Рефераты. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних






В постановлении о заключении под стражу излагаются дополни­тельные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего: день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым применение именно данной меры.

В постановлении о заключении под стражу и протоколе задержа­ния должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного) отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрос­лых в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключитель­ных случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение следователя.

Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно разъяснить задержан­ному (арестованному) и его законному представителю, если он присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия.

Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать прокурору арест или задержание несовершеннолетнего.

В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних.

Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии в качестве меры пресечения содержания несовершеннолетних под стражей. Этот вопрос специально рассматривается в судебном заседании[32].

При предоставлении несовершеннолетнему отсрочки исполнения приговора к лишению свободы суд излагает в приговоре решение о мере пресечения до вступления приговора в законную силу. Если несовершеннолетний находится по стражей, то на основании ст.319 он подлежит немедленному освобождению в зал судебного заседания, а мера пресечения - изменению на более мягкую.

Статья 395. Порядок вызова обвиняемого

Вызов к следователю и в суд несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Иной порядок допускает­ся лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела.

Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администра­цию места заключения.

Особый порядок вызова направлен на создание законному представителю воз­можности для осуществления его прав и обязанностей.

Вызов должен, как правило, производиться на такое время, чтобы обеспечить изоляцию несовершеннолетнего от других обвиняемых.

Повестка адресуется тому из родителей, который осуществляет функции закон­ного представителя, и вручается ему по правилам чч.1, 2 ст.145.

Кроме общих сведений повестка должна содержать указание на обя­занность законного представителя обеспечить явку вызываемого.

В необходимых случаях этой же повесткой вызывается и законный представитель.

Правила ст.395 применяются и при вызове подозреваемого.

Предусматривая возможность иного порядка вызова, закон имеет в виду, в ча­стности, привод. Когда вызов через законного представителя может помешать установлению истины или необходима немедленная явка, несовершеннолетний вызыва­ется через посыльного, телефонограммой по месту учебы или работы и т.д.

Статья 396. Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрос­лыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия.

В случае когда выделение отдельного производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного ис­следования обстоятельств дела, к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному делу со взрослыми, подлежат применению правила настоящей главы.

Правила ст.396 преследуют цель ускорить производство по делу, создать усло­вия для выяснения обстоятельств, на которые закон предписывает обратить особое вни­мание, усилить воспитательное воздействие процесса и пресечь вредное влияние взрос­лых соучастников на подростка.

Дело может быть выделено со стадии предварительного следствия. Орган дозна­ния, возбудивший дело о преступлении, в котором участвовал несовершеннолетний, должен направить следователю все дело.

Вопрос о выделении дела решается сразу же после того, как собраны достаточные данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова его роль в каждом случае. Если по смешанному делу привлечено несколько несовер­шеннолетних, дело может быть выделено отдельно о каждом или о них совместно.

В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не представля­ется возможным выделить, применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних (ст.ст.391, 392). Особое внимание должно быть уделено изоля­ции несовершеннолетних от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное засе­дание.

Дела, по которым привлекаются взрослые и несовершеннолетние, расследуют­ся и рассматриваются следователями и судьями, которые специализируются по делам несовершеннолетних.

Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем в каче­стве пособника, укрывателя, недоносителя. Если же подросток непосредственно уча­ствовал в большинстве преступлений взрослых обвиняемых, а равно в случае, когда взрослый был организатором, подстрекателем преступления подростка, вопрос о выде­лении дела решается с учетом необходимости всесторонне выяснить характер преступ­ной деятельности и степень виновности каждого из обвиняемых.

При утверждении обвинительного заключения по смешанному делу, а также при предании суду необходимо проверить, не было ли возможности выделить дело не­совершеннолетнего, а по выделенному делу - не возникло ли серьезных препятствий для исследования существенных обстоятельств.

Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.

При выделении дела о несовершеннолетнем все материалы о его личности, условиях жизни и воспитания (документы о возрасте, характеристики, протоколы допросов родителей и т. д.) необходимо приобщить в подлиннике. По мере появления в основном деле новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы дополнительно приобщаются к делу несовершеннолетнего. При рассмотрении в суде вы­деленного дела целесообразно истребовать для обозрения дело, из которого оно вы­делено.

Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершенно­летнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым.

Участвующий в допросе педагог вправе, с разрешения следователя, задавать вопро­сы обвиняемому. По окончании допроса участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следо­ватель обязан разъяснить педагогу его права, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Положения ст.397 применяются и при допросе подозреваемого. О вызове педа­гога вправе ходатайствовать и законный представитель.

Участие законного представителя и защитника не исключает вызова педагога, так как основания участия этих лиц в допросе различны. Педагог выступает в качестве специалиста.

