Рефераты. Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности






        Однако, несмотря на специфику направленности и  назначения  наказания несовершеннолетних и подчинения его выполнению воспитательной функции, оно не теряет общих,  характерных для уголовного наказания,  черт, отличающих его от мер принудительно-воспитательного характера. Хотя и наказание, и эти меры являются,  по нашей трактовке, формами выражения и реализации уголовной ответственности несовершеннолетних,  между ними сохраняется и принципиальная разница. Как было сказано, наказанию присуща кара, соразмерная характеру совершённого преступления и выражающая общегосударственную оценку,  порицание содеянного и личности виновного.  Поэтому оно назначается только судом от имени государства, его применение приводит к судимости. Принудительным мерам воспитательного характера эти признаки не свойственны.

        С раскрытием сущности и особенностей наказания несовершеннолетних неразрывно связан вопрос о целях наказания.  Мы уже отмечали,  что в  структуре уголовного наказания важное место занимают его цели, которые определяются его направленностью,  назначением.  Рассмотрение целей наказания применительно  к несовершеннолетним представляет большой теоретический интерес и имеет практическое значение.

        Направленность наказания,  определение его целей зависит, как уже отмечалось,  от волеизъявления законодателя, от проводимой им уголовной политики.  Поэтому при рассмотрении этих целей необходимо отправляться от соответствующих законоположений, от буквы и духа закона.

        Уголовное законодательство РФ в ст. 43 УК достаточно чётко определяют цели наказания,  которые заключаются в восстановлении социальной справедливости,  исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

        В юридической литературе последних лет появилось немало работ, посвящённых разбору целей наказания,  и если в раскрытии их  содержания  достигнут известный  прогресс,  то этого нельзя сказать о соотношении целей наказания, о механизме и средствах их достижения. А между тем именно эти вопросы представляют особую трудность и имеют наибольшее практическое значение. Они определяют принципы организации отбывания наказания и характер деятельности  исправительно-трудовых учреждений,  в которых исполняется наиболее сложное по своему характеру наказание - лишение свободы.  В них во многом проявляется специфика наказания несовершеннолетних. Рассмотрение этих вопросов так или иначе связано с раскрытием содержания целей наказания.

        Исправление и перевоспитание осужденных.  Понятие “исправление и перевоспитание осужденных”,  как никакое другое, выражает социальную сущность, главное назначение наказания,  и в этом заключается его большое теоретическое и практическое значение.

        Особенности исправления  и перевоспитания осужденных несовершеннолетних имеют двоякую природу. С одной стороны, так же как и в отношении взрослых преступников,  они вытекают из специфики совершённых преступлений.  Например, не может быть одинаковым содержание исправления и  перевоспитания  осужденных за кражи. Точно так же, как в объяснении причин и условий совершения преступлений необходимо найти правильное соотношение общего и особенного,  в раскрытии содержания исправления нужно исходить из анализа не только общих криминогенных личностных свойств и черт,  которые способствовали именно данному виду преступления.  С психологической точки зрения это объясняется тем, что характер поведения и конкретных поступков в известной мере определяется  сформировавшимися в личности отрицательными свойствами,  негативными чертами.  А первейшей задачей исправления должно быть “погашение” таких свойств  личности, которые приводят к совершению преступлений, замена их новыми, отвечающими общественно полезной направленности личности. В этом смысле происходит обычное, как и в отношении всех преступников, исправление осуждённого несовершеннолетнего.

        С другой стороны, на содержание и, пожалуй, на характер исправления и перевоспитания несовершеннолетних заметное  влияние  оказывают  возрастные  и психологические  особенности,  характеризующие эту категорию преступников уже не в узко криминогенном,  а в более широком,  личностном плане. Недостаточная зрелость  в  социальном,  психологическом и нравственно-этическом отношениях, которая характеризует несовершеннолетних вообще,  определяя специфику их уголовной ответственности и наказания,  накладывает свой отпечаток и на характер исправления и перевоспитания.  Несовершеннолетний, попав в сферу уголовно-правового и тем более исправительно-трудового воздействия, не просто “исправляется”, а воспитывается в широком плане. Очевидно, те авторы, которые говорят о “воспитании” вместо “исправления и перевоспитания” несовершеннолетних правонарушителей, имеют в виду эту особенность. Но эта специфика, обусловленная возрастными и психологическими особенностями правонарушителей, вполне укладывается в рамки формулы закона об “исправлении и перевоспитании  осуждённых”.  Когда  имеешь  дело с наказанием и его исправительно-воспитательными возможностями, нет оснований выходить за эти рамки.

