Рефераты. Категория иммунитета по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации






2) Главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, члены их семей; члены специальных миссий. Статья 39 Венской Конвенции о специальных миссиях 1969 г. распространяет иммунитет также на членов се­мей представителей посылающего государства, членов специальных миссий и семей ее дипломатического персонала при следующих условиях: а) если они сопровождают членов специальной миссии; б) если они не являются гражда­нами принимающего государства или не проживают в нем постоянно. Члены семей административно-технического персонала специальной миссии, когда они сопровождают специальную миссию, пользуются иммунитетом, если не являются гражданами принимающего государства или не проживают в нем постоянно.

3) Работники консульских учреждений. Обычно к их числу относят: а) главу консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства); б) консульских должностных лиц (любое лицо, включая главу консульства, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций); в) консульских служащих (лица, не явля­ющиеся консульскими должностными лицами и выполняющие в консульстве административные или технические функции); г) работники обслуживающе­го персонала. Однако Россия участвует не только в многосторонней Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., но и в двусторонних консульских конвенциях, нормы которой часто расходятся с положениями Конвенции 1963 г. – международно-правовой статус лиц, пользующихся им­мунитетами, может существенно различаться. Например, согласно ст. 1 Кон­венции 1963 г., ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г. и ст. 1 Консульской конвенции между РФ и Латвийской Республикой 1994 г., сотрудники консульских учреждений подразделяются на три группы: консульские должностные лица; административно-техничес­кий персонал; обслуживающий персонал. В то же время консульская конвен­ция Консульская конвенция между СССР и Соединенным Королевством Ве­ликобритании и Северной Ирландии 1965 г., между СССР и США 1964 г., Консульская конвенция между СССР и Японией 1966 г. устанавливают только две категории: консульские должностные лица и иные сотрудники учрежде­ния. В соответствии со ст. 1 Консульской конвенции между СССР и США 1964 г., ст. 1 Консульской конвенции между СССР и Французской Республикой 1966 г. к консульским должностным лицам отнесены также стажеры, т.е. лица, прикомандированные к консульскому учреждению для обучения кон­сульской службе. Статья 5 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г. к числу консульских должностных лиц причисляет «секретарей и референ­тов, уполномоченных на осуществление определенных должностных консульских функций, фамилии которых сообщены в этом качестве государству пребывания консула».

Объем иммунитета сотрудников консульских учреждений, установленный конвен­циями, также различается:

А) Согласно одним конвенциям все консульские должностные лица, а также все работники консульского учреждения — граждане представляемого государ­ства — приравнены в этом отношении к дипломатическим агентам (ст. 18 Консульской конвенции между РФ и Республикой Грузией 1993 г., ст. 14 Кон­сульской конвенции между РФ и Республикой Казахстан 1994 г., ст. 19 Кон­сульской конвенции между СССР и США 1964 г.). Члены семей консульских должностных лиц или сотрудников консульств указанных государств непри­косновенны в той же степени, что и консульские должностные лица или сотрудники консульства, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Республикой Боливия 1980 г.).

Б) Другие конвенции предоставляют дипломатический иммунитет только кон­сульским должностным лицам и членам их семей (ст. 18 Консульской конвен­ции между РФ и Азербайджанской Республикой 1995 г., ст. 35 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г.). Статья 36 Консульской конвенции между РФ и Украиной 1993 г. гласит, что консульские служащие и работники обслуживающего персонала консульств Украины не подлежат российской юрисдикции лишь в отношении действий, совершаемых ими при выполнении своих служебных обязанностей.

В) Иногда полный иммунитет от уголовной юрисдикции Российской Федерации имеют только главы консульских учреждений (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.) или главы консульских учрежде­ний и члены их семей (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Королев­ством Норвегии 1971 г.). Прочие консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту при условии предъявления им обвинения в совершении тяжкого преступления либо на основании вступившего в законную силу приго­вора суда. При этом тяжким преступлением считается умышленное преступ­ление, за которое предусматривается тюремное заключение на срок не менее 5 лет, или более серьезное наказание (ст. 10 Консульской конвенции между СССР и Королевством Бельгии 1972 г.).

