Рефераты. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних






Как правило, при расследовании хулиганских проявлений и иных преступлений со стороны антиобщественных формирований подростков и молодежи первоначальных следственных действий оказывается недостаточно для выдвижения версий и выбора оп­тимального направления расследования. Поэтому на первона­чальном этапе следователь должен использовать и оперативно-розыскную информацию.

Основная форма организационного взаимодействия следовате­ля с аппаратами уголовного розыска на этом этапе расследова­ния — дача отдельных поручений. Нередко следователи не пла­нируют свои действия, не согласуют их с действиями оператив­ных работников. Отдельные поручения в большинстве случаев носят формальный характер. Между тем, анализ положительно­го опыта взаимодействия показывает, что успех в расследовании дел указанной категории достигается тогда, когда следователи поручают оперативным работникам уголовного розыска собрать с помощью оперативно-розыскных средств и методов информацию по следующему кругу вопросов:

-         о принадлежности подростков и молодых людей к той или .иной группе;

-         о численности и составе данной группы, наличии «формен­ной» одежды и атрибутов;

-         о наличии лидеров, наиболее активных участников, прежде всего, взрослых лиц, ранее судимых;

-         о местах концентрации членов данных групп, системе их оповещения и сборе;

-         о фактах совершения членами группы преступлений, иных правонарушений, употреблении алкоголя, наркотических и токси­ческих веществ;

-         о фактах проявлений аморализма в их среде;

-         о наличии стихийных рынков («толчков») по обмену, продаже дисков, магнитофонных и видеокассет, импортных вещей;

-         о местах проведения досуга, маршрутах группового пере­движения к ним;

-         о наличии противоборствующих группировок и причинах, лежащих в основе их разногласий и конфликтов;

-         о признаках совершенных преступлений (телесные по­вреждения, следы на теле от применения наркотиков, похищенные вещи, состояние испуга, повышенной агрессивности, цинизма от­дельных членов группы после совершения противоправных дей­ствий);

-         о потерпевших от преступных посягательств членов группи­ровок, особенно по фактам нанесения телесных повреждений и драках между разными группами, изнасилований;

-         о местах изготовления колюще-режущих и ударно-раздробляющих металлических предметов, запястных браслетов с метал­лическими шипами, кастетов и т.п.;

-         о межрегиональных и внутрирегиональных связях членов группировки (особенно это касается «фанатов», «металлистов», которые склонны к групповому передвижению, а также групп, выезжающих для сведения счетов с противоборствующими груп­пами из пригорода в город и наоборот);

-         о зафиксированных в период передвижения группы фактах организации стихийных рынков, мест для «разборов» между кон­фликтующими группами;

-         о связях с авторитетами уголовно-преступной среды («во­рами в законе», «паханами» и т. п.) и лидерами организованных преступных групп; о целях повышенного внимания этих лиц к молодежным группировкам; о способах вовлечения подростков и молодежи в преступную деятельность).

Наряду с отдельными поручениями необходимо более широко применять и такие формы взаимодействия, как постоянный вза­имный обмен полученной информацией, привлечение оперативных работников для оказания помощи в проведении следственных действий; создание следственно-оперативных групп на период все­го расследования массовых хулиганских групповых действий под­ростков и молодежи, сопровождающихся тяжкими последствия­ми; совместная профилактическая работа.[40]

7. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

Службами МВД проводится определенная работа по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

В ГРОВД направляются информационные письма и обзоры о состоянии взаимодействия следователей и сотрудников ПППН, о недостатках в осуществлении профилактической работы с подростками, о состоянии законности и соблюдения прав несовершеннолетних, о практи­ке работы следственных подразделений ОВД по расследованию дел данной категории с рекомендациями по устранению имеющихся недостатков. Все эти вопросы рассматриваются на совместных оперативных совещаниях.

Несмотря на меры, принимаемые компетентными органами, недостатки в работе по данному направлению устраняются крайне медленно. По-прежнему имеются упуще­ния в вопросах взаимодействия следователей с другими службами, недо­статочное внимание уделяется профилактике правонарушений.

Хотя в следственных подразделениях ГРОВД, как правило, определены сотрудники для ведения дел данной категории, они загружаются и другими уголовными делами. В то же время расследование дел в отношении подростков поручается разным сотрудни­кам, без учета уровня подготовки и опыта работы по этой линии, нередко их расследуют стажеры, следователи со стажем работы не более года.