        Из сказанного  вытекает  следующий вывод.  Если в содержании исправительно-воспитательной цели наказания взрослых преступников,  которые характеризуются сформировавшейся личностью,  исправительный аспект занимает основное место,  то в отношении несовершеннолетних наряду с ним сюда входят общевоспитательные цели, и исправление здесь происходит в единстве с этими целями.

        Разрешение вопроса о содержании исправления осуждённых  несовершеннолетних, так же как в отношении взрослых преступников, связано с общими критериями,  установленными в законе. Указания о том, что исправление и перевоспитание  осуждённого должно выражаться в честном отношении к труду,  точном исполнении законов и уважении к правилам человеческого  общежития  в  примерном поведении и честном отношении к труду, к обучению и являются общими критериями, позволяющими раскрыть содержания всех категорий осуждённых.

        Поведение - это очень сложное многогранное понятие.  Оно по существу охватывает все внешние проявления личности человека свидетельствующие  о  его внутреннем  мире,  психологических  особенностях и выражающие его отношение к другим людям, нравственным ценностям и социальным требованиям. Закон обращает внимание  на основные из этих проявлений - точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития,  а в отношение к  труду  (для  всех осуждённых) и обучению (для несовершеннолетних) выделяет в самостоятельный критерий исправления осуждённых.

        Законодатель исходит  из значения труда в нашем обществе,  его роли в создании всех материальных благ, в воспитании граждан, обязанных трудиться на благо Родины. Отсюда, честное отношение к труду - это показатель общественной полезности лица, значит, и свидетельство исправления осуждённого. А для несовершеннолетних,  большинство  из которых пока только учатся,  таким же свидетельством является и отношение к обучению.  Поэтому выделение  этого  обстоятельства в дополнительный критерий является оправданным.

        Важным показателем исправления осужденных,  в том числе несовершеннолетних правонарушителей,  является, как отмечено, их примерное поведение, выражающееся в точном исполнении законов,  в  уважении  и  соблюдении правил общежития. Из этого требования закона вытекает необходимость подчинения наказания не узкому “юридическому исправлению”, а широкому социальному воспитанию, и прежде всего политическому, правовому и нравственно-этическому.

        “Конечно,  возможности самого наказания для осуществления этих задач не столь обширны. Но оно делает осужденного объектом целенаправленного исправительно-воспитательного воздействия,  которое осуществляется не только силою и возможностями самого наказания,  но и с помощью других средств  и  методов, которые не входят в содержание наказания,  однако являются составными частями процесса исправления и перевоспитания осуждённых”1 .

        Следовательно, исправление и перевоспитание как одна из целей наказания служит вместе с тем связующим началом между наказанием и  другими  средствами воздействия на правонарушителей, между правом, с одной стороны, и педагогикой,  этикой и психологией - с другой.  Отсюда следует,  что для  полного раскрытия содержания наказания недостаточно анализа только критериев, указанных в законе; для этого нужно рассматривать его ещё в аспекте указанных наук. А также социологии и социальной психологии.

        Предупреждение совершения новых  преступлений  осужденным.  Уголовный закон  в  качестве  одной  из целей наказания определяет предупреждение новых преступлений со стороны осужденного.

        Само понятие  частное  (или специальное) предупреждение может быть рассмотрено в двух смыслах - в широком и узком.  В первом смысле оно включает в  себя всё то,  чем характерно наказание с точки зрения его влияния на осуждённого.  Рассматривая наказание в этом плане, Бабаев отмечает, что “специфической  целью наказания является предупреждение новых преступлений со стороны самих осужденных и других неустойчивых членов общества.  Перевоспитание  есть средство достижения этой цели.  Другим средством достижения той же цели, особенно когда речь идёт о тяжких преступлениях, является кара”2 .

        В этой  трактовке  частное предупреждение преступлений поглощает цель исправления и перевоспитания осужденных.

        В узком смысле частное (или специальное) предупреждение мы понимаем

как несовершение осужденным новых преступлений под  влиянием  применённого  к нему  испытанного  им наказания,  то есть имеем ввиду предупреждение рецидива преступлений с помощью наказания и присущих ему свойств.

         В качестве такого свойства выступает сама карательная сущность наказания.  Проявление кары, её влияние на осужденного и должно сыграть предостерегающую и предупредительно-мотивационную роль. Сила этого влияния зависит, с одной стороны,  от объёма кары в его объективном выражении,  с  другой  -  от субъективного восприятия её осужденным.