В число обстоятельств, указывающих на возможность прямой или косвенной за­интересованности педагога в деле входят: ответственность за вос­питание данного подростка (директор школы, классный руководитель), конфликт с подростком или его семьей. Перед началом допроса у педагога выясняется, нет ли обстоятельств, обусловливающих невозможность участия в допросе.

Статья 397 имеет в виду лицо, получившее педагогическое образование и рабо­тающее в качестве педагога. Вызываемый педагог должен по роду работы заниматься обучением и воспитанием подростков того возраста, к ко­торому принадлежит допрашиваемый. Участие в допросе работника ПППН, имеющего педагогическое образование, в качестве педагога не допускается.

Участие педагога в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, обусловлено необходимостью использовать в связи со сложностью такого допроса данные педаго­гики и психологии при его подготовке, проведении, фиксации показаний.

Основания участия педагога в допросе несовершеннолетних обвиняемых, достиг­ших 16 лет, исчерпывающе определены законом. Речь в данном случае идет не только о состоявшемся уже экспертном установлении факта умственной отсталости, но и о на­личии в материалах дела данных о ней, в связи с чем назначена или будет назначена экспертиза.

Участие педагога может оказаться целесообразным и при других процессуальных действиях, в ходе которых даются показания (объяснения) обвиняемым.

При повторном допросе целесообразно обеспечить участие того же педагога, что и при первом допросе.

При решении вопроса об участии педагога имеется в виду возраст обвиняемого на момент допроса.

Перед началом допроса следователь знакомит педагога с обстоятельствами дела, относящимися к допросу, и с данными о личности обвиняемого. Педагогу разъясняет­ся, что он должен помочь правильному ведению и протоколированию допроса, уста­новлению контакта с обвиняемым, что он вправе с разрешения следователя задавать вопросы допрашиваемому, причем отведенный вопрос должен быть занесен в протокол, а также вправе делать замечания о ходе допроса, просить о дополнении или внесении поправок в запись показаний. Если следователь сочтет их необоснованными, они фиксируются перед подписью педагога. Обсуждение этих вопросов производится в отсутствие обвиняемого.

Педагогу разъясняются его обязанности и ответственность по ст.1331. внимание обращается также на недопустимость реплик, вопросов и т.п., могущих нести ущерб воспитанию допрашиваемого и установлению истины.

Во вводной части протокола допроса указывается должностное положение педагога, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к обвиняемому и потерпевшему. Отмечается, что педагогу разъяснены его права и обязанности. В случае необходимо берется подписка в соответствии со ст.139.

Педагог высказывает свое мнение не о правдивости показаний, а о правильности ведения допроса с точки зрения особенностей психологии подростка, правильности записей показаний. Перед его подписью может быть сделана запись: «Участвовал в допросе и по его ведению замечаний не имею. Протокол прочитан лично. Содержание протокола соответствует показаниям».

Обстановка судебного заседания и тот факт, что ранее подсудимый уже допрашивался, делают по большей части излишним участие педагога в допросе.

Педагог может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах подготовки и ведения допроса следователем.

Статья 398. Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого с материалами дела

При объявлении несовершеннолетнему об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления материалов дела должен быть допущен законный представитель обвиняемого, если он ходатайствует об этом.

Следователь может не допустить законного представителя несовершеннолетнего к участию в ознакомлении обвиняемого с материалами дела, если признает, что это может идти в ущерб интересам несовершеннолетнего.

Участие законного представителя не ограничивает прав обвиняемого (подозреваемого) и защитника. Согласия законного представителя на заявление ими ходатайств, отводов и т.д. не требуется, как и наоборот.

Законный представитель вправе обсуждать с защитником и несовершеннолетним отдельные обстоятельства, обращать их внимание на те или иные доказательства, помогать несовершеннолетнему знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства.

Участие законного представителя не заменяет участия адвоката.

Право, предусмотренное ст.398, разъясняется законному представителю в числе других (при допросе, при специальном вызове, путем письменного уведомления).

При наличии данных о попытках родителей или заменяющих их лиц помешать установлению истины или о вредном влиянии, которое оказывалось на обвиняемо с их стороны, участие этих лиц в ознакомлении с материалами дела может быть признано нецелесообразным. Об этом выносится мотивированное постановление.

Закон не предусматривает отдельного от обвиняемого ознакомления законного представителя с материалами дела при окончании следствия.

Статья 399. Участие в судебном заседании законных представителей несовер­шеннолетнего подсудимого

В судебное заседание должны быть вызваны родители или иные законные пред­ставители несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в иссле­довании доказательств на судебном следствии, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. Указанные права должны быть им разъяснены при открытии судебного заседания.

При необходимости допросить родителей и иных законных представителей под­судимого в качестве свидетелей суд заслушивает их показания. Законные предста­вители подсудимого присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судеб­ного разбирательства.

