классифицируется как :

-       пешеходный

-       лыжный

-       водный

-       горный

-       спелеотуризм

-       велотуризм

-       авто-мототуризм

-       комбинированный.

По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм.

В отдельных регионах распространен спелеотуризм.

По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:

-       некатегорийные

-       категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).

При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.

Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.