        Если у несовершеннолетнего не выработаны ни чувства собственного достоинства и самоуважения,  ни чувства стыда и позора, то трудно ожидать, чтобы он оказался способным к критической самооценке в связи с содеянным и правильно  воспринимать наказание.  У такого осужденного не приходит раскаяние;  отсутствует или трудно пробуждается угрызение совести  по  поводу  совершённого преступления.  А  между тем эти компоненты являются необходимыми как для предупреждения совершения новых преступлений осужденным, так и для его исправления и перевоспитания.

        Бывает ещё хуже, когда несовершеннолетние правонарушители в самооценке содеянного проявляют элементы цинизма, самодовольства, свидетельствующие о высокой степени испорченности и педагогической запущенности,  о  безразличном отношении к наказанию,  об их безбоязненности1 . Предупредительный эффект наказания в отношении таких лиц,  конечно, очень низок, поэтому здесь особое значение приобретает исправление и перевоспитание.

        Вместе с тем при назначении наказания таким  правонарушителям  особое значение приобретает учёт данных,  характеризующих личность,  и в первую очередь сведений о применённых к ним ранее мерах  принудительно-воспитательного, общественного,  педагогического  или  административного характера.  Без этого нельзя серьезно говорить о  достижении  предупредительной  цели  в  отношении осужденных несовершеннолетних,  о дифференцированном и индивидуальном подходе к ним.

        Социальным моментом  в  механизме  достижения частнопредупредительной цели наказания несовершеннолетних является реакция общественности на  осуждение конкретных лиц. Особенно важное значение имеет мнение коллектива, в котором до осуждения сходился несовершеннолетний (семья,  школа, рабочий коллектив  и др.),его отношение как к самому факту преступления,  так и к осуждению несовершеннолетнего.  Если это мнение совпадает с государственной реакцией  - оценкой, выраженной в судебном приговоре, то предупредительная роль наказания гораздо весомее, чем при расхождении в оценках.

        Говоря о мнении коллектива по поводу осуждения его члена,  мы имеем в

виду не только официальный коллектив,  но и непосредственное окружение,  микросреду  в  виде  группы сверстников,  с которыми несовершеннолетний проводил свое свободное время, чьим мнением, быть может, он дорожит больше всего. Когда эта микросреда состоит из лиц с отрицательной характеристикой,  “трудных” подростков и юношей и осужденный встречает их одобрение по поводу содеянного им, то вряд ли можно ожидать эффективного частнопредупредительного влияния наказания. Нередко в такой ситуации сверстники смотрят на осужденного, как на героя, а он принимает это за должное.

        Следовательно, предупредительная цель  наказания  связана  непосредственно с его общепредупредительным назначением,  с его влиянием на других неустойчивых лиц.

        Предупреждение совершения  новых преступлений другими лицами из числа несовершеннолетних.  Общепредупредительное значение в борьбе с  преступностью среди несовершеннолетних имеют не только наказания, применяемые к несовершеннолетним.  Всякое применение наказания должно влиять  на  всех  осведомлённых лиц,  в  том числе и несовершеннолетних,  прививая им сознание неотвратимости ответственности за преступления и неизбежности наказания и тем самым способствуя предотвращению совершения преступлений этими лицами, то есть обеспечению общепредупредительной цели наказания.

        Большой интерес в деле общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних представило бы исследование механизма влияния и  эффективности наказаний,  применяемых, с одной стороны, к взрослым преступникам, а с другой - к несовершеннолетним правонарушителям,  выявление того,  как эти  наказания воспринимаются несовершеннолетними, есть ли здесь момент дифференциации и как он выражен. Но пока материалов таких исследований нет.

        Можно предположить,  что предупредительно-мотивационное влияние наказания несовершеннолетнего на его сверстников ниже,  чем  аналогичное  влияние наказания  совершеннолетнего на взрослое население.  Это зависит не только от характера наказания несовершеннолетних,  но и от особенностей его  восприятия другими несовершеннолетними лицами.  Для уяснения этих особенностей нужно разобраться в механизме общепредупредительного влияния наказания.

        Этот механизм зависит от тех же компонентов наказания,  которые обеспечивают и предупредительное влияние.  Налицо прямая зависимость  первого  от второго (хотя есть и обратная связь, но не она главная), поскольку осужденный наиболее чувствительно и непосредственно испытывает наказание, в то время как другие лица воспринимают его отдалённо во времени и в пространстве, опосредствованно самыми разнообразными обстоятельствами.