В исключительных случаях, когда участие в судебном заседании законного пред­ставителя может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, суд вправе своим мотивированным определением либо полностью устранить законного представителя от участия в судебном заседании, либо ограничить его участие в той или иной части судебного заседания.

Неявка законных представителей подсудимого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд не найдет их участие необходимым.

Законное представительство вытекает из обязанности родителей, опекунов, попечителей по защите прав и интересов несовершеннолетних детей во всех учреж­дениях, в том числе судебных.

В список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, обязательно включа­ются родители (заменяющие их лица) с тем, чтобы один из родителей (другой из роди­телей будет в соответствии со ст.392 допрошен в качестве свидетеля), опекун или попечитель принял на себя функции законного представителя. Если лицо выполняло функции законного представителя на предварительном следствии, то в список для вы­зова в судебное заседание оно включается в этом качестве. Суд, однако, вправе воз­ложить эти функции на другого из родителей. Вопрос о законном представительстве должен быть, по общему правилу, решен в распорядительном заседании. Если в судеб­ное заседание явились оба родителя, суд с учетом их мнения и задачи обеспечить защи­ту законных интересов, несовершеннолетнего может решить этот вопрос в судебном заседании, вынося определение[33].

Законный представитель своими объяснениями, ходатайствами, вопросами спо­собствует выяснению обстоятельств, характеризующих подсудимого, условий его жизни в воспитания, уровня развития; обстоятельств, способствовавших преступлению; выбору меры наказания.

Заинтересованность законного представителя в определенном исходе дела обусловливает необходимость критического отношения к его объяснениям.

К законному представителю обращаются суд, прокурор, адвокат с вопросами, направленными на то, чтобы с наибольшей наглядностью вскрыть те недостатки в воспитании, которые способствовали совершению преступления.

Законный представитель имеет те же права, что и другие участники судебного разбирательства.

Законный представитель не участвует в судебных прениях. Однако, давая объяснения, заявляя ходатайства, он имеет возможность сообщить суду свое мнение о доказанности обвинения, причинах и условиях, способствовавших преступлению, наличии смягчающих обстоятельств.

Если законный представитель одновременно и гражданский ответчик, он пользуется также правами последнего. Следует иметь в виду при этом, что предъявление по делу несовершеннолетнего гражданского иска, не связанного с возмещением материального вреда, если даже основание иска вытекает из совершенного виновным преступления (например, о лишении родительских прав), не основано на законе[34].

Родители обвиняемого или заменяющие их лица не должны привлекаться в качестве гражданских ответчиков для возмещения средств, затраченных на стационарное лечение потерпевших, так как эти средства могут быть взысканы только с осужденных[35].

Функции потерпевшего и законного представителя несовместимы.

В судебном разбирательстве законный представитель может быть допущен и в качестве защитника. На предварительном следствии такое сочетание не допускается.

Разъяснение прав законному представителю целесообразно производить сразу же после разъяснения прав подсудимому. Если законный представитель - одновременно гражданский ответчик, ему дополнительно разъясняются соответствующие права.

Суд должен по своей инициативе выяснять мнение законного представите по возникающим вопросам наряду с мнением других участников судебного разбирательства.

По каждому делу о несовершеннолетнем необходимо допросить законных представителей в качестве свидетелей. Поскольку законный представитель, как и потерпевший, не удаляется из зала вместе со свидетелями, по возможности он допрашивается первым из числа свидетелей. При оценке его показаний учитывается тот факт, что он в течение всего времени присутствовал в зале судебного заседания, а равно знакомился с материалами предварительного следствия.

Законный представитель - лицо, несущее ответственность за воспитание несовершеннолетнего и заинтересованное в исходе дела. Поэтому суд в каждом случае должен рассмотреть вопрос, не нанесет ли участие в деле данного лица в этом качестве ущерб интересам несовершеннолетнего ( в частности, не помешает ли оно вскрыть причины преступления).

Возможно временное удаление законного представителя из зала судебного заседания (например, если подсудимый боится давать при родителях показания). После возвращения законного представителя в зал ему сообщается, что произошло в его отсутствие.

В определении об устранении законного представителя, ограничении его участия в деле или возможности рассматривать дело в его отсутствие должны излагаться конкретные основания для такого решения; суд может поставить этот вопрос на обсуждение участников судебного разбирательства. В соответствии со ст.401 заслушать их мнение и огласить определение он может в отсутствие подсудимого.

При устранении родителей от участия в деле может быть вызван представитель органа опеки и попечительства. Он осуществляет функции законного представителя и в случаях, когда несовершеннолетние не имеют родителей и проживают одни у лиц, не оформленных в качестве опекунов, попечителей[36].

Если несовершеннолетний воспитывается в детском доме или школе-интернате в связи с сиротством или лишением родителей родительских прав, законным представителем является администрация воспитательного учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.