Г) В некоторых случаях консульские должностные лица и сотрудники консульс­кого учреждения, являющиеся гражданами аккредитующего государства, не подлежат российской юрисдикции лишь в части их служебной деятельности (ст. 15 Консульской конвенции между СССР и Мексиканскими Соединенными Штатами 1978 г.). В остальном консул и должностные лица консульской служ­бы могут быть арестованы или подвергнуты иному ограничению свободы в порядке исполнения вступившего в законную силу приговора суда либо пре­следования за совершение уголовного преступления против жизни или лич­ной свободы при условии, если провинившийся застигнут на месте преступ­ления (ст. 8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.). По ст. 18 Консульской конвенции между СССР и Швецией 1967 г. консульское должнос­тное лицо не подлежит ни аресту, ни лишению свободы в любой другой форме до и во время судебного процесса в отношении действий, совершенных им не при исполнении служебных обязанностей, если только оно не обвиняется в совершении тяжкого преступления, за которое в соответствии с законода­тельством государства пребывания предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы на срок не менее пяти лет.

Д) Некоторые конвенции устанавливают обязанность государства пребывания консула заранее поставить в известность посольство государства, назначив­шего консула о том, что консул или должностное лицо консульской службы должно быть арестовано или в отношении него должно быть возбуждено уго­ловное преследование. В случае задержания консула или должностного лица консульской службы на месте преступления, государство пребывания консу­ла обязано немедленно после задержания поставить об этом в известность посольство государства, назначившего консула (ст. 8 Консульского договора между СССР и ФРГ 1958 г.).

Е) Если консульское соглашение с государством у Российской Федерации отсут­ствует, должны применяться ст. 31, 33, 41, 44 Венской конвенции о консуль­ских сношениях 1963 г. и ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., со­гласно которым консульские должностные лица обладают личной неприкос­новенностью и не могут быть задержаны или арестованы иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения всту­пившего в силу приговора суда. Они пользуются иммунитетом лишь в том, что касается их служебной деятельности. На прочих сотрудников консульских уч­реждений иммунитет не распространяется. Консульские помещения непри­косновенны в той их части, которая используются для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания не могут вступить туда без со­гласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дип­ломатического представительства. Консульские архивы и документы непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Сотрудники международных организаций. На основании ст. 30 Положения о дип­ломатических и консульских представительствах иностранных государств иммуни­теты, предоставляемые на территории Российской Федерации международным организациям и их должностным лицам, определяются международными договора­ми. Различают полный и функциональный иммунитет сотрудников международных организаций.

Полным иммунитетом во время выполнения Официальных функций обладают обычно сотрудники универсальных, а также крупнейших региональных организа­ций. Например, раздел 8 ст. IX Статей Соглашения Международного валютного фонда 1944 г. устанавливает, что все управляющие, исполнительные директора, их заместители, члены комитетов, представители, советники всех названных лиц, должностные лица и служащие Фонда имеют иммунитет от юрисдикции в отноше­нии их действий при исполнении своих официальных обязанностей. Согласно ст. XII Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН 1993 г. должностные лица ООН не подлежат в России ответственности за сказанное или написанное ими, а также за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Положени­ем об Экономическом Суде СНГ 1992 г. иммунитетом обладают судьи Экономичес­кого Суда СНГ.

Функциональный иммунитет распространяется лишь на действия, совершенные соответствующими лицами в официальном качестве. В соответствии с п. 6 Согла­шения о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Между­народной организацией по миграции 1992 г. сотрудники Организации имеют им­мунитет «от личного ареста или задержания, судебного преследования в отношении высказанного в устной или письменной форме и всех действий, совер­шаемых ими в их официальном качестве». Подобная же норма действует в от­ношении должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства МБРР в Российской Федерации (ст. ХП Соглашения между РФ и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации 1996 г.), в отношении персонала Бюро Международной организации труда (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве 1997 г.) и т. д.