        В такой взаимозависимости цели частного и общего предупреждения соотносятся друг с другом и проявляются в отношении всех категорий лиц, как осуждённых,  так и иных,  на которых должно влиять применённое к конкретным лицам наказание. Поэтому я солидарен с теми авторами, которые считают, что задачи (цели)  общей и частной превенции неотделимы друг от друга и имеют одинаково важное значение в аспекте всей системы уголовного права.

        Общепредупредительную роль наказание играет ещё до применения к конкретным преступникам,  поскольку угроза наказанием,  объявленная в законе, утверждая правопорядок, предупреждает о незыблемости этого правопорядка и недопустимости каких-либо посягательств на охраняемые интересы; таким образом повышается правосознание граждан,  способствуя их воспитанию. А реальное применение наказания в случаях совершения преступлений конкретными лицами подкрепляет это превентивное воздействие,  убеждая всех в неотвратимости ответственности и неизбежности наказания.

        В принципе  общепредупредительное  влияние наказания так же,  как его частнопредупредительная направленность,  способствует воспитанию  всех  граждан. Притом  в  отношении всех оно выступает воспитующе (прежде всего в плане правового воспитания),  а в отношении лиц,  склонных к совершению преступления,  имеющих антиобщественные взгляды и намерения, - исправляющие и перевоспитывающие.

        Сведения о  субъективном восприятии наказания осужденными несовершеннолетними,  содержащимися в местах лишения свободы,  к сожалению,  говорят  о незначительном общепредупредительном эффекте применяемых к несовершеннолетним наказаний, в том числе лишения свободы. В беседах с осужденными несовершеннолетними, содержащимися в колониях, выясняется, что многие из них не ожидали “такого оборота дела” и в ином свете  представляли  последствия  совершённого ими преступления.  Преобладающее большинство опрошенных (80%) не ожидали, что придётся нести уголовную (по их представлению,  судебную)  ответственность  и  отбывать наказание лишением свободы.  Одни из них строили расчёт на избежание наказания вообще, значит не понимали или не верили в его неотвратимость,  другие полагали, что попадут только в милицию или будут обсуждены комиссией по делам несовершеннолетних,  а иные вовсе не думали о каких бы то ни было последствиях.  Многие из тех, которые сознавали, что придётся нести уголовную ответственность,  заранее знали,  что попадут в колонию и  не  боялись этого1 .

        Очевидно, в известной мере эти данные носят отпечаток субъективности. Но  тем не менее они отражают два момента:  с одной стороны,  слабую правовую осведомлённость несовершеннолетних, а с другой - хотя и косвенно, недостаточную действенность как самой угрозой наказанием, так и её реализации.

        Успех в обеспечении общего предупреждения преступлений среди несовершеннолетних с помощью наказания, на мой взгляд, зависит не только от его устрашающего влияния (уповать только на это было бы большой ошибкой),  но и от общего  уровня правового воспитания подрастающего поколения,  от привития ему уважения к нравственным ценностям,  законам и социальным нормам.  Не  меньшее значение при этом имеют воспитание к несовершеннолетних самоуважения,  умения ценить свои права и свободы и вместе с тем чувство  гражданственности  и  общественного  долга.  Только  при наличии этих компонентов иные лица правильно воспринимают наказания,  которым подвергнуты конкретные  правонарушители,  их влияние падает на благодатную почву и даёт общепредупредительный эффект.

        В заключение следует подчеркнуть,  что все рассмотренные цели наказания несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения,  однако тесно взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.  Правильный  учёт  их единства и диалектикой связи помогает глубже вникать в сущность наказания несовершеннолетних и проследить пути его эффективности.

        Общим связующим  моментом  целей наказания являются интересы борьбы с преступностью.  Ради них реализуется ответственность в объективном смысле,  с тем чтобы она,  касаясь конкретных осужденных, способствовала также повышению чувства ответственности у остальных граждан.

        Вытекающие из  закона цели уголовного наказания определяют и принципы его применения к виновным лицам.  Причём система этих принципов едина  и  для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей. Она включает в себя принципы законности, обоснованности, гуманности, индивидуализации и справедливости наказания. Однако применение отдельных принципов к несовершеннолетним имеет определённые специфические черты и свойства,  на которых  следует  остановиться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.