Рефераты. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации






Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования РФ

Хабаровская государственная академия экономики и права

Юридический факультет

Кафедра Уголовного права



Черисов Станислав Юрьевич

Уголовно-правовая борьба с организованной

преступностью в Российской Федерации



(Дипломное сочинение студента V курса

 заочного отделения)




Научный руководитель:

кандидат юридических наук Маслов Григорий Федорович



Допущено к защите

«____» мая 1999 г.


Зав. кафедрой _______________





Хабаровск, 1999 год


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

Глава I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.................... 4

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ................................................... 4

§ 1. Понятие и признаки............................................................................ 4

организованной преступности.................................................................. 4

§ 2. Общеуголовные и экономические предпосылки возникновения организованной преступности................................................................................................. 12

§ 3. Обстоятельства, способствующие возникновению......................... 23

и развитию организованной преступности............................................. 23

Глава II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РФ........................................ 33

§ 1. Формирование организованной преступности................................ 33

и ее структура.......................................................................................... 33

§ 2. Формы проявления организованной преступности и...................... 40

сферы ее влияния..................................................................................... 40

§ 3. Криминологическая характеристика организованной..................... 53

преступности Дальнего Востока............................................................. 53

§ 4. Криминологический прогноз развития............................................ 60

организованной преступности в России................................................. 60

Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С............................................................ 64

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.............................................. 64

§ 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с организованной преступностью......................................................................................... 64

§ 2. Роль органов власти на местах в организации и.............................. 85

осуществлении противодействия организованной преступности.......... 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 91

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 94

ВВЕДЕНИЕ


Данная тема имеет актуальность в научном и практическом отношении вызывающую до сих пор неоднозначные подходы к ее проблематики со стороны ученых и практиков.

Организованная преступность - исключительно опасное явление, которое в нашей стране не встречает, к большому сожалению, адекватного противодействия со стороны государства.

Актуальность этого социально-криминологического явления, прежде всего обусловлено свойственным ей характером и исключительно высокой степенью общественной опасности, наличием структурной организации и целями для достижения которых она возникла.

Острота данной проблемы требует серьезного исследования и изучения. Процесс исследования организованной преступности необходимо проводить полно и объективно. Глубоко анализировать причины и условия; формы проявления и сферы влияния; тенденции и цели; прогнозировать характер и степень общественно опасных последствий.

Такое тщательное исследование позволит разработать и реализовать специальные меры противодействия, что в конечном итоге благотворно послужит оздоровлению целому кругу общественных отношений, которые, к сожалению на сегодняшний день находятся под пятой организованной преступности.

Для достижения общественно полезных целей в борьбе с организованной преступности и посвящено данное исследование.

Глава I. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 


§ 1. Понятие и признаки

организованной преступности.


Организованная преступность - это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыкание уголовного мира с теневыми экономическими структурами, создающее с помощью коррупции систему защиты от социального контроля. Проявляющее себя в деятельности устойчивых преступных сообществ, обладающих иерархическим организационным построением и сплоченностью, занимающихся совершением преступлений как промыслом, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или сферах социальной практики.

Первый признак - это общественная опасность организованной преступности.

Особенность общественной опасности организованной преступности характеризуется формами проявления организованной преступной деятельности, а также выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

Второй признак - это смыкание уголовной преступности с теневой экономической преступностью. После того, как появилась теневая экономическая преступность, пошел процесс срастания уголовной преступности с теневой экономической преступностью, в результате чего возник криминальный альянс между этими двумя, качественно разными категориями преступников, объединенных одной целью - незаконной наживой и получением фактической власти.

Третий признак - коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами[1].

Коррупцию следует отличать от обычных взяток, так как она означает разложение и продажность чиновников. В результате систематических получений взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является “рука руку моет”, то есть родственные связи, кумовство и т.д. Осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

Третья форма коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря, о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей[2].

