• Сотрудники международных организаций. Свидетельский иммунитет всегда предоставлен им лишь в отношении их служебных обязанностей, в отношении же прочих действий — только в определенных случаях. Например, согласно ст. 12 Устава Организации Черноморского экономического сотрудничества 1998 г. «Генеральный секретарь Организации пользуется такими же привилегиями, иммунитетами и льготами, которые предоставлены главам дипломатических миссий, аккредитованным в Российской Федерации. Заместители и помощники Генерального секретаря пользуются привилегиями, иммунитетами и льготами, предоставленными дипломатическим агентам сопоставимого ранга».
• Представители государств при международных организациях. В Уставе Совета Европы 1949 г. сказано, что представители государств — членов в Совете Европы «пользуются на территории Европы такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей. Эти иммунитеты включают иммунитет для всех представителей в Консультативной Ассамблее в отношении всех юридических процедур на территории всех членов в связи с высказываниями и голосованием в ходе работы Ассамблеи, ее комитетов или комиссий».
• Военные наблюдатели, инспектора и члены летных экипажей. Обычно эти лица пользуются полным свидетельским иммунитетом. В соответствии с приложением II к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., членам инспекционной группы даны те же иммунитеты, что и дипломатическим агентам.
• Лица из состава Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ. Согласно п. 39 Положения 1996 г. об этих силах, в период прохождения службы эти лица пользуется такими же иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ 1992 г.
• Иностранные граждане по отдельным соглашениям. Свидетельский иммунитет определяется для этих лиц содержанием конкретных соглашений. Например, ст. IX Соглашения между РФ и США относительно безопасных и надежных мер перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия 1992 г. государственным служащим США, находящимся на территории РФ для осуществления деятельности, связанной с Соглашением, предоставляются те же иммунитеты, которые имеет административно-технический персонал на основании Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.
Частичным свидетельским иммунитетом пользуются:
• Отдельные категории сотрудников дипломатических представительств:
А) Члены административно-технического и обслуживающего персонала дипломатического представительства, если они являются российскими гражданами или постоянно проживают в Российской федерации.
Б) Члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, за исключением лиц, которым такая привилегия в Российской Федерации предоставлена на основе взаимности.
• Сотрудники консульских представительств, которые не приравнены к дипломатическим агентам. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Во всех прочих случаях работники консульского учреждения не вправе отказываться давать показания. Но если консульское должностное лицо отказывается давать показания, никакие меры принуждения или наказания к нему применены быть не могут.
• Члены административно-технического и обслуживающего персонала специальных миссий, сотрудники международных организаций. Эти лица обычно пользуются лишь частичным свидетельским иммунитетом, кроме тех случаев, когда они приравниваются к дипломатическим агентам.
6.Помещения, занимаемые представительствами иностранных государств жилые помещения членов дипломатического персонала, имущество, находящееся у них, и средства перемещения неприкосновенны. Доступ в эти помещения, в частности, с целью проведения обыска, выемки, задержания и ареста, наложения ареста на имущество правомерны только с согласия главы представительства или лица, его заменяющего, причем такое согласие испрашивается только через Министерство иностранных дел РФ. На основе взаимности этот режим распространяется также на жилые помещения, занимаемые сотрудниками административно-технического и обслуживающего персонала представительств и членами их семей, которые проживают совместно с ними, если эти сотрудники и члены их семей не являются гражданами Российской Федерации или не проживают здесь постоянно. Обыск, выемка и арест в упомянутых помещениях проводятся с участием прокурора и в присутствии представителя министерства иностранных дел соответствующего государства.
Однако круг представительств и частных резиденций, освобожденных от обысков и выемок, не ограничивается лишь дипломатическими помещениями. Доступ и принудительные действия без получения соответствующего разрешения запрещены также в отношении помещений и имущества:
• консульских представительств и частных резиденций их сотрудников (ст. 31 Конвенции 1963 г., ст. 21 Положения 1966 г.); специальных миссий (ст. 25, 30 Конвенции 1969 г.);
• международных организаций (раздел 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., ст. V и VI Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г. и т. д.);
• представительств государств при международных организациях (ст. 23 Конвенции 1975 г.);
• групп наблюдателей, инспекторов и членов летных экипажей (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г., Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1996 г. и др.);
Не только обыск или выемка не могут производиться в отношении учреждений и лиц, пользующихся неприкосновенностью. Согласно ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, средства передвижения представительства пользуются иммунитетом также от реквизиции, ареста и исполнительных действий. Архивы, документы и официальная переписка дипломатических и консульских представительств неприкосновенны. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Аналогичные положения содержатся в ст. 25 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т. д.
7. О том, то лицо пользуется дипломатическим иммунитетом, может свидетельствовать наличие у него дипломатического паспорта, а также выданной МИД РФ дипломатической карточки установленного образца, служебной карточки или служебного удостоверения с соответствующим штампом.
8. В случае если лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, заявляет о совершении в отношении него преступления, то сам по себе этот факт еще не означает получения надлежащего согласия на проведение с участием данного лица всех необходимых процессуальных действий. Если через Министерство иностранных дел РФ не получено надлежащее согласие на проведение процессуальных действий в отношении дипломата, необходимо провести без его участия неотложные и другие следственные действия, которые не затрагивают дипломатического иммунитета.
