Как правило, при расследовании хулиганских проявлений и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для выдвижения версий и выбора оптимального направления расследования. Поэтому на первоначальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную информацию.
Основная форма организационного взаимодействия следователя с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследования — дача отдельных поручений. Нередко следователи не планируют свои действия, не согласуют их с действиями оперативных работников. Отдельные поручения в большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительного опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов информацию по следующему кругу вопросов:
- о принадлежности подростков и молодых людей к той или .иной группе;
- о численности и составе данной группы, наличии «форменной» одежды и атрибутов;
- о наличии лидеров, наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;
- о местах концентрации членов данных групп, системе их оповещения и сборе;
- о фактах совершения членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя, наркотических и токсических веществ;
- о фактах проявлений аморализма в их среде;
- о наличии стихийных рынков («толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных вещей;
- о местах проведения досуга, маршрутах группового передвижения к ним;
- о наличии противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и конфликтов;
- о признаках совершенных преступлений (телесные повреждения, следы на теле от применения наркотиков, похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма отдельных членов группы после совершения противоправных действий);
- о потерпевших от преступных посягательств членов группировок, особенно по фактам нанесения телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;
- о местах изготовления колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных браслетов с металлическими шипами, кастетов и т.п.;
- о межрегиональных и внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов», «металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих для сведения счетов с противоборствующими группами из пригорода в город и наоборот);
- о зафиксированных в период передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов» между конфликтующими группами;
- о связях с авторитетами уголовно-преступной среды («ворами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность).
Наряду с отдельными поручениями необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный взаимный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для оказания помощи в проведении следственных действий; создание следственно-оперативных групп на период всего расследования массовых хулиганских групповых действий подростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими последствиями; совместная профилактическая работа.[40]
Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практике работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.
Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упущения в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недостаточное внимание уделяется профилактике правонарушений.
Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило, определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудникам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.
За последнее время несколько улучшилось взаимодействие следователей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершенных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профилактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.
Однако в ряде ГРОВД работа следователей по взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характеризующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдельных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.
С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачастую информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профилактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией о том, предъявлялось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, направлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самостоятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными подростками.
Сотрудники ПППН практически не знакомятся с материалами уголовных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следовательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предварительного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.
Слабо реализуются вопросы взаимодействия СО и ПППН при избрании мер пресечения.
Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уголовной ответственности, несогласованности действий следователя и сотрудника ППН, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.
Существенные недостатки имеются и в организации оперативно-розыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.
В связи с изложенным видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае совершения подростком повторных преступлений во время предварительного следствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практику вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении вопроса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобожден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о принятии мер воспитательного и профилактического характера.
Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской федерации.
Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья б. Основания проведения индивидуальной профилактической работы Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или постановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора. Следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности. Правонарушениям или антиобщественном действиям несовершеннолетних или достижения ими возраста восемнадцати лет или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:
уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;
гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
То обстоятельство, что федеральное законодательство регулирует вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, говорит о важности рассматриваемого вопроса и необходимости строгого соблюдения работниками системы МВД и всех служб, связанных с работой с несовершеннолетними, требований федерального, международного законодательства в этой области. Выполнение законодательства способствует воспитанию физически и психически здорового поколения, уважающего общечеловеческие ценности, непримиримого к любым проявлениям бесчеловечности, жестокости, нарушениям прав личности.
* * *
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации и постатейные материалы к нему – М.: «Спарк», 1998
2. Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР – М.: 1980
3. Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних – Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1980
4. Представления следователей по делам несовершеннолетних – М.: ВНИИ МВД СССР, 1988
5. Щелоков Н.А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. – М.: 1978
6. Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. – М.: 1976
7. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970, №1; 1972, №6; 1978, №2
8. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965, №4, №8; 1973, №8; 1977, №1, №4, №10, №11; 1978, №4, №6, №7; 1980, №1, №3, №8
9. Личность преступника. – М.:, 1975
10. Проблемы совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в городском районе: Сборник статей. – М.: 1985
11. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (в 2 частях)
12. Постановления пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ по уголовным делам – М.: «Спарк», 1999
13. Бюллетень ГСУ МВД СССР, №4451 (1990)
14. Информационный бюллетень СК МВД РФ, №1683 (1996)
15. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие – М.: «Спарк», 1997
16. Библиотека «Российской газеты», приложение 29 – М.: 1999
[1] Щелоков Н. А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. М., 1978, с. 19.
[2] См., например: Указание заместителя Генерального прокурора СССР от 25 апреля 1&74 г. № 21/24.—В кн.: Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М., 1976, ч. 1, с. 178—181.
[3] Щелоков Н. А., с. 187.
[4] См. также: приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел».
[5] См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1977, № 1, с. 17.
[6] Личность преступника. М., 1975. С. 62—67.
[7] Указание Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, МВД СССР, Верховного суда СССР № 21-232д—86 г. «О серьезных недостатках в работе правоохранительных, других государственных органов и общественных организаций г. Днепропетровска по предупреждению правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних».
[8] Проблемы совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в городском районе: Сб. статей. М., 1985. С. 90.
[9] УПК РСФСР, ст.391
[10] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.298
[11] Там же, с.299
[12] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.300
[13] Там же, с.308-309
[14] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1973, №8, с.15; 1977, №10, с.8-9
[15] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №4, с.13
[16] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №11, с.12
[17] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, №2, с.10
[18] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306
[19] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1972, №6, с.13 Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, №4, с.8; Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306
[20] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980 №1, с.4; №8, с.11
[21] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.1, с.58
[22] Перечень существенных обстоятельств для исследования этой версии см. в пп.10-13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. - Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.302-304
[23] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, №6, с.10
[24] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.301
[25] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1970, №1, с.19
[26] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.301
[27] Там же, с.308
[28] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №4, с.13
[29] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №1, с.4
[30] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980, №3, с.12
[31] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1965, №8, с.6
[32] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.298
[33] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.299
[34] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1965, №4, с.10
[35] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980, №8, с.8; Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.1, с.216
[36] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.299
[37] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.300
[38] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, №7, с.7
[39] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306
[40] Бюллетень ГСУ МВД СССР, №4451, с.95-107
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7