Представители государств при международных организациях. Правовой статус представительств государств при международных организациях регулируется ус­тавами этих организаций, соглашениями о привилегиях и иммунитетах, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т. д. Различные категории со­трудников представительств имеют разный объем иммунитета. Полным иммуните­том обладают представители государств в главных и вспомогательных органах ООН, на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязан­ностей и во время поездки к месту заседания и обратно (раздел 11 Конвенции о при­вилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946г.). Согласно Венской конвенции 1975 г. полным иммунитетом обладают главы представительств, члены дипломати­ческого персонала; члены семьи сотрудника дипломатического персонала предста­вительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не про­живают в нем постоянно; члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, если они не являются гражданами государ­ства пребывания или не проживают в нем постоянно. Работники обслуживающего персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживаю­щие в нем постоянно, пользуются иммунитетом только в отношении действий, со­вершенных ими при исполнении своих обязанностей. Частные домашние работники сотрудников представительства защищаются иммунитетом в том объеме, в кото­ром это допускает государство пребывания.

Соглашение между Правительством РФ и Межпарламентской Ассамблеей госу­дарств — участников Содружества Независимых Государств об условиях ее пребы­вания на территории Российской Федерации 1998 г. предоставляет иммунитеты должностным лицам Ассамблеи.

Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Международные документы предусматривают дипломатический иммунитет наблюдателей, инспек­торов и членов инспекционных групп. Иммунитет предоставляется на весь период пребывания на территории наблюдаемой стороны в отношении действий, совер­шенных ими при осуществлении своих официальных функций. Так, согласно Итого­вому документу Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безо­пасности и разоружению в Европе 1986 г., наблюдатели и инспектора, проверяющие соблюдение мер доверия, пользуются иммунитетами, которые предоставлены дип­ломатическим представителям Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. Сходные иммунитеты у инспекторов и членов летных экипажей (п. 6 раздела III , ст. XIII Договора по откры­тому небу 1992 г.).

Лица из состава коллективных сил по поддержанию мира и безопасности. Ста­тья 1  причисляет к «персоналу ООН»: лиц, привлеченных или направленных Гене­ральным секретарем ООН в качестве членов военного, полицейского или граждан­ского компонентов операции ООН; других должностных лиц и экспертов, команди­рованных ООН или ее специализированными учреждениями или МАГАТЭ, находящихся в районе проведения операции ООН в официальном качестве. В ка­тегорию «связанный с ООН персонал» Конвенция включает: лиц, назначенных правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лиц, привлеченных Генеральным секретарем ООН или специализи­рованным учреждением или МАГАТЭ; лиц, направленных гуманитарной непра­вительственной организацией или гуманитарным учреждением в соответствии с Соглашением с Генеральным секретарем ООН или со специализированным учреж­дением или МАГАТЭ, для осуществления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Обычно между принимающим государством и ООН име­ется соглашение о статусе операции ООН и всего задействованного в операции персонала, в том числе, положение о привилегиях и иммунитетах военного и поли­цейского компонентов операции.

Граждане иностранных государств, пользующиеся иммунитетом на основании отдельных международных договоров. По Конвенции о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г. запрашивающее помощь государство предоставляет членам оказывающего помощь персонала иммунитет от ареста, за­держания и судебного разбирательства со стороны обратившегося за помощью го­сударства за те действия (или бездействие), которые совершены ими при выполне­нии своих функций.