Свое мнение на коррупцию в нашей стране достаточно убедительно высказывает доктор юридических наук В.П. Кувалдин, которое заключается в следующем, - “основой государственного управления являются контрольные функции. Вероятность того, что всякая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскивать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов[3].

Мы солидарны с вышеуказанным мнением, так как считаем, что без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах. И развивать свою противоправную деятельность в различных областях социальной практики.

По мнению Г.А. Сатарова, М.И. Левина и М.Л. Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках[4].

Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств

в пользу коррумпированных кланов[5].

Что же касается участников этой системы, то А.И. Гуров утверждает следующее, «каждый участник государственно-корумпированной системы, стремясь обезопасить себя, пытается вовлечь в нее вышестоящего. В результате чего коррупция достигает высших эшелонов власти»[6].

С таким высказыванием мы согласимся, пожалуй, не полностью, так как считаем, что коррупция может возникнуть как в низших, так и в высших эшелонах власти, с привлечением к противоправной деятельности как нижестоящим вышестоящего, так и вышестоящим нижестоящего. Все зависит от личных качеств и степени нравственной градации того или иного должностного лица. Что касается коррупции в нашей стране, то моральное разложение чиновников идет сверху-вниз.

Четвертый признак - это наличие преступных сообществ (объединений), объединившихся для систематического совершения преступлений. В таких преступных сообществах наблюдается достаточно выраженная иерархия, иными словами, соподчиненность ее участников, жесткая дисциплина, основанная на специально устанавливаемых нормах поведения и дополненная уголовными традициями, характерными для преступного мира. Власть в группе концентрируется в руках одного или нескольких лидеров, а количество участников колеблется от нескольких десятков до двух-трех тысяч участников преступного сообщества, например, по данным МВД Российской Федерации, в г. Москве солнцевское преступное сообщество на сегодняшний день насчитывает две тысячи человек[7].

Пятый признак - экономический, так как деятельность организованной преступности направлена на получение крупных денежных сумм (прибыли) и материальных ценностей.

Совершение преступлений как промысел будет являться стержнем организованной преступности. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение.

Все изученные российскими криминологами организованные преступные группы и сообщества создавались для систематического совершения преступлений в виде промысла в целях получения экономической выгоды.

Шестой признак - это наличие контроля организованной преступности, как за источником получения неправомерных доходов, так и за источниками получения правомерных доходов. Этот признак частично характеризует одну исключительную особенность российской организованной преступности.

Как правило, организованная преступность занимается деятельностью, которая запрещена законом, как-то: контрабанда, торговля оружием, наркотиками, проституция и т. д. Но в наших условиях при отсутствии всяческого желания у государственной власти вести борьбу с организованной преступностью, которое обычно обосновывается специалистами как отсутствие определенного механизма и системы специальальных мер. Допускает контроль организованной преступности и за, так называемыми, нетрадиционными для нее источниками дохода, иначе говоря, за законной хозяйственной деятельностью, осуществляемой физическими и юридическими лицами в установленном законом порядке.

Необходимо заострить внимание на том, как понимают организованную преступность эксперты ООН. Данные специалисты рассматривают это социально-правовое явление с двух позиций. В наиболее широком понимании организованную преступность они трактуют как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этом аспекте эксперты ООН определяют организованную преступность как одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг.

С другой позиции данное явление характеризуется как серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которую толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти[8].

Что же общего можно найти между определениями организованной преступности, данными экспертами ООН и российскими специалистами?

Во-первых, такие признаки, как незаконное предпринимательство и подпольная экономическая система в определении у экспертов ООН можно рассматривать как теневую экономическую деятельность, что свойственно российской организованной преступности. У российских специалистов это трактуется как смыкание уголовной и экономической преступности с тем, чтобы осуществлять подпольную (теневую) экономическую деятельность.

Во-вторых, в своем определении организованной преступности эксперты ООН называют такие признаки, которые являются методами организованной преступности. В нашем определении они не названы кроме коррупции, но тем не менее российская организованная преступность их применяет и называются такие методы в другом определении, которое сформулировано в проекте Закона РФ “О мерах против организованной преступности”.