За последнее время несколько улучшилось взаимодействие следовате­лей с сотрудниками ПППН. Руководители следственных подразделений повысили спрос за своевременное информирование ПППН о совершен­ных подростками преступлениях. Больше подростков ставится на профи­лактический учет в ходе следствия, а не после поступления из суда копии приговора.

Однако в ряде ГРОВД работа следователей по взаимодействию с ПППН по-прежнему сводится к направлению запросов и поручений, хотя в некоторых делах отсутствуют поручения следователей о сборе характери­зующего материала на подростков, совершивших преступления. В отдель­ных случаях личность несовершеннолетнего в ходе следствия остается неизученной.

С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, со­вершивших повторные преступления. Одним из условий, способствующих росту повторной преступности среди подростков, является отсутствие в ПППН информации следователей о совершенных преступлениях. Зачас­тую информация содержится только в запросах или поручениях в ПППН, что не является основанием постановки несовершеннолетних на профи­лактический учет. До сих пор имеются факты, когда следователи не уведомляют инспекторов ПППН о принимаемых решениях по уголовному делу. Нередко работники ПППН, не располагая информацией о том, предъ­являлось ли подростку обвинение, какая избрана мера пресечения, на­правлено ли дело в суд или прекращено, вынуждены собирать ее самосто­ятельно: по данным информационного центра, из журналов регистрации преступлений, в ходе бесед со следователями и даже подучетными под­ростками.

Сотрудники ПППН практически не знакомятся с материалами уголов­ных дел, хотя содержащиеся в них сведения могли бы стать важным подспорьем в организации с несовершеннолетними профилактической работы. Иногда следователи не допрашивают инспекторов ПППН, а, следо­вательно, не обеспечивают всестороннего изучения в ходе предваритель­ного расследования личности обвиняемого, что отрицательно сказывается при назначении несовершеннолетнему наказания в суде.

Слабо реализуются вопросы взаимодействия СО и ПППН при избра­нии мер пресечения.

Из-за волокиты в ходе следствия, ошибок при решении вопроса об освобождении несовершеннолетних, совершивших преступления, от уго­ловной ответственности, несогласованности действий следователя и со­трудника ППН, отсутствия надежного механизма контроля за поведением несовершеннолетних обвиняемых, у многих из них возникает ощущение безнаказанности, что объективно способствует продолжению преступной деятельности.

Существенные недостатки имеются и в организации оперативно-ро­зыскной работы среди несовершеннолетних. Отсутствие контроля над подростками приводит к совершению ими тяжких преступлений.

В связи с изложенным видится целесообразным обеспечить четкую специализацию следователей по расследованию уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В случае соверше­ния подростком повторных преступлений во время предварительного след­ствия в десятидневный срок должны проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, не обеспечивших их предотвращение. В практи­ку вводится совместное рассмотрение следователями, сотрудниками УР и ПППН материалов о преступлениях несовершеннолетних при решении во­проса о применении к ним меры пресечения. Если же подросток освобож­ден от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предлагается приобщать к материалам уголовного дела документы о при­нятии мер воспитательного и профилактического характера.


8. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Среди важнейших правовых актов, регулирующих деятельность всех государственных служб в части профилактики правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь следует отметить Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года, одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года. Данный Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Россий­ской Федерации и общепризнанными нормами международного права уста­навливает основы правового регулирования отношений, возникающих в свя­зи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних. Представляется целесообразным привести основные положения данного закона.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных пред­ставителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пре­бывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорно­сти находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или закон­ные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их вос­питанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному вы­явлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению со­вершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и уст­ранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетни­ми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобще­ственных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обраще­ния с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуаль­ного подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциально­сти полученной информации, государственной поддержки деятельности органов ме­стного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должност­ных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профи­лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного пра­ва и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных право­вых актов субъектов Российской федерации.

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодатель­ством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пре­делах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отноше­нии несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолет­них, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родите­лей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершенно­летних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назна­чения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административно­го взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приго­вора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувших­ся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в пе­риод пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и ос­вобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательно­го воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отноше­нии родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не испол­няют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) от­рицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунк­тах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупрежде­ния правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации не­совершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья б. Основания проведения индивидуальной профилактической работы Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей являются обстоя­тельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они за­фиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных предста­вителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, про­курора. Следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания по­мещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы про­филактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказа­ния социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и ус­ловий, способствовавших безнадзорности, беспризорности. Правонарушениям или антиобщественном действиям несовершеннолетних или достижения ими возраста восемнадцати лет или наступления других обстоятельств, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации.

Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная про­филактическая работа

1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отноше­нии которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской федерации, Конвенци­ей ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, на­стоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанны­ми в пункте 1 настоящей статьи, а также в установленном порядке имеют право на:

уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учрежде­ние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без огра­ничения их количества;

получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и теле­грамм без ограничения их количества;

обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами ве­щевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Феде­рации.


То обстоятельство, что федеральное законодательство регулирует вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, говорит о важности рассматриваемого вопроса и необходимости строгого соблюдения работниками системы МВД и всех служб, связанных с работой с несовершеннолетними, требований федерального, международного законодательства в этой области. Выполнение законодательства способствует воспитанию физически и психически здорового поколения, уважающего общечеловеческие ценности, непримиримого к любым проявлениям бесчеловечности, жестокости, нарушениям прав личности.


* * *

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Уголовный Кодекс Российской Федерации и постатейные материалы к нему – М.: «Спарк», 1998

2.     Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РСФСР – М.: 1980

3.     Шимановский В.В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних – Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1980

4.     Представления следователей по делам несовершеннолетних – М.: ВНИИ МВД СССР, 1988

5.     Щелоков Н.А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. – М.: 1978

6.     Сборник приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. – М.: 1976

7.     Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970, №1; 1972, №6; 1978, №2

8.     Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965, №4, №8; 1973, №8; 1977, №1, №4, №10, №11; 1978, №4, №6, №7; 1980, №1, №3, №8

9.     Личность преступника. – М.:, 1975

10. Проблемы совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в городском районе: Сборник статей. – М.: 1985

11. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР (в 2 частях)

12. Постановления пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ по уголовным делам – М.: «Спарк», 1999

13. Бюллетень ГСУ МВД СССР, №4451 (1990)

14. Информационный бюллетень СК МВД РФ, №1683 (1996)

15. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие – М.: «Спарк», 1997

16. Библиотека «Российской газеты», приложение 29 – М.: 1999


[1] Щелоков Н. А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. М., 1978, с. 19.

[2] См., например: Указание заместителя Генерального прокурора СССР от 25 апреля 1&74 г. № 21/24.—В кн.: Сборник приказов и инструкций Генераль­ного прокурора СССР. М., 1976, ч. 1, с. 178—181.

[3] Щелоков Н. А., с. 187.

[4] См. также: приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. «О дальней­шем совершенствовании деятельности следственного аппарата органов внутрен­них дел».

[5] См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1977, № 1, с. 17.

[6] Личность преступника. М., 1975. С. 62—67.

[7] Указание Прокуратуры СССР, Министерства юстиции СССР, МВД СССР, Верховного суда СССР № 21-232д—86 г. «О серьезных недостатках в работе правоохранительных, других государственных органов и общественных организа­ций г. Днепропетровска по предупреждению правонарушений, пьянства, наркомании среди несовершеннолетних».

[8] Проблемы совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в городском районе: Сб. статей. М., 1985. С. 90.

[9] УПК РСФСР, ст.391

[10] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.298

[11] Там же, с.299

[12] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.300

[13] Там же, с.308-309

[14] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1973, №8, с.15; 1977, №10, с.8-9

[15] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №4, с.13

[16] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №11, с.12

[17] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1978, №2, с.10

[18] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306

[19] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1972, №6, с.13 Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, №4, с.8; Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306

[20] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980 №1, с.4; №8, с.11

[21] Сборник постановлений Плену­ма Верховного Суда СССР, ч.1, с.58

[22] Перечень существенных обстоятельств для исследования этой версии см. в пп.10-13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. - Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.302-304

[23] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1978, №6, с.10

[24] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.301

[25] Бюллетень Верховного Суда СССР, 1970, №1, с.19

[26] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.301

[27] Там же, с.308

[28] Бюллетень Вер­ховного Суда РСФСР, 1977, №4, с.13

[29] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1977, №1, с.4

[30] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980, №3, с.12

[31] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1965, №8, с.6

[32] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.298

[33] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.299

[34] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1965, №4, с.10

[35] Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1980, №8, с.8; Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.1, с.216

[36] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.299

[37] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.300

[38] Бюл­летень Верховного Суда РСФСР, 1978, №7, с.7

[39] Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, ч.2, с.306

[40] Бюллетень ГСУ МВД СССР, №4451, с.95-107


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.