Лица, прибывающие в Российскую федерацию по вызову правоохранительных органов. Обычно вызов делается для производства с участием этих лиц различно­го рода процессуальных действий. Независимо от наличия у них иностранного или российского гражданства, такие лица не могут привлекаться к уголовной ответ­ственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы Российской Федерации (ст. 4 Договора между РФ и КНР 1992 г., ст. 12 Договора между РФ и Азербайджанской Республи­кой 1992г., ст. 9 Конвенции СНГ 1993 г.). Их нельзя привлечь к ответственности, зак­лючить под стражу или подвергнуть наказанию также и в связи с их свидетельски­ми показаниями или экспертными заключениями, данными по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства (ст. 12 Договора между РФ и Латвий­ской Республикой 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Эстонской Республикой 1993 г. и др.). Правительственным российско-американским соглашением о со­трудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г. предусмотрено, что в слу­чае просьбы, заявленной российскими правоохранительными органами о явке лица, находящегося на территории США, для дачи показаний в Россию, этому лицу властями США направляется предложение добровольно явиться в российские правоохранительные органы. При этом российская сторона обязана указать объем гарантий личной неприкосновенности данного лица. Такой иммунитет имеет сроч­ный характер. Обычно он прекращает действие, если указанные лица в течение 15 (иногда 30) дней с момента уведомления о том, что их присутствие не является необходимым, не покинут территорию России (ст. 10 Договора между СССР и Фин­ляндской Республикой 1978 г., ст. 12 Договора между РФ и Республикой Мол­дова 1993 г., ст. 12 Договора между РФ и Исламской Республикой Иран 1996 г., ст. 11 Договора между РФ и Канадой 1997 г. и т. д.).

4. В международном праве существует общее правило, сформулированное в ст. 32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 45 Конвенции о консуль­ских сношениях 1963 г., ст. 41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Кон­венцией о представительстве государств в их отношениях с международными орга­низациями универсального характера 1975 г. и т. д., согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным. Так, Конвенция о привилегиях и имму­нитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от имму­нитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данно­го специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению право­судия, и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения.

В статье 3 УПК РФ не урегулирован вопрос об отказе от дипломатического имму­нитета, однако, исходя из названных норм международных договоров Российской Федерации, следует признать, что правоохранительные органы Российской Феде­рации не могут возбудить или обязаны прекратить уголовное дело в отношении лица, пользующегося таким иммунитетом за исключением случаев, когда иностран­ное государство или международная организация дают ясно выраженное согласие на привлечение этого лица к уголовной ответственности.

5. К лицам, обладающим полным свидетельским иммунитетом, принадлежат:

• Сотрудники дипломатических представительств, главы иностранных госу­дарств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены семей, а также представители посылающего государства в специаль­ных миссиях и члены их дипломатического персонала. Дипломатические агенты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. В случае согла­сия давать показания дипломаты не обязаны являться в судебные и след­ственные органы. То же относится и к сотрудникам административно-техни­ческого персонала и членам их семей, проживающим вместе с ними и не являющимися российскими гражданами. Главы иностранных государств и правительств, министры иностранных дел, сопровождающие их члены се­мей, а также представители посылающего государства в специальных мис­сиях и члены их дипломатического персонала также могут не давать свиде­тельских показаний.

• Работники консульских учреждений. Если эти лица приравнены по иммуни­тетам к дипломатическим агентам, на них распространяется полный свиде­тельский иммунитет. Однако в ряде консульских конвенций (ст. 18 Кон­сульской конвенции между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии 1965 г., ст. 33 Консульского договора между СССР и КНР 1986 г. и др.) устанавливается, что сотрудник консульства может дать свидетельские показания, хотя и вправе при этом отказаться да­вать показания об обстоятельствах, касающихся служебной деятельности, а также по законодательству представляемого государства. Запрещаются меры по принуждению консульского должностного лица или сотрудника кон­сульства к даче показаний или явке с этой целью в суд, а также привлечение его к ответственности в случае отказа от дачи показаний или уклонения от явки в суд. То же относится к членам семей консульских должностных лиц или сотрудников консульства, если они проживают вместе с ними и не являются российскими гражданами (ст. 29 Консульской конвенции между РФ и Латвий­ской Республикой 1994 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.