В-третьих, экспертами ООН назван следующий признак организованной преступности , как серия сложных уголовных видов деятельности, которую осуществляют организованные преступные группы. В нашем определении этот признак трактуется как совершение преступлений в виде промысла, под которым понимается систематическое совершение различных видов уголовных преступлений.

Как первый, так и второй признак можно понимать совершенно аналогично, так как они абсолютно одинаково характеризуют противоправные действия организованной преступности. Здесь преследуются аналогичные цели: получение экономической выгоды и достижение политической власти. Все это очень актуально для российской организованной преступности.

В-четвертых, эксперты ООН называют такой признак, как наличие преступных организаций, имеющих внутреннюю структуру, что также предполагает наличие иерархичности, сплоченности, устойчивости, жесткой дисциплины. Этот признак очень свойствен признаку, характеризующему преступные сообщества в определении организованной преступности у российских специалистов.

Проводя анализ российских преступных сообществ с зарубежными, становится очевидно, что данные преступные организации обладают идентичными признаками формирования.

Исходя из проведенного автором настоящей работы сравнительного анализа определений организованной преступности, данных экспертами ООН и российскими криминологами, можно сделать совершенно определенный вывод о том, что никакого смыслового различия они не имеют, так как по сути все специалисты понимают организованную преступность аналогично.


§ 2. Общеуголовные и экономические предпосылки возникновения организованной преступности


Рассматривая вопрос о возникновении организованной преступности в контексте ее общеуголовного зарождения, можно совершенно определенно сказать, что в дореволюционной России не существовало таких понятий как организованная преступность или организованные преступные сообщества. В дореволюционное время существовали различные категории профессиональных преступников. Из них самая многочисленная была категория воров, которая насчитывала по официальным данным того времени 25 разновидностей этой категории, хотя на самом деле их было гораздо больше.

Воры делились на множество разнообразных специалистов в зависимости от способа совершения преступлений и объема кражи. Доктор юридических наук А.И. Гуров выделяет две разновидности воров наиболее похожих по своим признакам на современную организованную преступность. Первый вид, это так называемые “медвежатники” - взломщики сейфов. Этот вид категории воров представлял собой техническую интеллигенцию уголовного мира. Они изучали новейшие конструкции металлических хранилищ денег, имели набор сложнейших приспособлений. В начале двадцатого столетия именно они первыми применили при вскрытии сейфов газосварочный аппарат. Медвежатники в основном действовали организованными группами от 5 до 15 человек. Это были хорошо организованные группы, пользовавшиеся авторитетом в уголовном мире, имевшие связь с чиновниками полиции. И что характерно, то, что главарями являлись не только махровые и отпетые рецидивисты, но и нередко сами ими были профессиональные политики, например, одну из таких групп возглавлял депутат II Государственной Думы Кузнецов А.И.[9]

Как свидетельствуют документы прошлого времени, некоторые группировки медвежатников были связаны не только с полицией, но и со служащими банков, частных контор, которые помогали им совершать преступления, снабжая их информацией о наличии охраны, денег в сейфах, конструкциях замков[10].

Второй вид из наиболее серьезных и опасных категорий воров были “конокрады”. Так как в аграрной России основным средством передвижения, обработки земли являлись лошади, следовательно, появились лица, специализирующиеся на данном виде воровства (конокрадства). Специфика совершения этого вида преступления и сбыта похищенных лошадей вызывала необходимость создавать крупные преступные организации, насчитывающие до нескольких сотен участников. Эти преступные организации конокрадов имели свои жесткие структуры, места дислокаций, опорные и перевалочные базы, своих людей на конезаводах или у крупных помещиков. На них работали группы цыган, занимавшихся угоном лошадей, а также специалисты по перековке, перекраске, изменению формы копыт, подтачиванию зубов у похищенных животных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.