На практике согласие на выполнение процессуальных действий с лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом, следователи иногда получают через сотрудников Министерства иностранных дел РФ по телефону, после чего составляют и приобщают к делу справку о том, каким образом испрашивалось согласие, и кто давал разрешение. Однако такой способ получения согласия не обеспечивает его достаточной надежности и потому может иметь неблагоприятные внешнеполитические последствия. Кроме того, следователь вправе лишь истребовать иные документы у других лиц (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), но не должен создавать их сам. Представляется, что следователь (дознаватель) должен запросить официальные документы из органов Министерства иностранных дел РФ, содержащие сведения о согласии аккредитующего государства (в лице его полномочных представителей) на проведение соответствующих процессуальных действий в отношении представляющего это государство дипломата. В неотложной следственной ситуации следователь после удостоверения личности дипломата должен немедленно принять меры к вызову на место происшествия представителя МИД РФ и через него — полномочных представителей соответствующих дипломатических представительств, консульств и т. д. По прибытии этих должностных лиц решается вопрос о получении надлежащего согласия на проведения следственных действий в отношении дипломата, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия, которая удостоверяется подписями присутствующих лиц, с указанием должности и документов, удостоверяющих их личность и полномочия (дипломатические карточки, служебные удостоверения).
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
…
40) свидетельский иммунитет - право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарии:
Свидетельский иммунитет определяется в данном пункте как право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также как иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Субъектами иммунитета являются не только свидетели (п.1 ч.4 ст.56), но и потерпевший (п.3 ч.2 ст.42), гражданский истец (п.7 ч.4 ст. 44), гражданский ответчик (п.4 ч.2 ст.54). Еще более сильным иммунитетом в области дачи показаний обладают подозреваемый и обвиняемый, которые вправе отказаться от дачи любых показаний и объяснений (п.2 ч.4 ст.46, п.3 ч.4 ст.47). Поскольку в указанных случаях отказ от дачи показаний – это конституционное право лица (ст.51 Конституции РФ), использование этого права не может ставиться ему в вину или учитываться как инкриминирующий момент при оценке доказательств судом. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре» от 29 апреля 1996 г. записано: «Отказ подсудимого от дачи показаний не может служить подтверждением доказанности его вины и учитываться в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность подсудимого, при назначении ему вида и размера наказания» (п.6). Незаконно также, получив правомерный отказ от дачи показаний, требовать от лица объяснений причин и мотивов такого отказа.
Глава 2. Принципы уголовного судопроизводства.
Статья 11. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.
В части второй комментируемой статьи упоминается лишь свидетельский иммунитет, при отказе от которого показания могут быть использованы в качестве доказательств. Однако дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить о возможности использования их показаний не только свидетелей, но и других лиц, обладающих правом не давать показания. К ним относятся подозреваемый и обвиняемый (п. 2 ч. 4 ст. 46, п. 3 ч. 4 ст. 47), потерпевший (п. 3 ч. 2 ст.42), гражданский истец и гражданский ответчик (п. 7 ч. 4 ст. 47, п. 4 ч. 2 ст. 54), их представители (ст. 55). Обязаны отказаться от дачи показаний: судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу; адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи; священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди (п. 1-4 ст.56). Представляется, что лишь присяжному заседателю и священнослужителю право не давать показания должно разъясняться, поскольку эти лица, в отличие от других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 56, могут не быть профессиональными юристами.
Статья 12. Неприкосновенность жилища.
1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.
2. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.
Особенности производства обыска, выемки и осмотра помещений предусмотрены не только УПК, но и рядом других федеральных законов — в отношении лиц, пользующихся служебным иммунитетом. Так, проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи (ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судьи Конституционного Суда Российской Федерации также не могут быть подвергнуты обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей (ст. 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации не могут быть в связи с действиями по осуществлению депутатской деятельности, подвергаться обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, испрошенного по представлению Генерального Прокурора РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации распространяется на занимаемые ими жилые и служебные транспортные средства, их документы и багаж (ст. 98 Конституции РФ, ст. 19 ФКЗ «О статусе депутата федерального Собрания и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»). Президент России неприкосновенен (ст. 91 Конституции РФ). Президента нельзя подвергать обыску и другим принудительным мерам. Неприкосновенность Президента распространяется на его жилье, служебные помещения, принадлежащие или используемые им вещи. Уполномоченный по правам человека в РФ пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он, в частности, не может без согласия Государственной Думы быть подвергнут обыску (ч. 1 ст. 12 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
Статья 14. Презумпция невиновности.
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
Согласно презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, хотя вправе это делать. Это значит, что он не может быть понуждаем к даче любых показаний под страхом какой бы то ни было юридической ответственности, а отказ от дачи показаний не может быть истолкован ни как признание им своей виновности, ни как отягчающее наказание обстоятельство. В то же время защитник обвиняемого и вправе, и обязан доказывать его невиновность или наличие смягчающих обстоятельств.
Глава 4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:
6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части первой статьи 448 настоящего Кодекса, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части первой статьи 448 настоящего Кодекса.
3. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
4. Уголовное дело подлежит прекращению в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
1. Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель при наличии указанных в данной статье оснований вправе и обязаны отказать в возбуждении уголовного дела либо прекратить уголовное дело, если оно уже возбуждено. Одновременно с прекращением уголовного дела обязательно прекращается и уголовное преследование подозреваемого или обвиняемого. Прекращение уголовного дела влечет обязательное прекращение уголовного преследования не только по основаниям данной статьи, но также и в случаях, предусмотренных ст. 25,26, 28,431, ч. 1 ст. 439, ч. 2, 3 ст. 443. Прекращение дела (и уголовного преследования) либо отказ в возбуждении дела в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью производится на основании ст. 3 УПК.
Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения является также служебный иммунитет лиц, указанных п. 1-5, 9, 10 ч. 1 ст. 448, реализующийся в данном случае либо в виде отсутствия заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор Российской Федерации, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного или флотского военного суда, иные судьи; депутаты законодательных органов власти субъектов РФ, следователи, адвокаты), либо отсутствия согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 — 5 части первой статьи 448 настоящего Кодекса (члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10